Исследовательское обучение в современной образовательной практике. Хуртасенко Е. А icon

Исследовательское обучение в современной образовательной практике. Хуртасенко Е. А



НазваниеИсследовательское обучение в современной образовательной практике. Хуртасенко Е. А
Дата конвертации14.03.2013
Размер49.02 Kb.
ТипДокументы
источник

Исследовательское обучение в современной образовательной практике.

Хуртасенко Е.А.

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.

С началом 21 века нам, учителям, становится всё более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом педагогами стремлении к теоретическим идеям и практике исследовательского обучения.

Ни для кого из нас не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Постоянно проявляемая исследовательская активность- нормальное, естественное состояние ученика начальной школы. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Учителя начальной школы всё чаще предлагают детям задания, включающие их в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, учитель должен следовать методологии, то есть поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для детей, исследовательская работа должна выполняться ими добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Итогом исследовательской работы является выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать « ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы, независимо от их качества, необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

В начальной школе реализуется исследовательскую деятельность через занятия « Я- исследователь». Первый год я являюсь учителем – апробатором учебного издания « Я- исследователь» под редакцией А. И. Савенкова. ( слайд) Основная цель этого издания- развитие у учащихся умений и навыков исследовательского поиска.(слайд)

Задачи:

  • умение ориентироваться в окружающем и информационном мире

  • развитие познавательных умений и навыков детей

  • умение самостоятельно добывать знания

  • развитие творческой, поисковой, исследовательской деятельности

  • умение критически мыслить, наблюдать, проводить эксперименты, доказывать и защищать свои идеи

Тетрадь « Я – исследователь» рассчитана на четыре года обучения. Продолжительность занятий в 1 классе – 30 минут, во 2 -4 классах – 40 минут. Давайте посмотрим внутреннее содержание тетради.(слайд) Путешествуя по страницам рабочей тетради, можно пронаблюдать последовательность изложения материала, который в одинаковой степени может быть востребован в работе с учащимися любых классов начальной школы.

Материал программы курса « Я – исследователь» опирается на следующие понятия(слайд):





  • Проблема

  • Тема

  • Актуальность

  • Цель

  • Объект

  • Предмет



Основные этапы моей работы – это(слайд):

  • тренинговые занятия

  • коллективные игры – исследования

  • практикумы

  • индивидуальная работа с учащимися по планированию и проведению самостоятельных исследований

  • консультации по защите исследовательских работ и проектов



Начинать работу по этим тетрадям , не скрываю, было тяжело. Ведь в помощь учителю не было никаких методичек. И как всегда на помощь пришли родители, которых я убедила в том, что нужно помочь ребятам самостоятельно искать истину, что это позволит их детям свободно ориентироваться в информационном мире. В конце года среди родителей провела анкетирование, где они отметили, что их дети стали больше читать дополнительной литературы и самостоятельно добывать знания.

На занятиях « Я – исследователь» я использую различные формы исследовательской деятельности учащихся (слайд):

  • семинары

  • групповые и индивидуальные занятия

  • творческие экспедиции

  • конференции

  • эксперименты



Занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня. Из 22 учеников класса 12 человек активно включились в самостоятельный исследовательский поиск. Дети решили наблюдать за своими домашними животными. Для себя я отметила, что мои ребята стали активнее самостоятельно добывать знания, читать больше дополнительной литературы, научились ставить вопросы, выдвигать гипотезы. У ребят возросли познавательные потребности.

При работе с тетрадью « Я – исследователь» учителю нужно обязательно учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Эта тетрадь включает широкий спектр разноуровневых заданий и упражнений, рассчитанных на выбор учащихся. Работа по данному учебному пособию рассчитана на детей выше среднего и высокий уровень интеллектуальных способностей. Дети, которые себя не проявили, подтягиваются за сильными учениками. И это очень важно. Ведь у ребят развиваются коммуникативные способности, формируется учебная мотивация, мотивация достижения успеха.

Учебное пособие « Я – исследователь» предполагает совместную деятельность учителя, ученика и родителя. И это очень важно, так как расширяет образовательное пространство ребёнка, формирует ценность образования через семью.

Новое время, в котором живут наши дети, требует развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка. Мы считаем, что исследовательская практика ученика начальной школы – путь формирования особого стиля учебной деятельности. Исследовательский подход позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. Предлагаю фрагмент занятия по учебному пособию « Я – исследователь».( слайды)

И в заключении хочу сказать, что исследовательская работа учит детей самостоятельно добывать знания, применять их на практике, развивает речь учащихся.




Похожие:

Исследовательское обучение в современной образовательной практике. Хуртасенко Е. А iconАнализ в современной медицинской практике с каждым год
В современной медицинской практике с каждым годом возрастает роль лабораторной диагностики как основного инструмента постановки диагноза...
Исследовательское обучение в современной образовательной практике. Хуртасенко Е. А icon1. Научно-методические основания развития универсальных учебных действий в образовательной практике. 2
Научно-методические основания развития универсальных учебных действий в образовательной практике. 2
Исследовательское обучение в современной образовательной практике. Хуртасенко Е. А iconТехнология разноуровневого обучения как средство воспитания интереса к урокам русского языка
Дифференцированное обучение на уроках русского языка актуальная проблема современной школы. Как известно, дифференцированное обучение...
Исследовательское обучение в современной образовательной практике. Хуртасенко Е. А iconУчебной практике (уход за детьми в хирургическом стационаре) для студентов I курса педиатрического факультета
Структура современной детской хирургической клиники. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала по уходу за детьми в...
Исследовательское обучение в современной образовательной практике. Хуртасенко Е. А iconПреподавание русского языка в условиях развития современной школы: проблемы и перспективы участники круглого стола «Преподавание русского языка в условиях развития современной школы: проблемы и перспективы»
Вопросы преподавания русского языка и требования к уровню подготовки выпускников в рамках государственного образовательного стандарта,...
Исследовательское обучение в современной образовательной практике. Хуртасенко Е. А iconУчебно-методический комплекс по Преддипломной практике по истории России составлен в соответствии с требованиями Основной образовательной программы по специальности 030401 История
Дисциплина входит в региональный компонент цикла дисциплин специализации и является обязательной для изучения
Исследовательское обучение в современной образовательной практике. Хуртасенко Е. А iconРасписание занятий
«Современные педагогические технологии в вузе (Проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI века программа Intel...
Исследовательское обучение в современной образовательной практике. Хуртасенко Е. А iconПротокол от «29» ноября 2010 г. №2 Место проведения: моу «Краснояружская сош №1» заседания томош учителей начальных классов Председатель: Рыбникова Т. В
Презентация программы «Я-исследователь»- выступление из опыта по эксперименту, Хуртасенко Е. А
Исследовательское обучение в современной образовательной практике. Хуртасенко Е. А iconКонспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Моя семья». Воспитатель: Мацкевич Наталья Васильевна
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация». овое и развивающее обучение
Исследовательское обучение в современной образовательной практике. Хуртасенко Е. А icon«Интерактивное обучение воспитателей в процессе методической работы в доу» Старший воспитатель мдоу №8 М. А. Кузнецова
Качество воспитательно-образовательного процесса в доу зависит не только от целей и задач, которые поставлены перед педагогическим...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы