Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой» icon

Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой»



НазваниеРассказ воспитателя «Как пользоваться книгой»
Дата конвертации12.09.2013
Размер43.22 Kb.
ТипРассказ

«Путешествие в прошлое книги».


Программное содержание:


- Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги.

- Дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики.

- Возбудить интерес к творческой деятельности человека.

- Воспитывать бережное отношение к книге.


Предварительная работа:


Рассматривание красочно оформленных книг. Рассматривание, из каких частей состоит книга. Рассматривание иллюстраций с изображением печатных станков, старинных книг.

Чтение рассказа А.Баркова и Р.Сурьянинова «Откуда пришла книга». Чтение загадок, пословиц о книгах.

Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой».

ремонт книжек-малышек из игры «Библиотека».

Материал к занятию:


Иллюстрации с изображением старинных книг; узелковое письмо, береста, египетский папирус, наскальная живопись.

Иллюстрации этапов изготовления книги, изображение печатного станка. Выставка разных книг.

Иллюстрации с нарисованными на листочках древними заглавными буквами.


Ход занятия.


Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите, что это?

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней!

(Книга).

Правильно, это – книга.

Для чего нужны книги? (Выслушать ответы детей). Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее. Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг.

Обратить внимание детей на выставку современных книг.

- Расскажите, какие бывают книги? (словари, энциклопедии, книги для взрослых и детей).

- Из чего делают книги? (из бумаги).

- Из каких частей состоит книга? (обложка, корешок, страницы).

- А всегда ли книги были такими, как вы думаете? (Не всегда).

-Правильно. Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы. Но много запомнить было трудно и тогда люди придумали на длинной верёвочке, ленточке завязывать узелки, потом спутывали её в клубок. (Показать иллюстрацию). Чтобы прочитать такое «верёвочное письмо», надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам. Можете себе представить, как неудобны были такие «верёвочные письма». Узелки могли разорваться, запутаться, а слова-узелки забыть.

Потом, люди изобрели рисуночное письмо. (Показать иллюстрацию). Человек изображал в рисунке какие-либо действия. Автор без труда мог рассказать о том, что нарисовал. Такое рисуночное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Нарисовать, например, как ты пошёл гулять с друзьями или родителями, что было во время прогулки, и что было потом.

Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по своему, другой иначе.

Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Человек уже придумал буквы, умел писать. Он записывал то, что хотел запомнить. На чём же он писал? Учёные находят надписи на камне, на скалах. (Показать иллюстрацию). Они хранятся тысячи лет. Это удобно? (Ответы детей).

В разных странах писали на том материале, который находился вокруг. Например на глиняных дощечках. (Показать иллюстрацию). На влажной глиняной дощечке писали острой палочкой.

- Как вы думаете, удобно было читать такие книги. (Ответы детей). Нет, неудобно. Они тяжёлые, листать их неудобно.

Пробовали люди писать и на бересте. (Показать иллюстрацию). Береста – это наружная часть берёзовой коры, Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако, и такой способ письма был неудобен.

А вот в Древнем Египте писали на папирусе. Это болотное растение похожее на камыш. Стебли его гладкие разрезали вдоль и укладывали рядами, затем спрессовывали. Получался материал, похожий на бумагу, только тоньше. Большие тексты писали заострёнными палочками на длинных полосах папируса. Их длина иногда достигала до 40 метров, затем сворачивали в свитки. (Показать иллюстрацию). К сожалению, папирус не очень прочный. Ему нужен только сухой воздух. Поэтому человек искал новый материал для письма. Им стал пергамент. Пергамент – это обработанная кожа из шкур телят. Он был прочнее. Из пергамента впервые стали делать книги, очень похожие на наши. Они были очень дорогие, ведь на одну книгу требовалось целое стадо коров! Понятно, что купить книгу мог только богатый человек.

Помогла человеку бумага. Изобрели её в Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов. И только через века они узнали как делать это чудо. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. (Показать иллюстрацию с изображением летописца).

Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. (Показать иллюстрацию старинной книги и нарисованные на листах древние заглавные буквы).

Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную.

- Как вы думаете, эти книги были доступны многим людям?

- А что придумали люди, чтобы книг было много? (Придумали печатать).

Человек придумал печатный станок. (Показать печатный станок). И ускорил изготовление книг. Машины обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготавливают переплёт, чтобы книга служила дольше.

- Как вы думаете, прежде чем напечатать книгу, что необходимо подготовить? (Ответы детей). Материал для книги. Над этим работают поэты, писатели, художники. Они решают, какого размера будет книга, как она будет выглядеть, какие будут рисунки.


Итог занятия:

Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем теперь. Человек всё время мыслил, думал, внимательно изучал то, что его окружало. Сейчас бумагу делают из древесины. Она и по сей день остаётся главным материалом для письма и печатания.




Похожие:

Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой» iconРассказ по образцу воспитателя
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"
Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой» iconЛитература старшая группа
Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Ребёнок пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других видах художественной...
Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой» iconКонспект занятия по познавательному развитию «рассказ воспитателя из истории родного края»
...
Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой» iconРоль воспитателя в музыкальном воспитании детей
Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную...
Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой» iconКонспект занятия по рисованию в старшей группе «Автопортрет»
Методические приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова,...
Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой» iconДистанционные семинары
Перед тем, как читать дальше, рекомендуем ознакомиться с разделом как пользоваться представленными материалами
Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой» iconА. К. Бродский
Невозможно охранять природу, пользоваться ею, не зная как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует...
Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой» iconПлан мероприятий на неделю «Игры и игрушки» в средней группе Понедельник «В мире игрушек» (открытие недели игры и игрушки) «Волшебный мир игрушек»
«Волшебный мир игрушек» беседа с детьми, рассказ воспитателя об игрушках, рассматривание иллюстраций и различных игрушек в групповой...
Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой» iconКонспект открытого урока литературы в 8 классе тема урока: К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма» цели и задачи: 1 совершенствовать умение учащихся
Катерине Петровне (семья, в которой она родилась, как прошла молодость,с кем и как живёт сейчас)
Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой» iconСети и протоколы 4 Информационное обслуживание 7
Интернет. Ведь пользоваться Интернет – значит пользоваться сотнями тысяч печатных изданий на всей планете, быть в курсе последних...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы