Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» icon

Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр»



НазваниеПрограмма «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр»
страница1/12
Дата конвертации06.02.2013
Размер2.37 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Авторская программа


«Развитие элементарных

математических представлений

в логопедической группе с ОНР»


Воспитателя

Берсеневой Надежды Николаевны


МБДОУ д/с №3 г.Лебедянь.


2012г.

Введение.

Овладение детьми школьного возраста математическими знаниями является одним из приоритетных направлений в системе дошкольного образования для познавательного развития ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Преследуется главная мысль: нужно вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Математика до сих пор считается скучной наукой. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным делом. Как же сделать математику интересной для детей? Для этого нужно было пересмотреть методы и приемы, дидактические средства и форму занятий. Нужно подчинить их основной цели – развитию познавательно-творческих способностей. А это обосновано идеями развивающего обучения, которое соответствует требования современности.

Во-первых, дети, имеющие недоразвитие речи, кА правило, имеют недостаточный лексический запас. Поэтому работа в такой группе построена тематически. Каждая неделя в течение учебного года посвящена определенной теме, работая над которой дети обогащают. Расширяют свой словарный запас, приобретая более глубокие знания по изучаемой теме. Поэтому все занятия посвящены этой лексической теме, в том числе и развитию элементарных математических представлений. Нужно было составлять такие занятия, в которых дети продолжали бы упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активировали бы отработанную лексику, закрепляли бы знания по изучаемой теме.

Во-вторых, организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился бы в активного участника. Форма занятий должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Недопустима форма школьно-урочного обучения. Организация занятия небольшими группами способствует взаимному обучению и взаимопроверке, стимулирует общение и взаимодействие детей. Для поиска ответа очень полезны дискуссии. При такой организации возникла атмосфера сотрудничества внутри коллектива. Дети быстро включаются в поисковую ситуацию, с готовностью помогают друг другу.

Наряду с традиционными методами обучения словесными, наглядными, методом моделирования и практических заданий нужно использовать проблемно-поисковый метод. У кого правильный ответ? Напиши нужный знак, цифру. Чего не хватает? Как бы вы сделали? Нередко для получения ответа ребенок идет путем опытных проб. И воспитатель должен направлять поисковую деятельность детей. Доброжелательная оценка воспитателя, тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяет детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение. Затем вместе находим ошибку, и воспитатель подводит к новому способу решения задания.

Игра – наиболее результативное средство обучения. Поэтому на всех занятиях присутствует игра или элементы игры: сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной. Занятия построены в виде бесед, экскурсий, сказок. Широкое использование художественного слова. Очень часто в занятиях звучат песни, музыка.

Проводя занятия в интересной, увлекательной форме, воспитатель, с одной стороны, способствует формированию необходимых представлений, с другой – воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес, в-третьих – дети с общим недоразвитием речи усваивают достаточно трудные грамматические понятия о согласовании существительного с числительным, падежные окончания. Активно вводятся в словарь наречия, сравнительные прилагательные, закрепляются знания об окружающем мире, развивается логическое мышление. На каждом занятии обязательно присутствует пальчиковая гимнастика, физкультурные паузы, элементы практической деятельности.

В программе разработано количество занятий больше, чем требуется для годового перспективного планирования. Это связано с тем, лексические темы для каждой группы или детского сада подбираются индивидуально, и большее количество занятий дает возможность в выборе занятия по нужной лексической теме.


Задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной группы.


1.Формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;


2.Учить овладевать мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);


3.Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;


4.Формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку;


5.Овладевать навыками речевого общения, упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;


6.Развивать мелкую моторику и зрительную двигательную координацию.


Перспективный план работы

старшей логопедической группы

по развитию элементарных

математических представлений


^ I КВАРТАЛ


Задачи: повторить программный материал средней группы: образование чисел и счет до 5, счет с помощью анализаторов.

Различие геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, шара, куба, цилиндра. Познакомить с овалом. Установить соотношения между 2-5 предметами по величине (длина, ширина и т.д.), раскладывая их в порядке убывания и возрастания. Определение направления расположения предметов: впереди, сзади, внизу, вверху, слева, справа.

Познакомить с образованием чисел от 6 до 9. Учить сравнивать совокупность предметов, выраженных смежными числами. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 9. Уточнить независимость числа предметов от их размера.

Развивать навыки ориентировки на листе бумаги.

Сентябрь

Занятие №1. «Детский сад».

Тема:

Количество и счет: один и много, Цифра 1. счет и отсчет предметов в пределах 5.

Величина: сравнивание трех предметов по высоте.

Занятие №2. «Умывальные принадлежности».

Тема:

Количество и счет: счет и отсчет предметов в пределах 5 Цифра 2.

Величина: сравнение предметов по длине, ширине, толщине.

Занятие №3. «Мебель».

Тема:

Количество и счет: образование чисел 4 и 5. Цифра 4 и 5. Счет до 5.

Геометрические фигуры: различие круга, квадрата, прямоугольника. Ориентировка в пространстве.

Занятие №4. «Овощи, фрукты».

Тема:

Количество и счет: счет в пределах 5.

Величина: убывающий и возрастающий размер.

Геометрические фигуры: овал.

Занятие№5. «Осень».

Тема:

Количество и счет: счет в пределах 5. Число и цифра от 1 до 5. Сравнение чисел.

Времена года: осенние месяцы.

Ориентировка на плоскости: слева, справа, вверху, внизу, на середине.

Октябрь.

Занятие №6. «Грибы. Ягоды».

Тема:

Количество и счет: знакомство с цифрой 0. Счет и отсчет в пределах 5. Цифры от 1 до 5.

Величина: измерение высоты, мерка.

Занятие №7. «Одежда. Обувь».

Тема:

Количество и счет: образование числа 6. Цифра 6.

Величина: сравнение предметов по длине в убывающем и возрастающем порядке.

Логическая задача: мышление.

Занятие №8.»Домашние птицы».

Тема:

Количество и счет: закрепить образование числа 6. Цифра 6.

Ориентировка на плоскости: середина, слева, справа.

Ориентировка на пространстве: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Занятие №9. «Продукты питания. Хлеб».

Тема:

Количество и счет: образование числа 7. Цифра 7. Счет и отсчет в пределах 7.

Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу.

Ноябрь.

Занятие №10. «Посуда».

Тема:

Количество и счет: счет и отсчет в пределах 7. Число 7 и цифры от 1 до 7.

Ориентировка во времени: дни недели.

Ориентировка в пространстве: определение положения предмета по отношению к предмету, находящемуся в центре.

Занятие №11. «Деревья хвойные и лиственные».

Тема:

Количество и счет: образование числа 8. Цифра 8. Равенство и неравенство количества предметов разных размеров.

Ориентировка в пространстве: слева, справа. Счет с помощью слухового анализатора.

Занятие №12. «Перелетные птицы».

Тема:

Количество и счет: число и цифра 8. Число предметов не зависит от размера предмета.

Величина: сопоставление предметов по высоте.


Занятие №13. «Игрушки».

Тема:

Количество и счет: образование числа 9 и цифра 9.

Величина: соотношение по высоте и толщине.

Порядок возрастания и убывания.

Знаки.


II Квартал.

Задачи: познакомить детей с образованием числа 10, упражнять в счете и отсчете в пределах 10. Дать представление о том, что счет предметов можно вести в любом направлении. Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размера и формы расположения. Развивать умение видеть равное количество в группах разных предметов и обобщать числовые значения. Развивать умение устанавливать соотношение предметов по длине, высоте, ширине и т.д. Закрепить знания геометрических форм: треугольник, прямоугольник, квадрат, шар, куб, цилиндр. Счет с помощью слуховых и зрительных анализаторов. Развивать умение ориентироваться в пространстве, на плоскости. Закрепить знания дней недели.

Декабрь.

Занятие №14. «Дикие животные».

Тема:

Количество и счет: число и цифра 9. Счет и отсчет до 9. Деление целого на части.

Величина: измерение длины меркой.

Занятие №15. «Зимующие птицы».

Тема:

Количество и счет: образование числа 10. Цифра 10. Прямой и обратный счет до 10.

Ориентировка во времени: дни недели.

Занятие №16. «Зима. Зимние забавы».

Тема:

Количество и счет: Число и цифра 10. Порядковый счет.

Величина: сравнение предмета по высоте и длине, мерке.

Ориентировка во времени: времена года: зимние месяцы.

Занятие №17. «Новый год».

Тема:

Количество и счет: счет до 10. Число предметов не зависит от формы их расположения. Порядковый счет.

Величина: сравнение длины и высоты предмета.

Геометрические фигуры: соотношение геометрических фигур с предметами.


^ Январь.

Занятие №18. «Домашние животные».

Тема:

Количество и счет: счет в пределах 10 с помощью слухового анализатора.

Величина: сравнение длины и ширины с помощью условной мерки.

Ориентировка на плоскости: вверху, внизу, слева, справа.

Занятие №19. «В мире сказок».

^ Тема:

Количество и счет: счет и отсчет в пределах 10. Равенство и неравенство между предметами.

Величина: сравнение предметов по высоте и толщине.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Логическая задача: мышление.

Занятие №20. «Дикие животные зимой».

Тема:

Количество и счет:в пределах 10. Счет равного количества в группах разных предметов.

Величина: определение высоты на глаз.

Занятие №21. «Зимняя одежда».

Тема:

Количество и счет: отсчет предметов по названному числу и цифре. Счет равного количества в группах разных предметов.

Ориентировка во времени: части суток, зимние месяцы.

Февраль.

Занятие №22. «Моя семья».

Тема:

Количество и счет: счет в пределах 10. Логические задачи. Счет и воспроизведение звуков по названному числу.

Ориентировка на плоскости: местонахождение предмета по отношению к другому объекту.

Занятие №23. «Мамин праздник».

Тема:

Количество и счет: деление целого на части 2-4.

Ориентировка во времени: весенние месяцы.

Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал.

Занятие №24. «Ранняя весна».

Тема:

Количество и счет: состав числа из единиц числа 3 и 4.

Ориентировка во времени: месяцы года.

Логические задачи: математические загадки.

Занятие №25. «Транспорт».

Тема:

Количество и счет: состав числа из единиц. Деление целого на части: жидкость, твердое вещество. Порядковый счет.

Занятие №26. «Сельскохозяйственная работа весной».

Тема:

Количество и счет: порядковый счет до 10. Сравнение смежных чисел до 5.

Ориентировка на плоскости: вверху, внизу, слева, справа, середина.

Геометрические фигуры:

Логические задачи:


3 КВАРТАЛ

Задачи: дать представление о том, что некоторые предметы можно разделить на 2 и 4 равные части устанавливать отношение между целым и частью.

Закрепить умение видеть равное количество разных предметов. Познакомить с количественным составом чисел первого-------- из единиц. Формировать навыки порядкового счета в пределах 10. Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размеров и расстояния между ними. Развивать умение сравнивать смежные числа в пределах 10. Упражнять в счете звуков, в счете на ощупь. Закрепить представления о геометрических фигурах. Продолжать развивать навыки ориентировки в пространстве. Закрепить знания о днях недели. Познакомить детей с месяцами года.

^ Февраль

Занятие №27. «Комнатные растения».

Тема:

Величина: сравнение величины по высоте. Измерение жидкости, Мерка.

Геометрические фигуры: сравнение геометрических фигур.

Логические задачи:

Занятие №28. «Дом, в котором мы живем».

Тема:

Количество и счет: порядковый счет до 10. Цифры от 1 до 10.

Геометрические фигуры: группировка геометрических фигур по признакам (цвет, размер).

Ориентировка на листе бумаги: план и его условные обозначения.

Занятие №29. «Перелетные птицы».

^ Тема:

Количество и счет: сравнение смежных чисел. Счет на слух в пределах 10.

Величина: соотношение предметов по высоте с помощью мерки.

Логические задачи:

Занятие №30. «Аквариум и его обитатели».

Тема:

Количество и счет: счет в пределах 10.

Величина: измерение жидкости с помощью условной мерки.

Ориентировка в пространстве: вверху, внизу, слева, справа.


Апрель.

Занятие №31. «Профессия - шофер».

Тема:

Количество и счет: сравнение смежных чисел 5 и 6, 6 и 7. Счет и отсчет предметов в пределах 10.

Ориентировка во времени: части суток.

Занятие №32. «Стройка. Профессия строителя».

Тема:

Количество и счет: сравнение смежных чисел 6 и 7, 7 и 8. Цифра 6,7,8. Порядковый счет в пределах 10.

Величина: измерение жидкости с помощью мерки.

Занятие №33. «Наша армия».

Тема:

Количество и счет: смежные числа 7 и 8, 8 и 9.

Цифра от 1 до 10. знаки --------. Количественный и порядковый счет в пределах 10.

Величина: различение предметов по высоте.

Занятие №34. «Профессия – швея».

Тема:

Количество и счет: сравнение смежных чисел 8 и 9.

Величина: измерение длины и ширины линейкой. Знакомство с размером.

Май.

Занятие №35. «Цветы».

Тема:

Количество и счет: сравнение смежных чисел 7 и 8, 8 и 9. Счет на слух. Число не зависит от расположения предметов.

Ориентировка на плоскости: правый угол, левый, верхний, нижний, середина.

Занятие №36. «Насекомые».

Тема:

Количество и счет: сравнение смежных чисел в пределах 5. Порядковый счет до 10. Формирование представления о последовательности чисел.

Логические задачи:

Совместная игровая деятельность

воспитателя с детьми.

Сентябрь

Дидактические игры: « Рыболовы»; «У кого столько же?»; «Считалка с шарами»; «Считай дальше».

Настольная игра: «Геометрическое лото»; «Счётное домино»; «Лото фрукты-ягоды»; «Сложи геометрическую фигуру из частей».

Сюжетно-ролевая игра: « Огород»; «Овощной магазин».

Октябрь

Дидактические игры: «Широкая лестница»; «Что больше»; «Кто, где стоит?»; «Что изменилось?»;

Настольная игра: «Склеим чайник»; «Лото геометрическое»; «Посуда»;

Сюжетно-ролевая игра: «Столовая».

Ноябрь

Дидактические игры: «Что бывает широкое?»; «Какое число я пропустила?»; «Магазин без продавца?».

Настольная игра: «Домино-Предмет и форма»; лото «Найди соседий числа»; «Почини одеяло »;

Сюжетно-ролевая игра: «Автостоянка».

Декабрь

Дидактические игры: «Что нам принесла почта?»; «Покажи такую же фигуру?»; «Автомобили и гаражи».

Настольная игра: «Выкладывание из счётных палочек»; «Разрезные картинки»; «Предмет из геометрических фигур »;

Сюжетно-ролевая игра: «Доктор Айболит».

Январь:

Дидактические игры: «Убираем цифры», «Дом зверей», «Рассеянный художник», «Кто быстрей соберет счетные снежинки».

Настольная игра: «Найди 10 отличий снеговика», лото «Одежда».

Сюжетно-ролевая игра: «Почта».

Февраль:

Дидактические игры: «Где чей дом?», «Считай на 1 больше», «Зоопарк», «Помоги фигурам выбраться из леса».

Настольная игра: «Счетное домино», «Почини сапоги».

Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад».

Март:

Дидактические игры: «Какая фигура лишняя и почему?», «Считай дальше», «Поросята и серый волк», «Как звали сестер».

Настольная игра: «Танграм», «Полочки Кюизенера», «Подбери предмет».

Сюжетно-ролевая игра: «Форма для домашних животных».

Апрель:

Дидактические игры: «Найди недостающую фигуру», «Отгадай, кто где стоит», «Я начну, а вы заканчивайте», «Путешествие по комнате».

Настольная игра: «Колумбово яйцо», «Шашки», лото «Предмет и форма».

Сюжетно-ролевая игра: «Мы сажаем на огороде».

Май:

Дидактические игры: «Где звенит колокольчик?», «Встань там, где я скажу», «наоборот», «Назови соседей».

Настольная игра: «Шашки», «Кубики Дьеныша», «Геометрическое лото».


Развлечения:

  1. Математическая викторина (ноябрь)

  2. КВН «Смешные старты» (родители – дети) (январь)

  3. В гостях у бабушки Загадушки (пословицы и загадки по математике) (май)

Работа с родителями.

Родительское собрание на тему: «Как стать математиком?»


Консультация для родителей: «Как организовать игры с детьми дома с использованием математического материала».


Конспекты занятий


по развитию элементарных

математических

представлений в старшей

группе.


Занятие №1.

Лексическая тема: «Детский сад».

Математическая тема: «Знакомство с цифрой 1 и числом 1. Счет и отсчет предметов до 5. Сравнение трех предметов по высоте».

Программные задачи:

По математике: коррекционно-логопедические:

1.Закрепить знания о числе один 1. Учить правильно употреблять

и познакомить с цифрой 1. падежные окончания

2. Учить различать группы, существительных с

содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета количественными числительными

и на этой основе определять, при счете предметов.

какое число больше, какое 2. Обозначать высоту предмета

меньше. словами: высокий, низкий, самый

низкий и наоборот.

3. Познакомить детей со

стихотворениями, загадками и

пословицами, отражающими

число 1.

4. Учить давать ответы, как в

краткой форме, так и в полной.

5. Учить образовывать

существительные с

уменьшительно-ласкательными

суффиксами –ок, -ик, -ят.

Лексический материал:

Детский сад, звери, зверята, заяц, зайчонок, медведь, медвежонок, медвежата, еж, ежонок, ежата, номер, единица, кирпичик, ступенька, высоко, низко, выше, ниже, юла, экскаватор, один, два, три, четыре, пять.

^ Ход занятия:


  1. Жили-были в одном лесу зверята. Ходили они в детский сад, который назывался «Малышок». Он один был в лесу, и поэтому на нем был номер №1. (показывает номер).

Номер один – это цифра, про которую есть стихотворение:

«Это цифра – единица.

Видишь, как она гордится?

А ты знаешь, почему?

Начинает счет всему!»

Дети, около этой цифры сколько можно приготовить кружков? (Один). Нарисуйте цифру и столько же кружочков. Что бывает вокруг нас или у нас один? (Нос, хвост, ствол).

Одна. (Голова, мама). Одно. (Солнце, небо). Послушайте стихотворение М.Машковской:

«Нос один, и рот один,

Я один у мамы сын,

Солнце в небе и луна

И земля на всех одна».

2. Как в нашем саду дети любят играть, так и в детском саду «Малышок» зверята тоже любили играть. Они любили играть с кирпичиками, строили разные постройки. Однажды решили построить лесенку из кирпичиков. Ежонок принес один кирпичик, Сколько поставил для нижней ступеньки ежонок кирпичиков? (Один). Сделайте и вы тоже ступеньку. Сколько кирпичиков нужно принести зайчонку, чтобы его ступенька стала выше? (Два). Чья ступенька выше? (Зайчонка). Поставьте и вы ступеньку из двух кирпичиков. Теперь подскажите медвежонку, как ему поставить ступеньку самую высокую? Сколько взять кирпичиков? (Три). Какое число больше 1? (Два). Больше 2? (Три). Сколько ступенек получилось? (Три). Сколько зверят встанут на них? (Трое). Поставьте на свои скамейки зверят. Кто стоит выше всех?, кто ниже, кто еще ниже?

3.Физкультминутка:

«Смелый солдатик»

«На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий,

Ногу левую к груди,

Да, смотри, не упади,

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый».

  1. Для зверят привезли игрушки. Но прежде, чем их отдать, им загадали загадки про них. Помогите их отгадать.

  1. танцует крошка, всего одна ножка. (Юла).

  2. Не живой я, но шагаю, землю рыть я помогаю. Вместо тысячи лопат я один работать рад. (Экскаватор).

Чем похожи эти загадки? (В них есть число один).

  1. Зверята, как и ребята, ходят в разные группы. Поэтому обед им готовили разный. Вот приготовлена посуда с угощеньем. Угадайте, кому что приготовлено? А теперь проверьте, всем ли зверюшкам хватит угощенья? Если не хватает, то дорисуйте столько, сколько не хватает. (Счет до 5). Вот и весь мой рассказ о детском саде «Малышок». Но есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому я предлагаю такой детский сад организовать в игровом уголке, и вы увидите, как там весело живут зверята.



^ Занятие №2.

Лексическая тема: «Умывальные принадлежности».

Математическая тема: «Счет до 5. Сравнение предметов по длине, ширине, толщине».

Программные задачи:

По математике: Коррекционно-логопедические:

1. Закрепить умение считать 1. Учить детей согласовывать

И отсчитывать до 5. существительные и числительные

2. Учить различать группы, в роде, числе и падеже.

содержащие 1, 2, 3, 4 предмета, 2. Давать ответы как в краткой форме,

уравнивать эти группы, так и в полной.

дорисовывая недостающее. 3. Пользоваться в речи

3. Упражнять в сравнении сравнительными прилагательными:

предметов по длине, ширине широкий – узкий, шире – уже,

и толщине. длинный – длиннее, короткий -

4. Закрепить знание цифры 2. короче, толстый – толще, тонкий -

5. Воспитывать стремление быть тоньше.

здоровым, сильным, спортивным.


Лексический материал:

Мыло, полотенце, зубная щетка, умывальные принадлежности, веселый, печальный, здоровый, больной, спортивная олимпиада, соревнование.

^ Ход занятия:

    1. Дети, из какого произведения следующие слова:

«Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок».

(Из «Мойдодыра» К.Чуковского).

Почему К.И.Чуковский прославляет мыло, полотенце, зубной порошок? (Когда этими предметами пользуются, то человек бывает чистым).

Как называются эти предметы? (Умывальные принадлежности),

Найдите среди картинок на столе эти принадлежности. (Зубная щетка, мочалка, мыло, мыльница, полотенце).

Сколько предметов вы отобрали? Давайте посчитаем (Одна щетка, одна мочалка, одно мыло, одна мыльница, одно полотенце).

Сколько всего предметов? (Всего пять предметов).

Нарисуйте столько же квадратиков, сколько предметов вы отобрали.

    1. Дети, это домик друзей. (Показываю на фланелеграфе домик с двумя окошками). На нем висит цифра. Какая это цифра? (Два). Правильно, эта цифра обозначает, что здесь живут два друга Ох и Ах. Ох всегда охал, болел, а Ах был бодр и весел. (Показываю двух друзей – один в майке и шортах – веселый, другой укутан и печален). Почему же они разные? А секрет в том, что Ах дружил с водой и мылом, а Ох очень не любил умываться, купаться.

Но однажды была объявлена детская спортивная олимпиада, и Оху так захотелось в ней участвовать. Он быстро отправился в магазин и купил себе много умывальных принадлежностей, решил закаляться, чтобы спортом заниматься. Давайте посчитаем, что купил Ох. (Показываю картинки, на них группы разных предметов по 1,2,3,4). Каких предметов Ох купил меньше всего? Каких – больше всего? Какое число больше 2? Какое число больше 3? Чтобы на всех карточках было поровну предметов по 4, дорисуйте предметы. Как только Ох стал ежедневно купаться, он перестал болеть, и его приняли на соревнования. Когда было объявлено соревнование по бегу, то Ох и Ах бежали по разным дорожкам. Чем эти дорожки отличаются друг от друга? (Одна дорожка широкая и длинная, а другая короче и уже. Добиваюсь полных правильных ответов). Так вот, хоть Ох и бежал по длинной дорожке, он прибежал первый, и ему подарили вот такой карандаш. А Аху вот такой. Сравните их, чем они отличаются? (По длине и толщине). Вот этими карандашами, друзья нам записали эту историю.


Занятие №3.

Лексическая тема: «Мебель».

Математическая тема: «Образование чисел 4 и 5. Счет и отсчет предметов в пределах 5. Различие геометрических фигур».

Программные задачи:

По математике: Коррекционно-логопедические:

  1. Закрепить знания о цифрах 1. Учить детей давать ответы

4 и 5. Закрепить представления полным предложением.

детей об образовании чисел 4 и 5. 2. Учить согласовывать

Упражнять в счете предметов в существительные с

пределах 5. числительными в роде, числе

  1. Упражнять в различении и падеже.

геометрических фигур: 3. Упражнять в назывании форм

круга, квадрата, треугольника, геометрических фигур.

прямоугольника. 4. Закреплять в речи наречия и

  1. Совершенствовать новые предлоги: слева, справа, около,

ориентировки в пространстве и в, на.

на плоскости.

Лексический материал:

Мебель, стол, стул, шкаф, кровать, диван, табурет.

^ Ход занятия:

  1. Дети, отгадайте загадку: «Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки». (Стол).

И еще одну загадку: «Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки,

Хоть мы и имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки,

Мы не кони, хоть на нас

Вы садитесь много раз».

(Стулья).

Чем похожи эти загадки? (У этих предметов по четыре ножки).

Как можно стол и стулья назвать одним словом? (Мебель).

  1. У меня на столе много разных картинок с изображением предметов. Отберите картинки с мебелью. (Стол, стул, кровать, шкаф, диван).

Сколько вы отобрали предметов? (Один стол, один стул, одну кровать, один шкаф, один диван).

  1. Дети, из какого произведения С.Маршака эти строчки?

«Здесь у меня столовая,

Вся мебель в ней дубовая.

Вот это стул – на нем сидят,

Вот это стол – за ним едят»

(«Кошкин дом»)

Кто пришел к кошке и просился у нее пожить? (Котята).

Дети, случилось, чудо. Кошка вдруг неожиданно стала доброй и приняла к себе племянников жить. А они есть хотят, их надо накормить, посадить за стол. Но как же их надо посадить, сколько надо стульев? Что нужно кошке сделать сначала? (Кошка должна сначала посчитать котят).

Давайте поможем кошке. (Один котенок, два котенка, три котенка, четыре котенка, пять котят. Всего пять котят).

Найдите цифру 5 на числовой лесенке и поставьте ее рядом. Какой рукой мы считаем: правой или левой? В каком направлении? (Слева направо).

А теперь посчитайте, сколько стульев приготовила кошка? (Дети считают, показывая и называя каждое число, согласуя существительное с числительным). Всего четыре стула. Поставьте рядом цифру, которая показывает число стульев. Дети, хватит ли стульев для котят? Сколько не хватает? Какое число больше 0 4 или 4? Как нам проверить, что вы правы? (Нужно каждого котенка посадить на стул).Добавьте еще один стул. Сколько стало стульев? (Пять стульев). Поставьте рядом цифру, которая показывает пять стульев. Как у вас получилось пять стульев? (К четырем стульям мы добавили еще один, и стало пять стульев). Что можно теперь сказать про котят и стулья? (Их стало поровну, по пять). Кошка напоила котят чаем, и все были очень довольны.

4. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре (Начинают шагать на месте).

Много мебели в квартире. (Разводят руки в стороны).

В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная

А в буфет поставим чашку. с большого).

Чтобы ножки отдохнули.

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали,

А потом мы с котом посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают в ладоши,

Много мебели в квартире. и стучат кулачками).


5. Дети, у кошки в доме тоже много мебели.

Она даже затрудняется ее расставить, просит нас о помощи. Все предметы ее мебели имеют свою форму. (Показываю на круг и спрашиваю: «Что это такое?» (Круг). Какой предмет имеет форму круга? (Стол). Где можно поставить стол? (В центре комнаты). Что похоже на эти квадратики? (Табуреты). Сколько их? Как их расставить? (Около стола, с четырех сторон). На что похожа эта геометрическая фигура? (Прямоугольник). Где можно поставить кровать? (Около стены). Что имеет эту форму? (Треугольник). Тумбочка под телевизор. Какая это форма? Где она должна стоять? (В углу).


^ Занятие №4.

Лексическая тема: «Овощи, фрукты».

Математическая тема: «Овал. Счет до 5. Величина – убывающий и возрастающий размер».

Программные задачи:

По математике: Коррекционно-логопедические:

1. Познакомить детей с овалом. 1. Учить детей различать и

Учить различать круг и овал. правильно называть фрукты.

2. Продолжать закреплять 2. Употреблять существительные,

навыки счета предметов согласовывая их с числительными

и знание цифр до 5. в роде.

3. Закрепить умение раскладывать 3. Употреблять в своей речи

предметы в порядке убывания сравнительные прилагательные:

и возрастания размера. больше, меньше, самый большой,

4. Упражнять в счете предметов самый маленький, крупный,

на ощупь. мелкий.

^ Лексический материал:

овощи, фрукты, помидор, огурец, лук, капуста, картофель, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, большой маленький, крупный, мелкий.

^ Ход занятия:

  1. На фланелеграфе воспитатель размещает 2 круга и 2 овала разного цвета и размера.

- Посмотрите на эти фигуры. Какие вам знакомы? Покажите круги. Но остальные фигуры тоже похожи на круги, только чем-то отличаются. Чем? (Они вытянуты). Эти фигуры называются овалы. Давайте сравним их с кругами. Чем овалы похожи на круги? (Воспитатель обводит круг и овал указкой). Есть ли у них углы? Правильно, нет. Этим они похожи. (Воспитатель пробует их прокатить). Круг катится, а овал нет. Это их отличие. (Воспитатель накладывает круг на овал.). Овал длиннее круга, он вытянут. (Тоже отличие).

2. Дети, к нам в гости пришли зайка и ежик и принесли вам осенние подарки: зайка с огорода, а ежик из фруктового сада. (Воспитатель ставит на стол две корзинки с овощами и фруктами).

Дети, назовите, что принес зайка? (Помидор, огурец, капусту, лук, а сколько картошки).

А что принес ежик и сколько? (Вишня, слива, яблоко, груша).

Кто принес больше?

Дети, найдите овощи и фрукты. Круглые и овальные, разложите их в разные стороны. (Два ребенка выполняют задание).

Сколько круглых овощей? Поставьте рядом цифру. (3).

Сколько овальных овощей? Поставьте рядом цифру. (2).

Дети также считают фрукты и раскладывают нужные цифры (3 и 1).

Нарисуйте столько кружков и овалов, сколько у зайца овощей. (Рисуют на своих листках, а затем рисуют столько кружков и овалов, сколько фруктов).

Какие вы еще знаете круглые овощи, фрукты? Овальные?

(Дети называют по памяти).

  1. Физкультминутка:

«Урожай»

«В огород мы пойдем, урожай соберем. (Идут по кругу, взявшись за руки).

Мы моркови натаскаем («Таскают»)

И картошки накопаем, («Копают»)

Срежем мы кочан капусты («Срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный. (Показывают круг руками 3 раза)

Щавеля нарвем немножко («Рвут»)

И вернемся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки)


  1. Воспитатель ставит на фланелеграф картинки, изображающие овощи и фрукты. (У детей такой же раздаточный материал).

Пожалуйста, разложите овощи так, чтобы первые были самые крупные (большие), а в конце самые мелкие (маленькие). (Ребенок выполняет у фланелеграфа).

Дети, проверьте, так же вы разложили, как Дима на фланелеграфе. (Дети прверяют).

Как мы раскладывали? (По порядку, от большего овоща к меньшему).

Дети называют овощи по порядку, определяя их местонахождение. Теперь разложите фрукты, но наоборот. Как мы их должны разложить? (От меньшего к большему). Дети рассказывают, какие фрукты лежат в каком порядке.

  1. Игра «Чудесный мешочек».

Дети узнают на ощупь овощи или фрукты и по заданию воспитателя достают заданное количество предметов.

  1. Пальчиковая гимнастика.

«У Лариски две редиски. (Поочередно разгибают пальчики из

У Алешки две картошки. кулачка, начиная с большего

У Сережки-сорванца на одной руке или обеих руках).

Два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки,

Да у Петьки –

Две хвостатых редьки».


Занятие №5.

Лексическая тема: «Осень».

Математическая тема: «Счет до 5. Число и цифра от 1 до 5. времена года: осень».

Программные задачи:

По математике: Коррекционно-логопедические:

  1. Познакомить детей с осенними 1. Учить согласовывать

месяцами: сентябрь и октябрь. существительные с

Продолжить знакомство с числительными в роде, числе и

временами года. падеже.

  1. Закрепить счет и отсчет до 5. 2. Учит грамматически

  2. Закрепить знания о числах правильно строить

и цифрах 3, 4, 5. предложение при ответе на

4. Упражнять в сравнении чисел вопрос.

3, 4, 5. отражая это сравнение 3. Использовать в речи

в речи. наречия: вверху, внизу, справа,

5. Учить находить направление на слева.

плоскости: слева, справа,

посередине, вверху, внизу.

Лексический материал:

Осень, лист, береза, клен, дуб, грибы, овощи, коврик, осенний.

^ Ход занятия:

  1. Воспитатель читает стихотворение:

«Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют поля

И птичьи повсюду звенят голова.

А Лето пришло – все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды –

Дают урожай и поля, и сады.

Зима засыпает снегами поля

Зимой отдыхает и дремлет земля».

Какие имена были у дочерей? (Осень, Весна, Лето, Зима).

Как еще можно назвать этих дочерей, кто они? (Времена года).

Какая дочка у нас сейчас в гостях? (Осень).

Назовите приметы осени. (Стало холодно, солнце светит мало, часто идет дождь, засохли листья и трава, улетели птицы).

Воспитатель выставляет 5 картинок об этих явлениях. Сколько основных примет надо знать, чтобы не спутать осень и весну? Давайте посчитаем. Дети отвечают полным ответом, обозначая каждое явление цифрой, которую ставят рядом с картинкой. (На улице стало холодно – это один, солнце светит мало – это два и т.д.).

Какое время года прошло? (Лето).

Какие летние месяцы вы запомнили? В каком месяце лето кончается, а осень начинается? (В сентябре). Какие осенние месяцы вы знаете? Какой был месяц? Какой по счету? Какой идет месяц? (Октябрь). Какой по счету? Какой будет месяц? (Ноябрь). Какой по счету? Сколько месяцев осени? Соедините рисунки небольшого размера с большим рисунком так, чтобы они относились к одному времени года. (Колесникова «Я считаю до 10» лист 1, рис.4, стр.3).

Вопросы:

  1. Какие рисунки соединили? (На дереве мало листьев, овощи, ежик с грибами).

  2. С какой картинкой не соединили? (Со скворечником. Скворцы прилетают весной).

  1. Дети, какие подарки дарит осень? (Овощи, фрукты, грибы, осенний букет из листьев).

Давайте посчитаем, сколько подарил нам листочков дуб. (Один листочек, два листочка, три листочка. Всего три листочка). Найдите цифру 3, поставьте рядом.

Сколько листочков слетело с клена? (Счет до 4). Поставьте цифру. (4). Каких листочков больше? (Кленовых листочков больше, чем дубовых).

А какое дерево подарило эти листья? (Береза). Отберите их столько, сколько показывает эта цифра. (5). Посчитайте, сколько листьев вы отобрали? (Дети считают, называя каждый с числом). Каких листьев больше? (Березы). Какое число больше числа 3? Какое число меньше числа 5? Поставьте цифры друг за другом.

3. Физкультминутка.

«Осенние листики».

«Листья осенние тихо кружатся. (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (Движения руками – вправо – влево)

Будто опять закружиться хотят». (Поднимаются, кружатся)


  1. Давайте из листьев составим узор и получится осенний коврик. (Дети раскладывают листья у себя на квадратах и затем рассказывают, где и какой листик находится. Например: «У меня узор из березовых и кленовых листьев. Березовые листочки по уголкам, а кленовый - в середине». В своих ответах дети используют слова: вверху, внизу, слева, справа, посередине).

  2. Пальчиковая гимнастика.

«Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, (Загибают пальцы, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листики осины,

Листики дуба мы соберем».

^ Занятие №6.

Лексическая тема: «Грибы. Ягоды».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Похожие:

Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconРазвитие элементарных математических представлений
Умение понимать слова: впереди / сзади, вверху / внизу, слева / справа, на, над
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» icon«Ознакомление со свойствами стекла»
Организация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Использование...
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconКонспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Заколдованные звери» в группе детей с нарушением интеллекта
Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации городского округа г. Стерлитамак»
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconПреподаватели
Методика формирования элементарных математических представлений доц. Кузьменкова н. Ю
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconКонспекты занятий на развитие общих речевых и моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с онр
Данные конспекты разработаны для проведения подгрупповых занятий с сентября по ноябрь в старшей логопедической группе
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconФормирование количественных представлений у детей дошкольного возраста
Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными...
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconИнновационный педагогический проект
...
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности: «Путешествие в сказку «Теремок» (средний возраст)
Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская...
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconТема: «Развитие коммуникативных навыков и формирование элементарных представлений и понятий с неговорящими детьми»

Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconСценарий организации непосредственно образовательной деятельности (итоговой) по формированию элементарных математических представлений Тема: «Поезд знаний» Подготовительная группа «Муравейник»
Карта страны Знаний со станциями и двигающимся паровозиком; разноцветные вагоны, картинка с изображением батона
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы