Негативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале icon

Негативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале



НазваниеНегативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале
Дата конвертации14.03.2013
Размер136.78 Kb.
ТипДокументы
источник

Еще в дореволюционной школе изло­жение (как устное, так и письменное) было одним из самых распространен­ных видов работы. Называлось оно пе­реложением. Знаменитый филолог и методист Ф. И. Буслаев в воспоминаниях о своих гимназических годах пи­сал: «Учителю нужно было очень подробно, не спеша излагать содер­жание каждого параграфа в руковод­стве и заставлять учеников по несколь­ку раз пересказывать это изложение, так что от многократного повторения заданный урок был уже готов к следующему классу без затвержения его на дому». В дореволюционной школе для переложения предлагались тексты как духов­ного, так и светского содержания, а сре­ди них — лирические стихотворения. К концу XIX в. такая работа, основанная на механическом воспроизведении тек­ста, становилась все менее популярной.

Негативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале XX сто­летия, когда изложение стали приравни­вать к механическому списыванию и не­осознанному заучиванию. Внимание ме­тодистов было направлено на сочинение, которое считалось работой активного, творческого характера.

Только в тридцатые годы XX в. от­ношение к изложениям переменилось. Стало очевидным, что нельзя успешно развивать связную речь учащихся, не закрепляя ее в устном и письменном пересказе образцовых текстов. Благо­даря работам М. А. Рыбниковой, появи­лась реальная оценка изложений, при написании которых, ученик может вы­работать «определенное отношение к самому процессу письма. Когда процесс письма перестанет быть только фор­мальным заданием, когда ему захочет­ся писать, так сказать, для души, для себя, чтобы передать свои мысли и пережи­вания,,. Наша задача заключается в том, чтобы научить наших учащихся думать с пером в руках».

Анализируя творческие работы уча­щихся, методисты пришли к выводу, что изложения и сочинения способствуют и сознательному усвоению системы рус­ского правописания, о чем в 1946 г. пи­сал В. А. Добромыслов: «Процесс фор­мирования орфографических и пунктуа­ционных навыков завершается именно в самостоятельных письменных выска­зываниях учащихся».

В 60—70-е годы появился целый ряд интересных исследований, посвященных методике проведения изложений. Так, в 1965 г. было опубликовано масштабное исследование Т. А. Ладыженской и М. Т. Баранова «Особенности языка учениче­ских изложений», которое подготовило почву для решения многих методических задач; определения принципов подбора текстов для изложения; методики под­готовки учащихся к выполнению обуча­ющих изложений и работы над ошибка­ми ученических изложений; оценки твор­ческих письменных работ.

Изложение стало традиционным ви­дом работы, без которого невозможно представить систему занятий по разви­тию связной речи учащихся.

В 1968 г. вышла книга Н. А. Нленки-на «Изложение с языковым разбором текста». В ней автор раскрывает методику проведения нового вида обу­чающего изложения, приводит языковые комментарии к каждому тексту. Важ­ным оказалось то, что тексты, предлага­емые для изложений, соотнесены с изу­чаемыми грамматическими темами. Это помогает устранить «тот извечный пе­рерыв в изучении программы, который наступает каждый раз, когда в проду­манную систему знаний вклинивается изложение как работа инородного на­правления»,

В 1991 г. появился «Сборник текстов для изложений с лингвистическим ана­лизом» для V —IX классов (авторы В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева., М. С. Со­ловейчик, Л. Л. Новоселовой). Он явился хорошим подспорьем для уро­ков по развитию речи. Эта книга помо­гает учителю русского языка реализо­вать современные требования к форми­рованию речевых умений на основе речеведческих понятий стиля, типа речи, текста и его строения.

В сборник включены тексты, которые имеют ясную типологическую структу­ру, представляющую собой взаимодей­ствие разных функционально-смысло­вых типов речи. Тексты для изложений представлены в системе, отражающей последовательность ознакомления уча­щихся со стилями и типами речи. Каж­дый текст сопровождается лингвисти­ческим анализом и методическими ре­комендациями по проведению изложе­ния.

В пособии для учителя русского язы­ка: «Виды изложений и методика их про­ведения» И. Д. Морозовой раскрыва­ется содержание и методика работы над изложениями в IV —VIII классах, обо­сновывается значение разных видов изложений в общей системе работы, но развитию связной речи, приводится их классификация, а также примерные планы проведения уроков изложений и их анализ.

Изложение — обобщенное название одного из видов связной речи (в пись­менной или устной форме), широко ис­пользуемого в речевой практике людей вообще и в качестве школьного упраж­нения в частности. В школьных усло­виях изложение — это передача в пись­менной форме содержания прочитанно­го текста или услышанного рассказа, увиденного кинофильма или спектак­ля.

Еще не до конца разработана класси­фикация видов изложения и термино­логия для их обозначения, тем не менее, можно выделить следующие виды из­ложений:

— по способу передачи исходного текста:

— устные;

— письменные;

— в зависимости от полноты передачи содержания исходного текста и языко­вых средств:

— полные;

— близкие к тексту;

— выборочные;

— сжатые;

— по цели проведения:

— обучающие;

— контрольные;

— по стилю речи:

— художественные;

— научные;

— публицистические;

— по типу речи:

— повествования;

— описания;

— рассуждения;

« изложения с дополнительным зада­нием:

— осложненные;

— творческие;

— с элементами сочинения;

с перестановкой материала;

— с изменением лица рассказчика.

Более подробно мне хотелось бы оста­новиться на изложениях с творческим заданием. М. А. Рыбникова определи­ла такой вид изложений как «переходную форму, которая показывает дви­жение от изложения к сочинению». Данный тип изложения прочно утвер­дился в практике преподавания, и вы­зывает большой интерес у учащихся

во всех классах. В основе своей изложе­ние с творческим заданием является пересказом, близким к предложенному тексту, но школьники могут добавить к нему портретное описание персонажей или их характеристику, могут сделать свой вывод или дописать окончание тек­ста.

Следует помнить о том, что дополни­тельное задание является логическим продолжением исходного текста, оно должно незаметно «вписываться» в текст и стилистически, жанрово, компо­зиционно соответствовать тексту.

Творческие задания позволяют уча­щимся лучше разобраться в тексте, про­анализировать его со стороны содержа­ния и формы, проникнуться мыслью ав­тора и его стилем.

Изложение с творческим заданием отвечает следующим задачам:

— практически знакомит с жанром, композицией;

— обучает целенаправленно исполь­зовать языковые средства;

— развивает творческие способности учащихся;

— подготавливает школьников к бо­лее глубокому восприятию литератур­ного произведения, к работе над сочи­нением.

В последнее время широкое развитие получило изложение с продолжением — особый вид изложения с творческим заданием, состоящий из двух этапов:

— анализ предложенного незавершен­ного текста (на этом этапе учащийся должен проанализировать всю инфор­мацию, заложенную как в самом тексте, так и в подтексте);

— завершение текста учащимся.

Предложенный текст заканчивается вопросом или незаконченным предло­жением, предполагающим поиск ответа, который и завершит рассказ. Для за­вершения текста ученику можно предложить самостоятельно придумать выход из слож­ной ситуации, описать развязку, исходя из логики текста, или сформулировать основную нравственную посылку, зало­женную в произведении.

Дополнить проведенную работу помо­жет классное обсуждение ответов, кото­рое научит учащихся аргументировать свою позицию и выслушивать точку зрения одноклассников.

Для такого изложения целесообразно подбирать тексты, неизвестные школьни­кам, чтобы они могли придумывать про­должения, не зная первоисточника. Об­рывается текст там, где повествование достигает наивысшего напряжения .

Во время чтения текста преподавателем ученики могут сделать небольшое количество рабочих записей. Форма этих записей полностью зависит от учеников; обычно фиксируется то, что человек не надеется запомнить: собственные имена, даты, прямая речь, цифры и прочее в этом роде. Полезно конспективно записать последовательность изложения, но это стоит делать только в том случае, если вы уверены, что записи не отвлекут учеников от восприятия читаемого текста.

Первый этап вашей работы над изложением — определение стилевой и жанровой принадлежности прочитанного отрывка. Скорее всего, вам будут предложены тексты художественного, публицистического и научно-по­пулярного стилей; среди них могут встретиться проблемные и портретные очерки, лирические зарисовки и размышле­ния, художественные и научно-популярные характеристики (одного лица или групповые), публицистические рассуж­дения и т. п.

Следующая ваша задача — выявление темы и основной мысли отрывка, а также составление содер­жательного плана, т. е,, другими словами, разбиение темы текста в целом на микротемы отдельных фрагментов.

Чрезвычайно полезным (но не обязательным) может оказаться составление так называемой композицион­ной схемы текста. Поясним подробнее, что это такое. В приведенной ниже таблице указаны наиболее часто встречающиеся функционально-смысловые типы речи вместе с соответствующими примерами.

Тип речи

Вопрос

Пример

Повествование


Описание


Рассуждение


Оценочное суждение

Что делает предмет?


Каков предмет?


Что здесь находится?


Каково ему?


Что делается вокруг?


Что это такое?


Почему?


Как быть?


Как это оценить?

Матрос вырвался и побежал по палубе, увёртываясь и ви­ляя между корзинами, ящи­ками, людьми. За ним бежал усатый.

...Они, один за другим, ныр­нули в проход машинного от­деления. Затем вынырнули с другой стороны. Пробежали вверх по трапу, дробно сту­ча подошвами и срываясь со скользких медных ступенек.

Матрос вырвался и побежал по палубе, увёртываясь и ви­ляя между корзинами, ящи­ками, людьми. За ним бежал усатый.

...Они, один за другим, ныр­нули в проход машинного от­деления. Затем вынырнули с другой стороны. Пробежали вверх по трапу, дробно сту­ча подошвами и срываясь со скользких медных ступенек.


Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огром­ные рога напоминали выворо­ченные корни дерева. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня.

Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, неболь­шое зеркало. Справа лежал старый ободранный револьвер. Тут же у стола в облуплен­ных и исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая саб­ля.

Неспокойно на душе, томи­тельно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то другое: чудится, ждётся что-ли. Притулишься где-ни­будь на задах огородов, в ло­пухах,- сердце замирает от необъяснимой, тайной радо­сти.

Утро было солнечное, гомонливое. Всюду лопались поч­ки.

Из земли пробивалась све­жая травка.. Пахло росою, бе­резовым соком, и на жёлтых гроздьях цветущих ив дружно жужжали вылетев­шие за добычей пчёлы.

Термин (лат. 1егтшиз - гра­ница, предел) -слово или словосочетание, являющееся названием определённого по­нятия какой-нибудь специаль­ной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение.

Играть втроём в шахматы -это самое последнее дело, по­тому что играть могут толь­ко двое, а третий сидит и подсказывает то одному, то другому.

Если ты выиграешь, то те­бе говорят, что ты играл, несмотря на то, что тебе подсказывали. Нет, лучше всего играть в шахматы вдво­ем, когда никто не мешает.

Что теперь делать? Бежать? Но Артем, весь забинтован­ный, крепко спал.

Он должен был спать 24 ча­са, чтобы зажили раны. Неу­жели же бросить благород­ную собаку? Одну в пеще­ре? Нет, нет! Спасаться -так всем вместе, погибать -так всем вместе.

Суворов ещё при жизни стал легендой. Он со своими "чудо-богатырями" не знал поражений. Его имя и сегод­ня хранится в памяти каждо­го русского человека.

.


Приведем два примера анализа текстов.

Губернские чиновники.


Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Все было залито светом. Черные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. ...Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись, во что бог послал в губернский город. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам: некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседлали к дамам, так же говорили по-фран­цузски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако

ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам, и посматривали по сторонам, не расставил ли где губернаторский слуга зеленого стола для виста. Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер "черт меня побери", как говорят французы, — волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закругленные и крепкие. Это были почтенные чиновники в городе. Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут крепко и надежно, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать божия. У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь — и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, прослуживший богу и госуда­рю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро. Нельзя утаить, что почти такого рода размышления занимали Чичикова в то время, когда он рассматривал общество, и следствием этого было то, что он, наконец, присоединился к толстым...

(Н. В. Гоголь).

Анализ текста.

Фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" представляет собой законченное целое — групповую характеристику чиновников России 1-й половины 19 века. Одновременно это и сравнительная характеристика, так как описание чиновничьего сословия дается путем сопо­ставления двух типов чиновников (тоненьких и толстых) различающихся по возрасту и имущественному состоянию В основе сравнения лежит противопоставление, однако это противопоставление нисколько не разрушает целого, под­черкивая незыблемость указанного общественного класса через связь поколений.

Основная мысль текста созвучна идее всего произведе­ния — обличение пошлости бытия этого слоя российского общества.

Хотя у Гоголя в этом тексте абзацное членение отсутствует, текст имеет ясную логическую структуру, которая представлена в приведенном ниже сложном плане и композиционной схеме текста.

^ План текста.

1. Появление Чичикова на вечеринке у губернатора и его впечатление от присутствующих в целом.

2. Сравнительная характеристика тоненьких и тол­стых

а) внешний вид тех и других;

б) служебное положение;

в) имущественное состояние;

г) связь поколений.

3. Самоопределение Чичикова: он присоединился к толстым.

А сейчас придумайте свое окончание текста. Интересно ли узнать, как автор завершил свое произведение? Может быть, вариант ваш совпадет с тем, что придумал автор? Предлагаем текст, а вы продолжите.

^ На рыбалке.

В субботу рано утром Александр Михай­лович ушел на речку с удочкой. Жара не спадала. Из-под полей старенькой соломен­ной шляпы по лбу и шее Александра Ми­хайловича беспрерывно катился пот. Ка­пельки его щекотали раковины ушей, холо­дили под рубашкой спину, но упрямый ры­бак только головой встряхивал, а правой руки с удилища не снимал.

Не было ни малейшего дуновения ветерка. Редкие тучки еле двигались в накаленной бледной синеве небес. Зеленоватая вода ка­залась густой, как подсолнечное масло, лишь медленно проплывавшие по ее поверхности соринки указывали на слабенькое течение.

Пряно пахло нагретыми водорослями, тиной, прибрежной сыростью. Вторую удоч­ку Александр Михайлович разматывать не стал, чтобы не рассеивалось внимание. Кле­ва не было. Уже третью папиросу выкурил рыбак, уже несколько раз отчаяние сменя­лось у него надеждой, а надежда снова по­корялась отчаянием. Кончик удилища был так мертво недвижим, что зеленые и жел­тые стрекозы безбоязненно присаживались на него отдохнуть. Глухая тишина не на­рушалась, а как бы подчеркивалась моно­тонным напевом удода, далеким и горест­ным голосом кукушки.

Время шло, и сладостная дрема стала одо­левать Александра Михайловича. Он уже хотел, было махнуть рукой на ловлю, растя­нуться на носу лодки и уснуть, но тут кон­чик удилища резко качнулся, а затем, судо­рожно содрогаясь, зарылся в воду. Алек­сандр Михайлович вскочил так порыви­сто, что едва не зачерпнул в лодку воды. На конце лесы тугими толчками рвалась в глубину крупная рыба. Легкое удилище со­гнулось вдвое...

(Шолохов).

Продолжение: • •• • • ••••«

Кое-как дотянувшись до лесы рукой, Александр Ми­хайлович бросил удилище в лодку и уже пальцами и всей рукой остро почувствовал бурное сопротивление добычи. Крупный, около килограмма весом, окунь по­казал широченный полосатый бок, ушел подлодку.

С усилием, подтягивая лесу, донельзя взволнован­ный, счастливый рыбак все же вырвал его из воды. Окунь забился на влажном днище, гулко зашлепал хвостом. Осторожно придавив к спине воинственно поднятый спинной плавник, крепко стиснув возле го­ловы еще хранящее холодок глубинных вод тело кра­сивой, упругой рыбы, Александр Михайлович вынул из ее пасти крючок, бережно опустил окуня в плетенный из хвороста круглый садок и только тогда увидел, как мелко дрожат руки. - -

Приемов и методов написания изложения много. С каждым годом увеличивается их многообразие, чаще стали проводиться уроки развития речи с проектором, с электронными носителями, что облегчает работу с текстом, помогает лучше его усвоить. Между тем современная жизнь предъявляет к знаниям учащихся новые требования в написании изложения. Это вызывает необходимость компетентного подхода в обучении написания изложения. Изложение с творческим заданием - вид аттестационной работы для учащихся 9 классов. И это очень важно. Нужно учиться на слух воспринимать текст, передавать его микротемы, И только продуманные систематические уроки развития речи с разнообразием приемов и методов работы с текстом помогут ученикам справиться на экзамене с любой творческой работой.


Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы


Приемы и методы обучения

написания изложения


Подготовила Болгова О.Н.,

учитель русского языка

и литературы


Графовка ,2006




Похожие:

Негативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале iconХод игры 1-й ведущий
Цель: прививать учащимся любовь к чистоте и порядку, негативное отношение к беспорядку
Негативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале iconКлассный час в 8 классе Классный руководитель Богачева Ольга Вениаминовна
«полезные» привычки человека; сформировать негативное отношение к вредным привычкам; формировать навыки коллективной работы. Сформировать...
Негативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале iconКонтрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр
Мсфо в правовое поле России, и, во-вторых, придать официальный статус такому виду бухгалтерской отчетности российских организаций,...
Негативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале iconПрограммные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое)
Наличие устойчивых умений, навыков де­тей, полученных на музыкальных занятиях, в области восприятия, пения, музыкально-ритмических...
Негативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале iconТема: «Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников»
Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания...
Негативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале iconКонспект урока для 9 класса «Создание и редактирование базы данных» Тип урока: урок закрепления новых знаний с элементами лабораторной работы. Цели урока: Образовательные
Воспитывать ответственное отношение к информации, требовательное отношение к себе
Негативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале iconОтношение человека к природе в начале цивилизации
В вавилоне поклонялись богу воды, древние индейцы — богу грома и солнца, многие верили в сверхъестественную связь между племенем...
Негативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале iconПрактические занятия (6 часов) «Тренинг отношения к деньгам»
Он состоит из нескольких частей. В начале участники группы сообщают свое отношение к деньгам, свои проблемы и достижения, а также...
Негативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале iconНаучно-исследовательская работа Название: «Позитивное и негативное влияние глобализации в процессе заимствования английских слов в английском языке»
«Позитивное и негативное влияние глобализации в процессе заимствования английских слов в английском языке»
Негативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале iconКраткое содержание работы
Юстиниана, известна еще Родосскому праву в начале первого тысячелетия до Рождества Христова
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы