Программа по логоритмике учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна мбдоу детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского icon

Программа по логоритмике учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна мбдоу детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского



НазваниеПрограмма по логоритмике учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна мбдоу детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского
страница1/3
Дата конвертации06.02.2013
Размер0.85 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3

ПРОГРАММА ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна

МБДОУ детский сад комбинированного вида

«Золотой петушок» с.Доброе Добровского

муниципального района Липецкой области


Пояснительная записка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости.

Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определённые трудности в овладении письмом и чтением (Р.И.Левина, А.Н.Корнев, И.Н. Садовникова и др.)

В структуре генезиса трудностей овладения навыками письма и чтения у детей с разными видами патологии устной речи выделяется дисфункция межанализаторских связей, проявляющаяся в слабости слухо-зрительно-двигательных координаций. Недостаточность этих функций (недоразвитие фонематического восприятия и речевой моторики) связана с нарушениями общей моторики, незрелостью зрительного восприятия и зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников с нарушениями речевого развития возможно средствами музыкально-ритмических занятий, ритмики, логоритмики. Поскольку в их содержании используется не только словесная, но и значимая для возраста эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Повторение их в форме спектаклей, сказок, игр создаёт доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.

Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

В настоящее время широко используются массаж, хромотерапия, звукотерапия, аромотерапия и т.д. С их помощью воздействуют на процессы, происходящие в организме человека, повышают качество его жизни.

Массаж в логоритмических занятиях играет значительную роль при поведенческих проблемах, которыми страдают большинство детей с речевой патологией.

Установлено, что поэтапная, последовательная, спланированная на основе дифференцированного и индивидуального уровневого подхода (по Н.А. Бернштейну) работа по развитию и коррекции слухо-зрительно-двигательной координации средствами логоритмических занятий даёт значительную динамику в их формировании у детей старшего дошкольного возраста – воспитанников логопедических групп. Это предупреждает трудности в овладении письмом и чтением, связанных с незрелостью и нарушением функции слухо-зрительно-двигательной координации, у детей с дефектами устной речи.

Участие двигательных компонентов в ощущении иногда протекает как элементарный рефлекторный процесс (мышечное напряжение), а иногда как сложный (активная рецепторная деятельность), например, при распознании сложного изображения. Логоритмические занятия позволяют снять такое напряжение, что очень важно для последующих этапов обучения.

Главный принцип эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

^ Методика проведения занятий

Логоритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки, движения. Взаимоотношения этих компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы, в сочетании со словом и музыкой, и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия с ребёнком и окружающим миром.

Современное понимание двигательного анализатора как аппарата межанализаторного синтеза исходит из положения И.М. Сеченова о том, что в мозгу происходит анализ проприоцептивных импульсов и мышечное чувство не только усиливает все другие ощущения, но и объединяет их, существует взаимосвязь между чувственным познанием и движением. Двигательный анализатор участвует в анализе зрительных, слуховых, тактильных и других импульсов.

Формируя и развивая у детей с задержкой речевого развития двигательные способности, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаём базу, основу для воспитания речи, устранения речевых нарушений.

Следовательно, логоритмическое воздействие на детей с речевыми нарушениями должно проходить в рамках как коррекционного, так и формирующего обучения, которое не исправляет, а ускоряет формирование отстающих от возрастной нормы некоторых функций, или их систем с помощью специальных методов: подвижных игр, двигательных ритмов, выполнения движений по речевой инструкции. Присутствие развивающего начала необходимо, так как речевое расстройство появляется и развивается у формирующейся личности.

^ Задачи логоритмического воздействия

  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков – комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, рекомендованные Т.В. Будённой.

  • Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи – чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков.

  • Воспитание связи между звуков и его образом – буквенным обозначением.

  • Развитие общей и тонкой моторики, мимики и пантомимики (пальчиковая гимнастика, упражнения для мышечно-двигательного и координационного тренинга).

  • Развитие музыкального, слухового, тембрового, динамического слуха (фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова – для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания).

  • Развитие слу^ ПРОГРАММА ПО ЛОГОРИТМИКЕ

  • Учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна

  • МБДОУ детский сад комбинированного вида

  • «Золотой петушок» с.Доброе Добровского

  • муниципального района Липецкой области



  • Пояснительная записка

  • Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости.

  • Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определённые трудности в овладении письмом и чтением (Р.И.Левина, А.Н.Корнев, И.Н. Садовникова и др.)

  • В структуре генезиса трудностей овладения навыками письма и чтения у детей с разными видами патологии устной речи выделяется дисфункция межанализаторских связей, проявляющаяся в слабости слухо-зрительно-двигательных координаций. Недостаточность этих функций (недоразвитие фонематического восприятия и речевой моторики) связана с нарушениями общей моторики, незрелостью зрительного восприятия и зрительно-пространственного анализа и синтеза.

  • Целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников с нарушениями речевого развития возможно средствами музыкально-ритмических занятий, ритмики, логоритмики. Поскольку в их содержании используется не только словесная, но и значимая для возраста эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением.

  • Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Повторение их в форме спектаклей, сказок, игр создаёт доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.

  • Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

  • В настоящее время широко используются массаж, хромотерапия, звукотерапия, аромотерапия и т.д. С их помощью воздействуют на процессы, происходящие в организме человека, повышают качество его жизни.

  • Массаж в логоритмических занятиях играет значительную роль при поведенческих проблемах, которыми страдают большинство детей с речевой патологией.

  • Установлено, что поэтапная, последовательная, спланированная на основе дифференцированного и индивидуального уровневого подхода (по Н.А. Бернштейну) работа по развитию и коррекции слухо-зрительно-двигательной координации средствами логоритмических занятий даёт значительную динамику в их формировании у детей старшего дошкольного возраста – воспитанников логопедических групп. Это предупреждает трудности в овладении письмом и чтением, связанных с незрелостью и нарушением функции слухо-зрительно-двигательной координации, у детей с дефектами устной речи.

  • Участие двигательных компонентов в ощущении иногда протекает как элементарный рефлекторный процесс (мышечное напряжение), а иногда как сложный (активная рецепторная деятельность), например, при распознании сложного изображения. Логоритмические занятия позволяют снять такое напряжение, что очень важно для последующих этапов обучения.

  • Главный принцип эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

  • Методика проведения занятий

  • Логоритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик.

  • Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки, движения. Взаимоотношения этих компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

  • Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы, в сочетании со словом и музыкой, и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

  • Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия с ребёнком и окружающим миром.

  • Современное понимание двигательного анализатора как аппарата межанализаторного синтеза исходит из положения И.М. Сеченова о том, что в мозгу происходит анализ проприоцептивных импульсов и мышечное чувство не только усиливает все другие ощущения, но и объединяет их, существует взаимосвязь между чувственным познанием и движением. Двигательный анализатор участвует в анализе зрительных, слуховых, тактильных и других импульсов.

  • Формируя и развивая у детей с задержкой речевого развития двигательные способности, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаём базу, основу для воспитания речи, устранения речевых нарушений.

  • Следовательно, логоритмическое воздействие на детей с речевыми нарушениями должно проходить в рамках как коррекционного, так и формирующего обучения, которое не исправляет, а ускоряет формирование отстающих от возрастной нормы некоторых функций, или их систем с помощью специальных методов: подвижных игр, двигательных ритмов, выполнения движений по речевой инструкции. Присутствие развивающего начала необходимо, так как речевое расстройство появляется и развивается у формирующейся личности.

  • ^ Задачи логоритмического воздействия

  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков – комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, рекомендованные Т.В. Будённой.

  • Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи – чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков.

  • Воспитание связи между звуков и его образом – буквенным обозначением.

  • Развитие общей и тонкой моторики, мимики и пантомимики (пальчиковая гимнастика, упражнения для мышечно-двигательного и координационного тренинга).

  • Развитие музыкального, слухового, тембрового, динамического слуха (фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова – для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания).

  • Развитие слухового внимания.

  • Развитие фонематического слуха.

  • Развитие чувства ритма (песни, стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха, речевой памяти, координационного тренинга).

  • Развитие пространственной организации движений (музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания).

  • Формирование и развитие кинестетических ощущений (коммуникативные игры).

  • Воспитание выразительности и грации движений (мело- и ритмодекламации).

  • Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другой.

  • Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

  • Развитие физиологического и фонационного дыхания.

  • Воспитание умения перевоплощаться (упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения, ассоциативно-образного мышления).

  • Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями (танцы для развития динамической стороны общения).

  • Развитие умения расслабляться (упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения).

  • Развитие умения пользоваться самомассажем.

  • Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы. Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от характера нарушений речи у детей. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.

  • ^ Требования к проведению логоритмических занятий

  • М.Ю.Картушина рекомендует проводить логоритмические занятия 1 раз в неделю (30-35 мин). На занятии должна быть атмосфера радости и доброжелательности. Педагог должен создать детям условия для возникновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, помочь каждому ребёнку обрести веру в себя, организовать ситуацию успеха, поощряя любые усилия с его стороны, радуясь его творческим находкам.

  • Упражнения логопедической гимнастики рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учётом характера и тяжести речевого нарушения. Все задания должны проходить без лишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

  • Одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности: футболка, спортивные шорты, тапочки-чешки.

  • Каждое занятие должно представлять тематическую и игровую целостность.

  • Тематика и цели должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы (подготовительному, формирования произносительных умений и навыков).

  • Обязательное использование схем, графиков, рисунков, карточек, т.е. зрительных опор, способствующих формированию и развитию слухо-зрительно-двигательной координации.

  • Сотрудничество специалистов (логопеда, музыкального работника, воспитателя и психолога) в подготовке и проведении логоритмических занятий. Недопустима подмена логоритмических занятий музыкальными.

  • Данные требования реализуются следующими СРЕДСТВАМИ:

  • - ходьба, маршировка в различных направлениях, стихотворения с движениями;

  • - упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

  • - упражнения, регулирующие мышечный тонус:

  • а) общеразвивающие,

  • б) коррекционные;

  • - упражнения, активизирующие внимание;

  • - речевые упражнения без музыкального сопровождения;

  • - упражнения для развития музыкального слуха;

  • - ритмические упражнения;

  • - декламирование стихов;

  • - игровая деятельность:

  • а) игры на месте (статические),

  • б) малоподвижные и полуподвижные,

  • в) подвижные,

  • г) сюжетные подвижные игры,

  • д) игры с элементами спорта,

  • е) игры-драматизации;

  • - развитие творческой инициативы;

  • - оздоравливающие упражнения:

  • а) самомассаж,

  • б) точечный массаж,

  • в) звукотерапия,

  • г) музыкотерапия,

  • д) аромотерапия,

  • е) хромотерапия.

  • - заключительные упражнения на расслабление (релаксацию).

  • Перспективный план (Приложение 1) предполагает последовательное усложнение тем и целей занятия.

  • Конечная цель – добиться от детей выполнения упражнений в полном объёме, в заданном темпе и в соответствие с музыкой, движением, т.е. необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

  • Структура построения занятий представляет собой законченную систему.

  • Каждый следующий этап является логическим продолжением предшествующего, направлен на реализацию усложнённых задач, требует подключения новых, более высоких по своей организации уровней движения (по Н.А. Бернштейну).

  • В ходе проведения логоритмических занятий ВАРИАТИВНОСТЬ достигается за счёт постепенных, поэтапных и целенаправленных УСЛОЖНЕНИЙ.

  • Совместная деятельность логопеда, воспитателя и других специалистов

  • Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и, прежде всего, логопеда и воспитателей.

  • Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное планирование работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы: оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение комплексных занятий; а также еженедельные задания, которые включают в себя следующие разделы:

  • 1. логопедические пятиминутки (упражнения с движениями; чистоговорки, скороговорки);

  • 2. подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

  • 3. точечный массаж;

  • 4. игры-драматизации и пальчиковый театр.

  • Логопедические пятиминутки – упражнения по закреплению и дифференциации поставленных звуков, артикуляционная гимнастика, скороговорки, чистоговорки, сопровождающиеся движением рук, пальчиков или без них, т.е. для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.

  • Обычно планируется 2-3 пятиминутки в неделю, и они должны быть выдержаны в рамках изучаемой темы. Предоставляются материалы и пособия для их проведения. У нас в группе имеется картотека упражнений с движениями, пальчиковой гимнастикой, с чистоговорками и скороговорками.

  • ^ Подвижные игры и пальчиковая гимнастика. Служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателем и другими специалистами в качестве физкультминуток на занятиях, подвижных игр на прогулке, на музыкальном занятии, физкультурном или на прогулке, в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребёнка к значению слова.

  • Например, подвижная игра «Урожай», рекомендованная воспитателям для проведения в старшей группе при изучении темы «Овощи», позволяет расширить глагольный словарь детей, ввести в их речь глаголы: соберём, натаскаем, накопаем, срежем, нарвём и т.д.

  • Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических материалов, логопед, как правило, предоставляет свои наглядные пособия или составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала. В нашей группе мы пользуемся пособием М.В. Драко «Развивающие пальчиковые игры. Более 140 игр с самого рождения и на всю жизнь».

  • ^ Точечный массаж. Массаж, пройдя проверку временем, не утратил своей актуальности. Сейчас широко используются (в том числе и в логопедии) массаж, фитотерапия, аромотерапия, звукотерапия и т.д. С их помощью воздействуют на процессы, происходящие в организме человека (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество жизни. У природных средств лечения и профилактики болезней не только долгая история, но и блестящее будущее. В такой отрасли как логопедия в настоящее время массаж и другие нетрадиционные формы воздействия на организм человека играют значительную роль, особенно при паретичности артикуляционной и мимической мускулатуры, при поведенческих проблемах, которыми страдают большинство детей с речевой патологией.

  • Массаж помогает усиливать мозговое кровообращение и метаболизм, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т.д.), вызывает общее оздоровление, т.е. гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.

  • Публикуемые в пособии И.В. Блыскина «Логопедический массаж. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей» материалы представляют собой обобщённый многолетний опыт успешного использования логопедического массажа и других нетрадиционных методов воздействия на дошкольников 2-7 лет, школьников и взрослых с нарушениями речи.

  • Массаж – один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека – может успокоить, снять боль, способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей.

  • История точечного массажа уходит корнями в глубокую древность. Массаж стоп и кистей, ушных раковин и волосистой части головы как метод естественного оздоровления был известен представителям различных культур. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.

  • ^ Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения развития ребёнка. В работе с детьми, имеющими речевую патологию, используют массажи рефлексогенных зон (кистей, стоп, артикул, волосистой части головы) профессора Ауглина, сегментарно-рефлекторный и точечный.

  • В массажный комплекс входят:

  • Развитие ручного праксиса.

  • Развитие тактильных (осязательных) ощущений.

  • Релаксация.

  • Собственно массаж.

  • Дифференцированная артикуляционная гимнастика.

  • Использование точек различными методами

  • с учётом возраста ребёнка

    • Возраст ребёнка, количество лет

    • Время массажа одной точки

    • ( мин)

    • Максимальное количество точек, используемых

    • за 1 сеанс

    • Тормозной метод

    • Возбуждающий метод

    • 1-3

    • 0,5

    • 0,5

    • 4-6

    • 3-5

    • 1-1,5

    • 1

    • 6-8

    • 5-7

    • 1,5-2

    • 1

    • 8

    • 7-10

    • 2-3

    • 1,5

    • 8

    • 10 и более

    • 3

    • 1,5-2

    • 8-10





  • Методика

  • Успокаивающий массаж характеризуется непрерывным воздействием плавными, медленными вращательными движениями без смещения кожи или надавливанием подушечкой пальца с постепенным нарастанием силы давления (без заметной ямки) и задержкой пальца на глубине. Приём повторяют 3-4 раза с возвращением к исходному положению, не отрывая палец от точки. Длительность 3-5 мин. Этот метод эффективен при бессоннице, острой боли, тревоге, нервном возбуждении.

  • ^ Тонизирующий массаж характеризуется коротким сильным надавливанием и быстрым резким удалением пальца от точки. К тонизирующему методу относится и прерывистая вибрация. Длительность воздействия 0,5-1 мин. Этот приём эффективен при судорогах и физическом утомлении.

  • Точечный массаж используется только на первых этапах. Затем постепенно детей обучают элементам самомассажа.

  • Аромотерапия

  • в коррекционной и лечебной педагогике

  • Исследования учёных (в т.ч. Д.И. Шатенштейн) доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью.

  • Ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса. Запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность. Эфирные масла базилика, кориандра, кожуры лимона, петрушки тонизируют, а фитокомпозиции из базилика, майорана, розмарина, мяты, лаванды создают ароматы успокаивающие перевозбуждённую нервную систему.

  • Аромотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения – 10-20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетённых или, наоборот, перевозбуждённых лиц. Его могут использовать воспитатели, медсёстры, логопед. К аромотерапии на логоритмических занятиях нужно относиться с осторожностью, учитывая, что у детей могут быть аллергические реакции, необходимо проконсультироваться у врача, родителей.

  • Хромотерапия

  • в коррекционной и лечебной педагогике

  • Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.

  • Синий цвет – оказывает успокаивающее воздействие, снимает спазмы, понижают аппетит.

  • Фиолетовый цвет – оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.

  • Красный цвет – повышает работоспособность, стимулирует психические процессы.

  • Зелёный цвет – успокаивает, создаёт хорошее настроение.

  • Невропатолог В.М. Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость психических процессов.

  • Розовый – тонизирует при подавленном состоянии.

  • Жёлтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

  • Знание хромотерапии нужно при ремонте групповых комнат, Можно использовать как фон на занятиях: оформление группы, как «кусочка леса» (зелёный) для проведения логоритмики, например, на «солнечной поляне» (жёлтый), или, например, на «берегу реки» (голубой) и т.д.





  • Музыкотерапия

  • в коррекционной и лечебной педагогике

  • Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию. Психотерапевт С. Мамулов свидетельствует, что на некоторых людей она влияет острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье, может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность.

  • Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (нарушений координации, моторных стереотипов и т.д.), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.

  • Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:

  • использовать для прослушивания можно только те произведения, которые нравятся всем детям;

  • лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям;

  • продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин в течение всего занятия (1 музыкальное произведение).

  • музыкальную ритмику в своей работе могут использовать как физкультурный работник, музыкальный работник, так и воспитатели, и логопед.

  • Игры-драматизации и пальчиковый театр

  • Любое логоритмическое занятие является игрой, в которой участвуют все дети. Это, например, «Крокодил Гена идёт в армию» (к 23 февраля), «Поможем доктору Айболиту» (где дети помогают животным выздороветь, делая точечный массаж, дыхательную и артикуляционную гимнастику, делают упражнения с движениями). В помощь логопеду в таких занятиях принимают участие воспитатели и занятия проводятся совместно. Воспитатель играет роль Крокодила Гены, музыкальный работник играет музыку. Например, в сказке «Колосок» воспитатель читает текст сказки, а дети выполняют соответствующие задания, используя пальчиковый театр и т.д.

  • Такие занятия развивают духовный потенциал, прослеживается мотивация на успешность. Дети умеют перевоплощаться, импровизировать. Стимулируются творческие способности, выразительность движений, жестов, мимики, речи. Дети учатся соблюдать в игре установленные правила и достигают результативности. Взаимодействие с другими участниками игры учит их работать совместно и вместе принимать решение.

  • На таких занятиях воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, забота, внимание, сопереживание и деликатность.

  • Пальчиковый театр у нас активно используется в группе. Дети рассказывают сказки «Колобок», «Заячья избушка» и др. Элементы этих сказок используются на логоритмических занятиях.

  • Работа логопеда с родителями

  • Взаимосвязи детского сада с семьёй уделяется большое внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций.

  • Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных домашних тетрадях. Рекомендации родителям и домашние задания с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии.

  • Таким образом, родители смогут предложить ребёнку поиграть в подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, почитают стихи с движениями. Выполняя с ребёнком задания, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе.

  • Задания подобраны в соответствии с изучающимися лексическими темами и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста. Родители должны не оставлять без внимания вопросы и затруднения детей. Особенно это касается детей с речевой патологией.

  • Для родителей выпускаются папки-передвижки по темам: «Пальчиковая гимнастика», «Стихотворения с движением», «Точечный массаж и самомассаж», «Поможем своему организму», «Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи» и т.д. В материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют» подбираются материалы по аромотерапии, хромотерапии, музыкотерапии, логоритмики. В связи с тем, что точечный массаж прост и доступен широкому кругу населения, не имеет возрастных ограничений, мы постарались обучить родителей навыкам его проведения в домашних условиях. Чем раньше начата коррекция, тем выше эффект.

  • ^ Предметно-развивающая среда

  • Правильно организованная предметно-развивающая среда создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному всестороннему развитию личности.

  • Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

  • В оформлении группового помещения и логопедического кабинета специалисты советуют использовать мягкие пастельные цвета, отдавать предпочтение нежно-голубой и нежно-зелёной гамме – именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию.

  • Например, в группе оборудуется центр «Пальчиковые игры» или «Говорим красиво». Названия эти условные. Главное – их оснащённость и наполняемость необходимым материалом. Для подготовки детей к логоритмическим занятиям можно предоставить им карточки с артикуляционной гимнастикой, для пальчиковых игр – карточки, на которых изображены различные животные или насекомые, которых можно «сделать» на своих руках. В речевой группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий, игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними.

  • Кроме традиционных «застёжек», «шнуровок», конструкторов и мозаик можно предложить:

  • - мячи (каучуковые, колючие, рифлёные) для самомассажа ладоней, кистей рук;

  • - пробки от пластиковых бутылок парные – как «башмачки» для пальцев рук;

  • - верёвки капроновые плетёные для перебирания уже завязанных узлов пальцами;

  • - кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;

  • - прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

  • - щётки для волос, ипликаторы Кузнецова, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;

  • - клавиатуру компьютера, кнопочный телефон, «пальцеходы» - для развития дифференцированных движений пальцев рук;

  • - кастаньеты - для отстукивания ритма;

  • - «моталки» - верёвки с ручками на концах, привязанные к какому-либо центру, для выработки координации вращательных движений;

  • - грецкие орехи – для самомассажа кистей, игры типа «Китайские шары» на координацию движений пальцев.

  • Этот материал используют для организации выполнения движений, сочетаемых с речью.

  • Каждый логопед помимо всего этого материала должен иметь оборудование для логоритмических занятий, которое указано перед каждым занятием в книгах М.Ю. Картушиной: «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» и «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет». Логоритмические занятия дополняются массажем, аромотерапией, хромотерапией и они становятся не только интересными, но и полезными для здоровья детей и помогают преодолевать отставание в речевом развитии.

  • Рекомендуемые подвижные игры, коммуникативные игры и игровые упражнения можно взять из сборника программ для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной; а также в пособиях: М.Ю. Картушиной «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; А.Е. Вороновой «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет».

  • В итоге проведённой логоритмической работы дети должны научиться:

  • 1. Овладеть правильным произношением.

  • 2. Употреблять певческие данные и речевое дыхание.

  • 3. Применять в речи выразительность, уметь слышать и запоминать, а также иметь чувство ритма, ритмодекламировать.

  • 4. Применять умение ориентироваться в пространстве.

  • 5. Позитивно себя ощущать.

  • 6. Пользоваться словотворчеством и оформлять речевое высказывание, владея правильным звуко-слоговым оформлением речи.

  • 7. Реагировать на цветовую гамму.

  • 8. Уметь пользоваться самомассажем.

  • 9. Управлять мышечно-двигательным и координационным тренингом.

  • 10. Иметь воображение и ассоциативно-образное мышление.





















  • Приложение 1.

  • Примерное календарное планирование логоритмических занятий с использованием оздоравливания для детей с общим недоразвитием речи в старшей группе (5-6 лет)

    • 1

    • 2

    • 3

    • 4

    • 5

    • Период

    • Темы логоритмических занятий

    • Хромотерапия (цвет)

    • Аромотерапия (запах)

    • Массаж и самомассаж

    • (части тела)



    • СЕНТЯБРЬ

    • 1.«Спор грибов и ягод»





    • «Лес» - зелёный цвет



    • Сосна

    • Массаж спины под песню «Дождик»

    • 2. «Путешествие язычка»







    • «Рот» - красный цвет



    • __

    • Массаж точек Лао-гун (1), Шень-мэнь (3) (левая рука)

    • 3. «В гостях у лесного гнома»





    • «Лес» - зелёный цвет



    • Хвоя

    • Точки Хоу-си (2) и Хэ-гу (4) (левая рука)

    • 4. «Яблоко» по мотивам сказки В.Сутеева





    • Жёлтый



    • Лимон

    • Точки Ле-цюе (5), Ней-гуань (7) (правая рука)

    • 5.«Пых» по мотивам белорусской народной сказки





    • Розовый



    • Лимон

    • Точки Вай-гуань (6), Цюй-чи (8) (правая рука)



    • ОКТЯБРЬ





    • 6.«Спор овощей»







    • Разно-цветные овощи



    • Мята

    • Точка Шоу-сань-ли (9) (правая рука)

    • 7.«Колосок» по мотивам украинской народной сказки



    • Жёлтый



    • Ромашка

    • Точки Цзу-сань-ли (10), Цзе-си (11) (левая нога)

    • 8.«Приключения дождика»



    • __

    • __

    • Самомассаж спины



    • НОЯБРЬ

    • 9.«Краски осени»



    • Жёлтый

    • __

    • Самомассаж спины

    • 10.«Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В.Сутеева



    • Розовый



    • __

    • Ди-хэ (17), Чен-цзян (18) (подбородок)

    • 11.«Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки



    • Зелёный



    • Ель



    • __



    • 12.«Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки



    • __



    • __

    • Бай-хуэй (21) (голова)

    • 13. «Теремок-холодок»



    • Белый



    • Сосна

    • Цянь-чжен (25), цзя-чэ (26) (левая скула)



    • ДЕКАБРЬ

    • 14.«Дед Мороз построил дом»



    • Зелёный



    • Хвоя

    • Инь-сян (28) (нос), Хэ-ляо (29) (верхняя губа), Ди-цан (31) (губы)

    • 15.«Отчего у медведя нос чёрный» по мотивам юкачирской народной сказки





    • Синий



    • __

    • Сань-сяо (30) (щёки)

    • 16.«Ёлка» по мотивам сказки В.Сутеева



    • Зелёный



    • Ель или сосна

    • Цзя-чен-цзянь (32) (подбородок)



    • ЯНВАРЬ

    • 17.«Снеговик на ёлке»



    • Белый

    • Зелёный

    • Сосна

    • Массаж пальчиков

    • 18.«Морозята»



    • Белый



    • Ель

    • Массаж подушечек пальцев

    • 19.«Мороз Иванович» по мотивам сказки В.Одоевского



    • Белый



    • Ель

    • Массаж пальцев, кистей рук

    • 20.«Приключения снежинки»



    • __

    • Сосна

    • Массаж фаланг пальцев



    • ФЕВРАЛЬ

    • 21.«Снежная книга» по рассказам В.Бианки





    • __



    • __

    • Шуй-ту (40) (шея)

    • 22.«Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки







    • Жёлтый





    • __

    • Лянь-цуань (37) (шея)

    • 23. «Крокодил Гена идёт в армию»





    • Зелёный



    • Лимон (эвкалипт)

    • Массаж спины (самомассаж)

    • 24. «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки



    • Зелёный



    • Жасмин



    • Релаксация



    • МАРТ

    • 25. «Я маму мою обидел» по стихотворению Э.Мошковской





    • Красный



    • __



    • Релаксация

    • 26. «Кем быть?»



    • __

    • __

    • __

    • 27. «Откуда у носорога шкура?» по мотивам сказки Р.Киплинга



    • Голубой



    • __



    • __

    • 28. «Откуда у верблюда горб?» по мотивам сказки Р.Киплинга



    • Жёлтый, синий



    • __



    • __



    • АПРЕЛЬ

    • 29. «Поможем доктору Айболиту» по произведению К.И. Чуковского (авторская разработка) (Приложение 3)



    • Синий, жёлтый



    • Мята

    • Нэй-тин (13)

    • 30. «Космическое путешествие»

    • Голубой

    • __

    • Массаж пальцев

    • 31. «Лекарство от зевоты»





    • Красные оттенки

    • Лимон

    • Вай-цзинь-цзинь-юй-е (39) (шея)

    • 32. «Пасха»

    • Жёлтый

    • __

    • Фэн-чи (36) (затылок)



    • МАЙ

    • 33. «Откуда у кита такая глотка?» по мотивам сказки Р.Киплинга



    • Голубой



    • __





    • Лянь-цюань (37) (шея)

    • 34. «Сказка о рыбаке и рыбке» по мотивам стихотворения А.С.Пушкина (авторская разработка) (Приложение 2)



    • Голубой (синий)



    • Мята

    • Массаж пальцев ног

    • 35. «Как муравьишка дом солнышка искал»

    • Жёлтый

    • Ромашка

    • Массаж стоп

    • 36. «На солнечной полянке» по рассказам В.Бианки



    • Жёлтый



    • Ромашка



    • Массаж стоп и пальцев

  • Приложение 2.

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • (по мотивам сказки А.С. Пушкина)

  • Задачи:

  • 1.Развитие мышечно-двигательного и координационного тренинга, плавности и выразительности речи, навыков речевого дыхания, слуха и памяти.

  • 2.Развитие динамической стороны общения, внимания, умения ориентироваться в пространстве, позитивного самоощущения.

  • 3.Создание эмоционального настроения и ассоциативно-образного мышления.

  • 4.Упражнять в умении снятия физического напряжения с помощью релаксации.

  • Предварительная работа

  • Чтение и пересказ сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

  • Оборудование: пальчиковый театр – старик, старуха, золотая рыбка, иллюстрации к сказке, музыка «шум моря», голубая ткань – «море», ароматическое масло.

  • Ход занятия

  • Дети входят в зал под музыку «Шум моря».

  • Логопед:

  • Жил старик со своею старухой

  • У самого синего моря;

  • Они жили в ветхой землянке

  • Ровно тридцать лет и три года.

  • Старик ловил неводом рыбу,

  • Старуха пряла свою пряжу.

  • Раз он в море закинул невод, -

  • Пришёл невод с одною тиной.

  • Он в другой раз закинул невод,

  • Пришёл невод с травой морскою.

  • В третий раз закинул он невод, -

  • Пришёл невод с одною рыбкой,

  • С непростою рыбкой, - золотою.

  • Песня с движениями «Рыбка» М.Карасева.

  • Используется голубая материя для изображения моря

  • Рыбка плавает в водице, Дети покачивают сложенными вместе

  • Рыбке весело играть. ладошками из стороны в сторону.

  • Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком.

  • Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.

  • Рыбка спинку изогнула, Медленно наклоняют вперёд сложенные

  • ладони.

  • Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение обеими

  • руками.

  • Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе

  • Рыбка быстро уплыла. ладонями вправо-влево.

  • М.Клокова

  • Логопед:

  • Как взмолится золотая рыбка!

  • Голосом молвит человечьим:

  • «Отпусти ты, старче, меня в море!

  • Дорогой за себя дам откуп:

  • Откуплюсь, чем только пожелаешь».

  • Дыхательное упражнение.

  • Вытянуть губы «трубочкой» и длительно выдыхать воздух, стараясь, чтобы воздушная струя была непрерывной. Упражнение способствует равномерному, плавному выдоху.

  • Речевое упражнение «Рыбка разговаривает».

  • Дети тихо и быстро произносят «п-п-п …»

  • Логопед:

  • Удивился старик, испугался:

  • Он рыбачил тридцать лет и три года

  • И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

  • Отпустил он рыбку золотую

  • И сказал ей ласковое слово:

  • «Бог с тобою, золотая рыбка!

  • Твоего мне откупа не надо;

  • Ступай себе в синее море,

  • Гуляй там себе на просторе».

  • - Ребята, а какие ласковые слова вы знаете? (Ответы детей)

  • - А вы помните, что было дальше в сказке? (ответы детей)

  • - Да, старик пошёл просить у рыбки корыто.

  • Вот пошёл он к синему морю;

  • Видит, - море слегка разыгралось.

  • Упражнение на координацию речи и движения «У моря».

  • Используется голубая материя и масло мяты.

  • К берегу бежит волна. Дети делают волнообразное движение

  • одной рукой.

  • Вслед за ней ещё одна. То же другой рукой.

  • Эта – выше, Поднимают руки.

  • Эта – ниже, Опускают руки на уровень груди.

  • Эта – вовсе не видна. Касаются ладонями пола.

  • А на берегу морском «Пересыпают» невидимый песок из

  • одной руки в другую.

  • Будем мы играть с песком.

  • Будет башня из песка, Поочерёдно ставят один кулак на

  • другой, постепенно поднимая руки.

  • Как до неба высока. Встают на носки и поднимают руки.

  • М.Рузина

  • Логопед: А в море разыгрались рыбки.

  • Коммуникативная игра «Рыбки».

  • Дети встают в пары, договариваясь, кто из них будет ловить рыбку. И под слова играют в «Ладушки», то хлопая в ладоши, то ударяя в ладони товарища.



  • Рыбки плавают, резвятся,

  • Рыбки любят поиграть.

  • Рыбки быстро уплывают,

  • Ты попробуй их поймать.

  • Рыбка, плыви! Дети прижимают ладони друг к другу и

  • Скорее лови! качают ими вправо-влево.

  • На последнее слово игрок, который должен ловить рыбку, старается поймать ладошки товарища, пытающегося спрятать руки за спину. При повторении игры «ловит рыбку» 2-й играющий.

  • Логопед: Ребята, а что ещё просил старик для своей старухи у золотой рыбки? (Ответы детей)

  • Пошёл старик к синему морю;

  • Не спокойно синее море.

  • Фонопедическое упражнение «У моря»

  • (по методу В.Емельянова)

  • К берегу бежит волна. Дети произносят «ш-ш-ш…» на

  • продолжительном выдохе.

  • Ударяется она. Произносят «бл-бл-бл…» в низком

  • регистре.

  • Чайки над морем летают. Произносят короткие «а, а, а…» в

  • разных регистрах.

  • Поднимается волна. Пропевают «у-у-у…», делая GLISSANDO

  • снизу вверх от самого низкого до

  • самого высокого регистра.

  • Падает на берег. Произносят «у-ух!»: первый слог –

  • низким голосом, а второй – высоким».

  • Логопед: старик попросил рыбку сделать его старуху столбовою дворянкой.



  • Воротился старик ко старухе,

  • Что ж он видит?



  • «Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

  • Чай теперь твоя душенька довольна?»

  • На него прикрикнула старуха,

  • На конюшню служить его послала.

  • Упражнение на развитие внимания «На лошадке».

  • Ехали дрожки Дети ходят, высоко поднимая колени.

  • По стёжке-дорожке,

  • По стёжке-дорожке

  • Ровнее ладошки.

  • Лугом, лесочком, Двигаются прямым галопом.

  • С кочки на кочку

  • Вприпрыжку, вприскочку.

  • По оврагам, по камням, Скачут.

  • По ухабам, по корням.

  • Прямо в яму –

  • Бам! Быстро приседают.

  • Б.Яхнин

  • Логопед: теперь старуха – царица.

  • За столом сидит она царицей,

  • Служат ей бояре да дворяне,

  • Наливают ей заморские вины;

  • Заедает она пряником печатным;

  • Вкруг её стоит грозная стража.

  • Упражнение на координацию речи и движения «Мы шагаем».

  • Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

  • Мы шагаем, мы шагаем,

  • Выше ноги поднимаем.

  • Влево шаг – вправо шаг,

  • Шаг вперёд – шаг назад.

  • Мы шагаем, мы шагаем,

  • Ноги дружно поднимаем.

  • Шаг немножко замедляем,

  • Постепенно ускоряем.

  • Сейчас быстро мы пойдём,

  • Потом медленно идём.

  • Руки вверх мы поднимаем,

  • А потом их опускаем.

  • З.Репина, В.Буйко

  • Логопед:

  • Старика взашеи затолкали.

  • А в дверях-то стража подбежала,

  • Топорами чуть не изрубила.

  • Чистоговорка «Р – Рь»

  • Ор-ор-ор – у меня топор. Дети сжимают пальцы в замок,

  • поднимают и опускают руки.

  • Орь-орь-орь – ты со мной не спорь. Грозят пальцем.

  • Ра-ра-ра – уходить пора. Ударяют ладонями по коленям.

  • Ре-ре-ре – стража во дворе. Ладонями держат щёки и качают

  • головой.

  • Беседа по тексту.

  • Логопед:

  • Ничего не сказала рыбка,

  • Лишь хвостом по воде плеснула

  • И ушла в глубокое море.

  • Упражнение на релаксацию.

  • Дети сидят на стульях с закрытыми глазами и слушают музыку «Шум моря».

  • Логопед:

  • Долго у моря ждал он ответа,

  • Не дождался, к старухе воротился –

  • Глядь: опять перед ним землянка;

  • На пороге сидит его старуха,

  • А перед нею разбитое корыто.

  • Массаж ног.

  • Танец или хоровод.

  • Приложение 3.
  1   2   3




Похожие:

Программа по логоритмике учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна мбдоу детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского iconДоговор № между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением и родителями ( лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего мбдоу «Детский сад комбинированного вида№5» г.
Мбдоу «Детский сад комбинированного вида№5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» рт
Программа по логоритмике учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна мбдоу детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского iconПоложение о сенсорной комнате мбдоу детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида Елабужского муниципального района
Введено в действие приказом заведующей мбдоу детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида емр
Программа по логоритмике учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна мбдоу детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского iconПоложение о родительском комитете мбдоу детский сад №25 «родничок» комбинированного вида Елабужского муниципального района
В качестве добровольной общественной организации в мбдоу детский сад №25 «Родничок» комбинированного вида (далее по тексту доу) действуют...
Программа по логоритмике учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна мбдоу детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского iconПоложение о сайте Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида Елабужского муниципального района
Введено в действие приказом заведующей мбдоу детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида емр
Программа по логоритмике учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна мбдоу детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского iconПоложение о педагогическом часе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №25 «Родничок» комбинированного вида Елабужского муниципального района
Введено в действие приказом заведующей мбдоу детский сад №25 «Родничок» комбинированного вида
Программа по логоритмике учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна мбдоу детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского iconПоложение о педагогическом часе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида Елабужского муниципального района
Введено в действие приказом заведующей мбдоу детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида емр
Программа по логоритмике учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна мбдоу детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского iconПоложение о коррекционных группах мбдоу детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида емр для детей, воспитывающихся по общеразвивающим программам и по программам для детей с нарушением зрения
Введено в действие приказом заведующей мбдоу детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида емр
Программа по логоритмике учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна мбдоу детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского iconРасписание образовательной деятельности мбдоу «Детский сад комбинированного вида №18 г. Лениногорска» мо «лмр» рт на 2012/2013 учебный год
Расписание образовательной деятельности мбдоу «Детский сад комбинированного вида №18 г. Лениногорска» мо «лмр» рт
Программа по логоритмике учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна мбдоу детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского iconПрограмма развития муниципальное автномное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №394 комбинированного вида» заведующая детским садом №394 гаврилова елизавета михайловна
Наименование Программы Программа развития мадоу «Детский сад №394 комбинированного вида» Советского района г. Казани
Программа по логоритмике учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна мбдоу детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского iconМбдоу «Детский сад №5» обязуется
20 г между муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида №5» и родителями (законными представителями)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы