Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян icon

Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян



НазваниеУрок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян
Дата конвертации28.02.2013
Размер66.84 Kb.
ТипУрок
источник

Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т.В.

Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.


Цели: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии, плоде и семенам; совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральнымчы объектами, микроскопами; способствовать формированию умений сравнивать изучаемые объекты, делать выводы
Воспитательные: формирование научного мировоззрения на основе знаний связи строения и выполняемой функции. Осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание.


Тип урока: изучение и первичное закрепление материала
МЕТОДЫ:
Словесный – рассказ с элементами беседы.
Наглядный – демонстрация таблиц, муляжей, раздаточного материала (фиксированные цветки), иллюстраций учебника.
Практический – лабораторная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, модели, иллюстрации, , фиксированный материал, препаровальные иглы, лупы.
^ ХОД УРОКА:
УЧИТЕЛЬ: -
В: - Что вы изучали на предыдущем уроке?
В: - Что же такое побег?
О: - Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками.


УЧИТЕЛЬ: - У растений существует еще один видоизмененный побег, который может быть разнообразным по форме, окраске и который всегда радует наш глаз. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки (таблицы). Что вы видите? (Демонстрация слайда).

Деление органов на репродуктивные и генеративные
О: - Цветок.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы ...

Мы прослушали стихотворение о цветах, о цветах можно говорить бесконечно. Их красота вызывает только восхищение. Но мы должны помнить, что цветок - это не только красивый дар природы - это еще и орган размножения растений и необходимо бережно к нему относиться. Привычка людей собирать букеты приводит к бессмысленной гибели цветов и нужно знать меру.

Цветы всегда привлекали людей своей красотой и ароматом. Человек начал использовать растения для украшения жилища очень давно – около шести тысяч лет назад. Согласно дошедшим до нас историческим данным, первыми декоративными растениями были роза и лотос Изображения лотоса украшали колонны храмов и дворцов, были выбиты на египетских монетах. Цветок лотоса раскрывается 4 дня, постепенно изменяя свою форму и окраску лепестков. И в настоящее время лотос ценится как съедобное и пищевое растение. В течение нескольких тысячелетий его разводят в водоемах и даже на рисовых полях в Индии, Китае и Японии.

Цветы могут быть даже символами могущества и королевской власти. “Геральдическая лилия”, прообразом которой была вовсе не лилия, а ирис-касатик, украшала гербы и национальные флаги многих стран Европы. Как эмблема королевской власти во Франции лилия используется с X века, с XII века изображается на гербе и флаге французских королей. Изображение лилии было также на королевской печати и монетах.

Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же такое цветок и зачем он нужен растению?

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий пробег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями

В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Мужской половой орган цветка – андроцей – состоит из тычинок. Каждая тычинка составлена из заключённых в пыльник четырёх пыльцевых мешков, в которых образуется пыльца, и тычиночной нити, по которой подводятся питательные вещества и вода. (Слайд 5). Женский половой орган – гинецей (пестик). Он состоит из рыльца, на которое должна попадать пыльца, выполняющего опорные функции столбика и завязи, содержащей один или несколько семязачатков. В семязачатках развиваются зародышевые мешки, которые после оплодотворения превращаются в семена. Кроме того, в состав цветков, опыляемых насекомыми, входят нектарники, которые выделяют сахаристый нектар.

^ Закрепление материала. Учащиеся отвечают на вопросы: Что такое пестик? Что такое тычинка?

Пестик ♀ – женская часть цветка. Пестик имеет рыльце, столбики и завязь

Завязь – часть пестика, из которого образуется плод. Приложение 1

Тычинка ♂ – мужская часть цветка. Тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У яблони околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку.

Дальше следует введение и отработка понятий: “простой и двойной околоцветник”, “обоеполые и раздельнополые цветки”, “правильные и неправильные цветки”, “формула цветка”.

1) Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется двойным

2) Околоцветник, у которого все листочки около цветника более или менее одинаковы, называется простым Приложение 1

3) Цветки, у которых есть и пестики и тычинки, называются обоеполыми.

4) Цветки, у которых есть только пестики или только тычинки, называются пестичными или тычиночными, или раздельнополыми

5) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то эти растения однодомные

6) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на разных растениях, то эти растения двудомные.

7) Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, называются правильными.

8) Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называются неправильными

9) Формула цветка:

Л – лепестки,

Ч – чашечка,

Т – тычинка

П – пестик(и),

^ - неправильный цветок,

*- правильный цветок,

♀ - пестичные (женские цветки),

♂ - тычиночные (мужские цветки),

♂♀ - обоеполые цветки,

( ) – сросшиеся части цветка,

Цифры – количество частей цветка

∞ - число частей цветка больше 12.

^ Лабораторная работа “Строение цветка”. Выполняется по инструктивной карточке


СОЦВЕТИЯ


Физминутка

- Ребята представьте, что вы в яблоневом саду, давайте дружно встанем и попробуем сорвать угоститься яблочком с дерева.

Вот так яблоко (встали)
Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно (руки на пояс)
Руку протяните (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите (руки вверх)
Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко (встали)
Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно(руки на пояс)

- Садитесь, отдохнули? Давайте продолжим нашу работу.

Образование и классификация плодов . Работа с текстом учебника

Семя. Строение семени


УЧИТЕЛЬ: -Что же вы узнали сегодня на уроке?
- Давайте повторим.

Учитель диктует:

1. цветоножка;

2. пыльник;

3. тычиночная нить;

4. рыльце;

5. столбик;

6. завязь;

7. цветоложе;

8. чашелистик;

9. лепесток.




Отгадай загадки?

1.

О каких плодах ведется речь?
Было зеленое платье атласное
нет, не понравилось –
Выбрала красное.
Но надоело так же и это
Выбрала платье синего цвета.

(слива, плод костянка)

2.

На ветки – конфетки
С начинкой медовой
А кожа на ветке
Породы ежовой.

(крыжовник, плод ягода)

3.

Целый табун лошадей
На одной привязи.

(виноград, плод ягода)

4.

Формой яблоко иль груша
Этот плод приятно кушать
Ароматный, твердый с юга
Угощу таким я друга.

(айва, плод яблоко)

5.

Вкусны – оближешь пальчики
Оранжевые мячики
Но только в них я не играю
А неизменно их съедаю.

(апельсины, плод померанец)

6.

В желтеньком улье
Пчелки уснули.
Сбились в клубок
А в семках медок.

(дыня, плод тыквина)

7.

На жарком солнышке подсох
и рвется из стручков...

(горох, плод боб)

8.

Золотое решето –
Черных домиков панно.
Сколько черных домиков,
Столько беленьких жильцов.

(подсолнух, плод семянка)


А теперь, ребята, давайте сравним семя фасоли с семенем зерновки пшеницы. Итак, что же у них общего? (Общее в строении семени фасоли и пшеницы то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура у однодольных срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Рефлексия

На дом Изучить раздел 6 до конца; подготовить тестовое задание на следующий урок; подготовить сообщение об использовании человеком семян различных растений




Похожие:

Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян iconПрограмма по учебнику В. В. Пасечник «Биология Растения. Грибы. Бактерии». Цель урока
Контрольно обобщающий урок в 6-ом классе по теме: «Цветок – соцветия. Семя – плод»
Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян iconУрок биологии в 6 классе Тема: Побег и почки. Внешнее строение листа

Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян iconУрок : Как переселяются растения
Цель урока : познакомить с разными способами распространения семян, приспособлениями семян к распространению
Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян iconУрок по биологии в 7 классе. Тип урока: Урок изучения нового материала. Тема урока: Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие. Хоботные, Хищные
Цели: 1 расширить и углубить понятие об экологических группах животных, о многообразии млекопитающих
Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян iconУрок русского языка во 2 классе. Учитель: Папуша С. А. Девиз урока : наблюдать, думать, изучать, запоминать. Тема: Имя прилагательное как часть речи
Тип урока: Урок закрепления, повторения, систематизации знаний об имени прилагательном
Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян iconУрок биологии в 8 классе. Тема: Дыхание. Органы дыхательной системы
Цели: Помочь учащимся осознать личностную значимость учебного материала; разъяснить связь дыхательной и кровеносной систем; рассмотреть...
Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян iconСущенкова Ирина Александровна, Учитель биологии мбоу сош №1 ст. Ольгинской, Аксайского района, Ростовской области Предмет: Биология, 6 класс Тема урок
Тема урока: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней
Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян iconИзучить особенности строения и жизнедеятельности приматов. Рассмотреть многообразие приматов
Урок биологии в 8 классе автор: Гриненко Михаил Владимирович, учитель биологии Любовниковской средней школы
Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян iconУрок занимательной биологии в 7 классе. Составитель: учитель биологии мбоу сош№8 Слизкая Валентина Федоровна, г. Каменск-Шахтинский Ростовской области. Ролевая игра «Суд над мухами»
Набор ролей: секретарь; судья; обвинители; защитники; присяжные заседатели; эксперты
Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян iconКонспект открытого урока по английскому языку в 3 классе «В» гоу сош №1368 Тема урока «Мой дом» Грамматическая тема «Оборот There is/ there are» Учитель: Гвоздецкая Р. М
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы