Тематический план кпв (одс) «Виды личностно-ориентированной психотерапии» № Тема занятия Практические занятия icon

Тематический план кпв (одс) «Виды личностно-ориентированной психотерапии» № Тема занятия Практические занятия



НазваниеТематический план кпв (одс) «Виды личностно-ориентированной психотерапии» № Тема занятия Практические занятия
Дата конвертации04.03.2013
Размер344.44 Kb.
ТипТематический план
источник

Тематический план


КПВ (ОДС) «Виды личностно-ориентированной психотерапии»



Тема занятия

Практические занятия



Основные направления психотерапии.

2



Интегративные модели патогенетической психотерапии

4



Патогенетическая психотерапия: индивидуальная форма работы

2



Патогенетическая психотерапия: групповая форма работы




5.

Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия (ЛОК-терапия)

2




Итого:

12



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


^

Кафедра клинической психологии




КУРСЫ ПО ВЫБОРУ (ОДС)


«Виды личностно-ориентированной психотерапии»

П Р О Г Р А М М А




Ставрополь

2009


^ Пояснительная записка

Курс по выбору “Виды личностно-ориентированной психотерапии” относится к числу практических психологических дисциплин и полностью строится на психологических законах обучения психокоррекционной работе и психотерапевтического воздействия. Она не повторяет основы психологии, а рассматривает и анализирует деятельность специалиста, которым должен стать студент после окончания вуза.

Содержание данной программы определяется требованиями Государственного образовательного стандарта РФ 2000 года. Курс “Виды личностно-ориентированной психотерапии” входит в блок курсов по выбору специализации «Психотерапия» дисциплин учебного плана специальности 030302 “Клиническая психология”.

Программа курса опирается на подготовку студентов по предметам психологического цикла: “Специальные тренинги и супервизия”, “Психология личности”, “Базовые теории и методы психотерапиия” и другие.

Курс “Виды личностно-ориентированной психотерапии” должен дать студентам психологических факультетов университетов основные представления о достижениях отечественной и зарубежной психотерапии.

Изучение предмета “Виды личностно-ориентированной психотерапии” позволяет студентам сформировать знания, умения и навыки необходимые им в период прохождения производственной и научно-исследовательской практики.

Курс “Виды личностно-ориентированной психотерапии” в учебных планах по специальности 030302 “Клиническая психология” на заочной форме обучения (5,5 лет обучения): практические занятия - 12 час., зачет. Данный курс по выбору студенты изучают на 5 и 6 курсах обучения студентов в 10 и 11 семестрах.

^

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Основные направления психотерапии.

Определение понятия «психотерапия». Цели, задачи и методы психотерапии. Психодинамический подход (психоанализ и его разновидности: индивидуальная психология, эгопсихология, неофрейдизм, теоретики объектных отношений, патогенетическая психотерапия, краткосрочная психодинамическая психотерапия). Феноменологический подход (клиент-центрированная терапия, гештальттерапия). Поведенческий подход (рационально-эмотивная терапия, когнитивная терапия). Сравнительный обзор методов психологического лечения.


^ Интегративная модель патогенетической психотерапии: интеграция принципов и методов клиент-центрированнной терапии К.Роджерса.

Исторический анализ создания клиент-центрированной теории Роджерсом. Основные положения теории клиент-центрированной психотерапии. Триада Карла Роджерса. Интеграция методов психотерапии К. Роджерса и В.Н. Мясищева.

^ Патогенетическая психотерапия.

Биография В.Н.Мясищева. Психология отношений. Теория личности. Концепция невроза. Концепция психотерапии. Задачи индивидуальной психотерапии. Метод индивидуальной терапии. Общие рекомендации. Описание метода.


^ Интегративная модель патогенетической психотерапии: интеграция гештальт-терапией Ф.Перзла.


История создания гештальт-терапии Ф.Перлза. Предыстория гештальт-терапии. Основные теоретические положения. Концепция нарушений. Концепция гештальт-терапии. Принципы гештальт-терапии. Игры гештальт-терапии. Применение гештальт-терапии. Интеграция методов психотерапии гештальт-терапии и патогенетической психотерапии.


^ Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия.

Теоретические основы групповой патогенетической психотерапии. Цель и задачи групповой патогенетической психотерапии. Механизмы лечебного воздействия групповой патогенетической психотерапии. Система отношений больных неврозами и ее реконструкция в процессе групповой работы. Групповая патогенетическая психотерапия: методика.


^ Интегративная модель патогенетической психотерапии: интеграция с когнитивно-поведенческой и рационально-эмотивной психотерапией.

Исторический анализ создания когнитивно-поведенческой теории А.Бека. Основные положения когнитивно-поведенческой теории. Когнитивные модели. Когнитивные искажения. Цели и сновные стратегии когнитивной терапии. Когнитивные техники. Поведенческие техники. Основные концепции рационально-эмотивной терапии (РЭТ). Интеграция методов психотерапии А.Бека, А.Эллиса и В.Н.Мясищева.

^ Краткосрочная психодинамическая психотерапия.

Понятие «краткосрочная» психотерапия. Общие принципы краткосрочной психодинамической психотерапии.


^ Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия. (ЛОК- терапия)


Метод ЛОК-терапии. Системный подход в ЛОК-терапии. Прототипы изобретения. Компьютерные технологии в ЛОК-терапии. Сверхзадача ЛОК-терапии. Телеономичность ЛОК-терапии. Процедура проведения сеанса ЛОК-терапии. Оценка эффективности методики.


^
Cтуденты должны знать:




  1. Основные психотерапевтические подходы.

  2. Какие психотерапевтические теории к каким направлениям относятся.

  3. Основные положения патогенетической психотерапии (индивидуальная форма).

  4. Основные положения патогенетической психотерапии (групповая форма).

  5. Основные положения клиент-центрированной психотерапии.

  6. Основные положения когнитивно-поведенческой психотерапии.

  7. Основные положения гештальт-терапии.

  8. Основные положения рационально-эмотивной психотерапии.

  9. Основные положения краткосрочной психодинамической психотерапии.

  10. Интегративная модель психотерапии (патогенетическая + когнитивно-поведенческая + рационально-эмотивная).

  11. Интегративная модель психотерапии (патогенетическая + гештальт-терапия).

  12. Интегративная модель психотерапии (патогенетическая + клиент-центрированная).

  13. Основные принципы работы ЛОК-терапии.
^
Студенты должны уметь:




  1. Пользоваться полученными теоретическими знаниями при консультативной работе с пациентом (индивидуальная и групповая формы рабоы).

  2. Пользоваться полученными теоретическими знаниями при психокоррекционной работе с пациентом (индивидуальная и групповая формы рабоы).

  3. Применять упражнения гештальт-терапии.

  4. Применять упражнения когнитивно-поведенческой психотерапии.

  5. Применять упражнения рационально-эмотивной психотерапии.

  6. Применять упражнения клиент-центрированной психотерапии.

  7. Применять комплексные упражнения (патогенетическая + когнитивно-поведенческая + рационально-эмотивная).

  8. Применять комплексные упражнения (патогенетическая + гештальт-терапия).

  9. Применять комплексные упражнения (патогенетическая + клиент-центрированная).



^ СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. «Академический проект», Санкт-Петербург, 1997.

  2. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. «Речь». Санкт-Петербург, 2000.

  3. Кондрашенко В.Т., Донской Общая психотерапия.Учебное пособие. Минск. «Высшая школа», 1997.

  4. Боев И.В., Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. Ставрополь, 2001.
  5. ^

    Бурлачук Л., Кочарян А.,. Жидко М, Психотерапия.


  6. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

  7. Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Основы личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии. Харьков «Рубикон». 1999.

  8. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д.Карвасарского. Санкт-Петербург. «Питер», 1998.

Список дополнительной литературы:

  1. Вассерман Л.И., Журавель В.А. В.Н.Мясищев и медицинская психология // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. 1994. С. 12-25.

  2. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции "Психотерапия ПТСР»

  3. Менделевич В.Д., Клиническая и медицинская психология, М.: «МЕДпресс-информ», 2002.-592с.

  4. Мясищев В.Н. О генетическом понимании психоневрозов // Советская невропсихиатрия, Т. 2. Л., 1939. С. 112-140.

  5. Мясищев В.Н. О патогенезе и структуре невроза // Труды Всеукр. Съезда психо­неврологов. Харьков, 1934. С. 498-505.

  6. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960. С. 110-125.

  7. Мясищев В.Н. Понятие личности и его значение для медицины // Методологические проблемы психоневрологии. Л., 1966. С. 25-55.

  8. Мясищев В.Н. Проблема личности в психологии и медицине // Актуальные проблемы медицинской психологии. Л., 1974. С. 5-25.

  9. Руководство по психотерапии. Под ред. В.Е. Рожнова. Ташкент, 1979.

  10. Вольперт И.Е. Психотерапия. Л., 1972.

  11. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Санкт-Петербург. «Питер». 2001.

  12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология семьи и семейная психотерапия. Санкт-Петербург. «Питер», 2001.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ


КПВ (ОДС) «Виды личностно-ориентированной психотерапии» для студентов заочной формы обучения специальности «Клиническая психология»


  1. Определение понятия «психотерапия».

  2. Цели, задачи и методы психотерапии.

  3. Основные подходы в психотерапии.

  4. Основные принципы феноменологического подхода.

  5. Феноменологический подход (клиент-центрированная терапия, гештальттерапия).

  6. Поведенческий подход (рационально-эмотивная терапия, когнитивная терапия).

  7. Охарактеризуйте структуру личности по теории Зигмунда Фрейда.

  8. Перечислите и охарактеризуйте защитные механизмы личности.

  9. Назовите составляющие «триады Роджерса».

  10. Перечислите механизмы развития неврозов (гештальт-терапия).

  11. Сравните по основным тематическим параметрам динамический подход и поведенческий.

  12. Сравните по основным тематическим параметрам поведенческий подход и феноменологический.

  13. Каково отличие динамического подхода от феноменологического (по основным тематическим параметрам)?

  14. Психодинамический подход (психоанализ и его разновидности: индивидуальная психология, эгопсихология, неофрейдизм, теоретики объектных отношений, патогенетическая психотерапия, краткосрочная психодинамическая психотерапия).

  15. Основные принципы психодинамического подхода.

  16. Основные принципы поведенческого подхода.

  17. Факторы лечебного воздействия (min 3).

  18. Дайте сравнительный обзор методов психологического лечения (Каrasu Т.В., 1979).

  19. Эффективность психотерапии.

  20. Жизненный путь В.Н.Мясищева.

  21. Психология отношений В.Н.Мясищева.

  22. Теория личности В.Н.Мясищева.

  23. Концепция невроза.

  24. Типы невротических конфликтов.

  25. Концепция психотерапии.

  26. Патогенетическая психотерапии - задачи индивидуальной формы.

  27. Общие рекомендации проведения метода индивидуальной патогенетической психотерапии.

  28. Порядок проведения индивидуальной патогенетической психотерапии.

  29. Теоретические основы групповой патогенетической психотерапии.

  30. Цели и задачи личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.

  31. Механизмы лечебного воздействия групповой формы психотерапии.

  32. Система отношений больных неврозами и ее реконструкция в процессе групповой психотерапии.

  33. Исторический анализ создания клиент-центрированной теории Роджерсом.

  34. Основные положения теории клиент-центрированной психотерапии.

  35. Триада Карла Роджерса.

  36. Интеграция методов психотерапии Роджерса и Мясищева.

  37. История создания гештальт-терапии Ф.Перлза.

  38. Предыстория гештальт-терапии.

  39. Концепция нарушений.

  40. Концепция гештальт-терапии.

  41. Принципы гештальт-терапии.

  42. Игры гештальт-терапии.

  43. Применение гештальт-терапии.

  44. Интеграция методов психотерапии гештальт-терапии и патогенетической психотерапии.

  45. Понятие краткосрочной психодинамической психотерапии.

  46. Соотношение: какие психотерапевтические теории к каким направлениям относятся.

  47. Основные положения патогенетической психотерапии (индивидуальная форма).

  48. Основные положения патогенетической психотерапии (групповая форма).

  49. Основные положения клиент-центрированной психотерапии.

  50. Основные положения когнитивно-поведенческой психотерапии.

  51. Основные положения гештальт-терапии.

  52. Основные положения рационально-эмотивной психотерапии.

  53. Основные положения краткосрочной психодинамической психотерапии.

  54. Интегративная модель психотерапии (патогенетическая + когнитивно-поведенческая + рационально-эмотивная).

  55. Интегративная модель психотерапии (патогенетическая + гештальт-терапия).

  56. Интегративная модель психотерапии (патогенетическая + клиент-центрированная).

  57. Основные принципы работы ЛОК-терапии.



^ Учебно-методические разработки

практических занятий


Тема: Основные направления психотерапии.

Цель: сформировать у студентов понятие «психотерапии», представление об основных направлениях психотерапии.

План:

  1. Определение понятия «психотерапия».

  2. Психодинамический подход (психоанализ и его разновидности: индивидуальная психология, эгопсихология, неофрейдизм, теоретики объектных отношений, патогенетическая психотерапия, краткосрочная психодинамическая психотерапия).

  3. Феноменологический подход (клиент-центрированная терапия, гештальттерапия).

  4. Поведенческий подход (рационально-эмотивная терапия, когнитивная терапия).

  5. Сравнительный обзор методов психологического лечения.

nУзловые вопросы темы.

Определение понятия «психотерапия»: в узком смысле - лечение человека (пациента) с помощью психологических средств воздействия, в широком смысле: психотерапия включает и оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни.

Подобная помощь оказывается в двух основных формах – индивидуальной и групповой.

Общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач. Все методы лечения (не только психологического, а любого – терапевтического, хирургического и т.д.) имеют некоторые общие основные черты, или составляющие (J. Frank, 1978).

Основными направлениями, или подходами, в психотерапии являются три:

психодинамический – основан на психоанализе и утверждает, что чувства, мысли и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Основным критерием психодинамического подхода является интрапсихический конфликт.

феноменологический (экзистенционально-гуманистический), согласно которому, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир и сосредотачивается на таких специфических психических качествах, которые выделяют человека из животного мира: сознание, самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них. По этой причине феноменологический подход называется также гуманистическим.

поведенческий (когнитивно-поведенческий) основываясь на теориях научения, поведенческие терапевты рассматривают неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения.

Основные понятия: психотерапия, психоанализ, психика, защитные механизмы, интрапсихический конфликт, психопро­филактика, реабилитация.

?? Вопросы к подготовке:

  1. Дайте определение понятия «психотерапия».

  2. Охарактеризуйте структуру личности по теории Зигмунда Фрейда.

  3. Перечислите и охарактеризуйте защитные механизмы личности.

  4. Назовите составляющие «триады Роджерса».

  5. Перечислите механизмы развития неврозов (гештальт-терапия).

  6. Сравните по основным тематическим параметрам динамический подход и поведенческий.

  7. Сравните по основным тематическим параметрам поведенческий подход и феноменологический.

  8. Каково отличие динамического подхода от феноменологического (по основным тематическим параметрам)?


Задания для самостоятельной работы:

1.Заполните таблицу «Различия психотерапевтических подходов»


Основные тематические параметры

Динамический подход

Поведенческий подход

Феноменологический подход

Природа человека










Основная проблема










Концепция патологии










Концепция здоровья










Вид изменения










Временной подход и «фокус»










Задачи терапевта










Оснавные техники










Роль терапевта










Характер связи м/у терапевтом и пациентом










Лечебная модель










2. Тестовый контроль знаний:

1. …………….- это один из видов оказания психологической помощи и психологического воздействия на пациента с целью купирование психопатологической (в первую очередь, невротической и психосоматической) симптоматики. (ПСИХОТЕРАПИЯ)

^ 2. Традиционно выделяют три подхода при проведении психотерапии:

А) психодинамический +

Б) поведенческий (бихевиоральный) +

В) феноменологический.+

Г) семейный подход

Д) индивидуальный

3. Родоначальником динамического направления в психотерапии является:

А) К. Роджерса

Б) Ф. Перлза

В) А. Бека

Г) З. Фрейд +

4. Сопоставьте компоненты личности согласно психодинамическому подходу:

1. Ид (Оно)

2. разум

2. Эго (Я)

1. резервуар бессознательной энергии, на­зываемой либидо.

3. Суперэго

3. мораль




  1. Согласно …………….. подходу каждый человек облада­ет уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпрети­ровать мир. (феноменологическому)

  2. Фено­менологический подход сосредоточивается на таких специфических психических качествах, которые выделяют человека из животного мира:

А) сознание, самосознание;

Б) креативность;

В) способность строить планы, принимать решения и ответственность за них;

Г) сознание, самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них;


Д) Верных ответов нет.

8. Теоретическим источником поведенческой терапии являлась кон­цепция…............ американского зоопсихолога Watson (1913) и его последователей. (бихевиоризма)




Темы рефератов


  1. Основоположник психоанализа – Зигмунд Фрейд, его жизнь и научная деятельность.

  2. Индивидуальная психология Альфреда Адлера, как представитель психодинамического подхода современной психотерапии.

  3. Эгопсихология, как разновидность психоанализа. (Анна Фрейд, 1946; Хартман, 1958; Клейн, 1960).

  4. Психоаналитическая психотерапия объектных отношений. (Мелани Клейн, 1975; Отто Кернберг, 1976; Гейнц Кохут, 1984).

  5. Клиент-центрированная терапия Карла Роджерса.

  6. Основные понятия гештальттерапии Ф.Перлза.


Тема : Патогенетическая психотерапия.

Цель: сформировать у студентов представление о патогенетической психотерапии (индивидуальная форма работы).


План:


  1. Патогенетическая психотерапия.

  2. Развитие отношений человека.

  3. Виды отношений.

  4. Психические процессы и отношения.

  5. Проблемы типологии человека в связи с психологией его отношений.


Узловые вопросы темы.

Основной задачей патогенетической психотерапии является информирование пациента или клиента с целью:

• осознания мотивов своего поведения, особенностей своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;

• осознания неконструктивного характера ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;

• осознания связи между различными психогенными факторами и невротическими (психосоматическими) расстройствами;

• осознания меры своего участия и ответственности в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций

• осознания более глубоких причин своих переживаний и способов реагирования, коренящихся в детстве, а также условия формирования своей системы отношений;

• научения понимания и вербализации своих чувств;

• обучения саморегуляции.

Главная характеристика личности, по Мясищеву, — система ее отношений, прежде всего отношений с людьми, формирующихся в онтогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях на базе физиологической деятельности мозга.

Существуют различные виды отношений, вернее, стороны единого предметного отношения, определяемые многосторонней возможностью реакций человека и многосторонностью объектов. Но две основные стороны отношения глубоко коренятся в фило­генетическом и историческом прошлом человека. Они представ­ляют основу положительного или отрицательного активного из­бирательного отношения человека, основу в подлинном смысле тенденции (от латинского слова tendere — напрягать), напря­женной направленности психической активности человека. От простого положительного или отрицательного хемотаксиса, че­рез инстинкты (сложные безусловные рефлексы), до сложных влечений и потребностей человека мы устанавливаем качествен­ное многообразие этих жизненных тенденций. В этом ряде эво­люционных ступеней (в отличие от биологизаторского стремле­ния видеть в простом и сложном тождественное) советская пси­хология подчеркивает их качественное различие и общественно-историческую, а не просто биологическую природу потребностей человека. Потребности — это одна сторона основного отношения. Скорее всего ее можно определить как конативную (от латинского слова conare — стремиться, домогаться) тенденцию овладения.

Центральным вопросом в психических процессах, с точки зрения психологии отношений, является проб­лема саморегуляции высшей нервной деятельности, которая вы­ражается в воле и внимании.

Общий тип высшей нервной деятельности отражается на всех сторонах личности. Можно поэтому говорить и о «темперамен­те отношений». Равнодушие и страстность, устойчивость и неус­тойчивость проявляются и в реакциях, и в отношениях. Выска­зывались мысли о том, что отношения превращаются в черты характера (В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев). Нужно, однако, при­знать, что эта формула имеет несколько внешний характер. Отношения в сущности ни во что не превращаются. Они могут приобрести устойчивость, выраженность, большую значимость и, продолжая оставаться отношениями, становятся характерными для личности. В этом смысле они и являются чертами характера.

Основные понятия: патогенетическая психотерапия, психология отношений, хемотаксис, саморегуляция, темперамент, характер, потребность.

?? Вопросы к подготовке:

  1. Охарактеризуйте патогенетическую психотерапию.

  2. Каковы основные цели и задачи патогенетической психотерапии.

  3. Охарактеризуйте развитие отношений человека в онтогенезе.

  4. Дайте характеристику видам отношений.

  5. Раскройте проблемы типологии человека в связи с психологией его отношений.




Темы рефератов:


1. Жизненный путь В.Н. Мясищева.

2. Психология отношений В.Н. Мясищева.

3. Концепция патогенетической психотерапии.

Тестовый контроль знаний:

  1. Патогенетическая психотерапия основана на теории отношений личности:

А) К. Роджерса

Б) Ф. Перлза

В) А. Бека

Г) В.Н. Мясищева +

2. Главная характеристика личности, по Мясищеву,

А) система её потребностей;

Б) система её взглядов;

В) система ее отношений +

3. Патогенетическая психотерапия осуществляется в четыре этапа, сопоставьте их

1.На первом

2. осознание психологических причин и механизмов болезни

2. на втором

4. реконструкция системы отношений личности.

3. на третьем

решение конфликта

4. на четвертом

1. происходит преодоление неправильных представлений пациента о его болезни


4. Патогенной основой различных форм неврозов, согласно представлениям Мясищева, являются:

А) детские переживания

Б) эмоциональная истощённость

В) несоответствие желаемого и действительного

Г) противоречия в тенденциях и возможностях личности, с одной стороны, в требованиях и возможностях, которые ей предъявляется действительность,- с другой +

5. Излечение наступает, если удаётся:

А) изменить систему отношений в частном, беспокоящем случае

Б) изменить мировоззрение

В) изменить его жизненные позиции и установки

Г) изменить систему отношений больного в целом, если изменяются его жизненные позиции и установки +

6. Основной задачей патогенетической психотерапии является:

А) решение личностного конфликта

Б) обучение саморегуляции

В) информирование пациента или клиента +

7. Патогенетическая психотерапия была создана в

А) 30-50-е годы +

Б) 30-40-е годы

В) 40-50-е годы

Г) 60-70-е годы

^ Тема: Интегративная модель патогенетической психотерапии (клиент- центрированная психотерапия К. Роджерса)


Цель: сформировать у студентов представление о интегративной модели патогенетической психотерапии (клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса)

План:

1. Исторический очерк

2. Основные положения учения Роджерса
^

3.Генезис невроза

4.Механизмы терапии

5. Результат терапии


6. Триада К. Рождерса

Узловые вопросы темы.

Терапия называется центрированной на клиенте потому, что клиент сам определяет и осуществляет те изменения в своем пове­дении и состоянии, которые ему представляются необходимыми, и настолько, насколько ему самому это кажется необходимым. Новый подход к терапии, по мнению Роджерса, заключается как раз в том, что клиент сам в состоянии осознать свои проблемы и решить их.

Заслуга Роджерса заключается в том, что он один из первых рас­крыл механизм воздействия группы на личность и личности на груп­пу. Он ввел понятие процесс встреч и изложил свое понимание меха­низма этого процесса в монографии «Карл Роджерс об энкаунтер-группах» (1970).

Задача клиент-центрированного терапевта состоит в том, чтобы создать условия инициации механизма изменения клиента. Выбор же того, что будет делать клиент в терапии, остается за ним, и с этой точки зрения вполне нормальна ситуация, когда клиент лишь выговаривается перед терапевтом — «выпускает пар», задействуя механизм катарсиса. Таким образом, специфический психотерапевтический механизм не задается рамками самой клиент-центрированной терапии и ее техниками.

Основные понятия: клиент-центрированная терапия, эмпатия, конгруэнтность, триада Роджерса, энкаунтер-группы, самость, истинная самость, идеальная самость.

?? Вопросы к подготовке:

  1. Осветите жизненный путь К. Роджерса.

  2. Каковы основные положения учения Роджерса.

  3. Охарактеризуйте механизмы терапии

  4. Каков патогенез неврозов в концепции К. Роджерса?

  5. Что является результатом клиент-центрированной психотерапии?




Темы рефератов:


^

1. Жизненный путь К. Роджерса.


2. Вклад К. Роджерса в мировую психологию.

3.Современное состояние и тенденции развития клиент-центрированной терапии.


Задания для самостоятельной работы:
  1. ^

    Конспект «Техники психотерапии» (Бурлачук Л., Кочарян А.,. Жидко М, Психотерапия.)


  2. Тестовый контроль знаний:




  1. Родоначальником какого направления в психотерапии является К. Роджерс:

А) психодинамического+

Б) поведенческого

В) феноменологического

Г) клиент-центрированная психотерапия +

2. ………………. это представление о себе, которое постепенно меняется в процессе разви­тия личности. (самость)

3. Роджерс полагал, что толь­ко во взаимоотношениях с другими людьми человек в состоянии рас­крыть и осознать свое:

А) истинное предназначение

Б) истинное Я+

В) истинную самость

Г) идеальную самость

4. Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основ­ных условиях:

А) постоянно поддерживаемых обязательствах друг перед другом; выражении чувств; неприятии специфических ролей (искрен­ность); способности понять и разделить внутреннюю жизнь партнера.+

Б) постоянно поддерживаемых обязательствах друг перед другом; выражении чувств;

В) неприятии специфических ролей (искрен­ность); способности понять и разделить внутреннюю жизнь партнера; умение влиять на партнёра; способность уйти от конфликта.

5. Роджерс в качестве механизма изменения клиента рассматривал:

А) тенденция к активности;

Б) тенденция к принятию окружающих;

В)самоактуализирующую тенденцию;

Г) влияние группы на индивида.

6. Заслуга Роджерса заключается в том, что он один из первых рас­крыл механизм воздействия:

А) группы на личность и личности на груп­пу;+

Б) группы на личность;

В) личности на груп­пу;

Г) влияние психотерапевта на пациента или больного.

7. В результате психотерапии происходят следующие изменения:

А) повышается открытость опыту;+

Б) углубляются переживания;+

В) повышается доверие к собственным проявлениям, к самому себе;+

Г) формируется внутренний локус оценки;+

Д) усиливается готовность войти в «процесс жизни»;+

Ж) углубляется знание о себе в процессе переживания.+

8. Роджерс указывает на необходимые условия успешного психотерапевтического процесса, среди них он называет 3 условия, относящиеся к личности психотерапевта:

А) Психотерапевт конгруэнтен в отношениях с пациентом; психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к пациенту; психотерапевт достаточно осведомлен.

Б) Психотерапевт достаточно осведомлен; психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к пациенту; психотерапевт эмпатически воспринимает пациента.

В) Психотерапевт конгруэнтен в отношениях с пациентом; психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к пациенту; психотерапевт эмпатически воспринимает пациента.+

Г) Верных вариантов нет.


^ Тема: Интегративная модель патогенетической психотерапии: интеграция гештальт – терапии.


Цель: сформировать у студентов представление о интегративной модели патогенетической психотерапии: интеграции гештальт – терапии.

План:

  1. Исторический очерк.

  2. Основные положения учения Перлза.

  3. Уровни невроза.

  4. Основные принципы гештальт – терапии.

  5. Игры гештальт – терапии.

Узловые вопросы темы.


Точный лингвистический эквивалент немецкому слову гештальт в русском языке найти трудно. Его можно перевести как фигура, кон­фигурация. Точнее — это специфическая организация частей, кото­рая составляет органическое целое.

Перлз отвергал идею разделения тела и ума, разделения объекта и субъекта и, далее, разделения человека и среды. Из этого он делает очень важный для его времени вывод о том, что пропасти между ду­шевной и физической деятельностью человека не существует.

Гешталып-терапия — это сложный синтез из психоанализа, эк­зистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевид­ного в поведении), психодрамы (отреагирование конфликтов), дзен-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осоз-навании настоящего).

В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальны­ми желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удов­летворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и ото­двигается на задний план, уступая место новому гештальту.

Полная блокировка незавершенных гештальтов может при­вести к неврозу.

Осознание и сосре­доточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название здесь и теперь.

Неврозы, считал Перлз, возникают в результате сосредоточения индивидуума на средней зоне за счет исключения событий, происхо­дящих во внутренней и внешней зонах. Эту среднюю зону Перлз на­зывал зоной фантазий. Зона фантазий несет в себе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку деструктивная природа этих геш­тальтов проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в этом настоящем. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать и интеллектуализировать (умничать) там, где нужно просто осознать настоящее.

Противоположные стороны нашего ^ Я в гештальт-терапии полу­чили название Нападающего и Защищающегося.

Одна из задач гештальт-терапии — используя закон единства и борьбы противоположностей, помочь пациенту выделить фигуру из фона, завершить гештальт и снова возвратить его в фоновое окру­жение.

Среди реакций, препятствующих росту личности, Перлз выделяет четыре основные: реакцию слияния, ретрофлексию, интроекцию и проекцию.

В процессе гештальт-терапии на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза.

Цель игр-экспериментов — достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности.


Основные понятия: гештальт-терапия, реакция слияния, ретрофлексия, интоспекция, проекция, принципы гештальт – терапии, гештальт, эксплозия.

?? Вопросы к подготовке:

  1. Осветите жизненный путь Ф. Перлза.

  2. Каковы основные положения учения Ф. Перлза.

  3. Дайте определение гешталь – терапии.

  4. Какие уровни невроза пациент проходит в процессе гешталь- терапии.

  5. Каковы основные принципы гешталь- терапии.




Темы рефератов:

  1. Учение Ф. Перлза.

  2. Игры гештальт – терапии.



Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить для проведения трененговую игру в рамках гешльт – терапии. (Приложение 1)

2. Тестовый контроль знаний:


1. …………………— это сложный синтез из психоанализа, эк­зистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевид­ного в поведении), психодрамы (отреагирование конфликтов), дзен-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осознавании настоящего). Гешталып-терапия


2. Гештальт можно перевести как:

А) фигура, кон­фигурация. +

Б) целое.

В) терапия.

Г) игра.


3. Основной принцип гештальт-психологии заключается в том, что анализ частей не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а:

А) взаимодействием отдельных его частей.

Б) взаимодействием и взаимозависи­мостью отдельных его частей. +

В) взаимозависи­мостью отдельных его частей.

4. Полная блокировка незавершенных гештальтов может при­вести к:

А) психозу.

Б) фрустрации.

В) неврозу .+

Г) тупику.

5. Противоположные стороны нашего Я в гештальт-терапии полу­чили название:

А) атакующего и отражающего.

Б) нападающего и защищающегося.+

В) ведущего и ведомого.

6. Среди реакций, препятствующих росту личности, Перлз выделяет четыре основные:

А) реакцию слияния

Б) ретрофлексию

В) интроекцию

Г) проекцию

Д) верных вариантов нет.

7. В процессе гештальт-терапии на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через ……….., которые Перлс называет уровнями невроза.

А) 3

Б) 5 +

В) 9

Г) 6

8. Сопоставьте:

1. Принцип «сейчас»

1— это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент.

2. Принцип «я — ты»

2 выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми.


3. Принцип субъективизации высказываний.

3 Связал с семантическими аспектами ответственности пациента.

4. Континуум сознания.

4 Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий гештальт-терапии.


^ Тема: Интегративная модель патогенетической психотерапии (интеграция когнитивно - поведенческой психотерапии).

Цель: ознакомить студентов с интегративной моделью патогенетической психотерапии (интеграция когнитивно - поведенческой психотерапией).

План:

  1. История когнитивно - поведенческой психотерапии.

  2. Когнитивно - поведенческая психотерапия.

  3. Когнитивная психотерапия.

  4. Рационально-эмоциональная психотерапия.

Узловые вопросы темы.

Теоретическим фундаментом терапии послужили идеи бихевиоризма, зародившиеся в середине XX века в США (Б. Скиннер и др.). Современные концепции КПТ базируются на работах таких известных специалистов, как А. Бек, А. Эллис, Д. Мейхенбаум и др.

КПТ относится к краткосрочным методам психотерапии. Она нашла широкое применение при лечении невротических и психосоматических расстройств, аддиктивного и агрессивного поведения, нервной анорексии.

КПТ — это подход, предназначенный для изменения умственных образов, мыслей и мыслительных паттернов с тем, чтобы помочь больным в преодолении эмоциональных и поведенческих проблем.

Основные положения когнитивной психотерапии были сформулированы Беком независимо от Эллиса, который в 50-е годы разработал метод рационально-эмоциональной психотерапии.

Этот метод представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в которой эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными навыками, приобретенными в прошлом, иными словами, в которой в качестве промежуточных переменных выступает мысль (когниция).

Схема взаимодействия окружения и индивида представляется в виде S — О — R (стимул — реакция с промежуточной переменной О, включающей прежде всего когнитивную переработку воспринятого).

Один из двух основных методов когнитивной психотерапии, разработанных Эллисом в 50-е годы. В этом методе выделяется 3 ведущих психологических аспекта психического функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. Эллис подчеркивал необходимость дифференцировать 2 типа когниции.

Основные понятия: когнитивно- поведенческая, когнитивная психотерапия, рационально – эмоциональная психотерапия, когниция, рационализация, иррационализация, депрессия.


?? Вопросы к подготовке:

  1. Дайте характеристику когнитивно – поведенческой психотерапии.

  2. Каковы истоки когнитивно – поведенческой психотерапии?

  3. Основные положения когнитивной психотерапии.

  4. Каковы цели и основные стратегии когнитивной терапии?

  5. Основные положения рационально – эмоциональной терапии.

Темы рефератов:



  1. Исторический анализ создания когнитивно – поведенческой теории А. Бека.

  2. Интеграция методов психотерапии А.Бека, А.Эллиса и В.Н. Мясищева.

  3. Техники когнитивно – поведенческой психотерапии.

Задания для самостоятельной работы:

Тестовый контроль знаний:

1…………… — это подход, предназначенный для изменения умственных образов, мыслей и мыслительных паттернов с тем, чтобы помочь больным в преодолении эмоциональных и поведенческих проблем. КПТ


2. Теоретическим фундаментом КПТ послужили идеи:

А) психоанализа

Б) бихевиоризма +

Г) гештальт – психологии

3. КПТ относится к:

А) краткосрочным методам психотерапии +

Б) долгосрочным методам психотерапии

В) индивидуальным методам психотерапии

…………….. нашла широкое применение при лечении невротических и психосоматических расстройств, аддиктивного и агрессивного поведения, нервной анорексии. КПТ

  1. Основные положения когнитивной психотерапии были сформулированы:

А) Фрейдом

Б) Беком +

В) Роджерсом

Г) Мясищевым

5. Схема взаимодействия окружения и индивида представляется в виде:

А) S — О — R +

Б) S - R

В) R - S

6. В этом когнитивной психотерапии выделяется 3 ведущих психологических аспекта психического функционирования человека:

А) мысли (когниции), чувства и поведение. +

Б) поступки, когниции и эмоции.

В) мысли (когниции), чувства и эмоции.

7. Возникновение психологических проблем у пациента связано с функционированием:

А) иррациональных установок +

Б) рациональных установок

В) неправильных установок

8. Родоначальником рационально –эмотивний психотерапии является:

А) Эллис +

Б) Бек

В) Роджерс

Г) Мясищев

^ Тема: Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия.


Цель: ознакомить студентов с личностно-ориентированной комютеризированной психотерапией.

План:

1. Общая характеристика личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии.

2. История ЛОКТ.

3. Особенности ЛОКТ


nУзловые вопросы темы.

Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия (ЛОК-терапия) - новый метод оперативной интегративной психотерапии - реализует средствами современных информационных технологий концепцию медико-психолого-педагогической реабилитации личности.

Концепция медико-психолого-педагогической реабилитации личности рассматривает психотерапию в более широком смысле, чем это принято в медицинской модели. Говоря о реабилитации личности, в ЛОК-терапии делается акцент на явление утраты или недостаточной реализации человеком потенциальных возможностей гармонического самоосуществления на трех уровнях его субстанционального бытия: природном, социальном и духовном.

По существу ЛОК-терапию можно определить как особый способ продуктивного межличностного взаимодействия (актуального и/или виртуального), которое:

- направлено на преодоление патологического самоотчуждения, возрастание самоорганизации и степени свободы личности, гармонизацию ее мышления и самосознания;

- основывается на теоретической парадигме и системном подходе;

- опосредуется новыми информационными технологиями;

- осуществляется с целью медико-психолого-педагогической реабилитации личности (экстранозологический подход);

  • применяется для решения задач психотерапии, психокоррекции, психогигиены, психопрофилактики, психологического консультирования, воспи­тания, образования, развития личности.

ЛОК-терапия отвечает современным требованиям краткосрочности, интегративности и системности пси­хотерапевтических воздействий и является личностно-ориентированной (персоналистической) по сути, компьютерной - по форме (Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Медико-психолого-педагогическая реабилитация личности средствами компьютерной психотерапии. Таврический журнал психиатрии.-1988.-№3.-с.116-128).

Термин компьютерная (или компьютеризированная) психотерапия в том смысле, который определяется в авторской работе, впервые был опубликован в докладе Мирошника И.М., Гаврилина Е.В.

Первая, англоязычная, версия этой программы была выпущена по авторской лицензии в мае 1995 года в США на лазерном компакт-диске для персональных ЭВМ (CD-ROM) под названием «Mysteries of the mind: your way to the future!» (Тайны души) и вызвала большой интерес как у специалистов, так и у непрофессиональных пользователей. На этом CD-ROM была впервые опубликована «Методика ролевых психометрических продукций», относящаяся к классу телеономической психоэстетотерапии.


Основные понятия: ЛОКТ, системная психотерапия, компьютерная программа, эмпатия, саморефлексия, интерфейс,


?? Вопросы к подготовке:

  1. Дайте характеристику личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии.

  2. Как формировалась личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии (исторический аспект)?

  3. Каковы особенности ЛОКТ?

Темы рефератов:

  1. Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия.

  2. Перспективы развития личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии.

Задания для самостоятельной работы:

1. Конспект статьи «Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия И.Мирошник, Е.Гаврилина: итоги и перспективы»

2. Тестовый контроль знаний:

1. …………………… новый метод оперативной интегративной психотерапии - реализует средствами современных информационных технологий концепцию медико-психолого-педагогической реабилитации личности. ЛОКТ

2. Принципиально новым в предлагаемом системном подходе, который реализован в ЛОК-терапии, является принцип

А) детерминизма

Б) синергии +

В) единства

3. ЛОК-терапия отвечает современным требованиям краткосрочности, интегративности и системности пси­хотерапевтических воздействий и является по сути

А) личностно-ориентированной (персоналистической) +

Б) индивидуализированной

В) компьютерной

4. ЛОК-терапия отвечает современным требованиям краткосрочности, интегративности и системности пси­хотерапевтических воздействий и является по форме

А) личностно-ориентированной (персоналистической)

Б) индивидуализированной

В) компьютерной +

5. До начала ………. годов компьютерной психотерапии как самостоятельного направления не существовало.

А) 80-х

Б) 90-х +

В) 2000

6. Термин компьютерная (или компьютеризированная) психотерапия в том смысле, который определяется в авторской работе, впервые был опубликован в докладе:

А) Мирошника И.М., Гаврилина Е.В. +

Б) Немова Р.С.

В) Апажева В.Б.

7. ЛОКТ ориентирована на

А) пользователя-клиента, не владеющего специальными знаниями в области психологии +

Б) пользователя-клиента, владеющего специальными знаниями в области психологии

В) пользователя-клиента, владеющего специальными знаниями в области информотики.

8. Тексты заключений, рекомендаций и психокоррекционных воздействий составлены:

А) в «мягкой» форме (без клинических определений) с соблюдением требований профессиональной этики психолога. +

Б) в «мягкой» форме (но с использованием клинических определений) с соблюдением требований профессиональной этики психолога.

В) по обычной схеме.




Похожие:

Тематический план кпв (одс) «Виды личностно-ориентированной психотерапии» № Тема занятия Практические занятия iconВопросы к зачету по курсу кпв (одс) «Виды личностно-ориентированной психотерапии»
...
Тематический план кпв (одс) «Виды личностно-ориентированной психотерапии» № Тема занятия Практические занятия iconТематический план кпв (одс)«Психология развития глухого ребенка» № Тема занятия Практические занятия
Сурдопсихология в России. Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха
Тематический план кпв (одс) «Виды личностно-ориентированной психотерапии» № Тема занятия Практические занятия iconТематический план «Клиническая психология в экспертной практике» № Тема занятия Лекции Практические занятия
Клиническая психология в экспертной практике : программа. Ставрополь: Изд-во сгу,2009. – с
Тематический план кпв (одс) «Виды личностно-ориентированной психотерапии» № Тема занятия Практические занятия iconТематический план «Специализированные тренинги и супервизия» № Тема занятия Лабораторные занятия
Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребенка
Тематический план кпв (одс) «Виды личностно-ориентированной психотерапии» № Тема занятия Практические занятия iconОтчет о работе
Учебная работа: виды выполняемой учебной нагрузки (лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы, дипломное проектирование,...
Тематический план кпв (одс) «Виды личностно-ориентированной психотерапии» № Тема занятия Практические занятия iconИз книги: Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. Теория и практика личностно-ориентированной психотерапии. Москва, 1996. Том 1

Тематический план кпв (одс) «Виды личностно-ориентированной психотерапии» № Тема занятия Практические занятия iconВопросы у зачету по курсу кпв (одс) «Дифференциальная психосоматика в условиях полиэтнического региона»
Кпв (одс) «Дифференциальная психосоматика в условиях полиэтнического региона» для студентов заочной формы обучения специальности...
Тематический план кпв (одс) «Виды личностно-ориентированной психотерапии» № Тема занятия Практические занятия iconПрактические занятия занятие № понятие гендера цели занятия
Закрепление у студентов представления о социально-психологи­ческом содержании понятия «гендер»
Тематический план кпв (одс) «Виды личностно-ориентированной психотерапии» № Тема занятия Практические занятия iconПлан учебного занятия теоретического обучения и технологическая карта занятия в группе начального профессионального образования. Тема занятия: магнитное взаимодействие. Магнитное поле
План учебного занятия теоретического обучения и технологическая карта занятия в группе начального профессионального образования
Тематический план кпв (одс) «Виды личностно-ориентированной психотерапии» № Тема занятия Практические занятия iconПрактические занятия по дисциплине «Методы активного социально-психологического обучения» (2 курс, специальность «Педагогика и психология», озо)
Цель занятия: изучить основные параметры способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы