Воробушки и автомобиль» (Столько – сколько) ) Дети-«воробушки» icon

Воробушки и автомобиль» (Столько – сколько) ) Дети-«воробушки»



НазваниеВоробушки и автомобиль» (Столько – сколько) ) Дети-«воробушки»
Дата конвертации25.02.2013
Размер228.22 Kb.
ТипДокументы
источник

Игры по математике

2 младшая группа

В.П. Новикова Математика в детском саду

Москва. Мозаика Синтез. 2006


«Воробушки и автомобиль»

(Столько – сколько)

)

Дети-«воробушки» сидят в своих «гнездышках» — обручах, лежащих на полу в 2 ряда на небольшом расстоянии друг от друга. В противоположном углу комнаты с рулем в руках сто­ит ребенок — он водитель автомобиля.

Воспитатель. Вы «воробушки». У каждого «воробуш­ка» свое гнездышко. Сколько гнездышек, столько «воро­бушков».

«Воробушки» вылетели из гнездышек, размахивая крылыш­ками, летают.

Воспитатель. Из гаража выезжает машина. «Воробуш­ки» улетают в гнездышки.

Автомобиль возвращается в гараж.

Воспитатель. Всем ли «воробушкам» хватило гнезды­шек? Чего больше? Чего меньше? Может быть, поровну?

Дети отвечают на вопросы, и игра повторяется.

«Найди свой домик»

(геометрические фигуры)

Воспитатель кладет на пол два обруча на большом рассто­янии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вы­резанный из картона квадрат, внутри второго — круг.

Детей надо разделить на две группы: у одних в руках ква­драт, у других — круг.

Затем воспитатель объясняет правила игры, которые за­ключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, — к об­ручу с квадратом.

Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их.

При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.

«Разложи в коробки»

(геометрические фигуры)

Воспитатель объясняет задание ребятам. Надо разложить фигуры по коробкам. Дети сначала должны рассмотреть их (на одной коробке нарисован круг, на другой — квадрат) и определить, в какую коробку что нужно положить. Затем, по сигналу, раскладывают фигуры: круги — в коробочку с кру­гом, квадраты — с квадратом. Воспитатель уточняет, сколь­ко фигур у детей и сколько фигур в коробке; все вместе оп­ределяют их цвет.


«Найди такую же фигуру»

(геометрические фигуры)


Перед детьми на столе геометрические фигуры — круг, ква­драт и треугольник.

Воспитатель показывает желтый большой круг. Ребята долж­ны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяс­нить, почему именно его они показали. Затем педагог про­сит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с воспи­тателем, правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнять, какую фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети.

Игра повторяется 2—3 раза.

«Догадайся, что я вижу»

(геометрические фигуры)


Педагог выбирает глазами предмет круглой формы, на­ходящийся в комнате, и говорит детям, которые сидят по кругу:

— Отгадайте, что я вижу: оно — круглое.

Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим вместе с педагогом.

Игра повторяется 2—3 раза.

«Найди такую же фигуру»

(геометрические фигуры)


Перед детьми на столе геометрические фигуры — круг, ква­драт и треугольник.

Воспитатель показывает желтый большой круг. Ребята долж­ны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяс­нить, почему именно его они показали. Затем педагог про­сит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с воспи­тателем, правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнять, какую фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети.

Игра повторяется 2—3 раза.

«Отгадай»


(геометрические фигуры)


Дети становятся в круг, в центре которого находится вос­питатель с мячом.

Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что по­хож тот предмет, который будет показан.

Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель по­катит мяч.

Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. На­пример, на блин, на тарелку, на мяч...

Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фан­тазируют: яблоко, помидор...

В игре принимают участие все.

Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрацию. Так, красный круг — помидор, желтый круг — мяч.


«Поезд»

(Столько – сколько)

В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паро­возов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раз­дается сигнал (свисток), и «состав» начинает движение. Подъ­ехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:

— Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?

Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обе­зьян, много зверей.

«Поезд» вновь отправляется в путь.

Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда про­дается, сколько предметов посуды. Например, много таре­лок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Серый байковый зверюшка, Косолапый длинноушка. Ну-ка, кто он, угадай И морковку ему дай!

(Зайка) ;,

После ее отгадывания игра продолжается. Следите за речью детей. Если ребенок не знает, как отве­тить на вопрос, постарайтесь ему помочь.

«Зоопарк»

(столько – сколько)

Воспитатель рассказывает детям, что в зоопарк приехали новые животные. Спрашивает о том, каких зверей привезли. Далее вместе с ребятами приходит к выводу, что животные не могут находиться все вместе. Поэтому нужно их распре­делить по разным домам, которые можно заранее построить из деталей набора «Строитель».

Каждый ребенок должен взять по машине и перевезти кого-нибудь из животных в отдельный домик.

В процессе перевозки ребята рассказывают о том, сколь­ко машин, какие животные, сколько их в машине. После то­го как звери разместятся в домиках, еще раз надо уточнить, какие животные приехали, их количество.

Предложите детям рассмотреть иллюстрацию зоопарка.


«Чудесный мешочек»

(геометрические фигуры)

Первый вариант. Воспитатель кладет на стол одну из фи­гур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти та­кую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее.

^ Второй вариант. Воспитатель называет какую-нибудь гео­метрическую фигуру (например, треугольник). Вызванный ре­бенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и на­звать. Затем фигуру убирают обратно.

После этого дети поочередно достают из мешочка круги и квадраты и называют их.

^ Третий вариант. Педагог предлагает одному ребенку до­стать из мешочка большой треугольник, а другому — малень­кий. После того как дети выполнят задание, необходимо уточ­нить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины.

Во время игры спросите у ребят: знают ли они, что значит «больше»? Объясните это наложением меньшей фигуры на большую.

«Отгадай»

(геометрические фигуры)

Дети встают в круг. Воспитатель говорит, что сейчас они будут придумывать, на что похож тот или иной предмет, ко­торый им покажут. Он показывает детям квадрат и кладет его в центр. Затем предлагает подумать, на что он похож. От­вечать будет тот, кому воспитатель покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож квадрат. Например, на коробку, платок, пластинку жевательной резинки... Отве­ты детей не должны повторяться.

Для того чтобы ребятам был более понятен смысл прово­димой игры «Отгадай», покажите им знакомые предметы та­кой формы, например платок, коробку и т.д.


«Игра с палочками»

(Столько…сколько)

Воспитатель предлагает ребятам поиграть с палочками. По сигналу они правой рукой выкладывают по одной палочке из коробки, затем, также по одной палочке, убирают обрат­но. При этом коробка должна стоять перпендикулярно ре­бенку Одной рукой он должен держать ее, а другой откла­дывать палочки. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполнит задание.

Во время игры педагог уточняет, какой рукой работал ре­бенок, сколько палочек на столе и сколько палочек в его ру­ке. Это же упражнение можно сделать и левой рукой.


«Бабочки и цветы»

(столько… сколько)

На полу на небольшом расстоянии друг от друга, один ряд под другим, лежат цветы. Их столько же, сколько детей в группе.

Воспитатель предлагает всем детям вообразить себя ба­бочками. Пусть несколько детей скажут о том, что они «ба­бочки».

— Сколько бабочек?

— Много.

Полетели «бабочки». Дети, размахивая руками-«крылыш-ками», «летают» по комнате. По сигналу: «Бабочки садятся на цветочки!» — каждый ребенок должен встать около цве­точка, лежащего на полу.

Педагог уточняет: на этом цветочке — бабочка, на этом цветочке — бабочка, на этом цветочке — бабочка.

— Чего больше, а чего меньше: цветочков или бабочек?

— Поровну, сколько цветочков, столько и бабочек. Отдохнули «бабочки» и снова полетели.

Игра повторяется 2—3 раза. Во время игры надо положить еще 1—2 цветка, чтобы получилось не поровну. А потом спро­сить у детей, чего больше: цветочков или бабочек.


«Кот и мыши»

(сколько…столько, поровну)

На небольшом расстоянии друг от друга на полу разложены в два ряда обручи — один напротив другого. Обручей столько, сколько детей — это «норки мышей».

Воспитатель объясняет, что все ребята — «мышки», а кто-то из них (называет) — «кот». «Кот» сидит в другой части комнаты. Все «мышки» живут в «норках».

— Сколько мышек?

— Много мышек.

— Сколько норок?

— Много норок.

— У каждой мышки — своя норка. Чего больше (чего мень­ше) — мышек или норок?

— Поровну: сколько мышек, столько норок.

Далее «мышки» бегают по комнате, ищут корочки, зер­нышки. И вдруг проснулся «кот», замурлыкал, замяукал. Ис­пугались «мышки» и попрятались в норки.

«Кот» подходит к каждой норке, заглядывает в них, про­веряя, затем садится на место.

Воспитатель говорит о том, что в каждой норке — мышка.

— Чего больше (чего меньше): норок или мышек?

— Поровну: сколько норок, столько мышек. Игра повторяется 2—3 раза.

Во время игры обращайте внимание на речь детей, следи­те за тем, чтобы ответы не повторялись и все ребята отвеча­ли на поставленные вопросы.

«Птички»

(столько… сколько, поровну)

Дети сидят в обручах, лежащих на полу в два ряда на не­большом расстоянии друг от друга.

Воспитатель говорит о том, что они — «птички». У каж­дой «птички» свое «гнездышко». Сколько «гнездышек», столь­ко и «птичек».

Вылетели «птички из гнездышек», летают, радуются сол­нышку, песни поют.

Внезапно налетел ветер, погода испортилась, начался дождь «Птички» спрятались в «гнездышках». Воспитатель повторя­ет, что в этом «гнездышке — птичка», и в этом «гнездыш­ке— птичка», и в этом.

Дети рассматривают противоположный ряд, сравнивают количество 2гнездышек» и «птичек», рассуждают, чего больше, чего меньше, поровну. игра повт. 2-3 раза.


«Куда спряталась мышка»

(ориентировка в пространстве)

Воспитатель начинает игру с загадки:

Под полом таится, Кошки боится. Кто это?

(Мышка)

«К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиг­рать. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит ее под стол, на шкаф... Дети, открыв глаза, ищут мыш­ку. Найдя ее, ребята говорят, где она находилась, используя слова: наверху, внизу, на.

Игра повторяется 2—3 раза.

«Зеркало»

(ориентировка в пространстве)

Дети встают свободно перед воспитателем, который пред­лагает им стать его зеркалом и повторять все движения. Ког­да он поднимает одну руку, дети делают то же самое; если он топает двумя ногами — дети также, он взмахивает снача­ла кистью одной, а потом обеих рук — дети повторяют.

Сначала лучше давать несложные движения. Затем, когда ре­бята научатся с легкостью копировать, их можно усложнить.


«Автомобили»

(Ориентировка предметов по длине)

На столе лежат длинные и короткие полоски одной ши­рины.

Воспитатель предлагает детям взять по одной полоске. Это «номера» машин. А ворота — гаражи. Пусть ребята предста­вят себе, что все они «машины», у каждой свой «номер». «Ма­шины» будут ездить по городу. Но как только ведущий ска­жет: «Машины, в гараж!» — каждый должен найти свой гараж и въехать в него. Для этого необходимо приложить «номер» своей машины к «номеру» на воротах. Если «номера» будут одинаковые по длине, можно въезжать.

Если занятие займет много времени, игру «Автомобили» можно провести на свежем воздухе.

Игра повторяется 2 раза.

В процессе игры «Автомобили» покажите ребятам иллюс­трацию. Задайте им вопросы, помогающие смысловому осо­знанию происходящего.

«Разноцветные шарики»

(Сравнение предметов по длине)

Игра проводится с небольшими группами детей.

Воспитатель кладет на стол 3 зеленых шарика в ряд. Пред­лагает детям положить столько же красных.

Применяя прием приложения, раскладывая шарики пара­ми (зеленый — красный), дети убеждаются, что зеленых ша­риков столько же, сколько и красных.

Затем воспитатель изменяет расположение зеленого ряда, увеличивая или уменьшая расстояния между шариками. По­сле каждого изменения педагог спрашивает: зеленых шариков столько же, сколько и красных, или больше (меньше)?

Те дети, которые умеют считать, могут применять счет и пересчитать красные и зеленые шарики.

«В каком ряду больше детей»

(Сравнение предметов по длине)

Дети встают в два ряда друг напротив друга. Один ребенок остается без пары, он — водящий и отвечает на вопро­сы воспитателя.

Воспитатель спрашивает: «В первом ряду стоит столько же детей, сколько и во втором?»

Ответ ребенка проверяется следующим образом: каждый ре­бенок первого ряда берет за руку ребенка из второго ряда.

Затем дети из второго ряда образуют круг.

Педагог спрашивает: «А сейчас в первом ряду столько же детей, сколько и во втором?»

Проверяя ответ, дети снова встают в ряд и протягивают друг другу руки.

Воспитатель предлагает показать руками длину обоих ря­дов детей.


«Куда пойдешь, то и найдешь»

(Сравнение предметов по длине)


В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям:

«Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь — машинку найдешь, налево пойдешь — зайчика найдешь. Куда пой­дешь?»

Ребенок показывает и называет направление. Идет в этом направлении и берет игрушку.

Игра повторяется несколько раз с различными детьми.

«Угадай, что загадали»

(Сравнение предметов по длине)

^ Первый вариант. Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) вызванного ребенка.

Воспитатель говорит, что он загадал одну из них и надо отгадать — какую. Для этого педагог предлагает определение: «Она перед тобой (за тобой, сбоку от тебя)».

Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном на­правлении.

При повторном проведении игры надо поменять местами игрушки или заменить их другими.

^ Второй вариант. Расположить игрушки вокруг воспитате­ля. Загадывать игрушку будет ребенок.

Если дети не испытывают трудностей, следует попробовать внести дополнительные понятия: слева, справа. jk


«Мы шагаем»

(Длинный – короткий)

Дети ходят по комнате. При команде «Короткий!» они де­лают короткие шаги Г а при команде «Длинный!» — очень длинные шаги.

После игры воспитатель предлагает детям попеременно произносить слова «длинный — короткий».

В игру могут вноситься дополнения. Например, дети, ко­торые физически более развиты, делают длинные (или ко­роткие) шаги на цыпочках.

«Что длиннее?»

(Длинный – короткий)


Дети образуют круг. Воспитатель стоит в центре, он катит мяч кому-нибудь из детей и говорит:

— Сапоги длинные, а ботинки... Ребенок, у которого мяч, отвечает:

— Короткие.

Катит мяч воспитателю.

— У футболки рукава короткие, а у рубашки... (длин­ные).

— Гольфы длинные, а носки... (короткие).

— Шорты короткие, а брюки... (длинные).

— Платье длинное, а юбка... (короткая).

— Пальто длинное, а куртка... (короткая).


«Ручеек»

(Сравнение по ширине)

На полу – две длинные параллельные веревки .Расстояние между веревками – 40.

Воспитатетель предлагает детям представить, что это ручеек

Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не смо­жет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на сол­нышке.

Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.

Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается — в одном месте становится шире (раздвига­ет веревки), а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот ка­ким стал ручеек. Там, где узко, перескочить легко, а где ши­роко — трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки».

Воспитатель рисуетгих мелом на полу и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам.

«А теперь попробуем перебраться здесь, — воспитатель ука­зывает на широкое место в ручье. — Ручей глубокий, при­дется построить мост».

Он ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей.

Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте.

Если ребенок нашел оригинальное решение, обязательно поощрите его, расскажите об этом другим детям.

«Отгадай»

(длинный, короткий)

Игра проводится с теми детьми, которые испытывают за­труднения в определении длины.

Ребенок ощупывает под платком две палочки разной дли­ны. После того как он определил, какая длинная, а какая короткая, кладет на стол сначала длинную палочку, а затем — напротив — короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая».

Игра проводится 3 раза. Каждый раз под платок кладут новые парные предметы (например, длинный и короткий бру­сок из строительного материала, карандаши и т.д.).

Затем дети рассматривают ряды длинных и коротких предметов, убеждаются, что у всех предметов различная длина.


«Пройди по мостику»

(широкий – узкий)

Для игры необходимо; широкая, узкая доски, приподнятые над полом на 5 – 10 см.

Первый вариант. Воспитатель предлагает мальчикам прой­ти по узкому мосточку, а девочкам — по широкому.

Второй вариант. Девочки идут по узкому мосточку, а маль­чики — по широкому.

Третий вариант. Воспитатель предлагает детям пройти по мосточку по их выбору, но каждый ребенок должен сказать: «Пройду по узкому (или широкому) мосточку».

Воспитатель проверяет правильность выполнения дейст­вий.

После игры он должен похвалить детей и сказать, что они были храбрыми и ловкими путешественниками.

«Зеркало»

(сравнение по ширине)

.

Дети образуют круг. Воспитатель предлагает им повторять движения за ним. Раздвигая руки в стороны, говорит: «ши­ре—шире—шире—широко».

И вместе с детьми широко разводит руки в стороны. По­том начинают сравнивать: у кого шире, у кого уже. При этом говорят: «уже—уже—уже—узко».

Игра повторяется 2 раза.

«Едем в гости»

(Сравнение по ширине)

Игра видоизменена по сравнению с занятиями 3 и 10.

К воротам прикреплены полоски бумаги разной ширины. Такие же полоски в руках у детей — это «номер» машины. Воспитатель объясняет, что все ребята стали машинами. У каждой из них свой «номер». Они будут ездить по городу до тех пор, пока ведущий не скажет: «Машины, в гараж!» Каж­дая «машина» должна найти гараж со своим «номером» и въехать в него. Для этого необходимо приложить «номер» ма­шины к «номеру» на воротах (покажите). Если номера сов­падут по ширине, то можно «въезжать».

Дети сравнивают полоски-«номера».

— Какие они по ширине? Одинаковые, разные.

Игра повторяется 2 раза.

«Два бассейна»

(Широкий – узкий)

На полу из строительного материала (или при помощи шну­ров) построены два бассейна: широкий и узкий, с выходами с одной стороны. Рядом с бассейнами — касса. Дети по оче­реди «покупают» в кассе билеты. Одни билеты — узкие, дру­гие — широкие. По сигналу воспитателя они заходят с уз­кими билетами — в узкий бассейн, с широкими — в широкий.

Ребята имитируют движения пловцов. Затем по сигналу они выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соот­ветствующей меткой узкого или широкого бассейна).

Воспитатель должен обращать внимание на то, чтобы дети входили в бассейн только по билетам и по сигналу. «Плавая», ребята не должны наталкиваться друг на друга, надо старать­ся быть вежливыми, уступать место своим друзьям.


«Скорый поезд»

(Столько – сколько)


Из стульев, поставленных в два ряда, составлены два по­езда. Играющих может быть столько же, сколько стульчи­ков-вагонов, или меньше. Ребята ходят по перрону, готовят­ся к отъезду.

Раздается гудок. Пассажиры занимают свои места.

Воспитатель вместе с детьми выясняет, всем ли хватило места, сравнивает, кого или чего больше (меньше): пассажи­ров или мест. Равно или не равно тех и других?

Входит кондуктор. Раздает билеты. Если билеты еще оста­лись — чего больше?

Дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой стан­ции. На остановке пассажиры выходят. Игра начинается вновь.

«Рыбак и рыбки»

(Сравнение 2х групп предметов)

Стулья стоят по кругу, их столько же, сколько детей. Сту­лья — это «камешки» на дне реки, за которыми будут пря­таться «рыбки». Один ребенок — «рыбак». Он приходит на берег с удочкой. «Рыбки» свободно плавают. По сигналу: «Идет рыбак!» — «рыбки» уплывают и прячутся за «камешки».

Воспитатель говорит: «За этим камешком спряталась рыб­ка, и за этим камешком спряталась рыбка... Чего больше, че­го меньше: рыбок или камешков?»

После ответов детей игра повторяется.


«Кто найдет цветок для мотылька»

(Сравнение 2х групп предметов)

Воспитатель раскладывает по комнате бумажные цветы. Их количество должно соответствовать количеству играющих де­тей. Потом раздает детям по одному мотыльку. Уточняет, сколь­ко мотыльков у каждого ребенка. Дети должны поблизости найти цветок и посадить на него своего мотылька. Воспита­тель проверяет, правильно ли выполнено задание. Уточняет, чего больше (меньше): цветов или мотыльков.

Игру провести 2 раза.

«Зайчики и волк»

(Сравнение 2х групп предметов)


Для игры понадобятся обручи. Их количество должно со­ответствовать количеству детей.

Дети стоят в своих обручах, лежащих на полу в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга. Воспитатель гово­рит ребятам о том, что они — «зайчики». У каждого своя «норка», свой домик. «Норок» столько, сколько «зайчиков». Выскочили «зайчики» из «норок» на травку поиграть. Разда­ется сигнал: «Волк идет!»

«Зайчики» пугаются и бегут прятаться в свои «норки». «Волк» возвращается в лес. Воспитатель спрашивает:

— Сколько зайчиков? Сколько норок? Чего больше (мень­ше)?

Дети отвечают, и игра повторяется.

Игру «Зайчики и волк» можно провести на свежем возду­хе. «Норками» будут круги, нарисованные на снегу.


«Скажи наоборот»

(Сравнение 2х групп предметов)


Дети образуют круг. Воспитатель бросает какому-нибудь ребенку мяч и говорит, например: «Палка длинная, щ каран­даш?..»

Ребенок бросает мяч обратно и говорит слово противопо­ложного значения: «Короткий».

Далее игра продолжается с другими словами: шарф — уз­кий, а платок... Юбка — короткая, а платье... У мальчика во­лосы короткие, а у девочки... Дверь узкая, а окно...

Если дети не умеют ловить мяч, не надо его бросать. Иг­рать можно и перекатывая его по полу.

^ Сидя за столом

(Сравнение 2х групп предметов)


Эту работу лучше проводить с небольшой группой детей.

Перед детьми на столе большие и маленькие кружки, на листе бумаги нарисована нитка с одной бусинкой.

Воспитатель загадывает детям загадку про бусы: «Сестрич­ки на одной нитке живут, А нитка разорвется — сестрички разбегутся». Что это? (Бусы.)

Если дети затрудняются с ответом, покажите им бусы. Предложите сделать бусы.

— У вас есть одна бусинка, теперь положите маленькую бусинку, теперь большую, опять маленькую, и так до тех пор, пока не положите все бусинки.

После этого можно наклеить их.

«Что выше?»

(Сравнение предметов по высоте)


На прогулке воспитатель говорит:

-Скамейка низкая, а что выше?

-Что выше куста?

— Что выше дерева? (Дом.) И т.д. В помещении можно спросить:

— Детский стул низкий, что выше? (Большой стул.)

— Что выше большого стула? (Стол.)

— Что выше стола? (Шкаф.) И т.д.


«Строитель»

(Сравнение предметов по высоте)

На столе — мелкий строительный набор. Дети сидят за столами: один напротив другого. Воспитатель предлагает им построить домик. После того как ребята выполнят задание, он должен спросить, у кого дом получился выше.

— Как это определить? Что надо сделать?

— Придвинуть один домик к другому.

— Чей домик выше? Ниже? Одинаковые по высоте? Работать со строителем дети могут не только сидя за сто­лами, но и стоя один против другого.


«Вверх по ступенькам»

(Сравнение предметов по высоте)

На полу три куба разной высоты стоят близко друг к дру­гу: низкий, выше, самый высокий.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей подняться вверх по «ступенькам». Когда ребенок будет подниматься, все остальные хором должны сопровождать его движения: «Выше—выше—выше».

Поднявшись на последнюю ступеньку, он должен хлопнуть в ладошки. Теперь ему надо спуститься вниз. Дети снова хо­ром сопровождают его движения: «Ниже—ниже-ниже». Спу­стившись, ребенок опять хлопает в ладоши.

Воспитатель спрашивает:

— Где ты был?

— Наверху.


«Игра с кругами»

(Сравнение предметов по величине)

Воспитатель, показывая детям круги, уточняет, какие они по величине. После этого раздает их детям. Получая круг, ребенок должен сказать, большой он или маленький. Затем педагог предлагает детям, которые получили большие круги, построиться слева, а остальным — справа. Теперь они долж­ны выполнить следующее задание: взять в левую руку боль­шие круги, а в правую — маленькие. Поднять круги вверх. Опустить руки вниз. Положить большие круги в большую коробку, а маленькие — в маленькую коробку. Уточнить, сколько каких кругов в коробках.


«Телефон»

(Сравнение предметов по величине)

На большом стуле сидит мишка, на маленьком — кукла. Воспитатель вызывает двух детей и встает с ними в один ряд. Одному из них тихо говорит: «На большом стуле — мишка».

Ребенок передает это соседу. Тот подходит и берет мишку


«Узнай форму предмета»

(Сравнение предметов по величине)

Дети сидят за общим столом.

У каждого ребенка карточка с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель показывает малень­кий круг. Тот ребенок, у которого есть такая фигура, заби­рает маленький круг и кладет на свой.

Воспитатель показывает другую маленькую фигуру, и сно­ва тот, у кого есть эта фигура, забирает ее себе.

И так до тех пор, пока не будут закрыты фигурц'в ряду. Кто первый закроет все фигуры, тот и победитель. {>.

«Пузырь»

(Сравнение предметов по величине)

Дети с воспитателем образуют круг. Все вместе говорят: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся».

Затем начинают отходить назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопни, пузырь!»

По сигналу дети отпускают руки и, приседая на корточки, говорят: «Хлоп».

После чего ребята снова берутся за руки и двигаются к центру круга, произнося: «Ш-ш-ш». Пузырь сдувается.

Попробуйте вместе с детьми прокомментировать происхо­дящее: «Пузырь сначала раздулся, увеличился, а затем лоп­нул, уменьшился».

Игра повторяется 2—3 раза.


«Игра с пирамидкой»

(Сравнение предметов по величине)

Кольца пирамидки воспитатель рассыпает на столе, вокруг которого сидят 2—3 ребенка.

^ Первый вариант. Воспитатель показывает самое большое кольцо и говорит: «Это самое большое кольцо».

Ребенок берет кольцо поменьше и кладет рядом, пригова­ривая: «Это колечко поменьше» и т.д.

Последний ребенок кладет самое маленькое кольцо. Он и собирает пирамидку, нанизывая одно кольцо за другим.

^ Второй вариант. Один из детей, тот, кто хочет начать иг­ру, выбирает самое большое кольцо и говорит, что оно са­мое большое. А дальше игра продолжается, как в первом ва­рианте.

^ Третий вариант. Воспитатель предлагает детям разложить кольца от самого маленького до самого большого, и наобо­рот: от самого большого до самого маленького.


«Оденем кукол красиво»

(Сравнение предметов по величине)

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель предлагает им взять куклу на прогулку: «Ка­кую куклу мы возьмем?» Выслушивает ответы детей.

— Чтобы она не замерзла, ее надо одеть. Кто принесет ее одежду?

Взрослый заранее подбирает платье или пальто меньшего размера. Ребенку, которому поручено надеть кукле платье, не может это сделать. Почему? Оказывается, что платье узкое. Тогда приносят другое платье.

Таким образом, дети убеждаются, что одежду надо снача­ла примерить, а потом, если она подойдет, надеть ее.

Когда кукла будет одета, остается подобрать ей шарф. При­кладывая один шарф к другому, дети наглядно убеждаются, что один шарф длиннее, а другой — короче, и выбирают тот, который по длине подходит этой кукле.

После того как кукла будет одета, дети берут ее на про­гулку.

Можно повеселиться, одев ребенка во взрослый свитер или пытаясь натянуть детскую одежду на взрослого.




Похожие:

Воробушки и автомобиль» (Столько – сколько) ) Дети-«воробушки» iconКонспект занятия по математике в старшей группе
Трое названных, сидящих за столами ребенка дают им задания: отсчитать сколько грибов, сколько раз хлопнет в ладоши; отсчитай столько...
Воробушки и автомобиль» (Столько – сколько) ) Дети-«воробушки» iconАнтоненко И. С 10 февраля электронный железнодорожный билет будет стоить столько же, сколько и купленный в кассе // Факты и комментарии. – 2011. – 5 марта. – С. 6 До конца года пассажиры получат возможность приобретать через интернет билеты на 20 поездов
Антоненко И. С 10 февраля электронный железнодорожный билет будет стоить столько же, сколько и купленный в кассе // Факты и комментарии....
Воробушки и автомобиль» (Столько – сколько) ) Дети-«воробушки» iconКонкурс не столько песенный, сколько отражающий симпатии жителей стран друг к другу
Это конкурс не столько песенный, сколько отражающий симпатии жителей стран друг к другу
Воробушки и автомобиль» (Столько – сколько) ) Дети-«воробушки» icon1. Для ремонта купили 2 куска голубых обоев по 7 руб и столько же сиреневых по 8 руб. Сколько денег заплатили? 2
Для ремонта купили 2 куска голубых обоев по 7 руб и столько же сиреневых по 8 руб. Сколько денег заплатили?
Воробушки и автомобиль» (Столько – сколько) ) Дети-«воробушки» iconИгра Фигуры на Большой Покровской
Целью игры является знакомство не столько с фигурами на нашей пешеходной зоне, сколько с историческими зданиями и историей улицы...
Воробушки и автомобиль» (Столько – сколько) ) Дети-«воробушки» iconЯ молод, весел, здоров
Однако такая возможность предоставляется не многим. И дело здесь не столько в генетической предрасположенности, сколько в желании...
Воробушки и автомобиль» (Столько – сколько) ) Дети-«воробушки» iconКачественное исследование уравнений
«В науке столько науки, сколько в ней математики», но и тем, что подавляющая часть отраслевых научных разработок реализуется на содержательном...
Воробушки и автомобиль» (Столько – сколько) ) Дети-«воробушки» iconГеоргий Васильевич Свиридов 12. 1915 – 01. 1998
Сам композитор озаглавил их "Разные мысли". Предлагаемая подборка дает возможность познакомиться не столько с кругом или направленностью...
Воробушки и автомобиль» (Столько – сколько) ) Дети-«воробушки» icon1. Поставьте, где нужно, запятую в предложениях с однородными членами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую
Для школьника мучительна не столько самая минута возмездия, сколько ожидание его
Воробушки и автомобиль» (Столько – сколько) ) Дети-«воробушки» iconПетрозаводский государственный университет Вступительный экзамен по физике Демонстрационная версия Десятичные приставки
Поезд длиной 600 м двигается прямолинейно и равномерно со скоростью 14 м/c. Рядом с поездом по направлению его движения едет автомобиль...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы