Практические занятия по дисциплине «Когнитивная психология» (для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология») icon

Практические занятия по дисциплине «Когнитивная психология» (для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология»)



НазваниеПрактические занятия по дисциплине «Когнитивная психология» (для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология»)
Дата конвертации05.03.2013
Размер28.87 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

По дисциплине «Когнитивная психология»

(для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология»)

(преподаватель: кандидат педагогических наук, доцент Ковалева О.И.)


Тема 1. Основные этапы становления когнитивной психологии как науки

Цель: дать представление о когнитивной психологии как области гуманитарного познания; об основных этапах ее становления как науки.

Основные понятия: когнитивная психология, интроспекция, бихевиоризм, коннекционизм, метакогнитивизм, голографическая модель.


^ Вопросы для обсуждения

1. Психология в Германии и Америке. Появление современной когнитивной психологии.

2. Роль необихевиоризма в развитии когнитивной психологии.

^ Методические рекомендации

При рассмотрении вопросов данной темы, студентам следует уяснить, что когнитивная психология сравнительно молодая наука, сформировавшаяся в 50-60 годы 20 века. Когнитивная психология может обеспечивать основу для понимания различных типов поведения, изучаемых другими областями общественных наук.

Студент должен знать, что на ее появление оказали влияние три главных фактора.

^ Первым фактором явились исследования эффективности действий людей, интенсивно проводившиеся в течение Второй мировой войны, когда были крайне необходимы данные о том, как обучить солдат использовать сложное оборудование и как решать проблему нарушения внимания. Работа в академической лаборатории проводилась британским психологом Дональдом Бродбентом и другими психологами Джорджем Миллером, Фрейдом Этнивом и Уэнделлом Гарнером распространившими теорию информации, которая являлась абстрактным способом анализа обработки информации.

^ Второй фактор основан на достижениях в информатике, особенно в области искусственного интеллекта. Суть ИИ состоит в том, чтобы заставить компьютеры вести себя разумно. Ален Ньюэлл и Герберт Саймон потратили 40 лет на обучение когнитивных психологов применению искусственного интеллекта.

^ Третьим фактором, оказавшим влияние на когнитивную психологию, явилась лингвистика. В 1950 –х гг.лингвист Хомски начал разрабатывать новый способ анализа структуры языка. Его исследования имели огромное значение и позволили когнитивным психологам отвергнуть бихевиористические концепции.

Студенту необходимо запомнить определение понятий «когнитивная психология», «интроспекция», «бихевиоризм», «коннекционизм», «метакогнитивизм», «голографическая модель».

Главной причиной введения в учебный процесс и изучения предмета «когнитивной психологии» студентами 2 курса является возможность стимулирования и развития навыков научной работы и улучшении интеллектуальных способностей.


Данное занятие можно провести по методике позиционного обучения (Н.Е. Веракса): группа разбивается на 5 микрогрупп («Тезис», «Понятие», «Апологет», «Оппозиция», «Провокаторы»), каждая из которых раскрывает сущность вопроса со своей позиции.

^ Группа «Тезис» кратко излагает содержание изучаемой темы в виде основных тезисов.

Группа «Понятие» указывает базовые понятия, входящие в тему, и дает им определения.

Члены группы «Апологет» выявляют и формулируют положительные, интересные, оригинальные, перспективные и стороны материала.

^ Группа «Оппозиция» формулирует все недостатки, которые ей удается найти при изучении темы, при этом дается формулировка не только каждого недостатка, но и обоснование того, почему это является недостатком.

^ Группа «Провокаторы» ставит вопросы проблемного характера, основанные на изложении материала другими группами.

Предварительная работа:

Законспектировать:

- Исследования обработки информации

- Роль необихевиоризма в развитии когнитивной психологии.

- Коннекционизм.

- Метакогнитивные операции и модель АСТ*.

- Голографическая модель

Критерии оценки

  1. Активность

  2. Глубина раскрытия вопроса

  3. Правильность и ясность речи

  4. Привлечение дополнительного материала




Похожие:

Практические занятия по дисциплине «Когнитивная психология» (для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология») iconПрактические занятия по дисциплине «Психология взрослых» (для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология»)
Предмета в междисциплинарной связи с другими науками. Исследование периодов и задач взрослого развития
Практические занятия по дисциплине «Когнитивная психология» (для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология») iconУчебник для студентов высших учебных заведений. М.: Пер сэ, 2002
Ной психологии " для студентов 1 курса специальности "Педагогика и психология" (Бакунова И. В. доцент, кандидат педагогических наук)...
Практические занятия по дисциплине «Когнитивная психология» (для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология») iconПрактические занятия по дисциплине «Экспериментальная психология» (5 курс, специальность «Педагогика и психология», озо)
Цель: дать общее представление о понятии «экспериментальный метод» и об основных нормативах научного мышления
Практические занятия по дисциплине «Когнитивная психология» (для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология») iconРабочая программа по дисциплине «Общая педагогика» 1-го курса специальности «Дошкольная педагогика и психология» доц. Леонова О. В. № Темы занятий
Рабочая программа по дисциплине «Общая педагогика» 1-го курса специальности «Дошкольная педагогика и психология»
Практические занятия по дисциплине «Когнитивная психология» (для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология») iconЛекция По дисциплине «Методы активного социально-психологического обучения» (для студентов специальности 1 курса специальности «Педагогика и психология»)
Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М., 1984
Практические занятия по дисциплине «Когнитивная психология» (для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология») iconВопросы к дисциплине Социальная психология для студентов заочной формы обучения специальности «Клиническая психология»
Теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку («психология народов», «психология масс», теория...
Практические занятия по дисциплине «Когнитивная психология» (для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология») iconЛекция По дисциплине «Коррекционная педагогик с основами специальной психологии» (для студентов 2 курса специальности «Педагогика и психология»)
Охватывает весь жизненный цикл такого человека
Практические занятия по дисциплине «Когнитивная психология» (для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология») iconРабочая программа по дисциплине «Общие основы педагогики» 1-го курса специальности «Педагогика и психология» доц. Леонова О. В. № Темы занятий
Рабочая программа по дисциплине «Общие основы педагогики» 1-го курса специальности «Педагогика и психология»
Практические занятия по дисциплине «Когнитивная психология» (для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология») iconЛекция По дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» (для студентов 2,3 курса специальности «Педагогика и психология»)
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Спб, 2003
Практические занятия по дисциплине «Когнитивная психология» (для студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология») iconМетодические рекомендации Для будущей педагогической деятельности студента особенно важно понимать задачи и цели обучения, а также те условия, которые способствуют овладению учащимися приемами познавательной деятельности
«Педагогическая психология» для студентов 3, 5 курса специальности «Педагогика и психология» и «Логопедия»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы