Управление образования администрации муниципального района «ровеньский район» белгородской области icon

Управление образования администрации муниципального района «ровеньский район» белгородской области



НазваниеУправление образования администрации муниципального района «ровеньский район» белгородской области
страница1/5
Дата конвертации11.09.2013
Размер0.97 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «РОВЕНЬСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




Повышение эффективности физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий


Автор опыта: Сердюкова Алла Викторовна

воспитатель муниципального дошкольного

образовательного учреждения

«Новоалександровский детский сад»


Ровеньки, 2011

Содержание




1. Информация об опыте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3


2. Технология опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6


3. Результативность опыта . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12


4. Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14


6. Приложение к опыту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16


^

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ


1. Тема опыта

Повышение эффективности физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий.

2. Сведения об авторе опыта

Сердюкова Алла Викторовна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Новоалександровский детский сад».

^ 3. Условия возникновения опыта

На протяжении пяти лет в ДОУ изучаются инновационные технологии по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей, современные программы по оздоровлению детей с учетом возрастных, индивидуальных, физических и психических особенностей детей и умелому применению разнообразных физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Опыт возник и создавался в рамках исследования здоровьесберегающих компонентов организации учебно – воспитательного процесса на основе использования адаптированных для данного возраста игр, методик закаливания, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, психоэмоциональной гимнастики.

В ходе работы педагогического коллектива по созданию благоприятных условий для формирования правильного физического развития детского организма, повышения его сопротивляемости инфекциям, постепенного и систематическо­го закаливания в сочетании с методически продуманной' воспитательной работой и лечебной физкультурой, направ­ленной на комплексное использование всех средств физи­ческого развития и оздоровления организма, были выделены основные блоки воспитания здорового образа жизни (приложение №1).

Представленный опыт работы имеет практическое значение, так как разработанная методика физкультурно-оздоровительных моментов оказала положительное воздействие на развитие сенсомоторных координаций, мелкой моторики, навыков самооздоровления, что способствовало росту физической подготовленности детей, снижению уровня заболеваемости.

^ 4. Актуальность опыта

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является пробле­ма сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной

области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7—8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Вопрос физического воспитания подрастающего поколения – важный вопрос в современном обществе. Он актуален по многим причинам. Змановский Ю.Ф. (2000 г), Кудрявцев В.Т. (2000 г) отмечают, что, приобщая детей к здоровому образу жизни, мы вооружаем их умениями и навыками, формируем в их сознании положительные эмоциональные, двигательные образы от подвижных игр, спортивных праздников; воспитываем стремление к совершенствованию своих двигательных способностей, учим проявлять волевые усилия для преодоления физических трудностей при овладении новыми движениями, закладываем основу для нормальной, плодотворной жизни.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здо­ровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Таким образом, значительную роль в решении этих проблем может сыграть эффективная система физкультурно – оздоровительных мероприятий, включающих инновационные формы работы с детьми, так как они способствуют решению названных проблем. Поэтому, тему опыта определили следующим образом «Повышение эффективности физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий».

^ 5. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая идея опыта - растить детей здоровыми сегодня и сейчас, чтобы не оздоравливать их завтра, обеспечить максимум движений, воздуха, воды, минимум физиотерапевтических мероприятий. Опыт отражает особенности системы физкультурно – оздоровительных мероприятий, включающих инновационные формы работы с детьми.

Проанализировав заболевае­мость детей в ДОУ, пришли к выводу, что в структуре инфекцион­ной заболеваемости доля ОРЗ составляет 84,2%. Проблема усугубляется тем, что большая часть детей болеет ежегодно, 30% детей переносят три и более заболе­ваний в год. Поэтому первоочередной задачей для нас стало снижение высокой заболеваемости детей острыми респираторными инфекциями.

Совместно с медицинским работником была разработана система комплексных мероприятий по оздоровлению детей:

1) обучение правильному дыханию,

2) профилактика нарушений ОДА,

3) ежедневное проведение закаливающих процедур, игрового массажа,

4) использование игр для развития мелкой моторики рук,

5) использование психогимнастики, гимнастики для глаз.

Большое число упражнений позволяют производить подбор наиболее целесообразных сочетаний упражнений в каждом конкретном случае.

^ 6. Работы над опытом

I этап – подготовительный

Задачи:

  • обеспечение предметно-развивающей и пространственно-развивающей среды для реализации инновационных программ;

  • диагностика уровня заболеваемости, состояния здоровья и физического развития детей;

  • выявление проблем, противоречий, нуждающихся в решении;

  • отбор содержания, поиск методик, технологий обучения оздоровительно - развивающим играм.

II этап – практический

Задачи:

  • реализация программы обучения оздоровительно – развивающими играм;

  • апробация технологии обучения оздоровительно – развивающими играм;

  • отслеживание уровня заболеваемости, поэтапный анализ полученных результатов;

  • корректировка содержания программы обучения оздоровительно – развивающими играм;

^ 7. Диапазон опыта

Совместно с медицинским работником были разработаны содержание и методика проведения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, включающая игры и упражнения по методике мышечной релаксации Д. Джекобсона; игры и упражнения по методике спецзакаливания А. Уманской и К. Динейки; психоэмоциональная гимнастика, игры на развитие сенсомоторных координаций, мелкой моторики рук, дыхательная гимнастика, щадящее закаливание (приложение №1, № 2, № 3, № 4, № 5).

Методика проведения физкультурно-оздоровительной работы основывается на учете особенностей развития психических процессов: восприятия, ощущения, внимания, памяти, воображения, мышления, а также особенностей физического развития детей дошкольного возраста.

Представленные в опыте работы материалы могут быть использованы в практической работе в режиме дня дошкольных учреждений с целью овладения навыками самооздоровления, снижения уровня заболеваемости, повышения двигательной активности, развития мелкой моторики, координационных способностей.


^ 8. Теоретическая база опыта

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольного учреждения. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в основном в классической форме организации обучения. Однако все чаще имеют место различные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами физической культуры.

В настоящее время существует немало программ и методических рекомендаций по организации воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ, например: В.Г. Алямовская «Здоровье» (1993), Ю.Ф. Змановский «Здоровый дошкольник» (1996), В.Г. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления» (2000), В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» (2004) и другие.

Современные программы ориентируют педагога на гуманистический подход к оздоровлению детей с учетом возрастных, индивидуальных, физических и психических особенностей детей, современных условий, широкого применения разнообразных физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25 % ослабленных детей, то сейчас число "физиологически незрелых" новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т.Я. Чертюк, З.С. Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др

По мнению Анохиной И. А., заболеваемость детей дошкольного возраста остается высокой, несмотря на успехи профилактической медицины. Наибольшая доля ОРВИ в структуре заболеваний органов дыхания приходится на возраст 1- 6лет. По данным Т.Л. Богиной(1988), Р.В. Силла (1989), респираторные и респираторно-вирусные инфекции составляют в целом от 78,7 до 92% всех случаев. Средняя продолжительность одного заболевания детей находится в пределах 11-14 дней. Около 20% детей болеют ОРВИ практически ежемесячно, формируя группу так называемых ЧБД.

Анализ заболеваемость детей в ДОУ показал, что в структуре заболеваемости доля ОРЗ составляет 84,2%. Поэтому первоочередной задачей для нас стало снижение высокой заболеваемости детей острыми респираторными инфекциями.

Следовательно, в ДОУ необходимо уделять особое внимание физкультурно - оздоровительной работе с целью снижения уровня заболеваемости детей острыми респираторными инфекциями.


^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

  1. Постановка целей и задач

Цель: совершенствовать методику проведения физкультурно-оздоровительной мероприятий, повысить эффективность их воздействия на укрепление здоровья и физического развития детей.

С учетом определения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать и проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

  2. Выявить эффективность организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

  3. Разработать методику проведения дополнительных физкультурно-оздоровительных мероприятий на занятиях и в режиме дня, оценить ее результативность.


^ 2. Организация учебно-воспитательного процесса, содержание образования

Содержание физического воспитания в ДОУ по – прежнему носит классический характер. Но вместе с тем все чаще имеют место различные подходы к сохранению и укреплению здоровья детей средствами физической культуры в разных интерпретациях.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: педагогика оздоровления.

Цель педагогики оздоровления — обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

С учетом целей, приемов, методов педагогики оздоровления в дошкольном учреждении создана модель оздоровления детей дошкольного возраста, представляющая фундамент для организации физкультурно – оздоровительной работы и воспитательно – образовательного процесса в режиме здоровьесбережения (приложение №1).

Раскроем содержание некоторых составляющих модели оздоровления.

Чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, применяли дыхательную гимнастику, закаливающее дыхание. Для развития дыхания использовали дыхательные и звуковые упражнения. Это — имитация через дыхание урагана, легкого ветерка, пылесоса, надувание шариков. Игровое упражнение «Змейка»: «змейка вползает в нос и выползает через рот» — быстро и медленно. Большое внимание уделяется очистительному дыханию — вдох носом, прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз; вдох через левую ноздрю, затем выдох через правую и наоборот; произнесение гласных звуков с дыханием без напряжения голосовых связок; «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур; вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны, в положении стоя, сидя и т.д.

Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное — приносит пользу здоровью (приложение № 2).

Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых на занятиях, особое место принадлежит заданиям на развитие мелкой моторики рук. Они имеют большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень сформированности мелкой моторики определяет успешность освоения изобразительных, музыкально-исполнительных, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и т.п.

Этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук ребенка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразным орудием детского воображения.

Развитию осмысленности и выразительности движений, сенсомоторных координаций, внимания служит комплекс игровых упражнений «теневой театр» (приложение №4). Эти упражнения проводили на занятиях по изодеятельности, развитию речи и математике. Физкультминутки и двигательные паузы можно включать в любые занятия независимо от характера материала, который осваивается детьми. Они способствуют психофизической релаксации, повышению работоспособности, эффективному переключению детей с одних видов деятельности на другие.

Старались связывать физкультминутки и паузы с содержанием занятия. Так, на занятиях по формированию математических представлений использовали игры: «Улей», «Веселая считалочка», «Медвежата», где дети повторяли счет, выполняли движения в текстовом сопровождении, закрепляли геометрические фигуры с помощью движения рук и т.д. (приложение № 2). Для развития мелкой моторики рук мы подбирали игры, вызывающие положительные эмоции, интересные и увлекательные для детей. Это игры: «Радужные брызги», «Прикосновение», «Встреча друзей» (приложение № 3).

Немаловажным фактором в оздоровлении дошкольников является закаливание. Наибольшим воздействием обладает комплексное зака­ливание (приложение №1). Для этого использовали следующие методы: умывание прохладной водой; сочетание воздушных ванн с утренней гимнастикой; максимальное пребывание детей на свежем воздухе; дневной сон при открытых окнах; контрастные ножные ванны. Практиковали также хождение босиком — хороший и необременительный способ закаливания кожи стоп, а также укрепле­ния их свода и связок. В период закаливающих процедур учитывали индивидуальные особенности ребенка. Нельзя проводить их на фоне отрицательных эмоциональ­ных состояний, например, страха, беспокойства. Огромный вред не­рвной системе детей наносят грубые слова, несправедливые замеча­ния, невежливое обращение, проявление несдержанности. Состояние, следующее за этим, — стресс.

В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную за­болеваемость. Маханева М.Д. считает, что детские стрессы — это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психо­логической обстановки в семье, излишнего шума и нервоз­ности в детском учреждении (из-за переполненности групп, "заорганизованности" воспитательно-образовательного про­цесса), отсутствия гибких режимов дня и рационального че­редования умственной нагрузки с физическими упражне­ниями, отдыхом и так далее.

Современный ребенок, по мнению академика Н.М. Амо­сова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации — ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь, увеличе­нию роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные забо­левания и отклонения.

Для снятия мышечного и эмоционального напряжения, формирования психоэмоционального комфорта мы использовали элементы психогимнастики на занятиях. Это игры: «Кто больше знает слов», «Ласковушки» и др. (приложение № 5).

Также мы использовали игровые зарядки для коррекции эмоциональной сферы: «Три медведя», «Кошечка», «Волшебный сон». Эти зарядки проводились как дополнение к утренней гимнастике и гимнастике после сна (приложение № 5).

Особое место занимали игровые упражнения по методике мышечной релаксации Д. Джекобсона. Они использовались в течение всего дня: на занятиях, в играх, на прогулке. При выполнении упражнений «Кулачки» расслаблялись кисти, «Загораем» - мышцы ног, «Кораблик» - мышцы корпуса и т.д. (приложение № 5). Дети с удовольствием выполняли эти упражнения, задания и использовали их в свободной деятельности.

Для снятия стрессов у детей мы использовали адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки, вибрационные упражнения. В основе вибрационных упражнений практиковали естественные движения детей. Это — стряхивание с себя капель дождя, воды, росы, снега. Самомассаж проводили в игровой форме: «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками» (приложение №2).

Это не занимает много времени. Такой массаж проводится в перерывах между режимными моментами. А сочетание массажа и вибрационной гимнастики активирует работу всего организма.

В систему оздоровительных мероприятий, профилактических процедур, способствующих снижению заболеваемости, также включили:

1) профилактику нарушений ОДА,

2) использование гимнастики для глаз,

3) соблюдение оздоровительного режима в семье и ДОУ,

4) проведение плановых мероприятий по профилактике ОРЗ.


^ 4. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы

Основными формами физического воспитания в ДОУ и семье, по мнению Ермак Н.Н., Шебеко В.Н., Шишкиной В.А. (1997), являются: занятия физкультурой; занятия в спортивных кружках; утренняя гимнастика или утренняя специализированная гимнастика; физминутки и физкультпаузы; прогулки пешие, велосипедные, лыжные; плавание, купание; закаливание; подвижные игры; выполнение специальных упражнений с целью устранения недостатков физического развития и совершенствования двигательной подготовленности.

В.И. Ковалько изложил теоретическое обоснование и практическую информацию о современном состоянии особого направления в педагогике: педагогике оздоровления.

Цель педагогики оздоровления — обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Методологической основой педагогики оздоровления являются принципы, методы и средства, выражающие специфические законо­мерности данного направления.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

  • средства двигательной направленности (движения, физкультминутки, минутки покоя, психогимна­стика, двигательный режим);

  • оздоровительные силы приро­ды (гимнастика на свежем возду­хе, фито-, арома-, витаминотерапия, ионизация воздуха);

  • гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и об­щественная гигиена).

Под методами здоровьесберегающих технологий обучения пони­мают методы применения средств, позволяющих решать задачи педа­гогики оздоровления.

Выделим две группы методов:

  • специфические, характерные только для педагогики оздоровле­ния;

  • общепедагогические, применяемые во всех случаях обучения и воспитания.

Л. Д. Глазырина выделяет следующие средства физического воспитания в оздоровительном направлении: массаж, закаливание, водные процедуры, физические упражнения.

Наибольшую ценность в укреплении здоровья представляют как самостоятельная двигательная деятельность, так и специальные физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, применялась дыхательная гимнастика, закаливающее дыхание. Приемы правильного дыхания многократно терпеливо показывались, повторно напоминались. Лучше всего это делать после упражнений, связанных с большой затратой энергии.

Особое внимание в режиме дня уделялось проведе­нию закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие меро­приятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закалива­ния, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей (приложение № 1). Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка не только в тече­ние месяца, но и в течение года, а также всего периода пре­бывания детей в детском саду.

Специальное закаливание каждого ребенка индивидуально. Поэтому сегодня врачи-педиатры считают, что его нужно проводить лишь в семье, а в дошкольном уч­реждении выбирать только те ме­тодики, которые абсолютно без­вредны для всех детей.

Учитывая мнение врачей-педиат­ров З.С. Макаровой и Л.Г. Голубевой о том, что реализовать принцип постепенности в условиях детского сада практически невозможно, а принцип систематичности возможно только с участием родителей, следует внимательно подходить к подбору специальных методик: одни из них можно применять в детском саду, другие в семье.

Таким образом, в условиях до­школьного учреждения применялись те закаливающие методики, которые подходили для детей всех трех групп здоровья, а это ща­дящие методы закаливания.

К щадящим методам закаливания относятся: закаливание воздухом, водой и солнцем.

Для детей, имеющих речевые нарушения (а таких становится больше с каждым годом), характерно замедление двигательной сферы, выражающееся в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Особенно явно это проявляется на физкультурных занятиях, а также когда требуется выполнить задание по словесной инструкции. С целью развития рук, их активности, быстроты движений, координированности были разработаны комплексы упражнений для пальчиковой гимнастики (приложение № 3).

Развитию осмысленности и выразительности движений, сенсомоторных координаций, внимания служит комплекс игровых упражнений «теневой театр» (приложение № 4). Эти упражнения проводили как физкультминутки на занятиях по изодеятельности, развитию речи и других занятиях.

Для снятия мышечного и эмоционального напряжения, формирования психоэмоционального комфорта использовались элементы психогимнастики на занятиях (приложение № 5).

Особое место занимали игровые упражнения по методике мышечной релаксации Д. Джекобсона. Они использовались в течение всего дня: на занятиях, в играх, на прогулке.

Кроме дыхательной гимнастики применяли игровой самомассаж: «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками».

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж волшебных точек ушек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Доступен для детей всех возрастов. Рекомендуется про­водить в игровой форме 2—3 раза в день.

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закали­вания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположен­ных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если мас­сирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вече­ром по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю (приложение № 2).

Это не занимает много времени. Такой массаж проводится в перерывах между режимными моментами. А сочетание массажа и вибрационной гимнастики акти­вирует работу всего организма.

Были поставлены следующие задачи:

— помочь детям овладеть эффективными приемами снятия стрессов;

— повысить защитные силы детского организма;

— формировать нравственное здоровье ребенка.

Следует особо подчеркнуть важность применения психоэмоциональной гимнастики в условиях детского сада. Это позволяет укрепить стартовые возможности дошкольника и наиболее благоприятно использовать данный период для формирования здоровья ребенка перед поступлением в школу.

Физкультурно – оздоровительные моменты закрепляются и совершенствуются на утренней и вечерней прогулках, в ходе подвижных игр, физических упражнений, после дневного сна, во время проведения утренней гимнастики, на занятиях, физкультминутках, на спортивном кружке.


^ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Заболеваемость детей в дошкольных образовательных учреждениях остается высокой, несмотря на успехи профилактической медицины. Проанализировав заболевае­мость детей в ДОУ, мы пришли к выводу, что в структуре инфекцион­ной заболеваемости доля ОРЗ со­ставляет 84,2 %. По болезни было пропущено за год 751 день. При среднегодовой численности воспитанников 43 человека, среднегодовое число дней пропущенных по болезни одним ребенком составило 17,4. Проблема усугубляется тем, что большая часть детей группы болеет ежегодно, 30% детей переносят три и более заболе­ваний в год (приложение № 1).

Анализ здоровья и физического развития детей дает возможность:

- выработать модель оздоровительной работы ДОУ;

- разработать модель эффективности данной деятельности, ориентированной на имеющиеся силы и средства учреждения;

- выявить структуру отклонений физического состояния и здоровья детей каждой возрастной группы;

- на основе полученного результата составить механизмы реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий по каждой возрастной группе.

Первоочередной задачей стало снижение высокой заболеваемости. Снижение уровня заболеваемости детей острыми респираторными инфекциями может быть достигнуто за определенный период при использовании нетрадиционных методов оздоровления детей.

Для оценки эффективности физкультурно-оздоровительных моментов использовали предложенные Озерецким Н.О. и Гуревичем П.И. диагностические методики психомоторного развития дошкольников. Они просты по применению, информативны по содержанию и статически достоверны (приложение №1).

Проанализировали выполнение заданий детьми. Так, результаты первого задания (теста) свидетельствовали о достаточно высоком уровне равновесия у 75% обследуемых детей (12 чел.). Второй тест свидетельствует о зрелости координационных механизмов правой руки и соответствии их норме развития у 75 % детей (12 чел.), хуже развиты координационные механизмы управления левой рукой, 62,5 % детей (10 чел.) не достигли нормы развития. Результаты третьего теста подтверждают, что для дошкольников характерно недостаточное развитие мелкой моторики рук (50% - 8 чел.). Четвёртый тест показывает, что 50% детей имеют низкую моторику пальцев рук. В пятом тесте мы выявили, что у всех детей ведущая правая рука. Лишь у некоторых детей низкий уровень коррекции произвольных действий: открывание рта, приподнимание плеч, гримасничанье (25% - 4 чел.).

При проведении повторного тестирования по данной методике анализ полученных результатов свидетельствует, что функция равновесия (первый тест) улучшилась на 12,5% и составила 87,5% (14 чел). Второй тест показал улучшение координационных механизмов управления левой рукой на 12,5%, что составило 50% (8 чел.), зрелость координационных механизмов управления правой рукой достигло 87,5 % (14 чел.), что на 12,5 % выше предыдущих результатов. Результаты третьего теста подтверждают, что у детей улучшились показатели развития мелкой моторики рук (62,5% - 10 чел.). Тест №4 показал, что улучшилась моторика пальцев рук, 12 из 16 детей справились с заданием в соответствии с требованием теста (75%), 4 человек имели незначительное отклонение (25%).

Повторное проведение пятого теста показало снижение лишних движений: открывание рта, приподнимание плеч, гримасничанье (12,5% - 2 чел.) (приложение № 1).

Тактика, определенная анализом данных, обеспечила реализацию планируемых оздоровительных мероприятий, что отразилось на основных показателях здоровья и физического развития. Это свидетельствует о том, что систематические занятия физкультурой и использование физкультурно-оздоровительных моментов положительно сказываются на уровне респираторной заболеваемости, физической подготовленности детей.


Библиографический список:


1. Анохина И.А. Закаливание организма ребенка в ДОУ и семье: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010.

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Бочарова Н. И. Оздоровление детей в образовательном процессе ДОУ с учетом региональных условий. //Управление ДОУ №4, 2008.

4. Вохмянина М.Н. Модель сохранения здоровья дошкольников. //Управление ДОУ №1, 2006.

5. Воротилкина И.М. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: Метод. Пособие. – М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

6. Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно – оздоровительной работе в ДОУ. //Управление ДОУ №8, 2006.

7. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

8. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. – М.: ВЛАДОС, 1999.

9. Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева и др. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.

10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.Н. Логинова, Т.Н. Бабабева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, В.А. михайловой, Л.М. Гурович: изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1996.

11. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

12. Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе. – М.:Илекса, 2004.

13. Истоки: Базовая программа развития ребенка – дошкольника / Т.В. Антонова, А.Г. Арушанова, Т.Л. Богина и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Парамоновой, В.К. Тарасова. – М. – 1995.

14. Кармаева О.А., Кудрявцев В.Т. Методолого-теоретические основы системы дошкольного образования / К концепции дошк. Ступени негосударственного образования. М. – 1996.

15. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). – М.: Линка-пресс, 2000.

16. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1—4 клас­сы. - СПб., 2004.

17. Киргинцева И. Физвоспитание круглый год. // Дошкольное воспитание № 10, 2004.

18. Кораллошвили С. Упражнения для оздоровления детей. // Дошкольное воспитание № 6, 2002.

19. Левчук Л.В. Путешествие в страну здоровья. //Управление ДОУ №1, 2006.

20. Литвинова О.М. Физкультурные занятия в детском саду / О.М. Литвинова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

21. Махнева М.Д. Воспитание здорового ребенка (пособие для практических работников детских дошкольных учреждений). – М.: Аркти, 1997.

22. Прищепа С.С. Организация физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ. //Управление ДОУ №1, 2006.

23. Подобед С.О. Модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. //Управление ДОУ №1, 2007.

24. Рунова М. Неделя здоровья. // Дошкольное воспитание № 4, 2001.

25. Синицына Е.И. Умные пальчики. М.: «Лист», 1999.

26. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

27. Симошина Л.Е. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении: К проблеме оптимизации физического состояния детей 3-7 лет. // Физическая культура № 1, - М.: «Фон», 1997.

28. Тимошенкина О.Э. Модель оздоровления детей в ДОУ. //Управление ДОУ №5, 2007.

29. Ушакова О.А. Индивидуально – дифференцированный подход к развитию движений у детей младшего дошкольного возраста. //Управление ДОУ №2, 2008.

30. Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990.

31. Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – Мнинск, 1998.

32. Шарманова С. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей. // Дошкольное воспитание № 8, 2003.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение № 1 – Формы и методы оздоровления детей. Схема закаливающих процедур. Диагностика. Анализ здоровья детей в ДОУ. Модель оздоровления детей дошкольного возраста в ДОУ. Программа физкультурно – оздоровительных мероприятий.


Приложение № 2 – Игровой массаж. Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки. Дыхательная гимнастика.


Приложение № 3 - Упражнения на развитие мелкой моторики рук.


Приложение № 4 – Игры на развитие сенсомоторных координаций.


Приложение № 5 – Психоэмоциональная гимнастика.


Приложение № 6 – Конспекты занятий.


Приложение №1

^ Формы и методы оздоровления детей

(средняя группа)





Формы

и методы

Содержание работы


1


Физические упражнения


— утренняя гимнастика;

— физкультурно-оздоровительные занятия;

— подвижные и динамичные игры;

—профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);

— спортивные игры;

— занятия в спортивном кружке «Здоровый малыш»;

— дозированная ходьба;

— пешие прогулки (экскурсии)


2


Закаливание водой


— умывание;

— мытье рук;

— игры с водой;

— обеспечение чистоты среды;

— полоскание рта и горла после каждого приема пищи и после сна водой комнатной температуры;

— мытье ног перед сном (летом);

— топтание в тазу после дневного сна;

— хождение босиком.


3

Закаливание воздухом

— проветривание помещений (в том числе сквозное);

— сон при открытых фрамугах;

— ежедневные оздоровительные прогулки;

— обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

— кратковременные воздушные ванны перед сном;

— хождение босиком.


5


Активный отдых


— физкультурные досуги, развлечения;

— праздники и дни здоровья;

— игры - забавы;

— каникулы;

— занятия различных форм.


6


Арома-фито- терапия



— фитопитание (чаи, отвары);

— аромаподушки;

— аромамедальоны.

7

Закаливание солнцем

— световоздушные ванны;

— солнечные ванны;

— отдых в тени.

8

Свето и цветотерапия

— обеспечение светового режима;

— цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.

9

Аутотренинг и психогим-

настика

— игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

— игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний.

11

Спецзакаливание

— босоножье;

— игровой массаж;

— профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопие, зрение).


12

Пропаганда ЗОЖ

— оформление «Уголка здоровья»;

— курс лекций, бесед, консультаций для родителей и детей;

— День открытых дверей;

— родительские собрания;

— занятия по ОБЖ.

13

Питание

— рациональное питание;

— витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой;

— «Волшебная приправа» к 1 блюду в обед (фитонциды – лук, чеснок);

— сокотерапия;

— фрукты и овощи на второй завтрак;

— зеленые салаты.



Схема закаливающих процедур

в средней группе


Месяц

Утренн.

прием на

свежем

воздухе

Гим-ка

на свежем

воздухе

Теплов.

комфорт

в помещ.


Возд.

ванны

Соотв.

слойн.

одежды

Босохож

дение

Контр.

ножн.

ванны

Полоск.

рта и

горла

Сон

с дост.

воздуха

Солнеч. ванны

Растир.

сухой

варежк.

Июнь

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Июль

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Август

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Сентябрь

*

*

*

*

*

*

*

*

*







Октябрь







*

*

*

*

*

*










Ноябрь







*

*

*

*

*

*










Декабрь







*

*

*

*

*

*










Январь







*

*

*

*

*

*










Февраль







*

*

*

*

*

*










Март







*

*

*

*

*

*










Апрель







*

*

*

*

*

*










Май

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*



Модель оздоровления детей дошкольного возраста в ДОУ

  1   2   3   4   5




Похожие:

Управление образования администрации муниципального района «ровеньский район» белгородской области iconУправление образования и науки муниципального района Новооскольский район Белгородской области

Управление образования администрации муниципального района «ровеньский район» белгородской области iconПостановление «2» июля 2012 г. №74 Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг му «Управление образования администрации Краснояружского района»
Правительства Белгородской области от 29. 01. 2010 г. №34-пп «О системе мер по развитию информационного общества и формированию электронного...
Управление образования администрации муниципального района «ровеньский район» белгородской области iconРоссийская Федерация Белгородская область
По итогам областного семинара муниципальных координаторов: «Об итогах государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов...
Управление образования администрации муниципального района «ровеньский район» белгородской области iconМуниципальное учреждение «управление образования администрации краснояружского района» приказ
Му «Управление образования администрации Краснояружского района» от 30. 09. 2011 г. №536 «О подготовке муниципального этапа всероссийской...
Управление образования администрации муниципального района «ровеньский район» белгородской области iconПрика з «23» января 2008 года №101 о внедрении в моу «Степнянская сош» методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений Белгородской области и муниципальных образовательных учреждений,
Белгородской области и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего...
Управление образования администрации муниципального района «ровеньский район» белгородской области iconРежим работы муниципального общеобразовательного учреждения «Степнянская основная общеобразовательная школа» Краснояружского района Белгородской области на 2012 2013 учебный год
Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Яковлевском районе Б. Сучалкин
Управление образования администрации муниципального района «ровеньский район» белгородской области iconМинистерство образования Республики Башкортостан Управление образования Администрации муниципального района

Управление образования администрации муниципального района «ровеньский район» белгородской области iconПрограмма элективного курса по экономике для 9 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Алзамая Администрации муниципального района...
Управление образования администрации муниципального района «ровеньский район» белгородской области iconМоу «Теребренская оош» Состав Управляющего Совета: Мишенина Анна Васильевна – директор школы Тарасова Зинаида Николаевна – методист му «Управление образования администрации Краснояружского района»
Тарасова Зинаида Николаевна – методист му «Управление образования администрации Краснояружского района», представитель Учредителя...
Управление образования администрации муниципального района «ровеньский район» белгородской области iconМуниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №1 пгт Даровской Кировской области
«О принятии решения об изменении типа муниципальных учреждений», постановления администрации Даровского района Кировской области...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы