Горшкова Юлия Михайловна, воспитатель по изобразительной деятельности 2007г пояснительная записка icon

Горшкова Юлия Михайловна, воспитатель по изобразительной деятельности 2007г пояснительная записка



НазваниеГоршкова Юлия Михайловна, воспитатель по изобразительной деятельности 2007г пояснительная записка
Горшкова Юлия Михайловна
Дата конвертации10.09.2013
Размер195.48 Kb.
ТипПояснительная записка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №6




(Воспитание и развитие индивидуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с искусством)

Методическая разработка


Составитель

Горшкова Юлия Михайловна,

воспитатель по изобразительной деятельности


2007г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эти эмоции способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.

Очень часто понимание красоты к ребёнку приходит через вкусовые оценки взрослых, в процессе диалогического общения взрослого и ребёнка. Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.

АКТУАЛЬНОСТЬ: восприятие маленького ребёнка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это – развёрнутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Общеизвестно, что «живое» общение с искусством ничем заменить нельзя. Но в условиях нашего города такая возможность практически отсутствует. Восполнить пробел в эстетическом развитии ребёнка, сформировать у него интерес к изобразительному искусству, научить любить и понимать его возможно на занятиях в мини-музее, организованном в детском саду. Репродукции картин, представленные в музее рекомендованы программой «Детство» и наиболее эффективны при работе с детьми старшего дошкольного возраста. В данной разработке определена последовательность этой работы.


Цели: знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, углублять и расширять представления о них, через художественные образы приобщать детей к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

  • приобщение воспитанников к русской и мировой культуре;

  • развитие важнейшего для художественного творчества умения видеть мир глазами художника;

  • развитие духовно-познавательных потребностей детей;

  • развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;

  • развитие мотивационной сферы (эстетической, этической, познавательной мотивации);

  • развитие коммуникативных навыков;

^ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


СЕНТЯБРЬ


Тема

Цели и задачи

Материалы

Связь с художественно-творческой деятельностью детей

Путешествие в мир искусств

Уточнить и закрепить представление детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создаёт произведения искусства; о роли изобразительного искусства в жизни человека; рассказать, где хранятся подлинные произведения искусства, как ведут себя люди в музеях.

Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, делание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом.

Репродукции картин разных жанров, скульптура, книжная графика, произведения прикладного искусства.




В гостях у художника

Познакомить детей с профессией и творчеством художника.

Воспитывать у детей уважение к труду художника.



:Репродукции картин известных художников И.Левитан “Золотая осень”; Ф.П.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”; И.И.Шишкин “Перед грозой”; И.Е.Репин “Автопортрет”. Иллюстрации с изображением разных профессий людей искусства.

Рисование «Краски радуги»

О чём говорит живопись

Закрепить у детей представление о том, что такое живопись, об особенностях её жанров и средств выразительности, вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание ему, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.


Репродукции картин разных жанров:

натюрморты, пейзажи, портреты, жанровая живопись.

Аппликация «Натюрморт. Осенние цветы в вазе»

ОКТЯБРЬ


О чем рассказывает пейзажная картина

Расширить и закрепить представления детей о пейзаже как жанре живописи, познакомить с его видами: природный, горный и морской, космический, выдуманный, исторический, сельский, городской

Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин. Способствовать тому, чтобы дети соотносили увиденное с собственными чувствами и переживаниями, личным опытом общения с природой, высказывали эстетические суждения и оценки.

Развивать художественно-образное мышление, воображение и видение не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины.



Репродукции картин «Зима»(И. Шишкин),

«Золотая осень» (В.Поленов)

«Весна. Большая вода» (И.Левитан)

«Закат» (А.Рылов)

«Золотая осень. Слободка» (И.Левитан)

«Волна» (И.Айвазовский) и др.


Аппликация «Осенние деревья»

Сравнительное рассматривание картин «Золотая осень»

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы.

Развивать у детей видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности – рисунка, колорита, композиции, сравнивая замысел художника и выбор им средств выразительности.

Рассмотреть с детьми некоторые особенности построения картин: композицию, особенности формата полотна, использование художником линии горизонта, линейных планов (заднего, среднего, переднего), способы выделения главного в картине.



Репродукции картин «Золотая осень»

И.И.Левитана,

В.Д.Поленова,

И.С.Остороухова.


Рисование «Лес, точно терем расписной»

Осень может быть разной

Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, сопереживание настроению художественного произведения. Учить анализировать и сравнивать художественные произведения не только по содержанию, но и по языку живописи.

Развивать художественное восприятие картины – видение единства содержания и средств художественной выразительности живописи (рисунок, цветосочетания, композиция)

Формировать умение последовательно рассматривать художественную картину, сопоставлять настроения.

Закреплять знания детей о пейзаже как жанре живописи.



Репродукции картин «Золотая осень» (И.И.Левитан)

«Октябрь» (Е.Е.Волков)

Рисование «Хмурая осень. Ветреный день»

Роль цвета в пейзажной картине

Развивать у детей эмоциональное восприятие цвета, вызывая адекватный отклик на настроение живописных пейзажей, обратив внимание на то, что цвет в живописи – основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года, время суток, состояние погоды, показать настроение, которое вызвало у него общение с природой.

Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его с личным опытом и чувствами.

«Золотая осень» (И.И.Левитан)

«Зима»

(И.Шишкин)

«Закат»

(А.Рылов)

«Полдень. В окрестностях Москвы»

(И. Шишкин)

«Мокрый луг»

(Ф.Васильев)

«Зелёный шум»

(А.Рылов)







НОЯБРЬ


О чём может рассказать линия горизонта в пейзажной картине

Продолжать формировать у детей интерес к средствам выразительности пейзажной живописи.

Развивать у них эстетическое и художественное восприятие, отзывчивость на художественный образ пейзажных картин, понимание замысла произведения, определяющего выбор художником средств выразительности.

Формировать сопереживание настроению картины.

Дать детям представление о линии горизонта как средстве изображения, помогающем передать глубину пространства, о построении планов, особенностях изображения объектов в зависимости от их расположения.

Репродукции картин

«Золотая осень»

(И.Левитан,

В.Д.Поленов,

И.С.Остороухов).

«В голубом пространстве» (А.А.Рылов)






Ах, натюрморт

Расширить и закрепить представления детей о натюрморте как жанре живописи, познакомить с его видами.

Развивать у детей ассоциативное мышление, эмоциональную отзывчивость на художественный образ натюрморта, умение общаться по поводу увиденного

Репродукции сложных натюрмортов однопорядкового и смешанного характера.

Аппликация «Дары осени»


Как художник составляет натюрморт

Дать представление о том, как художник придумывает композицию для своей картины.

Показать роль цветового фона для натюрморта. Поупражнять детей в составлении композиции из разных предметов.

Закреплять знания детей о натюрморте как жанре живописи.


Фрукты, овощи, цветы, ягоды, посуда, поднос, ваза, ткань, схема натюрморта, репродукции картин.

Лепка «Ваза с фруктами»


Цвет –помощник художника

Обобщить представления детей о цвете как средстве выразительности в натюрморте, обратив внимание на то, что художник с помощью цвета может показать настроение картины; познакомить детей с понятием «колорит в живописи», его особенностями, сочетанием холодных и теплых тонов. Учить детей сравнивать произведения одного вида искусства по настроению Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его с личным опытом и чувствами.


Репродукции натюрмортов в тёплой и холодной цветовой гамме

С.Герасимова

Рисование «Осенний натюрморт»


ДЕКАБРЬ


Рассматривание однопорядкового, но сложного натюрморта


Вызвать у детей интерес к натюрморту, эмоциональный отклик, ассоциирование с собственным опытом, чувствами, представлениями.

Учить детей видеть единство содержания и средств выразительности живописи (роль рисунка, композиции, колорита в картине).

Закрепить знания о натюрморте, его более сложном виде.


Репродукция картины И.Машкова «Снедь московская. Хлебы»




Тайна

натюрморта


Вызвать у детей интерес к новому, более сложному виду натюрморта, включающего изображение живых объектов.

Подвести детей к пониманию того, что понять натюрморт можно, если внимательно его рассматривать и увидеть гармонию живого мира.

Учить детей видеть единство средств выразительности – рисунка, колорита, и композиции – в передаче отношения художника к красоте окружающего мира.


Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»




Натюрморт как часть портрета и жанровой живописи

Дать представление о роли натюрморта в других жанрах живописи. Продолжать учить видеть единство содержания и средств выразительности в картине (роль рисунка, колорита, композиции в передаче смысла картины, её настроения, характера)


Репродукции картин:

З. Серебрякова «За обедом», О.Б.Богаевская «День рождения»




«Дремлет лес под сказку сна…»

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующее им настроения; рисунок, передающих характер образов; композиционные построения картин.

Репродукции картин И.Шишкина

«Зима», «На севере диком…»

Рисование «Сосна»

ЯНВАРЬ


Встреча в избе «Гжельская сказка»

Организовать выставку изделий гжельских мастеров, познакомить детей с народным промыслом Гжели, с последовательностью изготовления изделий. Сравнить характерные особенности народных промыслов Дымки и Гжели. Закрепить представление об особенностях народного промысла Гжели и о последовательности изготовления изделий.


Изделия гжельских мастеров

Рисование «Искусство гжельских мастеров»

Графика

Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика. Познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности, показать отличие графики от живописи. Способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своей творчестве.

Набор образцов графики различных видов: книжная графика, рисунки карандашом, углём, cангиной, пастелью, пером, газето-журнальная графика, плакаты, промышленная графика. 2-3 живописные картины., игрушка Карлсон.




Кто и как создает рисунки в книжках.

Закрепить у детей представление о графике и о таком её виде, как книжная графика, е особенностях и средствах выразительности, о сложности труда художника-иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Подвести детей к пониманию того, что книга – произведение искусства. В создании которого принимают участие писатель, художник, редактор, печатники. Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы.


Книги с иллюстрациями В.Васнецова, Е.Чарушина, В.Лебедева, Т.Мавриной, и др., книжки разного типа: книжка-игрушка, раскладушка, книжка-образ, книжка-альбом.




О творческом поиске художника

Е. Рачёва

Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора Е.Рачева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует. Развивать зрительное внимание, наблюдательность.

Книги с иллюстрациями Е.Рачёва




ФЕВРАЛЬ


Мотивы народных росписей в рисунках Т.А.Мавриной

Познакомить детей с творческой манерой художницы, обратить внимание на декоративность, праздничность, жизнерадостность, оптимизм, ощущение света, пространства и ритма, связь её рисунков с народным русским творчеством.

Книги, иллюстрированные Т.А. Мавриной.




Зимние напевы.

Сравнительное рассматривание картин

И.И. Шишкина «Зима» и И.Э.Грабаря

« Сказка инея и восходящего солнца» и «Февральская лазурь»

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующее им настроения; рисунок, передающих характер образов; композиционные построения картин.

Репродукции картин И.И. Шишкина «Зима» , И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца»

Рисование «Деревья в инее»

О чём рассказывает портрет

Расширить и закрепить представления детей о портрете как жанре живописи, познакомить с его видами.

Формировать у детей умение детей внимательно рассматривать изображение и сравнивать с действительностью, находить главные детали портрета. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на художественный образ, умение общаться по поводу увиденного. Помогать составлять устный рассказ от имени изображаемого, будить фантазию.

Репродукция картины

Н. Жукова «Андрюша»




Настроение человека в искусстве.

Дать представление о значении настроения человека, изображенного на портрете.

Учить детей воспринимать зрительно и называть настроение, отражающееся на лицах людей в жизни и на картине. Вызвать сопереживание эмоциональному состоянию художественных образов.


Репродукции картин «Девочка, покрытая платком».

«Крестьянка с лукошком»

А. Венецианова.

«Царь Иван Васильевич Грозный» В.М.Васнецова

Рисование «И весело, и грустно»

МАРТ


Колорит в портрете.

Обобщить представления детей о цвете как средстве выразительности в портрете, обратив внимание на то, что

художник с помощью цвета может показать настроение картины, отношение к изображаемому.

Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его с личным опытом и чувствами. Учить детей понимать взаимосвязь общего колорита картины и её звучанию по настроению.

Репродукции картин «Дама в голубом» К.Сомова,

«Девушка с кувшином» А. Архипова.

Рисование «Милой мамочки портрет»

Движение в искусстве.

Учить воспринимать живопись , как искусство конкретной изобразительности, передающей застывшее действие, движение.

Познакомить детей с картинами жанрово-бытовой живописи. Учить детей составлять рассказ по картинам или отдельным фрагментам картины.


Репродукции картин К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Рисование «Дети делают зарядку»

Сюжет картины.

Дать представление о сюжете, передающем содержание произведения искусства. Познакомить детей с категорией «трагического» в искусстве. Дать представление о том, что сюжет может быть связан с изложением приятного, интересного содержания, вызывающего положительные чувства, а также трагического, заставляя людей задуматься о пережитых событиях героев произведений искусства.


Репродукции картин «Тройка» В.Серова и «Утро» Т.Яблонской




О чем рассказывает жанровая живопись.

Зимние забавы.

Вызвать у детей интерес к жанровой живописи, желание внимательно рассматривать ее, соотносить увиденное с собственными чувствами и опытом. Подводить детей к пониманию особенностей жанровой живописи как сюжетно-тематической картины, где есть определенная тема и конкретный сюжет.

Продолжать формировать у детей отзывчивость на художественный образ произведения – единство содержания и средств выразительности. Подводить детей к пониманию замысла художника путем анализа сюжета, колорита, композиции в раскрытии идеи картины, обогащать словарный запас детей.

Репродукции картин

Б.М.Кустодиева

«Масленица»,

В.И.Сурикова «Взятие снежного городка»

Рисование «Зимние забавы»


АПРЕЛЬ


«Что за прелесть эти сказки…»

Знакомство с творчеством В.М. Васнецова

Учить рассматривать сюжетные картины, основанные на сюжете сказки, формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и предавать его в высказываниях. Учить описывать увиденное, фантазировать по картине, придумывая для каждого героя небольшой рассказ о том, что он видит, слышит, думает.

Репродукции картин В.Васнецова «Аленушка» , «Иван царевич на сером волке», «Царевна лягушка», «Спящая царевна»

Рисование «Сказочная птица»

Аппликация «Сад сказочной птицы»

«Богатырская сила»

Знакомство с творчеством В.М. Васнецова.


Развивать у детей интерес к былинной живописи, ее героям – богатырям., подводить детей к видению особенностей былинного образа – единство реального и придуманного народной фантазией.

Развивать умение последовательно и внимательно рассматривать художественную картину, высказывать собственное мнение по поводу увиденного


Репродукции картин В.М. Васнецова «Три богатыря» , «Витязь на распутье»




Весна идет, весне дорогу

Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. Учить видеть главное в картине, задумываться над тем, что вызвало у художника интерес при восприятии весеннего пейзажа, соотносить содержание картины со средствами выразительности, чувствовать весеннее пробуждение природы, выраженное в неярком и тонком колорите.

Репродукция картины «Март», «Весна. Большая вода» И.И.Левитана

«Грачи прилетели» А.К. Саврасова

Рисование «Апрель, апрель, на дворе звенит капель»

Встреча в избе «Хохломские мастера»

Приобщить детей к истокам национальных традиций. Познакомить с последовательностью работы хохломских мастеров над изделием.

Хохломская посуда, книги о хохломском промысле, алгоритм изготовления хохломской посуды.

Рисование «Золотая хохлома»



МАЙ


Викторина для «Юных художников»

Обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве; выявить умения устанавливать сходство и различие между предметами путем дорисовки; учить детей выделять отличительные особенности при рассмотрении картин ;развивать творческую фантазию, эстетические чувства; совершенствовать технические навыки; формировать художественное мышление;

учить видеть, понимать и любить и природу, и искусство.


Шкатулка с сюрпризом; буквы ключевого слова (ж и в о п и с ь); ребус (художник); большой лист ватмана с изображением леса (без цветового решения); карта маршрута; альбомные листы на каждого ребенка; восковые мелки; цветные карандаши; акварель; портреты сказочных героев(по выбору педагога); мольберт; кисти № 10;





Скоро лето.

Рассматривание картин А.А.Пластова

Закреплять у детей представления о жанровой живописи, ее особенностях, средствах выразительности, умение последовательно рассматривать художественную картину, высказывать собственные суждения.

Репродукция картины

А.А. Пластова «Летом», «Сенокос», «Ужин трактористов»


Рисование «Скоро лето»



Занятие - беседа, посвященное ознакомлению с изобразительным искусством, проводится один раз в неделю.

На занятиях используются разнообразные методы и приемы, активизирующие деятельность детей.

Метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов – выразительное чтение художественных произведений, исполнение песни, заставляет работать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствуют у них оживлению ранее пережитых эмоций.

Прием «вхождения» в картину. Дети погружаются в картину, представляют себя внутри нее. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения. Звучит музыка, характер и настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным.

Игровые приемы – активизируют мыслительную деятельность, создают интерес к произведению. В своей работе использую игровые элементы «Загадай что-либо о картине, а мы отгадаем», «Узнай, к какому из портретов подходит эта музыка?», «составь палитру художника» и др.


Все занятия имеют практическую направленность и связаны с продуктивной деятельностью детей (рисованием, лепкой, аппликацией)


^ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИСКУСТВА


Высокий – без затруднений отвечают на вопрос, почему понравилась

картина, высказывают личные ассоциации, яркая речь, мимика.

Средний – объясняют, почему понравилось произведение, рассказывают

какие ассоциации, настроение вызвала картина, но не проявляет

особого желания поделиться впечатлениями, мимика и речь

эмоционально не окрашены.

Низкий – выбор понравившейся картины не мотивируют или

ограничивается определениями «красивая», «яркая», «веселая».




Похожие:

Горшкова Юлия Михайловна, воспитатель по изобразительной деятельности 2007г пояснительная записка iconНетрадиционные способы изобразительной деятельности и развитие творческих способностей дошкольников
При организации работы в изобразительной деятельности важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества
Горшкова Юлия Михайловна, воспитатель по изобразительной деятельности 2007г пояснительная записка iconПраздник первоапрельской улыбки во 2 младшей группе. (Совместно с родителями) Воспитатель мдоу црр карагайский детский сад №3, Пермский край Колышкина Надежда Михайловна. Цель
Воспитатель мдоу црр карагайский детский сад №3, Пермский край Колышкина Надежда Михайловна
Горшкова Юлия Михайловна, воспитатель по изобразительной деятельности 2007г пояснительная записка iconПояснительная записка фамилия, Имя, Отчество автора загружаемого материала Гусева Юлия Валерьевна Место работы
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, методические рекомендации, статья и т п.)
Горшкова Юлия Михайловна, воспитатель по изобразительной деятельности 2007г пояснительная записка iconРабочая программа по трудовому обучению для 3б класса учитель: Бобко Юлия Анатольевна Пояснительная записка
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Горшкова Юлия Михайловна, воспитатель по изобразительной деятельности 2007г пояснительная записка iconРабочая программа по информатике 4 б класс учитель: Бобко Юлия Анатольевна 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Горшкова Юлия Михайловна, воспитатель по изобразительной деятельности 2007г пояснительная записка iconУчебное пособие для общеобразовательных учреждений /Под ред. А. Г. Мордковича. М.: Мнемозина, 2006г. Пояснительная записка
Планирование составлено на основе «Примерные программы по математике. Сборник нормативных документов. Математика» / сост. Э. Д. Днепров,...
Горшкова Юлия Михайловна, воспитатель по изобразительной деятельности 2007г пояснительная записка iconРабочая программа по окружающему миру 4 б класс учитель: Бобко Юлия Анатольевна 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Горшкова Юлия Михайловна, воспитатель по изобразительной деятельности 2007г пояснительная записка iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад№18 «Дюймовочка» Воспитатель: Ратникова Юлия Николаевна Конспект познавательной деятельности по проекту «Учимся жить вместе» в подготовительной группе
Спитанию интереса и уважения к людям разных национальностей, к их культуре и деятельности; формировать представление о жизни людей...
Горшкова Юлия Михайловна, воспитатель по изобразительной деятельности 2007г пояснительная записка iconПояснительная записка
Ивочкин В. В., -москва, Издательство «Советский спорт» 2007г и 2005г. 108с и 104 с в программе указаны темы для теоретических и практических...
Горшкова Юлия Михайловна, воспитатель по изобразительной деятельности 2007г пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовому проекту
Пояснительная записка содержит: 52 страницы, 8 рисунков, 1 таблицу, 9 использованных источников
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы