Курсовая квалификационная работа по теме \" Устройство, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя, 3-х фазного асинхронного с коротко замкнутым ротором\" icon

Курсовая квалификационная работа по теме " Устройство, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя, 3-х фазного асинхронного с коротко замкнутым ротором"



НазваниеКурсовая квалификационная работа по теме " Устройство, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя, 3-х фазного асинхронного с коротко замкнутым ротором"
Дата конвертации08.02.2013
Размер229.22 Kb.
ТипКурсовая
источник

Министерство образования Российской Федерации

Чудовское профессиональное техническое учреждение № 2


Курсовая квалификационная работа по теме “ Устройство, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя, 3-х фазного асинхронного с коротко замкнутым ротором”.


Подготовил учащийся 2 курса, группы № 3 Данилов С. С.


Проверил: Синяев А. Н.


1.Введение.


2.Устройство. Принцип действия.


3.Техническое обслуживание и ремонт.


4.Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте.


5.Заключение


1.Введение


ПЕРВАЯ СЕРИЯ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ- СЕРИЯ А- БЫЛА РАЗРАБОТАНА В 1946- 1949 ГГ. ОНА СОСТОЯЛА ИЗ СЕМИ ГАБАРИТОВ В ДИАПАЗОНЕ МОЩНОСТЕЙ ОТ 0,6 ДО 100 кВТ. В СЕРИИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ЗАЩИЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛИ ТИПА А И ВПЕРВЫЕ, ЗАКРЫТЫЕ ОБДУВАЕМЫЕ ТИПА- АО. В СЕРИИ БЫЛ ПРЕДУСМОТРЕН РЯД МОДИФИКАЦИЙ. ПО КОНСТРУКЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОБОЗНАЧЕНИЯ В ДАННОЙ СЕРИИ СЛЕДУЮЩИИ: ЗАЩИЩЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБОЛОЧКА ЧУГУННАЯ- А АЛЮМИНЕВАЯ- АЛ ЗАКРЫТОЕ ОБДУВАЕМОЕ ИССПОЛНЕНИЕ ОБОЛОЧКА ЧУГУННАЯ- АО АЛЮМИНЕВАЯ- АОЛ ПРИМЕР ОБОЗНАЧЕНИЯ АО31-4 ,АО32-4, ГДЕ ЦИФРЫ ОБОЗНАЧАЮТ 3- ГАБОРИТ ИЛИ НАРУЖНЫЙ РАЗМЕР СТАТОРА 1 И 2- ДЛИНА МАШИНЫ 4- ЧИСЛО ПОЛЮСОВ. НОВАЯ СЕРИЯ А2 БЫЛА РАЗРАБОТАНА В 1957- 1959ГГ, С УЧЕТОМ РЕКОМИНДАЦИЙ (МЭК) СЕРИЯ СОСТОЯЛА ИЗ 9 ГАБОРИТОВ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВЫСОТАМИ ОСИ ВРАЩЕНИЯ ОТ 90 ДО 280 ММ, ШКАЛЫ МОЩНОСТЕЙ 19 СТУПЕНЧАТОЕ 0.6 ДО 100кВТ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ А2 ТАК ЖЕ, КАК И СЕРИИ А, ТОЛЬКО ПОСЛЕ А СТОИТ 2. ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ИМЕЮТСЯ МОДИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛНЕНИЮ. ДВИГАТЕЛИ МОГУТ БЫТЬ В ХИМОСТОЙКИМИ АО2...Х, ВЛАГОМОРОЗОСТОЙКИМИ АО2...ВМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ АО2... CХ. ИСПОЛНЕНИЯХ ДРУГИЕ МОДИФИКАЦИИ ОБОЗНАЧАЮТСЯ:

^ П-ДВИГАТЕЛИ С ПОВЫШЕННЫМ ПУСКОВЫМ МОМЕНТОМ

C- С ПОВЫШЕННЫМ СКОЛЬЖЕНИЕМ

K - С ФАЗНЫМ РОТОРОМ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ С ПОВЫШЕННЫМ СКОЛЬЖЕНИЕМ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ПРИВОДА МЕХАНИЗМОВ С БОЛЬШИМИ МАССАМИ И НЕ РАВНОМЕРНЫМ УДАРНЫМ ХАРАКТЕРОМ НАГРУЗКИ, С БОЛЬШОЙ ЧАСТОТОЙ ПУСКОВ И РЕВЕРСОВ. ДВИГАТЕЛИ НЕ ИМЕЮТ ТВЕРДОЙ ШКАЛЫ МОЩНОСТЕЙ. МНОГОСКОРОСТНЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ПРИВОДА МЕХАНИЗМОВ СО СТУПЕНЬЧАТЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ И НЕ ИМЕЮТ ТВЕРДОЙ ШКАЛЫ МОЩНОСТЕЙ.

НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ БЫВШЕГО СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) В 1969-1972 ГГ. БЫЛИ РАЗРАБОТАНЫ НОВЫЕ СЕРИИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ, А В СССР- СЕРИЯ 4А.

СЕРИЯ ВКЛЮЧАЕТ ВСЕ ДВИГАТЕЛИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ МОЩНОСТЬЮ ДО ^ 400КВТ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1000В. В СЕРИИ ПОВЫШЕНА МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ ТЕХ ЖЕ ВЫСОТАХ ОСИ ВРАЩЕНИЯ НА 2...3 СТУПЕНИ ПО СРАВНЕНИЮ С ДВИГАТЕЛЯМИ СЕРИИ АО2 ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ И РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ. ВПЕРВЫЕ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ В СЕРИИ БЫЛИ СТАНДАРТИЗИРОВАНЫ ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ. СЕРИЯ ИМЕЕТ МОДИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ. ПО СТЕПЕНИ ЗАЩИТЫ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ИСПОЛНЕНИЯ IP44 И IP23.

ПРИМЕР ОБОЗНАЧЕНИЯ ТИПА ДВИГАТЕЛЯ- 4АН200М4УЗ,

ГДЕ 4-НОМЕР СЕРИИ, А-АСИНХРОННЫЙ, Н-СТЕПЕНЬ ЗАЩИТЫ IP23,ДЛЯ ЗАКРЫТЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ОБОЗНАЧЕНИЕ НЕ ДАЕТСЯ, ДАЛЕЕ МОЖЕТ БЫТЬ БУКВА А,ОЗНАЧАЮЩАЯ АЛЮМИНИЕВЫЕ СТАНИНУ И ЩИТЫ,ЕСЛИ СТАНИНА И ЩИТЫ ЧУГУННЫЕ,НИКАКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ НЕ ДАЕТСЯ, 200-ВЫСОТА ОСИ ВРАЩЕНИЯ,ММ ,М ИЛИ S,L-УСЛОВНАЯ ДЛИНА СТАНИНЫ.

ДАЛЕЕ ВОЗМОЖНЫ БУКВЫ А ИЛИ В, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЛИНУ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА, ОТСУТСТВИЕ БУКВ ОЗНАЧАЕТ ОДНУ ДЛИНУ В УСТАНОВОЧНОМ РАЗМЕРЕ, 4-ЧИСЛО ПОЛЮСОВ, У- ДЛЯ УМЕРЕННОГО КЛИМАТА, 3- КАТЕГОРИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПО УСЛОВИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:ТРОПИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ^ Т, БУКВА СТАВИТСЯ ПОСЛЕ ЧИСЛА ПОЛЮСОВ, НАПРИМЕР, 4А132S2Е2, КАТЕГОРИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ 2 И 5; ДЛЯ РАЙОНОВ С ХОЛОДНЫМ КЛИМАТОМ ИСПОЛНЕНИЯ ХЛ, НАПРИМЕР, 4А132S2ХЛ2,КАТЕГОРИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ 2 И 5;

ХИМИЧЕСКИ СТОЙКОГО ИСПОЛНЕНИЯ Х, НАПРИМЕР, 2А90L2XУ5, КАТЕГОРИИ РАЗМЕЩЕНИЯ 3 И 5 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИСПОЛНЕНИЯ СХ, НАПРИМЕР, 4А160М4СХУ2, КАТЕГОРИИ РАЗМЕЩЕНИЯ 1-5.

УНИФИЦИРОРОВАННАЯ СЕРИЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ИНТЕРЭЛЕКТРО АИ

СЕРИЯ РАЗРАБОТАНА В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРЭЛЕКТРО, ОБЪЕДИНЯВШЕЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИКОВ СТРАН- БЫВШИХ ЧЛЕНОВ СЕВ. КОРДИНАТОРОМ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ БЫЛ СССР. РАЗРАБОТАНЫ И ВЫПУСКАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ СРЕДЫ И НАЗНАЧЕНИЯ.ДВИГАТЕЛИ ВЫПОЛНЯЮТСЯ В ОСНОВНОМ СО СТЕПЕНЯМИ ЗАЩИТЫ IP54 ИЛИ IP44,А ПРИ ВЫСОТАХ ОСЕЙ ВРАЩЕНИЯ 200ММ И БОЛЕЕ-СО СТЕПЕНЬЮ ЗАЩИТЫ IP23 КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБОЗНАЧАЕТСЯ БУКВАМИ IM С ЧЕТЫРЬМЯ ЦИФРАМИ ПЕРВАЯ ЦИФРА ОБОЗНАЧАЕТ ГРУППУ КОНСТРУКТИВНЫХ ИСПОЛНЕНИЙ:

^ 1- НА ЛАПАХ, С ПОДШИПНИКОВЫМИ ЩИТАМИ;

2- НА ЛАПАХ, С ФЛАНЦЕМ НА ЩИТЕ ИЛИ ЩИТАХ;

3- БЕЗ ЛАП, С ПОДШИПНИКОВЫМИ ЩИТАМИ И С ФЛАНЦЕМ НА ОДНОМ ЩИТЕ.

ВТОРАЯ И ТРЕТЬЯ ЦИФРЫ ОБОЗНАЧАЮТ СПОСОБ МОНТАЖА ЧЕТВЁРТАЯ-ИСПОЛНЕНИЕ КОНЦА ВАЛА ДВИГАТЕЛИ СЕРИИИМЕЮТ РЯД МОЩНОСТЕЙ ДИАПАЗОНОМ ОТ 0,025 ДО 400кВТ,РЯД ВЫСОТ ОСЕЙ ВРАЩЕНИЯ ОТ 45 ДО 355ММ ДВИГАТЕЛИ С ВЫСОТАМИ ОСЕЙ ВРАЩЕНИЯ ДО 71ММ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ПРИ НАПРЯЖЕНИЕ 380 В 660 В ПРИ ЧАСТОТЕ 50ГЦ ,В ЭКСПОРТНОМ ИСПОЛНЕНИИ 60ГЦ.


2. Устройство, принцип действия асинхронного электродвигателя.


Часть первая. Пуск двигателей с короткозамкнутым ротором.


^ Пуск непосредственным включением в сеть. Этот способ пуска, отличаясь простотой, имеет существенный недостаток: в момент подключения двигателя к сети в обмотке статора возникает большой пусковой ток, в пять- семь раз превышающий номинальный ток двигателя. При небольшой инерционности исполнительного механизма частота вращения двигателя быстро достигает установившегося значения и пусковой ток также быстро спадает, не вызывая перегрева обмотки статора. Но такой значительный бросок тока в питающей сети может вызвать в ней заметное падение напряжения. Однако этот способ пуска благодаря своей простоте получил наибольшее применение для двигателей мощностью до 30- 50 кВт и более (при достаточном сечении жил токопроводящего кабеля). При необходимости уменьшения пускового тока двигателя, применяют какой- либо из способов пуска короткозамкнутых двигателей при пониженном напряжении.


^ Пуск при пониженном напряжении. Пусковой ток двигателя пропорционален подведённому напряжению, уменьшение которого вызывает соответствующее уменьшение пускового тока. Существует несколько способов понижения подводимого к двигателю напряжения. Рассмотрим некоторые из них.

^ Способ первый. Для асинхронных двигателей, работающих при соединении обмоток статора треугольником, можно применить пуск переключением обмотки статора со звезды на треугольник. В момент подключения двигателя к сети переключатель ставят в положение «звезда», при котором обмотка статора оказывается соединённой в звезду. При этом напряжение в статоре понижается в 3 раза. Во столько же раз уменьшается и ток в фазных обмотках двигателя. Кроме того, при соединении обмоток звездой линейный ток равен фазному, в то время как при соединении этих же обмоток треугольником линейный люк больше фазного в 3 раза. Следовательно, переключив обмотки статора звездой, мы добиваемся уменьшения линейного тока в 3 раза. После того как ротор двигателя разгонится до частоты вращения, близкой к установившейся, переключатель быстро переводят в положение «треугольник», и фазные обмотки двигателя оказываются под номинальным напряжением. Возникший при этом бросок тока, является незначительным.

Рассмотренный способ пуска имеет существенный недостаток- уменьшение фазного напряжения в 3 раза сопровождается уменьшением пускового момента в три раза, так как пусковой момент асинхронного двигателя прямо пропорционален квадрату напряжения. Такое значительное уменьшение пускового момента не позволяет применять этот способ пуска для двигателей, включаемых в сеть при значительной нагрузке на валу. Описанный способ понижения напряжения при пуске применим лишь для двигателей, работающих при соединении статора треугольником.

^ Способ второй. Более универсальным является способ пуска понижением подводимого к двигателю напряжения посредством реакторов ( реактивных катушек- дросселей). Порядок включения двигателя в этом случае следующий. При разомкнутом рубильнике 2, включают рубильник 1. При этом, ток из сети поступает в обмотку статора через реакторы Р, на которых происходит падение напряжения. В результате на обмотку статора подаётся пониженное напряжение. После разгона ротора двигателя, включают рубильник 2, и подводимое к обмотке статора напряжение оказывается номинальным.

Недостаток этого способа пуска состоит в том, что уменьшение напряжения сопровождается уменьшением пускового момента.

^ Способ третий. При пуске двигателя через понижающий автотрансформатор вначале замыкают рубильник 1, соединяющий обмотки автотрансформатора звездой, а за тем включают рубильник 2 и двигатель оказывается подключённым на пониженное напряжение. При этом пусковой ток двигателя, измеренный на выходе автотрансформатора, уменьшается. Что же касается тока в питающей двигатель сети, то есть тока на входе автотрансформатора, то он уменьшается, по сравнению с пусковым током при непосредственном включении двигателя в сеть.

^ Способ четвёртый. После первоначального разгона ротора двигателя рубильник 1 размыкают, и автотрансформатор превращается в дроссель. При этом напряжение на выходах обмотки статора несколько повышается, но всё же остаётся меньше номинального. Включением рубильника 3 на двигатель подаётся полное напряжение сети.

Как и предыдущие способы пуска при пониженном напряжении, автотрансформаторный способ пуска сопровождается уменьшением пускового момента, так как значение последнего прямо пропорционально квадрату напряжения. Существует некоторая сложность пусковой операции и повышенная стоимость пусковой аппаратуры (понижающий автотрансформатор и переключающая аппаратура) несколько ограничивают применение этого способа пуска асинхронных двигателей.


2. ^ Часть вторая. Принцип действия асинхронного двигателя.


Неподвижная часть асинхронного двигателя- статор- имеет такую же конструкцию, что и статор синхронного генератора. В расточке статора расположена вращающаяся часть двигателя- ротор, состоящий из вала, сердечника и обмотки. Обмотка ротора представляет собой несколько стержней, уложенных в пазы сердечника и замкнутых с двух сторон кольцами. Ротор и статор разделены воздушным зазором. При включении обмотки статора в сеть 3-х фазного тока возникает вращающееся магнитное поле статора, частота вращения которого n1 определяется выражением.

Вращающееся поле статора (полюса N и S) сцепляется как обмоткой статора, так и обмоткой ротора и наводит в них ЭДС. ЭДС обмотки статора, являясь ЭДС самоиндукции, действует встречно приложенному к обмотке напряжению и ограничивает величину тока в обмотке. Обмотка ротора замкнута, поэтому ЭДС ротора создаёт в стержнях обмотки ротора токи. Взаимодействие этих токов с полем статора создает на роторе электромагнитные силы Fэм, направление которых определяют по правилу “левой руки”. Совокупность сил Fэм создаёт на роторе электромагнитный момент M, приводящий его во вращение с частотой n2. Вращение ротора посредством вала передаётся исполнительному механизму.

Таким образом, электрическая энергия, поступающая из сети в обмотку статора, преобразуется в механическую энергию.

Направление вращения магнитного поля статора, а следовательно, и направление вращения ротора зависят от порядка следования фаз напряжения, подводимого к обмотке статора. Частота вращения ротора n2 , называемая асинхронной, всегда меньше частоты вращения поля n1, так как только в этом случае происходит наведение ЭДС в обмотке ротора асинхронного двигателя.

Таким образом, статор синхронной машины не отличается от статора асинхронной машины и выполняют одинаковую функцию: при появлении в обмотке статора тока возникает вращающееся магнитное поле и в этой обмотке наводится ЭДС.


^ Часть третья. Потери и КПД асинхронного двигателя.


Преобразование электрической энергии в механическую в асинхронном двигателе, как и в других электрических машинах, связано с потерями энергии. Поэтому полезная мощность на выходе двигателя Р2 всегда меньше мощности на входе ( потребляемой мощности) Р1 на величину потерь ЕР:

Р2= Р1-ЕР


Потери ЕР преобразуются в теплоту, что в конечном итоге ведёт к нагреву машины. Потери в электрических машинах, разделяются на основные и добавочные. Основные потери включают в себя магнитные, электрические и механические.


^ Магнитные потери. Магнитные потери асинхронного двигателя возникают в спинке и зубцах статора. Значения магнитных потерь пропорциональны частоты перемагничивания. По этой причине магнитные потери в сердечнике ротора не учитывают, так как частота тока в роторе Pm=f. По этой причине магнитные потери в сердечнике не учитывают, так как частота тока в роторе f2=f1s, что при частоте f1=50 Гц и номинальном скольжении sном =1 : 8% не превышает 2- 4 Гц.

Если ширина зубцов статора неравномерна (пазы прямоугольного сечения), то магнитную индукцию в зубце следует принять так Bz1 (1/3), то есть на высоте 1/3 от наименьшего сечения зубца статора. Технологический коэффициент учитывает увеличение магнитных потерь от всякого рода дефектов, возникающих при штамповке пластин, сборке и обработке сердечников ( наклепы по краям пластин, особенно зубцового слоя, заусеницы и т. п.). Для современной технологии изготовления сердечников асинхронных двигателей принимают kм. т = 1,7.


^ Электрические потери. Электрические потери - это потери, обусловленные нагревом обмоток статора и ротора проходящими по ним токами. Значение электрических потерь (Вт) в обмотке пропорционально квадрату тока в этой обмотке.

Асинхронные двигатели целесообразно проектируют на небольшое номинальное скольжение, так как с ростом скольжения возрастают электрические потери в роторе.


^ Механические потери. Механические потери на трение в подшипниках и на вентиляцию пропорциональны квадрату частоты вращения и с некоторым приближением могут быть определены выражением (Вт). В асинхронных двигателях с фазным ротором имеют место ещё и механические потери на терние щёток и контактные кольца.


^ Добавочные потери. Добавочные потери включают в себя все виды трудно учитываемых потерь. Согласно ГОСТу, добавочные потери асинхронных двигателей принимают равными 0,5% от подводимой мощности. Нагрузки двигателя являются переменными, так как пропорциональны квадрату тока в обмотке, а магнитные и механические потери не зависят от нагрузки, то есть являются постоянными. Поэтому КПД двигателя при изменениях нагрузки также меняет свою величину: в режиме холостого хода КПД равен нулю, а затем с увеличением нагрузки КПД растёт, достигая максимума при нагрузке, соответствующей равенству переменных и постоянных потерь.

^ Часть четвёртая. Электромагнитный момент и механические характеристики асинхронного двигателя.


Электромагнитный момент асинхронного двигателя создаётся взаимодействием тока в обмотке ротора с вращающемся магнитным полем. Электромагнитный момент М пропорционален электромагнитной мощности. Электромагнитный момент асинхронного двигателя пропорционален мощности электрических потерь в обмотке ротора.

Электромагнитный момент асинхронного двигателя пропорционален квадрату напряжения сети. Это в значительной степени отражается на эксплутационных свойствах двигателя: даже небольшое снижение напряжения сети вызывает заметное уменьшение вращающегося момента асинхронного двигателя.


^ Часть пятая. Механическая характеристика асинхронного двигателя при изменениях напряжения сети и активного сопротивления обмотки ротора.


Электромагнитный момент асинхронного двигателя, а также его максимальное и пусковое значение пропорциональны квадрату напряжения, подводимого к обмотке статора. Максимальный момент двигателя не зависит от активного сопротивления ротора. Что же касается критического скольжения, то оно пропорционально сопротивлению. Таким образом, если в асинхронном двигателе постепенно увеличивать активное сопротивление цепи ротора, то значение максимального момента будет неизменным, а критическое скольжение будет увеличиваться.


^ Часть шестая. Рабочие характеристики асинхронного двигателя.


Рабочие характеристики асинхронного двигателя представляют собой графически выраженные зависимости частоты вращения, КПД, полезного момента( момента на валу), коэффициента мощности и тока статора от полезной мощности.

^ Скоростная характеристика. Скоростная характеристика- частота вращения ротора асинхронного двигателя. По мере увеличения нагрузки на валу двигателя отношение растёт, достигая значений 0,01- 0,08 при номинальной нагрузке.


3. ^ Техническое обслуживание и ремонт электродвигателя.


Перед установкой двигателя на рабочую машину необходимо выполнить следующие подготовительные работы:

Очистить корпус двигателя от пыли. Тряпкой, смоченной в керосине или бензине, снять антикоррозийную смазку со свободного конца вала. Проверить крепёжные детали двигателя. Убедиться в свободном вращение ротора в обе стороны. Проверить наличие смазки в подшипниковых узлах. Измерить сопротивление изоляции между фазами и корпусом мегомметром на напряжение 500В. Если сопротивление изоляции окажется менее 0,5 Мом, обмотку двигателя необходимо подсушить.

Сушить обмотку можно токовым способом( с разборкой двигателя или без неё), в сушильном шкафу или лампами накаливания. Во время сушки температура обмоток не должна превышать 100 градусов по Цельсию. В процессе сушки токовым образом необходимо контролировать температуру обмотки.

Измерить температуру обмотки двигателя в любой части можно термопарой или термометром, шарик которого обёртывают алюминиевой фольгой, а наружную часть покрывают теплоизоляцией (войлоком, ватой и т. д.). Температура в пазовой части обмотки на 10- 15 градусов выше, чем в лобовой.

Температуру обмоток можно определить и по изменению её сопротивления( в Омах ) в период нагрева. Сопротивление обмотки можно измерить вольтметром- амперметром или мостом постоянного тока. Температуру обмотки определяют из выражения

R2-R1

tоб =_____ (235+ t1) + t1

R1

Где tоб- температура обмотки в период сушки, в градусах

R1- сопротивление обмотки в холодном состоянии, Ом

R2- сопротивление обмотки во время сушки, в градусах

t1- температура обмотки до начала сушки, в градусах

Сушат обмотки до тех пор, пока, сопротивление изоляции не достигнет значения 0,5 Мом. Если сопротивление изоляции не поднимается до указанной величины (обмотка сильно отсырела), сушку продолжают.

Необходимо произвести установку двигателя на рабочую машину в соответствии с правилами монтажа и подключить к питающей сети. Если маркировки выводных концов нет, можно определить начала и концы фаз опытным путём. Для этой цели можно использовать два простых способа.

В первом случае, определив контрольной лампой или мегомметром начала и концы фаз, соединяют между собой два проводника различных фаз. На эти две последовательно соединенные фазы подают переменное напряжение. К третьей фазе подключают вольтметр или контрольную лампу. Если фазы подключены одноимёнными выводами, например «началами» или «концами», напряжение на третьей фазе будет отсутствовать. Подключённую ранее к вольтметру или лампочке фазу меняют местами с одной из двух последовательно соединённых фаз и аналогично маркируют третью фазу.

Во втором случае найденные концы фаз соединяют по три вместе и к полученным точкам подсоединяют миллиамперметр постоянного тока или прибор Ц-435, используя его как амперметр постоянного тока. Если при вращении ротора двигателя от руки стрелка прибора отклоняется, нужно поменять местами выводы одной из фаз. Если после переключения одной фазы стрелка будет отклоняться ,следует восстановить первоначальное положение переключённой фазы и поменять местами выводы другой фазы. В одном из трёх вариантов отклонение стрелки прибора прекратится, этим указывая на то, что все фазы соединены одноимёнными выходами. Вращать ротор при переключении выводов фаз нужно в одну сторону.


^ Ремонт асинхронных электродвигателей

В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово предупредительных ремонтов электрооборудования предусмотрено два вида ремонтов: текущий и капитальный.

^ Текущий ремонт производится с периодичностью, установленной с учетом местных условий, для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации, в том числе в холодном или горячем резерве. В объем работ при текущем ремонте входят работы, приведенные в табл. 42. Текущий ремонт является основным видом профилактического ремонта, поддерживающим на заданном уровне безотказность и долговечность электродвигателей. Этот ремонт производят без демонтажа двигателя и без полной его разборки.

^ Капитальный ремонт. Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации. Капитальный ремонт, как правило, производят в условиях специализированного электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП). В объем работ при капитальном ремонте входят работы, предусмотренные текущим ремонтом, а также работы, приведенные в табл. 43.

Разборка электродвигателя производится в порядке, обусловленном особенностями конструкции электродвигателей. Последовательность разборки электродвигателей малой и средней мощности, имеющих подшипниковые щиты с подшипниками

качения или скольжения, приведены в табл. 44.

^ Сборка электродвигателей после ремонта. Подшипники качения напрессовывают на вал ротора. Шариковые подшипники устанавливают целиком. У роликовых подшипников на вал насаждают внутреннее кольцо с телами качения. Внешнее кольцо устанавливают отдельно в подшипниковый щит. Внешнее кольцо устанавливают в посадочное гнездо подшипникового щита с подвижной посадкой (скользящей или движения). Перед сборкой посадочные поверхности протирают и

смазывают. Внутренние крышки подшипников устанавливают на вал до посадки подшипников. Подшипники небольших размеров насаживают на вал в холодном

состоянии. Для посадки используют монтажную трубу, передающую ударные усилия запрессовки только на внутреннее кольцо подшипника. Для лучшего центрирования ударного усиления трубу снабжают медным кольцом и сферическим

оголовком. Внутреннее кольцо подшипника должно плотно прилегать к заплечнику вала. Наружное кольцо должно легко вращаться вручную. Неразъемные вкладыши подшипников скольжения запрессовываются в посадочные гнезда подшипниковых

щитов и фиксируются стопорным винтом.

Следует заметить, что у подшипников типа 180000 (закрытых), применяемых в электродвигателях серии 4А, консервационную смазку удаляют обтирочным материалом, смоченным в ацетоне. Установить на вал внутреннюю крышку подшипника, смазать посадочное место на валу машинным или дизельным маслом и молотком с наставкой напрессовать подшипник на вал ротора. Перед напрессовкой подшипник нагреть, заполнить полость подшипника смазкой и заложить оставшуюся смазку в камеры подшипников. Полости подшипников

электродвигателей серии 4А с высотами вращения 112-280 мм заполняют

смазкой ЛДС-2, серии 4А с высотами вращения 56-100 мм — смазкой ЦИАТИМ-221, а остальных электродвигателей - смазкой 1-13.

Устранить дефект при собранном электродвигателе и снятой крышке щеточного устройства, для чего провести следующие операции и включить электродвигатель в сеть. Со стороны, противоположной щеточному устройству, приложить поочередно к каждому контактному кольцу изолированную планку с закрепленной на ней шлифовальной шкуркой и шлифовать поверхность колец до исчезновения следов пятен и мелких царапин и получения чистоты не ниже 8-го класса. Прошлифовать поверхность контактных колец на токарном станке при помощи суппортно-шлифовального приспособления или деревянной колодки, под которую положена шлифовальная шкурка. Биение проточенных и прошлифованных колец в радиальном направлении не должно превышать 0,06 мм, а в осевом - 0,1 мм.

Снять поврежденную изоляцию с контактной шпильки ножом. Обмотать шпильку кабельной или телефонной бумагой до получения размеров шпильки с изоляцией электродвигателя 6-го габарита по ширине 12 и толщине 4 мм, а 7-го и 8-го габаритов -по ширине 16 и толщине 6 мм. При наматывании на шпильку первый и последний слои кабельной или телефонной бумаги смазать клеем БФ-2. Поверхность изоляции шпильки покрыть изоляционным лаком БТ-99 и просушить на воздухе в течение 3 ч.


^ Ремонт обмотки

Тщательно очистить место повреждения волосяной щеткой и обдуть сжатым воздухом. Покрыть место повреждения одним из лаков воздушной сушки (например, БТ-99) и просушить на воздухе в течение 3 ч.

Осторожно снять оборванную или ослабленную часть бандажей с лобовых частей обмотки. Бандажировать при помощи специального шила лобовую часть обмотки стеклянной лентой или стекло-чулком через один паз. При бандажировании обмоток с изоляцией класса А допускается применять тафтяную ленту. Покрыть бандажи лаком воздушной сушки (БТ-89 или др.) и просушить на воздухе в течение 3 ч.

Изолировать поврежденные участки выводных проводов вполнахлеста тремя слоями изоляционной ленты.

Снять бандаж с лобовой части обмотки на длине крепления заменяемого

выводного провода. Отъединить поврежденный выводной провод от

обмотки катушечной группы. Отрезать новый выводной провод марки

ПРГ, ПЭГ, РКНМ, ЛПЛФ длиной, равной длине отъединенного провода.

Надеть на один конец отрезанного провода линоксиновую трубку длиной

10-15 мм для маркировки вывода. На этом же конце снять изоляцию с

провода, зачистить токопроводящую жилу и залудить. При площади сечения провода 6 мм2 и более установить наконечник, обжать и пропаять припоем ПОС-30. При меньшей площади сечения провода залуженную часть скрутить в петлю и пропаять припоем ПОС-30. Зачистить второй конец выводного провода на длине 30-40 мм. Пропустить выводной провод через отверстия в коробке выводов и станины и надеть на него

^ Универсальные съемники:

а — для съема подшипников; б — для съема подшипников захватом за кольцо; в для полумуфт, шкивов, подшипников. Для этого применяют те же приспособления, что и при разборке но обеспечивают их обратное действие. При посадке вкладышей смазочные кольца в резервуаре щита располагают концентрично посадочному отверстию. Ротор вводят в статор, используя те же способы и приспособления, что и при выводе ротора. В подшипники качения закладывают

смазку. Подшипниковые щиты устанавливают на подшипники, вал вывешивают и удаляют из-под ротора картонную прокладку. При установке на вал щитов с подшипниками скольжения смазочные кольца выводят из прорези вкладыша, чтобы не повредить их валом. Совмещают риски на станине и щитах, крепят щиты к

станине крепежными болтами. Подъемные приспособления снимают. Затем проверяют свободу вращения ротора и затягивают крепежные резьбы щитов. Устанавливают мелкие детали (фланцы, крышки) и заливают масло в подшипники скольжения. Напрессовывают на рабочие концы валов соединительные или передаточные детали (полумуфты, шкивы, тормозные диски, шестерни). От точной посадки соединительных деталей зависит успешность центровки вала электродвигателя с валом производственного механизма или с валом редуктора. После сборочных операций замеряют воздушные зазоры на обоих торцах машин в диаметрально противоположных точках окружности. При больших диаметрах ротора зазор измеряют в восьми точках окружности ротора. Отклонения воздушных зазоров от среднеарифметического должны быть не более 10%. Обкатку электродвигателя производят на холостом ходу, контролируя ток холостого хода, нагрев подшипников и шумы. Осевой разбег ротора определяют смещением вала вдоль оси до упора сначала в одну, а затем — в другую сторону при неподвижном роторе; осевой разбег ротора равен удвоенному осевому зазору. Односторонние осевые зазоры, которые должны быть одинаковыми, измеряют на холостом ходу. Для этого смазанный торец надежно укрепленного деревянного бруска упирают в торец вращающегося вала и смещают ротор до упора. Ту же операцию проделывают с другого конца вала. В обоих случаях измеряют расстояние от риски до корпуса подшипника перед нажатием на вал и во время измерений; они должны быть равны соответствующим осевым зазорам. При невозможности измерения

осевых зазоров на вращающемся роторе ориентировочно оценивают их по осевому разбегу ротора. Результаты измерения осевого зазора сравнивают с допустимыми значениями. После текущего ремонта, асинхронные электродвигатели подвергают следующим испытаниям: измеряют сопротивление изоляции статоров между отдельными обмотками и относительно корпуса; испытывают повышенным напряжением частоты 50 Гц в течение 1 мин; проверяют междувитковую изоляцию на электрическую прочность; замеряют воздушные зазоры; обкатывают электродвигатель на холостом ходу; замеряют осевые зазоры в подшипниках скольжения или разбег ротора по оси.


^ Неисправности по эксплуатации асинхронных двигателей.

Двигатель не запускается. Причинами неисправности могут быть:

- отсутствие напряжения сети. Надо проверить напряжение контрольной лампой или индикатором. Если отсутствует напряжение в одной из фаз, двигатель издаёт гудение;

- обрыв подводящих проводов или одной из фаз обмотки статора. Его можно проверить мегомметром или контрольной лампой;

- неправильное соединение фаз на клеммном щитке. Двигатель издаёт сильное гудение. Для устранения этой неисправности надо проверить, правильна ли маркировка выводных концов и схема их соединения.

^ Пониженное напряжение питающей сети. В этом случае нужно проверить вольтметром напряжение сети.

Заторможена рабочая машина. Следует проверить машину, выявить причины.

^ Двигатель в период работы перегревается. Это может происходить вследствие следующих причин:

- междувитковое замыкание в обмотке статора. В первоначальный момент после включения эту неисправность можно найти по нагреву корпуса. При дальнейшей работе может пойти дым.

^ Перегрузка электродвигателя. В этом случае надо проверить амперметром или токоизмерительными клещами нагрузку двигателя по току.

Пониженное напряжение сети. Следует вольтметром проверить напряжение сети.

^ Повышенный нагрев подшипниковых узлов. Причинами могут быть:

- перекос подшипниковых щитов вследствие недоброкачественной сборки двигателя. Необходимо проверить правильность посадки подшипниковых щитов и степень затяжки крышек подшипников;

- излишнее количество смазки в подшипниковом узле. Нужно проверить количество и качество смазки.

^ Вибрация электродвигателя. Эта неисправность возникает из- за недостаточной жёсткости фундамента, его следует укрепить; несовместимости вала двигателя с валом рабочей машины или неточной выверки двигателя. Следует отрегулировать осевую линию валов и проверить точность установки двигателя.

^ Неуравновешенность ротора электродвигателя. Неисправность можно определить при работе двигателя на «холостом» ходу без шкива или муфты. Вибрация ротора может возникнуть вследствие износа подшипников.


4. ^ Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте электродвигателя.


  1. Выводы обмоток и кабельные воронки у электродвигателей должны быть закрыты ограждениями, снятие которых требует отвёртывания гаек или вывинчивания винтов. Снимать эти ограждения во время работы электродвигателя запрещается. Вращающиеся части электродвигателей: контактные кольца, шкивы, муфты, вентиляторы - должны быть ограждены.

  2. Открывать ящики пусковых устройств электродвигателей, установленных в цехе, когда устройство находится под напряжением, разрешается для наружного осмотра лицам, имеющим квалификационную группу не ниже 4-ой.

  3. Операции по включению и выключению электродвигателей пусковой аппаратурой с приводами ручного управления должны производиться с применением диэлектрических перчаток или изолирующего основания (подставки).

  4. Включение и отключение выключателей электродвигателей производится дежурным у агрегатов единолично.

  5. У работающего асинхронного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий его кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.

  6. Работа в цепи пускового реостата работающего электродвигателя допускается лишь при поднятых щетках и замкнутом накоротко роторе.

Работа в цепях регулировочного реостата работающего электродвигателя должна рассматриваться как работа под напряжением в цепях до 1000В и производиться с соблюдением мер предосторожности.

Шлифование колец ротора допускается проводить на вращающемся электродвигателе лишь при помощи колодок из изоляционного материала.

  1. Перед началом работы на электродвигателях, приводящих в движение насосы или тяго–дутьевые механизмы, должны быть приняты меры, препятствующие вращению электродвигателя со стороны механизма ( насос может работать как турбина, дымосос может начать вращаться в обратную сторону за счёт засоса холодного воздуха через трубу и т. д.). Такими мерами являются закрытие соответствующих вентилей или шиберов, их заклинивание или перевязка цепью с запиранием на замок (или снятием штурвала) и вывешиванием плакатов «Не открывать- работают люди» или расцеплением муфт.

  2. При отсоединении от асинхронного электродвигателя питающего кабеля концы всех трёх фаз кабеля должны быть замкнуты на коротко и заземлены.

Заземление концов кабеля должно производиться посредством специально приспособленного для этой цели переносного заземления, выполненного в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к таким заземлениям.




Похожие:

Курсовая квалификационная работа по теме \" Устройство, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя, 3-х фазного асинхронного с коротко замкнутым ротором\" iconМинистерство образования Свердловской области Новоуральский профессиональный лицей Выпускная квалификационная работа Устройство, работа, неисправности, ремонт сцепления автомобиля КамАЗ
Тема Выпускной квалификационной работы Устройство, работа, неисправности, ремонт сцепления автомобиля КамАЗ
Курсовая квалификационная работа по теме \" Устройство, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя, 3-х фазного асинхронного с коротко замкнутым ротором\" icon3 Экономическая часть
Определение затрат на техническое обслуживание и ремонт электрической части станка
Курсовая квалификационная работа по теме \" Устройство, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя, 3-х фазного асинхронного с коротко замкнутым ротором\" iconТема: Ремонт и техническое обслуживание тормозных
Каждая из этих систем включает в себя тормозные механизмы, обеспечивающие создание сопротивления движению автомобиля и тормозной...
Курсовая квалификационная работа по теме \" Устройство, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя, 3-х фазного асинхронного с коротко замкнутым ротором\" iconПриказ №1803. г. Архангельск о зачислении в число обучающихся
Зачислить с 01 сентября 2012 в число студентов 1 курса, очная форма обучения, направление подготовки 190631. 51 Техническое обслуживание...
Курсовая квалификационная работа по теме \" Устройство, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя, 3-х фазного асинхронного с коротко замкнутым ротором\" iconКурсовая работа По теме: "Измерение потерь в дросселе."
Разработать устройство измеряющее потери в дросселе, при следующих параметрах электрической цепи
Курсовая квалификационная работа по теме \" Устройство, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя, 3-х фазного асинхронного с коротко замкнутым ротором\" iconРеестр расходов за период с 01декабря по 31 декабря 2012года по программе/ проекту “Капитальный ремонт детского сада №3 “Родничок”
Ремонт полов, отделочные работы потолков, стен и устройство навесов в запасных выходах
Курсовая квалификационная работа по теме \" Устройство, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя, 3-х фазного асинхронного с коротко замкнутым ротором\" iconРеестр расходов за период с 01ноября по 30 ноября 2012года по программе/ проекту “Капитальный ремонт детского сада №3 “Родничок”
...
Курсовая квалификационная работа по теме \" Устройство, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя, 3-х фазного асинхронного с коротко замкнутым ротором\" iconРеестр расходов за период с 15августа по 30 сентября 2012года по программе/ проекту “Капитальный ремонт детского сада №3 “Родничок”
...
Курсовая квалификационная работа по теме \" Устройство, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя, 3-х фазного асинхронного с коротко замкнутым ротором\" iconРеестр расходов за период с 01октября по 31 октября 2012года по программе/ проекту “Капитальный ремонт детского сада №3 “Родничок”
...
Курсовая квалификационная работа по теме \" Устройство, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя, 3-х фазного асинхронного с коротко замкнутым ротором\" iconКвалификационная квалификационная работа на тему
Техническая подготовка является основным ведущим звеном всей спортивной подготовки
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы