Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников icon

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников



НазваниеАктуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников
страница1/2
Дата конвертации13.09.2013
Размер396.91 Kb.
ТипДокументы
  1   2






Введение

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников.

С 2007 года в журнале «Музыкальный руководитель» печатается новый проект для дошкольников «Танцы народов мира», авторами которого являются композиторы Г.А.Портнов и Т.Ф.Коренева.

В последние годы появилось множество новых программ, в том числе и по музыкальному воспитанию. Новые, современные программы по музыкальному воспитанию определяют разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ, сочетая традиционные и инновационные способы музыкального воспитания.

Одной из таких программ является парциальная программа непрерывного образования с методическими рекомендациями по музыкально – ритмическому воспитанию детей от трех до десяти лет «Ритмическая мозаика» (автор А.И. Буренина, г. Санкт – Петербург), программа «В мире бального танца» (автор Н.П.Циркова), «Топ, хлоп, малыши» Т.С.Сауко и А.И.Бурениной, «Путешествие в страну «Хореография»» А.А.Матяшиной Таким образом, интерес к этому виду музыкальной деятельности, который начался в далекие 20-ые годы прошлого столетия, не ослабевает и сегодня.

Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце 19 века швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Осознав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Далькроз подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре – прообразе будущей серьезной жизни. Жак-Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека.

Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, они стремились к формированию его моторики и главное – к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием. Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобности, уметь затормозить их, т.е. развивать активное торможение. Музыка-это раздражитель, который обуславливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения.

На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные – дисциплинированными.

Объект исследования – музыкально-педагогический процесс в ДОУ

Предмет исследования – ритмика как средство музыкального воспитания и развития дошкольников

Гипотеза: можно предположить, что, используя разнообразные виды музыкально-ритмических движений, учитывая возрастные возможности, а также проводя последовательное разучивание музыкально-ритмических движений с использованием разнообразных методов и приемов – все это будет способствовать музыкальному воспитанию и развитию дошкольников.

Целью нашей работы явилось раскрытие содержания ритмики как средства музыкального воспитания и развития дошкольников.

Задачи, которые мы для себя определили, заключались в следующем:

1. Изложение видов музыкально-ритмических движений;

2. Выявление возрастных возможностей дошкольников в музыкально-ритмической деятельности;

3. Раскрытие методики обучения музыкально-ритмическим движениям.

4. Изложение работы с детьми в ДОУ компенсирующего вида

5. Составление методических рекомендаций

Методы исследования: теоретический анализ учебной, научной, музыкальной и справочной литературы, апробирование практического материала.

Данная работа имеет практическую направленность. Она может служить дополнительным материалом к теме «Детское музыкальное исполнительство. Ритмика» по дисциплине «Методика музыкального развития» для студентов дошкольного отделения. Практическую значимость для воспитателей и студентов-практикантов имеют рекомендации, конспекты занятий.


Глава I. Теоретические основы изучения ритмики как средства музыкального воспитания и развития дошкольников.


1.1. Виды музыкально – ритмических движений.

Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно – образные движения.

Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).

В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.

Сюжетно – образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких – либо профессий.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики: музыкально – ритмические упражнения;

танцы, пляски, хороводы;

музыкальные игры.

Музыкально – ритмические упражнения условно можно разделить на подготовительные и самостоятельные. К первым относятся упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринужденно выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух ногах. В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей.

Самостоятельных музыкально – ритмических упражнений немного. Этот тип упражнений по сравнению с предыдущими, имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.

Следующий вид ритмики – танцы, пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы: зафиксированные и свободные.

К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Это, например, «Пляска с платочками» и «Круговая пляска», «Парная пляска», хороводы «Елочка» (музыка М.Красева) и др. Особое место в этой группе занимает характерный танец – плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей в свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мышки).

К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску.

Музыкальная игра как разновидность игровой деятельности в детском саду – важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально – ритмические и двигательные навыки.

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей: вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением зайца. В несюжетной игре «Игра с бубнами» ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические оттенки; кроме того, плавный характер мелодии передают в неторопливом беге танцевального характера.

В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений. Например, в игре «Ворон» основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных сапогах, позолоченных серьгах», в пляску которого включены элементы русого народного танца; кружение дробным шагом, выставление ноги на пятку. В игре использовано также построение в круг: дети идут к центру, и возвращаются на свои места дробным шагом. При разучивании этой игры внимание ребят обращают и на нарастание динамики звучания, вариационную форму в аккомпанементе пьесы. Для ощущения многократно повторяющегося ритмического рисунка детям предлагают похлопать, походить под музыку. Вся работа над отдельными средствами выразительности помогает углубить восприятие образа ворона в прибаутке и ярко передать его в движениях.


1.2. Возрастные возможности дошкольников в музыкально-ритмической деятельности

Программа последовательного освоения музыкально-ритмических движений составлена на основе проведенных научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой в детском саду с учетом возрастных особенностей дошкольников.

В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.

Дети 3-4 лет: проявляют яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера. Различают высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. При незначительной помощи взрослого выполняют простейшие движения: хлопают, притопывают, кружатся на месте под музыку, воспроизводят образные движения и несложный сюжет в играх под музыку согласуя движения с характером музыки.

Дети 4-5 лет: испытывают радость от общения с музыкой, адекватно, эмоционально реагируют на неё, определяют общее настроение, характер, выделяют жанровую принадлежность музыкального произведения (песня, танец, марш). С желанием исполняют музыкально-ритмические движения, используя пространство зала, передают в движении характер музыки, средства музыкальной выразительности, общий рисунок в танцах, особенности в музыкальных играх.

Дети 5-7 лет: с выраженным интересом, увлеченно слушают музыку, определяют средства музыкальной выразительности, соотносят её содержание с явлениями и образами окружающей действительности; делают обобщения и высказывают свое отношение к музыке, продолжают овладевать «языком движений», основами пластического искусства, используя в играх. Исполняют различные виды основных движений, откликаются движениями тела на музыку разного характера, с помощью средств выразительности музыки предают образ; овладевают танцевальными движениями, используя их в танцевальных композициях.

Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большой мере этому способствует правильная методика обучения и систематичность занятий.



    1. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям

Цель и задачи ритмики. Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Задачи ритмики:

    - учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движении, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

    - развивать основы музыкальной культуры;

    - развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

    - учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.);

    - формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

    - развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Задачи эти успешно решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

Этапы и методика обучения. Традиционное обучение музы­кально-ритмическим движениям включает три этапа. На пер­вом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым уп­ражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослуши­вает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движе­ние, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предло­жить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение пол­ностью. При этом педагог напоминает последовательность эле­ментов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оцен­ка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмо­ционально-положительное отношение детей к занятиям.

На втором этапе задачи изменяются: это углублен­ное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музы­кального произведения.

Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последо­вательность действий, своевременно, доброжелательно оценива­ет достижения детей. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помога­ют детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последова­тельность движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе обучения ритмике задача заклю­чается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движе­нии, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные дви­жения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).


Этапы работы

Методические приемы

Первоначальное знакомство с музыкально-ритмическими движениями

Выразительное исполнение музыкального произведения; разбор музыкального произведения, высказывания детей; повторное слушание – выразительное исполнение пляски, игры

Последовательное разучивание

Слушание музыки; последовательный показ выполнения движений с объяснением педагога; многократные выполнения движений детьми

Закрепление

Объединение отдельных элементов пляски, игры; выразительное исполнение детьми пляски, игры


Из таблицы следует, что каждому этапу присущи свои методы и приемы. На первом этапе это наглядно-слуховой метод (выразительное исполнение музыкального произведения), словесный метод (высказывания детей).

На втором этапе – это наглядно-слуховой метод, многократные упражнения.

На третьем этапе – это практический метод.

Занятия ритмикой прекрасно развивают творческое воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, вступают в контакты, действуют под музыку; выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замысел, стимулирует на поиски выразительных движений. Взаимоотношения, переживания героев сюжетных игр обогащают ребят нравственно. Помимо этого, нужно проявить и организаторские способности — уметь быстро, ловко рассчитать свои движения по отношению к товарищам. Важна и своевременная реакция на определенные сигналы, главным образом музыкальные. Упражнения для освоения тех или иных элементов танца, гимнастических движений, перестроений приучают детей к систематическим трудовым усилиям. В процессе занятий ритмикой развивается музыкально-слуховое восприятие: дети должны постоянно вслушиваться в музыку, чтобы правильно выразить свои музыкальные впечатления, пользуясь образными, изящными движениями. По существу ритмика — одно из средств подведения ребенка к пониманию выразительности музыкального языка.

Музыка в играх, хороводах, плясках занимает ведущее место. Содержание произведений, его музыкальные средства, построение — основной побудитель выразительных движений ребенка. Отсюда главное требование к музыке — высокая художественность, идейная направленность. Наряду с этим произведения должны быть динамичны, удобны, стройны по форме, доставлять детям радость, помогать совершенствовать их движения. В практике обучения движениям используется вокальная и инструментальная музыка — авторская оригинальная и народная.

В народных, плясовых и хороводных мелодиях много выразительных возможностей для развития движений. Широко представлена, например, русская народная музыка, разнообразная по своему характеру: напевная, плавная («Сеяли девушки яровой хмель», «Прялица» и др.), легкая, подвижная («Земелюшка-чернозем», «Как на тоненький ледок», «Заинька» и др.), задорная, плясовая («Ах, вы, сени», «Я на горку шла» и др.). Помимо этого, используются народные мелодии: украинские, белорусские, литовские, карельские, венгерские, чешские и др.

Особое значение в воспитании приобретает детская музыка отечественных композиторов. Создан новый жанр музыкально-педагогической литературы по ритмике. Композиторами Ан. Александровым, С. Разореновым, Е. Тиличеевой и другими написаны разнообразные марши: торжественно-праздничные, энергичные, спокойные, раскрывающие возможности этого жанра. Изящные польки, плавные, нежные вальсы, написанные Д. Кабалевским, Ю. Чичковым, В. Агафонниковым, отличаются большими художественными достоинствами.

Многие произведения способствуют пониманию общественных событий, позволяют детям перевоплощаться в «космонавтов» (игра «Космонавты» на музыку Е. Тиличеевой), в «метростроевцев» (игра «Метро» на музыку Т. Ломовой) и тд. Музыка для детских танцев, игр, упражнений, созданная композиторами при активной помощи педагогов, приобретает педагогическую направленность и становится активным средством музыкально-ритмического развития ребенка.[6 ]

Некоторые произведения написаны в форме сюиты, в которой общим настроением объединяется несколько законченных частей (пьес) различного характера, темпа, динамики. В названной выше игре «Космонавты» переданы разнообразные действия героев: работа строителей, полет космонавтов, их торжественная встреча, образно выраженная в музыке.

Музыкально-игровое, танцевальное творчество детей предполагает их самостоятельную импровизацию в играх, сочинениях композиций хороводов, плясок.

Часто повествуется о различных взаимоотношениях между персонажами. В одних случаях герои действуют рядом, не вступая в прямые отношения между собой. Это легко отметить в песне «Котик и козлик»: интонация подчеркивает мягкие, вкрадчивые движения котика и резкие, угловатые — козлика. В более сложных произведениях персонажи вступают в определенные взаимоотношения: конфликтные (между зайчиком и охотниками в песне «Вышел зайчик погулять»), дружественные (в песне «Помогите», «У меня сестренок семь»).

В работе с детьми методические приемы многообразны и варьируются в зависимости от следующего:

- наличия различных видов деятельности — музыкальные игры, хороводы, танцы, упражнения;

- особенностей содержания и построения игры, танца, упражнения и комплекса программных умений, необходимых для успешного усвоения материала;

- последовательности усвоения одного и того же навыка в ходе разучивания разных игр, упражнений и т. д.;

- последовательности разучивания отдельных игр, плясок и т. д.;

- развития способностей детей в процессе усвоения ими программного репертуара.

Рассмотрим эти положения подробнее.

Методические приемы (в связи с различными видами деятельности) в известной степени определяются наличием или отсутствием сюжетности, подсказанной литературным текстом песни или названием программной пьесы. Сюжет намечает игровые действия. Поэтому последовательность исполнения музыки и рассказа о содержании игры, хоровода можно варьировать.

Такие методические приемы целесообразны при разучивании сравнительно несложных по движениям и последовательности игр. Если имеет место развернутое действие, то рассказ распределяется на отдельные эпизоды, каждый из которых сопровождается музыкальной иллюстрацией.

Разучивание танцев также требует предварительного прослушивания музыки, пояснения и показа отдельных сложных элементов. Если танец имеет двухчастную форму (запев, припев), то объяснение может быть целостным по всей композиции или отдельно по частям. Более сложная музыкальная форма (например, несколько вариаций) с разнообразным построением движений требует раздельных пояснений и показа (по частям). Методы разучивания упражнений те же, что и в предыдущей группе.

Методические приемы варьируются в зависимости от содержания игр и объема программных умений. Вначале необходим предварительный анализ игры, чтобы выяснить, какие навыки нужны для ее исполнения. [4 ]

Например, игра «Бери флажок» в сопровождении венгерской народной мелодии в обработке Е. Туманян строится так: дети стоят в четырех шеренгах (квадрат), с началом звучания музыкальной фразы в центр поочередно выходят ребята, стоящие в шеренгах первыми (их четверо), затем они пляшут, используя знакомые движения, и с окончанием музыки каждый стремится первым взять флажок (в центре круга). Музыка предполагает своевременное начало движений после музыкального вступления, поочередные движения каждого ребенка в соответствии с музыкальными фразами, резкую смену характера марша (первая часть) и плясовой (вторая часть), точное движение на заключительный аккорд.

Двигательные навыки для детей этого возраста несложны. Учитывая эти особенности, педагог выбирает методические приемы. Наиболее сложными являются точный акцент на последнем аккорде и индивидуальное вступление по фразам. Здесь нужна известная тренировка, которую можно провести в виде самостоятельного упражнения. Анализ игры позволяет выделить задания, которые ставятся перед детьми для усвоения именно этой игры. В других хороводах, играх ставятся новые задания, требующие соответствующих методических приемов.

Методические приемы должны быть направлены на то, чтобы планомерно систематически развивать детские умения и способности, осваивая репертуар. Допустим, педагог обучает навыку восприятия построения музыкального произведения, его формы, музыкальных фраз, вступления, заключения. Внимание детей постоянно привлекается к повторности и контрастности построения, отмечается, что музыка не всегда одинакова, как бы меняется. Детям заранее, очень лаконично напоминают о предстоящем изменении движения, например: «Сейчас круг» (во время перестроения из колонн в общий круг), «Воротики» и т. д.

Эти приемы носят промежуточный, подсобный характер. Главное, чтобы дети сами прислушивались к музыке, чувствовали повторность и контрастность отдельных музыкальных построений, отмечали их движениями. Каждое произведение помогает решать свою задачу. Многие хороводы, песни (особенно русские народные) состоят из запева и припева («На горе-то калина», «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем»). Это двухчастная форма, которая характерна для многих произведений, и ребята ее хорошо чувствуют. «Игра с мячами» на музыку А. Петрова имеет трехчастную форму, и педагог, привлекая внимание детей к тому, что первая и третья части схожи между собой, разрабатывает соответствующую методику.

Приемы видоизменяются в зависимости от этапа разучивания материала. Первый этап - целостное восприятие музыки. Ребенок должен почувствовать ее общий характер, настроение. Следующий этап — разучивание, наиболее длительный (несколько занятий). Здесь могут быть применены упражнения для усвоения более сложных элементов, выразительного исполнения. Целесообразны индивидуальные задания детям с учетом их возможностей, оценка качества исполнения и т. д. Заключительный этап — повторение разучиваемого произведения, чтобы добиться непринужденного и самостоятельного исполнения у ребят.

Методические приемы варьируются в зависимости от тех качеств, способностей, которые педагог стремится развить у ребенка. Музыкально-ритмическая деятельность должна быть исполнительской и творческой.

Приемы развития исполнительских умений иногда предполагают действия детей в строго зафиксированной последовательности. В этих случаях применяются показ, точные инструкции. Хорошо выучив движения, ребенок хочет и может выполнить их непринужденно, самостоятельно.

Есть немало игр, хороводов, инсценировок, которые дают детям возможность самим действовать творчески. Педагог, направляя деятельность детей, применяет творческие задания в постепенном усложнении. Вначале дети импровизируют действия отдельных персонажей (однотипные характерные движения), затем они выполняют роли нескольких персонажей, определяют их характерные черты. С этой целью созданы специальные музыкально-литературные сценарии, песни, пьесы, которые с увлечением исполняются детьми. [22 ]

В танцах также имеют место творческие задания. Начиная с простых импровизаций, различных переплясов, дети могут придумать любое движение, прослушав незнакомую пьесу. Ребята получают и коллективные задания: советуются, придумывают композицию танца. Опыт показывает, что для решения этих задач лучше использовать пьесы, написанные в двухчастной форме. Это помогает ребятам в их творческих начинаниях, они активизируются, проявляют инициативу, самостоятельность.

В конце года, подводя итоги обучения, педагог предлагает детям следующие задания:

  1. Выразительно передать характерную особенность персонажа, прослушав незнакомое произведение по выбору педагога («Пограничник в дозоре», «Дровосек колет дрова», «Шагающая кукла», «Хитрая лиса» и др.);

  2. Исполнить парный танец красиво, правильно, изящно. Каждая пара детей танцует отдельно, их исполнение оценивает весь коллектив, уточняет педагог;

  3. Придумать (сочинить) пляску, танец по задуманному плану. Дети становятся парами и договариваются о том, что и как будут исполнять;

  4. Импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца. Педагог вызывает двоих ребят, которые, стараясь «переплясать» друг друга, придумывают движения;

  5. Придумать свой вариант импровизации движений при инсценировании незнакомой песни, которую исполняет педагог.

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построение на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу. Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.[13 ]

Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т.е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:

- характеру музыки;

- средствам музыкальной выразительности;

- форме музыкального произведения.

Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метроритм и динамика. Темп – это скорость движения музыкального произведения. Метроритм – организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей, динамика – сила (громкость) звучания.

В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм определяет координацию тех или иных движений с музыкой. Например, в «Польке» И. Штрауса на сильную долю такта детям предлагают выставить ногу вперед на носок, на акценты дети грозят то правой, то левой рукой.

Уже к шести годам они не только ощущают метрические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения. Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок.

Таким образом, чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координаций движений и музыки – этому в большей степени помогают музыкальные игры, хороводы, пляски.


1.4. Движения под музыку как одно из направлений работы с детьми в ДОУ компенсирующего вида.

Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дошкольники овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность.

Система музыкально – ритмических движений оказывает положительное влияние на функциональную деятельность организма. И.М.Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений, подчеркивал её значение для онтогенеза. А созданная швейцарским музыкантом и педагогом Ж.Далькрозом система музыкально – ритмического воспитания, получившая широкое распространение в начале 20 века в Европе, подтвердила высказывание И.М.Сеченова. Метод Ж.Далькроза, используемый в настоящее время как в работе с нормально развивающимися, так и с детьми с проблемами в развитии, основывается на взаимосвязи музыки и движения, оказывающих положительное воздействие друг на друга. Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально – ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения), музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях.

Практика использования музыкально – ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в коррекционной работе с детьми с проблемами (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.

Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складываются из двух компонентов:

- музыкально – ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);

- навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно – образных, танцевальных).

Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и овладение ими детьми осуществляется посредством игр, плясок и упражнений. В процессе формирования движений под музыку у детей с проблемами решаются задачи, которые являются общими для различных вариантов нарушений:

- развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, песню);

- овладение «языком движений», его семиотическими формами, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце, игре передавать музыкальный образ;

- развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально – двигательной импровизации в сюжетно – игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;

- осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально – волевой, моторной, личностной сфер ребенка с проблемами.

Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку (игры, пляски, упражнения), используемые в специальных дошкольных образовательных учреждениях. Процесс овладения движениями под музыку детьми с разным характером нарушений имеет особенности, которые определяют содержание и специфику использования комплекса коррекционных методов в различных сочетаниях: зрительно – двигательных, слуходвигательных, словесно – двигательных.

Так, у детей с нарушением слуха формирование звуковой и интонационной структуры речи базируется на развитии слухокинетической связи, на основе которой построены вся фонетическая ритмика, музыкально – ритмические движения. Занятия по развитию движений под музыку выделяются в самостоятельный раздел и направлены как на формирование музыкально – ритмических основ и овладение «языком движений», так и на активизацию речевой деятельности. С этой целью в структуре занятия имеются такие разделы, как ритмическая стимуляция речи, хоровая декламация, фонетическая ритмика, развитие движений под музыку и ориентировка в пространстве. Овладение музыкально – ритмическим навыками необходимо ребенку с нарушением слуха, поскольку совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны таким детям.

Для детей с нарушением зрения формирование музыкально – ритмических движений является важным средством ориентировки в окружающем мире и в информации. Двигательный анализатор у детей с нарушением зрения лежит в основе умения точно, экономично и правильно выполнять движения в учебной, трудовой, бытовой деятельности. Музыкально – ритмическая деятельность детей данной категории организуется посредством использования основных гимнастических упражнений с предметами и без них в сочетании с музыкой, танцевальных движений, музыкально – речевых игр, упражнений на согласование движений и музыки.

Движения под музыку дошкольников с нарушением речи, задержкой психического развития, с умственной отсталостью помогают в овладении выразительным «языком движений», формируют умение с помощью пантомимики, жестов передавать музыкальный образ в играх и танцах, испытывать чувство эмоционального удовлетворения от участия в музыкально – ритмическом движении. В процессе движений под музыку у детей развивается произвольность психических процессов. Дети учатся выполнять движения в соответствии с характером, темпом, ритмом, формой, динамикой музыкальных игр, плясок, упражнений. При передаче образов в музыкальной сюжетной игре у детей развивается музыкально – образное мышление. Они овладевают навыками регуляции деятельности, а выполнение разнообразных танцевальных композиций, двигательных упражнений под музыку способствует развитию моторики.

Движения под музыку дошкольников с разными проблемами формируют как общую музыкальную культуру, так и культуру тела, что является необходимым условием их гармонического развития.

Таким образом, изучив вопросы теории, мы пришли к выводу о том, что методика обучения музыкально – ритмическим движениям разнообразна и вариативна, а музыкально – ритмическая деятельность детей старшего возраста должна быть не только исполнительской, но и творческой, т.е. дети должны уметь самостоятельно импровизировать в играх, составлять несложные композиции хороводов, плясок, поэтому методические приемы развития исполнительских умений предполагают действия детей в строго зафиксированной последовательности и имеют три взаимосвязанных направления:

  1. Обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.

  2. Дает правильные двигательные навыки: ходьбы, шага, поскоков, движения рук, хлопков, построения и перестроения, движения с предметами, элементов танца.

  3. Обеспечивает формирование умения управлять движениями тела.



  1   2



Похожие:

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников iconКонтрольная работа по дисциплине: «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников с практикумом»
Тема: «Сценарий развлечения «Выборы президента Сказочной страны» для детей старшего дошкольного возраста с использованием не менее...
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников iconВведение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников iconМузыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста
Одним из видов художественно- эстетического воспитания детей является игровая деятельность. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника....
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников icon«Методы анализа финансовой деятельности предприятия»
Цель данной работы как раз и заключается в том, чтобы познакомится и научится методам финансового анализа
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников iconТема работы
Интерес данной темы заключается в том, что использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков усиливает интерес...
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников iconСообщение на тему: «Музыкально развивающая среда в доу»
Система дошкольного музыкального воспитания, как и любая другая педагогическая система включает следующие компоненты: цели и содержание...
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников iconВ. А. Сухомлинский в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить по
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений...
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников iconВ. А. Сухомлинский в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить по
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений...
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников iconПояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Спортивные танцы» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и составлена на основе программы «Ритмика и бальные танцы»
При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика...
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников iconПрограмма для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (080109)
Цель его изучения заключается в том, чтобы синтезировать полученные ранее знания и навыки для использования в профессиональной деятельности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы