Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б. М. Неменский) icon

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б. М. Неменский)



НазваниеРабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б. М. Неменский)
страница1/4
Б.М.Неменский
Дата конвертации12.09.2013
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4

Муниципальное образовательное учреждение

Мирновская средняя общеобразовательная школа

Торжокского района, Тверской области


Рабочая программа по «Изобразительному искусству»


составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б.М.Неменский)


Рабочую программу составила
учитель второй категории
Арефьева Елена Павловна


п.Мирный, 2012г

ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Пояснительная записка

Изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.

Большой вклад в достижении главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направлено:

-на развитие образного восприятие визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

-на гармонизацию эмоционального духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;

-на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Примерная программа по изобразительному искусству разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что на ряду с рационально-логическим типом мышления преобладающих в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоцианально-ценостных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграция основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т.п.

Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.

Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:

  • в ценностно-ориентационной сфере:

-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

-принятие мультикультурной картины современного мира;

  • в трудовой сфере:

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной сфере:

-умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:

  • в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;

  • в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

  • в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

  • в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:

  • ^ В познавательной сфере:

- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

- осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- различать изученные виды пластических искусств;

- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа пластических искусств;

- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

  • ^ В ценностно-ориентационной сфере:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

-понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

-уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

  • ^ В коммуникативной сфере:

-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

  • В эстетической сфере:

-реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

-развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

-воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

^ В трудовой сфере:

-применять различные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются: возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства; художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, дикоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.

^ Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.

Примерные программы основного общего образования по изобразительному искусству составлены из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.

Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5-7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).

^ Содержание курса

Человек и изобразительное искусство

Художественное творчество как воспроизведение реальности, игра воображения, выражение внутреннего мира личности.

Произведение искусства и художественное творчество.

Произведение искусства, его художественная ценность, критерии оценки. Понятие эстетического вкуса.

Роль пластических искусств в жизни человека и общества.

^ Пластические искусства

Пластические искусства, их возникновение, развитие и виды: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство.

Выразительные средства пластических искусств.

^ Язык изобразительного искусства; специфика образа в изобразительном искусстве

Язык изобразительного искусства. Основы изобразительной грамоты.

Художественные принципы изображения реальности на плоскости и в объеме.

Образная сущность искусства. Особенности художественного образа в изобразительном искусстве.

Сюжет и содержание в изобразительном искусстве.

^ Жанры, стили и направления в изобразительном искусстве

Жанры в изобразительном искусстве и из развитие в художественной культуре. Национальные особенности и общечеловеческое значение произведений изобразительного искусства.

Национальные и мировые шедевры пластических искусств. Произведения выдающихся художников.

Стили и направления в изобразительном искусстве.

Художественные школы.

^ Взаимосвязь разных видов искусства. Связь времен в искусстве

Эволюция визуального художественного образа на примерах современных искусств (театр, фотография, кино, дизайн, компьютерные искусства).

Представления о богатстве и разнообразие художественной культуры.

Ведущие художественные музеи России и мира.

Практические творческие работы

  1. Опыт художественно-творческой деятельности в различных видах и жанрах изобразительного искусства, в разных художественных техниках и материалах, в том числе работа на пленэре.

  2. Выполнение творческих и исследовательских проектов, связанных с изобразительным искусством.

Объекты культуры для посещения учащимися

  1. Музеи художественные, декоративно-прикладного искусства, исторические, краеведческие; мемориальные музеи и музеи-мастерские выдающихся деятелей искусства.

  2. Художественно-производственные мастерские мастеров народных промыслов.

  3. Памятники архитектуры, садово-паркового искусства и т.п.

  4. Выставки, концерты, театры, кинотеатры.



Тематическое планирование (105 ч)

^ Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся




^ Человек и изобразительное искусство ( 10 ч)




Художественное творчество реальности, игра воображения, выражение внутреннего мира личности. Произведение искусства, его художественная ценность, критерии оценки. Понятие эстетического вкуса.


Роль пластических искусств в жизни человека и общества

Реальность и фантазия в художественном творчестве. Отражение в художественном произведении субъективного взгляда художника на мир. Произведение искусства, его художественная ценность, критерии оценки.

Абсолютное и относительное в понятии эстетического вкуса. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Выражение эмоционального опыта в конкретном произведении: что такое авторская концепция и в чем она проявляется.

Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

^ Практические творческие работы

Практические работы в различных художественных материалах и техниках на темы (по выбору учителя): «Художественный образ как отражение реальности», «Художественный образ как игра воображения(фантазии)», «Художественный образ как отражение внутреннего мира человека».

Анализ произведений искусства и итогов творческой деятельности

^ Наблюдать, воспринимать и оценивать явления природы и образы изобразительного искусства.

Различать виды пластических искусств.

Описывать и интерпретировать произведения (фрагменты) пластических искусств, выражать свое отношение к ним.

Понимать и правильно применять в речи освоенные понятия.

Выделять и анализировать авторскую концепцию образа (произведения) изобразительного искусства.

Анализировать роль пластических искусств в жизни человека и общества.

Выбирать и использовать различные художественные материалы и техники для создания выразительного художественного образа

^ Пластические искусства (15 ч )

Пластические искусства, их возникновение, развитие и виды: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн.

Выразительные средства пластических искусств.

Пластические искусства, их возникновение, развитие и виды: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн.

Визуальный художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры.

Древние образы в произведениях современного декоративного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения.

Традиционное крестьянское искусство, русские художественные промыслы (Гжель, Хохлома, Жостово, Палех и др.).

Национальное и общечеловеческое на примере культуры своего региона (местные народные художественные промыслы, музеи, выставки). Примеры традиционных народных промыслов разных стран и народов.

Художественный образ в архитектуре. Особенности визуального образа в архитектуре. Выразительные средства архитектуры (композиция, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов).

Виды архитектуры. Национальное и общечеловеческое в архитектуре. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры разных стран и эпох.

Художественный язык дизайна. Дизайн: единство языка (образного строя) и жизненных функций.

^ Практические творческие работы

Практические работы на темы по выбору учителя

Опыт художественно-творческой деятельности в различных видах искусства, сознательный выбор выразительных средств и художественных техник.

Анализ произведений изобразительного искусства и итогов творческой деятельности

Понимать роль пластических искусств в жизни человека.

Воспринимать и эмоционально оценивать произведения пластических искусств, выражать своё отношение к ним.

Различать виды пластических искусств.

Понимать и правильно применять в речи освоенные понятия.

^ Наблюдать, воспринимать и оценивать произведения разных видов пластических искусств.

Описывать и интерпретировать произведения (фрагменты) пластических искусств.

Анализировать и называть выразительные средства пластических искусств (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство, архитектура, дизайн).

Анализировать национальное и общечеловеческое в архитектуре.


Выбирать и использовать различные художественные средства и техники для создания выразительного художественного образа




^ Язык изобразительного искусства; специфика образа в изобразительном искусстве (55 ч)




Язык изобразительного искусства. Основы изобразительной грамоты

Художественные принципы изображения реальности на плоскости и в объёме.

Образная сущность искусства. Особенности художественного образа в изобразительном искусстве


Сюжет и содержание в изобразительном искусстве.

Язык изобразительного искусства. Визуальный художественный образ. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры.

Характеристика художественных принципов изображения реальности на плоскости и в объёме.

Оптические принципы построения пространства.

Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения.

Изображение предмета при помощи пропорций, конструктивного построения, передача объёма, пространственного положения, освещенности, цвета.

Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Основы цветоведения.

Примеры воплощения изученных художественных принципов изображения на плоскости и в объёме в произведениях известных художников различных эпох.

Специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства.

^ Практические творческие работы

Создание композиции на заданные темы на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и объёме (скульптура, художественное конструирование).

Выполнение творческих мультимедиапроектов, иллюстрирующих различные аспекты языка и специфики образа в изобразительном искусстве.

Анализировать язык изобразительного искусства.

^ Наблюдать, описывать и интерпретировать произведения изобразительного искусства.

Понимать и уметь использовать в своей работе выразительные средства пластических искусств.

Различать художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, архитектуры, дизайна.

Создавать графическими и живописными средствами учебные и творческие работы.

Создавать творческие работы в лепке, в технике бумажной пластики, в техниках декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна.

Передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы и человека.

Понимать эстетическое содержание и особенности выражения общественных идей в художественных образах классического и народного искусства.

^ Уметь выражать своё отношение к тем или иным художественным образам различных произведений искусства.

Понимать различия понятий «сюжет» и «содержание» в искусстве.

Овладевать языком живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна.

Использовать художественные принципы изображения реальности на плоскости и в объёме в своём творчестве.

Анализировать итоги собственной творческой деятельности.





^ Жанры, стили и направления в изобразительном искусстве (15 ч)




Жанры в изобразительном искусстве и их развитие в художественной культуре. Национальные особенности и общечеловеческое значение произведений изобразительного искусства.

Национальные и мировые шедевры пластических искусств. Произведения выдающихся художников.


Стили и направления в изобразительном искусстве.

Художественные школы.

Представление о жанрах изобразительного искусства их характеристика. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров.

Произведения выдающихся художников (Леонардо Да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, В. Л. Боровиковский, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, А. Г. Венецианов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И.И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, К. А. Коровин, К. С. Петров-Водкин, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, П. Пикассо и др.).

Национальные особенности и общечеловеческое знание произведений изобразительного искусства.

Вечные темы и великие исторические события в русском и зарубежном изобразительном искусстве.

Стили и направления в искусстве. Принципы разных стилей в искусстве (античность, готика, барокко, классицизм, модерн). Направления в изобразительном искусстве: романтизм, реализм, абстракционизм и др. Особенности изображения реальности, выражение чувств, идей автора, символических знаний.

Художественные школы.

Образы национальной культуры. Шедевры национального и мирового изобразительного искусства.

^ Практические творческие работы

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и д. р. ),пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов и техник для создания композиций, иллюстрирующих различные стили и направления в изобразительном искусстве.

Воплощение исторической и национальной тематики в творческой практике учащихся.

Воссоздание образов архитектуры в различных художественных техниках (деревянная модель, бумажная пластика и д. р.).

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Создание творческих работ в разных видах дизайна.

Создание музейных экспозиций.

Выполнение творческих мультимедиапроектов.

Анализ произведений искусства и итогов творческой деятельности.

Анализировать язык изобразительного искусства.

Наблюдать и определять виды и жанры изобразительного искусства.

Анализировать выразительные средства в различных жанрах пластических искусств.

Определять и называть стили и направления изобразительного искусства.

Понимать и правильно применять в речи освоенные понятия.

^ Наблюдать, описывать и интерпретировать произведения архитектуры.

Определять жанр, к которому принадлежит произведение изобразительного искусства, и его стиль.

Овладевать языком живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна.


Выбирать и использовать различные художественные средства, материалы и техники для создания выразительного художественного образа.

Анализировать итоги собственной творческой деятельности.




^ Взаимосвязь разных видов искусства. Связь времен в искусстве (10 ч)




Эволюция визуального художественного образа на примерах современных искусств (театр, фотография, кино, дизайн, компьютерные искусства ).


Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры

Ведущие художественные музеи России и мира.



Визуальный образ в театре. Театр как зрелищное искусство. Декорации. Сценография. Костюмы. Пластический образ спектакля.

Образность фотографии. Жанры фотоискусства.

Кинематограф. Специфика экранного образа.

Визуальный образ в современном дизайне.

Дизайн как художественное направление. Примеры дизайна в различных сферах нашей жизни. Графический, бытовой и промышленный дизайн.

Представления о современных компьютерных (электронных) искусствах.

Проявление художественной культуры вокруг нас: музеи искусства (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, региональные художественные и краеведческие музеи), пластические искусства в доме, на улице, в театре.

Обобщение пройденного материала в форме выставок работ учащихся, викторин, экскурсий на природу, по городу и в музеи.

^ Практические творческие работы

Выполнение творческих работ на заданную тему в разных видах и жанрах, в различных художественных техниках (деревянная модель, бумажная пластика и д. р.) на примере современных искусств.

Выполнение творческих работ по фотографии (на плёнке и в цифровой фотографии).

Создание дизайн-макетов различных объектов в электронных искусствах.

Съёмка и монтаж учебного видеосюжета.

Просмотр и анализ фильма (спектакля, выставки и т. п).

Создание макетов театральных декораций.

Выполнение творческих мультимедиапроектов по материалам современных искусств (театр, фотография, кино, дизайн, компьютерная анимация, реклама и д. р.)

Анализ произведений искусства и итогов творческой деятельности.

^ Наблюдать, описывать и интерпретировать произведения искусства, выражать своё отношение к ним.

Анализировать эстетическое, духовное содержание и выражение общественных идей в произведениях искусства.

Понимать и правильно применять в речи освоенные понятия.


^ Знать ведущие художественные музеи России, мира и музеи своего региона.


Выбирать и использовать различные художественные средства, материалы и техники для создания выразительного художественного образа.

^ Уметь использовать краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и д. р.), пластилин, глину, коллажные техники, бумажную пластику и другие доступные художественные материалы и техники для собственных творческих работ.
  1   2   3   4




Похожие:

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б. М. Неменский) iconРабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса
Рабочая программа для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б. М. Неменский) iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
«Искусство» и составлена на основе государственной программы «изо и художественный труд. 1-9 классы.» Авторы: Б. М. Неменский и др....
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б. М. Неменский) iconРабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса
«Искусство» и составлена на основе государственной программы «изо и художественный труд. 1-9 классы.» Авторы: Б. М. Неменский и др....
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б. М. Неменский) iconРабочая программа по изобразительному искусству для 2а класса учителя I квалификационной категории
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2а класса составлена на основе
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б. М. Неменский) iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1а класса учителя
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1а класса составлена на основе
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б. М. Неменский) iconРабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе в Девятернинской средней общеобразовательной школы им. Л. Айтуганова
Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б. М. Неменский) iconРабочая программа по Изобразительному искусству на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе разработана на основе
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б. М. Неменский) iconПрограмма по изобразительному искусству в 1 классе по программе «Планета знаний»
Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе по программе «Планета знаний»
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б. М. Неменский) iconПримерная программа основного общего образования по изобразительному искусству
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б. М. Неменский) iconРабочая программа по изобразительному искусству Муниципальное общеобразовательное учреждение
Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы