Л. Ф. Попова (Добровский район) Формирование философского мировоззрения у школьников на урок icon

Л. Ф. Попова (Добровский район) Формирование философского мировоззрения у школьников на урок



НазваниеЛ. Ф. Попова (Добровский район) Формирование философского мировоззрения у школьников на урок
Л. Ф. Попова<><> <> <>(Добровский район)<><><><><><>Формирование
Дата конвертации27.02.2013
Размер69.04 Kb.
ТипУрок
источник

Л. Ф. Попова

(Добровский район)


Формирование философского мировоззрения у школьников на уроках истории


В основе любой системы образования лежит определенное, более или менее осознанное мировоззрение. Это вытекает из социальных функций образования и воспитания. Одной из важных задач развития современного общества является формирование нового человека, главным жизненным ориентиром которого должно быть подлинно научное мировоззрение. Мировоззренческие вопросы диалектики связаны с утверждением гуманистически ориентированной активной жизненной позиции личности: развитием инициативы коллектива, социальной группы, народа в целом, в том числе учащихся общеобразовательных школ. В современных условиях особенно важно обосновать механизм формирования научного мировоззрения у молодежи: свобода слова, гласность, политический и интеллектуальный плюрализм, популярность религии приобретают порой гипертрофированные формы. Чтобы общество было в состоянии противостоять негативным проявлениям, необходимо повышение престижа науки, знаний, совершенствование системы образования. Актуальность формирования научного мировоззрения у учащейся молодежи определяется сегодня, прежде всего, масштабом изменения нашего общества на всех уровнях, требующим перестройки сознания. Если формирование научного мировоззрения у широких масс является настоятельной потребностью обновления общества, то применительно к молодежи вообще и учащейся ее части, в частности, оно имеет особо важное значение. Актуальность данной проблемы отмечена в документах Национальной доктрины образования, законе «Об образовании».

Как известно, мировоззрение содержит в себе не просто разрозненные знания, а их систему, которая отражает, насколько возможно, структуру современного научного знания, организуется вокруг и на основе методологических идей, теорий и принципов. Усвоенные учащимися системы знания находятся в постоянном движении, соотносятся с другими системами, перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретными задачами их применения. При этом совершается не простой переход от одной системы к другой, а осуществляется обобщение образовавшихся систем знаний, создание новых систем, а также широкий перенос знаний в самые разнообразные жизненные ситуации. Мировоззренческие взгляды и убеждения — это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это — знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. [4] Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) -- форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития
природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную
систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует поз-
навательные ценности, социально-политическое, нравственное и эс-
тетическое отношение человека к миру. Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое -- случай? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение? Каковы позна-
вательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить
от лжи? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность,
справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека.
Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь пре-
образовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что яв-
ляется необходимым в становлении личности. На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы. Она составляет теоретическую основу мировоззрения. [3]

Сама по себе философия -- наука сложная и трудная, поэтому вводить её в качестве школьной дисциплины нецелесообразно. Но необходимо грамотно подводить школьников к азам философии на уроках математики, физики, химии, биологии, а к азам социальной философии – на уроках истории. Рассмотрим пример, показывающий разницу философского и научного подхода к окружающему нас миру. Наука история свидетельствует, что во время второй мировой войны потерпел поражение немецкий фашизм. И приводит детальные доказательства этого факта. Важно это или нет? Конечно же, важно! Но философия истории идет дольше простой (хотя и очень важной!) констатации исторических фактов. Она помогает глубже осмыслить их. Например, представить себе Европу и мир в случае победы гитлеровской Германии. Если относительно России имеются исторические документы – планы «нового порядка» на территории СССР, то в отношении аналогичных выводов касательно Западной Европы, Америки и всего мира в целом ситуацию достаточно проясняет именно «философствование» - осмысление происшедшего и происходящего. Согласитесь, что такой подход представляет вторую мировую войну вообще и Великую Отечественную в частности в совершенно ином свете, делает их ближе и понятнее нынешним подросткам, поскольку они появились на свет – такие, какие они есть, - только в результате нашей победы в этой войне.

Но что значит попытаться представить себе нечто не состоявшееся в действитель­ности? Это значит перейти из реального в виртуальный мир, столь любезный сердцу современной молодежи, срастающейся с компьютером. В современной прогностике это означает построение альтернативных прогнозных сценариев: инерционного, проблемно-целевого, оптимизационного, идеализационного, революционного, ката­строфического и др. А нельзя ли практику построения подобных сценариев перенес­ти из будущего в прошлое? Так родилась идея ретпроалътернативистики, реализо­ванная во второй половине 1990-х гг. в ряде докладов и статей. Ретроальтернативистика (построение альтернативных сценариев развития реаль­ных событий в прошлом) быстро конституциировалась как один из аспектов филосо­фии истории, обросла собственными пра­вилами, критериями и запретами. Так, кри­терий реальности виртуальных сценариев позволяет провести рубеж между реально возможными и явно фантастическими до­пущениями. Например, можно представить Отечественную войну 1812 г. без Бородин­ского сражения и даже с победой в ней На­полеона. Но недопустимо «вооружать» в ней французов самолетами, а русских — пуле­метами. Критерий логичности позволяет установить непротиворечивость причин­но-следственных связей в их построении. Например, коль скоро мы обошлись без Бо­родинского сражения — это еще не повод для наступления гораздо более слабой тогда русской армии на более сильную француз­скую. Критерий сопоставимости позволяет сравнивать только сравнимое, сопоставлять только сопоставимое. Например, можно представить себе разные перегруппировки русских войск, но недопустимо придать решающую роль в войне, скажем, финским стрелкам или башкирским конникам. Это просто несопоставимые факторы. Наконец, критерий оптимальности позволяет из­влекать уроки на будущее из виртуальных допущений. [1]

В самом деле, построение альтернатив­ных сценариев — вовсе не самоцель, не иг­ра в бесконечную вереницу возможных иных событий. Это в самом прямом смысле нечто вроде наглядного пособия для уроков истории. Ведь если Наполеон хотя бы теоретически мог поставить на ко­лени русского царя, как он сделал это с ав­стрийским императором и прусским коро­лем, но не сумел сделать в данном случае, то возникает вопрос: почему? Поиски ответа на этот вопрос позволяют глубже понять Наполеона как военного и государственно­го деятеля и вывести отсюда методом ана­логии весьма ценные уроки на будущее. Сказанное относится не только к войне 1812 г. Методы ретроалътернативис­тики позволяют оживить обычный урок истории в школе, сделать его увлекательным, вовлечь школьников в творческий процесс осмыс­ления излагаемого и запоминаемого. [2]

Для примера рассмотрим такое историческое допущение: а если бы декабристам удалось свергнуть Николая I? Декабристам не повезло, что они избрали диктатором (вождем восста­ния) князя Трубецкого. Пока тот раз­мышлял, как честнее поступить, восставшие были рассеяны огнем артиллерии. А ведь в первые час-другой восстания оно могло иметь полный успех. Если бы на месте Тру­бецкого оказался другой офицер, он мог бы воспользоваться полным смятением царского двора, захваченного врасплох, арестовал или просто физически ликвидировал бы всю царскую семью, а также всех аракчеевых, способных организовать сопротивление восставшим. После чего можно было издавать указы, полагаясь на традиционную покорность русских любым властям. И захватывать власть в одной гу­бернии за другой. И все же восстание, при любых успехах вначале, было обречено в конечном счете на неизбежное поражение. Дело в том, что на каждого декабриста Чацкого в русском дворянстве приходилась целая сотня кре­постников Фамусовых и Скалозубов. А дру­гих политических сил в стране, по сущест­ву, еще не было — крестьяне были способ­ны только на стихийные бунты. В крайнем случае, на вторую пугачевщину, абсолютно не приемлемую ни для одного декабриста. И даже если бы тем удалось избавиться от всех прямых претендентов на царскую ко­рону, крепостники нашли бы в Германии дальнего родственника дома Романовых и встали бы под его знамя. На худой конец выдвинули бы самозванца — обычное на Руси дело. После чего просто задавили бы восставших своим подавляющим числен­ным превосходством. Что и произошло чуть позднее восстания в Петербурге с вос­ставшим Черниговским полком на Украине. Однако из моря крови при таком пово­роте событий почти наверняка родилась бы крупная уступка правящих кругов — отмена крепостного права лет на тридцать раньше действительно совершившегося. Разве это не обычная цена всякого исторического прогресса?

Методы ретроалътернативис­тики позволяют оживить обычный урок истории в школе, сделать его увлекательным, вовлечь школьников в творческий процесс осмыс­ления излагаемого и запоминаемого. Одновременно на уроках решается задача формирования философского мировоззрения учащихся.

На современном этапе школьного образования становится очевидной задача повышения уровня мировоззренческой устойчивости учащихся, соответствия его уровню знаний, а также возрастным особенностям. Школе отведена одна из сложных задач – формирование гармонично развитой личности. Отсутствие идеологических установок в стране в настоящее время значительно усложняет эту задачу на первоначальном этапе выбора стратегии школы. Поэтому современное воспитание должно быть направлено на формирование у личности нравственно-мировоззренческой устойчивости.


Литература

  1. Бестужев-Лада И. В. Ретроальтернативистика в философии истории [Текст] / И. В. Бестужев-Лада // Вопросы философии. - №8. – С. 24-32.

  2. Бестужев-Лада И. В. Философия истории на школьном уроке [Текст] /И. В. Бестужев-Лада Преподавание истории в школе. – 2001. - №7. – С. 38-47.

  3. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. – 386 с.

  4. Шуртаков К. П. Мировоззрение и методы его формирования [Текст]: монография /К. П. Шуртаков. – Казань, 1989. – 254 с.




Похожие:

Л. Ф. Попова (Добровский район) Формирование философского мировоззрения у школьников на урок iconФормирование философского мышления, диалектического взгляда на мир философских школ и направлений в процесс непростой, многоплановый
Возникновение этих вопросов и их значение для развития химии и философии связаны прежде всего, с самим предметом, объектом химии...
Л. Ф. Попова (Добровский район) Формирование философского мировоззрения у школьников на урок iconТесты по философии Раздел I. Предмет и специфика философского знания. (П) Тождественны ли понятия "философия" и "мировоззрение"?
Нет, поскольку существуют и нефилософские типы мировоззрения: религиозный, мифологический, обыденный и пр
Л. Ф. Попова (Добровский район) Формирование философского мировоззрения у школьников на урок iconУрок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян
Воспитательные: формирование научного мировоззрения на основе знаний связи строения и выполняемой функции. Осуществлять экологическое,...
Л. Ф. Попова (Добровский район) Формирование философского мировоззрения у школьников на урок iconУрок физики в 7 классе
Цели урока: знакомство с явлениями тяготения, понятие о силе тяжести и ее зависимости от массы тела, формирование научного мировоззрения...
Л. Ф. Попова (Добровский район) Формирование философского мировоззрения у школьников на урок iconОтчет о проведении эколого-просветительской акции «Урока чистоты»
Рт в школе проведена эколого –просветительская акция «Урок чистоты». Главными задачами «Урока чистоты являются повышение уровня экологических...
Л. Ф. Попова (Добровский район) Формирование философского мировоззрения у школьников на урок iconУрок на тему : «Скорость прямолинейного равноускоренного движения. Графики скорости.»
Развивающая цель: развитие у школьников теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного...
Л. Ф. Попова (Добровский район) Формирование философского мировоззрения у школьников на урок iconПопова А. А./ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Графовская средняя общеобразовательная школа» Краснояружский район
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины
Л. Ф. Попова (Добровский район) Формирование философского мировоззрения у школьников на урок iconРазвитие читательского творчества школьников
Заявка на участие в краевой научно-практической конференции «Формирование и развитие творческого чтения школьников»
Л. Ф. Попова (Добровский район) Формирование философского мировоззрения у школьников на урок iconСценарий классного часа в начальных классах Классный Тулбаев И. Р
Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения; содействие взаимодействию...
Л. Ф. Попова (Добровский район) Формирование философского мировоззрения у школьников на урок iconРабочая программа для студентов отделения заочного обучения
Целью курса является формирование общих научно-методических основ профессионального мировоззрения специалистов по физической культуре...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы