Программа по развитию связной речи для детей с онр (первый год обучения старшая группа) Составила учитель-логопед мбдоу №1 «Солнышко» Дмитриева В. А icon

Программа по развитию связной речи для детей с онр (первый год обучения старшая группа) Составила учитель-логопед мбдоу №1 «Солнышко» Дмитриева В. А



НазваниеПрограмма по развитию связной речи для детей с онр (первый год обучения старшая группа) Составила учитель-логопед мбдоу №1 «Солнышко» Дмитриева В. А
страница1/9
Дата конвертации06.02.2013
Размер1.21 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



План-программа


по развитию связной речи

для детей с ОНР

(первый год обучения старшая группа)


Составила

учитель–логопед


МБДОУ №1 «Солнышко»

Дмитриева В. А.


г. Данков



Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей – одна из главных задач логопедических групп. Формирование связной речи, изменение ее функций зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.

^ Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, т.к. разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Эта форма речи более простая и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

^ Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи.

Монологическая речь опирается на мышление, она сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

В логопедических группах придается большое значение формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. Закрепляются и совершенствуются приобретенные умения. Учат описывать предметы в сравнении, рассказывать о событиях и фактах из своего опыта (по памяти), составлять по картинкам описательные и повествовательные рассказы как с опорой на восприятие (о нарисованном), так и с элементами творчества (по сюжетной картинке). Добиваются связного и целенаправленного рассказа. Совершенствуют выразительность пересказов и творческих рассказов, их точность. Учат внимательно и доброжелательно слушать ответы товарищей. Прививают культурные навыки: как встать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за своей позой.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).

Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Это легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-логопеда (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность). Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества. Это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Ребенок должен осмыслить текст, передать его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. В дошкольном возрасте практикуется подробный или близкий к тексту пересказ. Но возможны и варианты, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот), пересказ фрагментов (в дидактических играх), пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона), инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми -“актерами”).

Рассказ – это самостоятельно составленное развернутое изложение события. Составление рассказа (по заданию) – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является изложение материала в нужной последовательности, по плану (логопеда или своему).

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описание – это изложение характерных признаков предмета или явления. В описании много точных определений, обстоятельств. Желательно, чтобы присутствовали элементы образности. Описание должно быть лаконичным. Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале называется предмет, затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей. В заключение говорится о назначении предмета или о действиях с ним.

Описательные рассказы бывают сравнительные и объяснительные. Логопед должен учить детей составлять описание двух предметов с контрастными признаками на поэтапном сопоставлении однозначных признаков (по величине, по цвету, материалу, деталям, форме).

Объяснительные рассказы тоже полезны, т.к. в них имеются элементы рассуждения, доказательства. Ребенок должен объяснить другому лицу, как использовать предмет или игрушку.

Сюжетный (повествовательный) рассказ – это передача событий, происходящих с героем. Логопед дает детям представление о структуре таких рассказов. Вначале называется герой, иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя-тремя эпизодами, после следует окончание (развязка).

Овладеть умением строить сюжетный рассказ по данной схеме дается не сразу. Логопед учит детей вначале придумывать только конец рассказа, или описывать лишь место действия, или придумывать диалог действующих лиц. Героем рассказа может быть автор-ребенок, если он рассказывает на тему “Как прошел мой день рождения”.

Для детей в этом возрасте можно выделить три категории рассказов:

рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);

рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);

рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале).

Первые два строятся на основе (рассказы по картине, игрушке или из опыта ребенка). Третья категория рассказов – рассказы творческие. Детей учат воспроизводить последовательность событий в рассказе, сказке, опираясь на вопросы логопеда, иллюстрации, силуэты.

Чтобы получить от ребенка связное высказывание, монолог, в обучении рассказыванию применяются следующие приемы:

^ Образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме. Образец рассказа облегчает процесс обучения, т.к. логопед показывает ребенку результат, которого он должен достичь. Образец рассказа – самый легкий прием обучения. Образец рассказа логопеда могут повторить 1-2 ребенка, рассказывающие плохо. Но нельзя стремиться к дословному повторению образца. Нужно поощрять элементы самостоятельности. Применяется образец на первых ступенях обучения, чтобы помочь не умеющим рассказывать.

Разновидность этого приема – частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания. Весь рассказ или часть его логопед может повторить по мере надобности. Можно это сделать в игровой форме – от имени описываемой игрушки или включить в развернутую оценку ответа: “Как Оля точно рассказала про мои волосы – белые, мягкие, заплетены в толстые косы”.

Чтобы не допустить механического копирования образца, логопед может предложить детям второй вариант рассказа – дублер образца. Логопед последовательно описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.

Можно применить прием разбор образца рассказа. Он подведет к вычленению плана высказывания.

^ План рассказа – это 2-3 основных вопроса (пункта), которые определяют содержание и последовательность изложения. С планом логопед знакомит детей после сообщения темы рассказов. Чтобы разнообразить детские рассказы, логопед должен заранее подготовить дополнительные, новые пункты плана. Смена вопросов плана активизирует внимание детей и это является средством индивидуализации заданий. Логопед на первых занятиях не должен прерывать речь ребенка в случае отступления от плана. Но впоследствии нужно указывать детям на неполноту или непоследовательность рассказа. Привлекать детей к дополнению ответов, к контролю за рассказом товарища.

Для облегчения составления рассказов по плану и с целью обогащения содержания их высказываний можно использовать коллективный разбор плана. На один и тот же пункт план логопед предлагает нескольким детям ответить с места, побуждая по-своему описать предмет. Логопед продумывает план рассказа, отбирает для коллективного разбора с детьми те пункты, которые могут оказаться трудными, а также те, которые важны в воспитательном отношении.

^ Коллективное составление рассказа – этот прием использует логопед на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Разбирая план рассказа, логопед и дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают наиболее удачные и логопед повторяет их как начало будущего рассказа. Затем выбирают лучшие ответы на последующие вопросы, а логопед соединяет фразы в целое повествование. В заключение логопед повторяет весь рассказ, а затем это делают дети. Преимущество этого приема в том, что в работе активно участвуют все дети. Они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ. Но у этого приема есть и недостаток: речевая деятельность детей ограничена лишь составлением фраз. Они мало упражняются в монологической речи. Логопед должен употреблять этот прием ограниченно.

На некоторых занятиях можно использовать составление рассказа по частям. Этот прием облегчает задачу рассказчика, т.к. уменьшается объем заданий. Занятие становится разнообразным, интересным, а содержание рассказов полнее и глубже. Удается спросить большее количество детей. По частям описываются картины, где легко выделить какие-то объекты и не разрушить при этом общего замысла.

Например, логопед говорит: “Будем рассказывать о нашем еже, но не обо всем сразу, а по порядку, чтобы все-все подробно припомнить. Сначала вспомните, чем покрыт еж, какая у него мордочка, как он передвигается”. После того как будет составлено описание внешнего вида животного, описываются его повадки, пища, клетка.

Существенное место в комплексе приемов занимают указания: каким должен быть рассказ: рассказывать подробно или кратко, обдумывать весь рассказ от начала до конца, менять голос, когда говорят разные герои. Указания могут быть адресованы всем детям или одному ребенку.

Использует логопед и такой прием, как окончание детьми рассказа, начатого логопедом (по плану, а затем и без него).

Развитие у детей фантазии способствует подсказ вариантов (сюжета, обстоятельств действия). Логопед использует этот прием, встречая однообразие, бедность детских ответов.

Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их логопед задает после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. В процессе рассказывания в случае какой-либо ошибки ребенка лучше пользоваться подсказом слова или предложения, исправлением допущенной ошибки. Это менее нарушит связность рассказа, чем вопрос.

Оценка – это тоже обучающий прием. Она применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил логопед, и избегали того, что он осудил. Оценка должна повлиять не только на ребенка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей. Оценки, даваемые в конце занятия бесполезны; детям трудно удержать в памяти достоинства и недостатки всех прослушанных рассказов. Следует учесть, что к концу занятия дети утомлены.

Применять развернутую оценку каждого рассказа не обязательно. Но в некоторых рассказах надо выделить какие-то достоинства. Можно отметить что-то новое или особо ценное в содержании, в форме, в манере изложения (словарь, сила голоса, поза). Оценка бывает и в виде сравнения рассказа ребенка с образцом, с хорошим ответом товарища.

Существует несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие речи детей.

1.^ Потребность в высказывании.

Без нее не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, необходимо создать ситуацию, вызывающую желание и необходимость что-то высказывать.

2. ^ Наличие содержания, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

3. Необходимо вооружить детей средствами языка. Эта работа ведется по трем направлениям:

  • работа над словом (лексический уровень);

  • работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);

  • работа над связностью речи.

Все эти направления развиваются параллельно, хотя и находятся в подчинительных отношениях между собой.

Так, лексический уровень дает материал для работы над предложением, а результаты той и другой работы используются при составлении связных высказываний.

В свою очередь работа над рассказами и сочинениями способствует обогащению словаря детей, совершенствованию навыков построения предложений.

Для детей с ОНР характерно: позднее общее речевое развитие, ограниченность словаря, как пассивного, так и активного, аграмматизм в речи. Учитывая особенности развития детей с ОНР, необходимо помнить, что работа должна строиться от простого к более сложному.

Поэтому в первом периоде используются такие формы работы по формированию связной речи как:

  • заучивание текста из 3 – 5 предложений;

  • составление рассказа с опорой на картинку;

  • составление рассказа по серии картинок;

  • подробный пересказ прочитанного;

  • составление рассказа-описания предмета.

Во втором периоде добавляются новые формы работы над связной речью:

  • выборочный пересказ текста;

  • составление рассказа по демонстрации действий;

  • работа с деформированным текстом.

В третьем периоде формы работы становятся еще разнообразнее:

  • творческий рассказ;

  • составление рассказа по сюжетной картинке, с выделением основной идеи и временной завязки;

  • составление рассказа на основании собственного опыта.

Для успешной работы логопед должен соблюдать следующие требования:

    1. четкая последовательность в работе;

    2. использование в речи знакомых грамматических конструкций;

    3. грамматически правильные высказывания;

    4. речевое развитие должно осуществляться системно, в комплексе, т.е. необходимо развивать понимание ребенком обращенной речи, упражнять в умении выполнять несложные инструкции, правильно фонетически ее оформлять, обогащать его словарь, учить овладевать построением фразы;

    5. работа должна осуществляться на специальных занятиях и закрепляться во время всех других видов деятельности;

    6. необходима взаимосвязь работы логопеда, воспитателя, других сотрудников детского сада, родителей.


Работа по развитию связной речи ведется по периодам:


I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Задачи:

  1. Учить составлять предложения из четырех, пяти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.

  2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них.

  3. Развивать умение пересказывать небольшие тексты по предложенному плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по всем лексическим темам по предложенному плану.


II период (декабрь, январь, февраль)

Задачи:

  1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.

  2. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.

  3. Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по предложенному плану (по всем лексическим темам).

  4. Обучать составлению рассказов из 2 – 3 предложений по картинке с использованием данного плана.


III период (март, апрель, май)

Задачи:

  1. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи.

  2. Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии из 2 – 3 картинок и по картинке, в творческих пересказах.

  3. Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.






^ Перспективный тематический план НОД

по развитию связной речи

в старшей логопедической группе

ДОУ (ОНР)



Сентябрь



  1. Обследование.

  2. Обследование.

  3. Тема: “ Детский сад”.

Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

  1. Тема: “ Умывальные принадлежности”.

Составление рассказа по демонстрируемому действию.


Октябрь

  1. Тема: “Семья ”.

Пересказ короткого рассказа с использованием фланелеграфа.

  1. Тема: “Осень”.

Составление короткого рассказа с использованием фланелеграфа.

  1. Тема: “Овощи”.

Составление описательного рассказа об овощах по схеме-плану.

  1. Тема: “Фрукты”.

Составление сравнительных описательных рассказов по схеме-плану.


Ноябрь



1.Тема: “Одежда, обувь, головные уборы осеннего сезона”.

Составление описательного рассказа об одежде по схеме-плану в сюжетно – ролевой игре “Дом моделей одежды”.

2. Тема: “Домашние птицы”.

Пересказ начала рассказа с использованием одной сюжетной картинки “Как цыпленок заблудился” и придумывание концовки.

  1. Тема: “Перелетные птицы”.

Составление описания журавля по предметным картинкам с опорой на план.

  1. Тема: “Поздняя осень. Изменения в природе”.

Составление рассказа по теме “Осень”, опираясь на символы.


Декабрь

  1. Тема: “Зима”.

Составление рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!” (по данному началу и плану с опорой на предметные картинки).

  1. Тема: “Зимующие птицы”.

Составление рассказа по серии сюжетных картин “Синичка” по данному плану.

  1. Тема: “Хвойные деревья”.

Описательный рассказ по предметной картине “Ель” и опорным словам.

  1. Тема: “Новый год”.

Составление рассказа детьми по цепочке с опорой на серию сюжетных картинок - открыток “Едет, спешит Дед Мороз”.

Январь

1. Тема: “Зимние развлечения”.

Составление рассказов-миниатюр из 3-4 предложений о своих зимних забавах по представлениям детей (из личного опыта) по мотивам сюжетной картины.

2. Тема: “Домашние животные”.

Пересказ рассказа “Пожарные собаки” с использованием опорных сигналов.

  1. Тема: “Дикие животные”.

Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы.

  1. Тема: “Посуда”.

Составление описательного рассказа о посуде по схеме-плану в дидактической игре “Магазин посуда”.

Февраль

  1. Тема: “Продукты питания”.

Составление рассказа с помощью алгоритма (по плану рисунку) “Откуда хлеб пришел”.

  1. Тема: “Транспорт”.

Составление рассказов-описаний в сюжетно-ролевой игре “Выставка автомашин”.

  1. Тема: “День защитников отечества”.

Составление рассказа по частям, опираясь на серию сюжетных картинок.

  1. Тема: “Зима”. (Обобщение).

Творческий пересказ рассказа К.Д. Ушинского “Проказы старухи зимы” по плану с добавлением детьми эпизодов об отлете зимующих птиц, о зимовье медведя, зайца, белки и о зимних забавах детей.


Март

  1. Тема: “Ранняя весна”.

Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин.

  1. Тема: “Мамин праздник”.

Составление детьми рассказов из личного опыта на тему “Как мы поздравляли маму с Международным женским днем”.

  1. Тема: “Моя семья. Профессии”.

Самостоятельные рассказы детей о профессиях родителей (одного из них) по плану.

  1. Тема: “Перелетные птицы”.

Составление описательного рассказа о перелетных птицах, опираясь на мнемотаблицы.


Апрель

  1. Тема: “Наш город. Дом”.

Составление рассказа “Дом, в котором я живу”. (Произвольный рассказ ребенка).

  1. Тема: “Мебель”.

Составление описательного рассказа о каком-нибудь виде мебели по выбору.

  1. Тема: “Игрушки”.

Составление детьми рассказов на тему: “Моя любимая игрушка” по памяти.

  1. Тема: “Комнатные растения”.

Составление небольшого сравнительного рассказа о внешних особенностях двух растений (кактус и алоэ).


Май

  1. Тема: “День Победы”.

Составление рассказов на тему: “Как мы ходили к Мемориалу” (произвольный рассказ ребенка).

  1. Тема: “Весна. Первоцветы луга и леса”.

Составление описательных загадок о цветах.

  1. Тема: “Насекомые”.

Составление сравнительных описательных рассказов о муравье и стрекозе.

  1. Тема: “Весна”. (Обобщение).

Составление творческих рассказов о весне с использованием опорных сигналов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Похожие:

Программа по развитию связной речи для детей с онр (первый год обучения старшая группа) Составила учитель-логопед мбдоу №1 «Солнышко» Дмитриева В. А iconТема: «Использование наглядного моделирования (декодирования) в развитии связной речи у детей с онр и зпр»
Турчанинова Зинаида Александровна, учитель – логопед высшей квалификационной категории, стаж работы 39 лет
Программа по развитию связной речи для детей с онр (первый год обучения старшая группа) Составила учитель-логопед мбдоу №1 «Солнышко» Дмитриева В. А iconРечевые игры для развития связной речи (семинар)
Под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой составляют единое целое. Каждое самостоятельное...
Программа по развитию связной речи для детей с онр (первый год обучения старшая группа) Составила учитель-логопед мбдоу №1 «Солнышко» Дмитриева В. А iconПрактикум для родителей Тема: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию...
Программа по развитию связной речи для детей с онр (первый год обучения старшая группа) Составила учитель-логопед мбдоу №1 «Солнышко» Дмитриева В. А iconПрограмма по логоритмике учитель-логопед Рогова Ирина Владимировна мбдоу детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что...
Программа по развитию связной речи для детей с онр (первый год обучения старшая группа) Составила учитель-логопед мбдоу №1 «Солнышко» Дмитриева В. А iconВ некотором царстве, в некотором государстве» (старшая группа) Технология художественно – творческих способностей детей «Художественный труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №34 «Солнышко»
Программа по развитию связной речи для детей с онр (первый год обучения старшая группа) Составила учитель-логопед мбдоу №1 «Солнышко» Дмитриева В. А iconРабочая программа по предмету «Литература» 9 класс 2011- 2012 учебный год Составила: учитель литературы
Рабочая программа по литературе составлена на основе Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом...
Программа по развитию связной речи для детей с онр (первый год обучения старшая группа) Составила учитель-логопед мбдоу №1 «Солнышко» Дмитриева В. А icon«коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки» Количество детей с дефектами речи в Республике Хакасия возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки»
В этом плане материалы по развитию речи детей с нарушением интеллекта через разные приёмы, формы и методы обучения музыке имеет большое...
Программа по развитию связной речи для детей с онр (первый год обучения старшая группа) Составила учитель-логопед мбдоу №1 «Солнышко» Дмитриева В. А iconПланирование воспитательно-образовательной работы (на неделю-1-5/10/12) Группа: Средная Тема: «Растительный мир осенью»
Цель: Продолжить знакомство детей с фруктами, развивать творческое воображение; совершенствовать навыки связной речи
Программа по развитию связной речи для детей с онр (первый год обучения старшая группа) Составила учитель-логопед мбдоу №1 «Солнышко» Дмитриева В. А iconРабочая программа по развитию речи 3 класс 2011 2012 учебный год Тематическое планирование уроков по устному развитию речи
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и Республики Татарстан
Программа по развитию связной речи для детей с онр (первый год обучения старшая группа) Составила учитель-логопед мбдоу №1 «Солнышко» Дмитриева В. А iconОсень встречаем сказки сочиняем. Скурихина наталья викторовна воспитатель шмдоку д/с «Солнышко»
Мониторинг образовательного процесса в нашем доу также выявил проблемы развития связной речи детей. Речевая задача была включена...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы