Речевые игры для развития связной речи (семинар) icon

Речевые игры для развития связной речи (семинар)



НазваниеРечевые игры для развития связной речи (семинар)
Дата конвертации10.09.2013
Размер142.56 Kb.
ТипДокументы

Речевые игры для развития связной речи (семинар)

Под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой составляют единое целое. Каждое самостоятельное отдельное предложение можно считать как одну из разновидностей связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Осуществляется она в двух формах - диалоге и монологе.

Диалог, как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций. Он осуществляется в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, или в виде разговора, беседы двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия, интересов, знания того, о чем идет речь.

Монологическая речь - речь одного лица, цель которого - сообщение о каких-либо фактах действительности. Это наиболее сложная форма речи, которая служит для передачи информации. Особенность этой формы речи в том, что содержание ее, как правило, заранее известно или задано и предварительно планируется.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по речевому развитию в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком.

У детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Ограничен словарный запас. При пересказе дети ошибаются в передаче последовательности событий, пропускают целые звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание малодоступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Наблюдаются трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному воспитателем. Творческое рассказывание дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа,· развития выбранного сюжета, его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

Формирование связной речи у детей с ОНР осуществляется в комплексе

коррекционных мероприятий, таких как:

- формирование умение планировать собственное высказывание,

- самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации,

- самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Работа по формированию связной речи начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении, с овладения детьми навыками монологической речи: пересказом прослушанного текста, составлением рассказа-описания, рассказывания с элементом творчества.

Работа проводится на занятиях и в режимные моменты в игровой форме.

Проводя речевые игры, необходимо исходить из состава, возраста и состояния детей.

Важно при использовании игры включать в работу тех детей, уровень развития речевого аппарата которых ниже поставленной задачи. Вовлечение в игру детей с низкими речевыми возможностями заставляет их реализовать свои знания, дает им стимул, делает их в собственных глазах равноправными участниками игры, занятия.

У детей с нарушением речи не все речевые умения и навыки складываются равномерно: одни их них сформировались, другие сформировались неправильно, третьи не достигли нужного уровня. Поэтому общие задачи по развитию речевых умений и навыков должны решаться дифференцированно. Это осложняет организацию работы, но повышает ее эффективность.


Работа по развитию лексической стороны речи очень важна. Ребенок должен уметь различать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять, как в структурной, так и в слоговой связи.

При работе над развитием лексической стороны речи предусматриваются некоторые задачи:

- узнавать слова, различать слова, близкие по звуковому оформлению,

- уметь отличать правильно и не правильно произносимые слова,

- расширять пассивный словарь (накапливать в памяти слова, уметь различать и

понимать их),

- группировать слова по разным признакам,

- понимать разные виды значения слова,

- уметь сопоставлять, сравнивать слова по их лексическим значениям (синонимы,

антонимы),

- работать над смысловой сочетаемостью слова,

- активизировать поиск слов ребенком.

Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, а для этого надо развивать наблюдательность ребенка, его познавательную активность, учить сравнивать между собой предметы, делать выводу об их сходстве или несходстве. При этом, чем больше ребенок сможет выделить признаков или свойств предметов, чем больше он будет проводить сравнений предметов по их свойствам и признакам, тем больше будет развиваться его речемыслительная деятельность.

Можно предложить ребенку набор признаков, по которым он определит предмет, как это делается в загадках, можно попросить детей самих придумать такие загадки. Такая игра приносит очень большую пользу. Выделяя и называя признаки предметов, его действия, ребенок учится употреблять в речи прилагательные, наречия, глаголы.

Работа по формированию словаря открывает ребенку возможность для развития ФРАЗОВОЙ РЕЧИ, так как умение выделять в предмете свойства, признаки и определять действия которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказывания об этом предмете.

В дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и пользуются ими самостоятельно.

Работа по формированию речи требует внимания и к формированию грамматического строя речи и она также тесно с работой над словом, так как слова связываются в предложении по определенным законам грамматики. При отрабатывании различных видов сочетаний слов, у детей формируется умение правильно строить предложно-падежные сочетания. Работа над предложением должна предусматривать два направления:

- работу по его развертыванию, распространению, наполнению, интонационному

наполнению.

- работу по синтаксическим заменам, перестройкам предложений, выражающим

одно и то же содержание.

Все это способствует развитию у детей «грамматической сноровки».

В процессе работы будут совершенствоваться речевые умения и навыки и поэтому педагогу надо включать в свою работу развитие творческих речевых умений детей. Особенно важно на это обратить внимание при работе над диалогами, пересказами, составлением рассказов. Следует побуждать детей к поиску разных способов передачи сообщения на одну и ту же тему, шире практиковать задания типа: «Продолжи рассказ», «Составь рассказ по началу», «Сделай более полный рассказ».

Очень важно формировать у детей контролирующие умения. Слушая чужую речь, ребенок должен уметь оценивать ее по параметру: правильно - неправильно. Именно чужую, потому что свою он научится оценивать позже. Контролирующие умения формируются в три этапа:

- на первом этапе нужно сформировать образы на основе чужой речи (образы накапливаются в памяти ребенка),

- на втором этапе - формировать умение сопоставлять предлагаемую речь с образом, записанным в памяти,

- на третьем этапе - формировать умение контролировать собственную речь, что очень важно для произносительных навыков ребенка, а в дальнейшем овладение им письмом.

Эффективность работы над речью определяется тем, как сам ребенок участвует в речевом процессе, какая ему отводится роль, какая степень инициативности ребенка в этом процессе. Нужно строить работу так, чтобы все дети могли участвовать в коммуникативных операциях.

Известно, что игра - это эффективное средство работы с детьми. При организации речевых игр и упражнений нужно помнить, что:

- игра не должна быть длительной (не более 15 минут),

- она должна производиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность

понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель помочь ему в этом.

- игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление,

- игра может быть частью занятия или производиться в один из режимных моментов,

- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по

возможности использовать и двигательную активность,

- в игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощряя детскую инициативу,

- в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие: по ходу игры вносить необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключении обязательно поощрять всех детей, отмечая наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

^ Практическая часть.

Изначальное понятие, которое дается детям: понятие о слове. Для формирования этого понятия проводятся ряд игр.

Одна из таких игр - ^ «СКОЛЬКО СЛОВ?»

Цель: Дать понятие - слово.

Оборудование: 3-5 предметов (апельсин, кукла, карандаш, мяч)

Ход игры: Все предметы имеют свои названия. У меня на столе кукла, карандаш, мяч апельсин. Давайте назовем каждый предмет (дети называют). Вы правильно назвали все предметы и сказали много слов. Повторите эти слова. А теперь внимательно послушайте сколько я произнесу слов: дом, цветок (2). Какое первое? Какое второе? Придумайте по одному слову: А теперь по два и не произносить.


Для того чтобы дети могли понять, что слова обозначают как живые, так и не живые предметы можно провести игру - ^ «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»

Оборудование: картинки одушевленных и неодушевленных предметов.

Ход игры: Вокруг нас много разных предметов и о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом. Что это? (стол, диван, дерево ...). А сейчас я спрошу по-другому - «Кто это?» (лев, корова ... ) Как можно спросить про льва, няню, корову? Кто это? Я буду называть, а вы ставьте вопрос к этим предметам. Посмотрите на игрушечного медведя и на медведя на картинке. Чем они отличаются? (живой и не живой) Все слова, обозначающие не живые предметы, отвечают на вопрос -« что это?», а живые - «кто это?».

Игра ^ «КАКОЙ ОН?» помогает детям понять слова, обозначающие признаки предметов. Берется один или несколько предметов. Например, лимон. Какой он? (ответы) Мы услышали много слов и к каждому можно поставить вопрос - «какой?». А теперь посчитайте, сколько слов я скажу: «большой, новый» (2 слова). Какое первое? Какое втрое? А теперь вы назовите по два слова к которым можно поставить вопрос - «какой».

Игра ^ «ЧТО С ЧЕМ?» учит правильно употреблять существительные в единственном числе в творительном и родительном падежах.

Оборудование: любые предметы необходимые в быту.

Ход игры: Найдите то из чего едят? (Суп едят из тарелки) Чем открывают дверь? (Дверь открывают ключом).

Игра ^ «ЧЕТЫРЕ СЛОВА» поможет расширить запас существительных в активном словаре детей. Кроме того закрепит навыки ловли и бросания мяча, увеличит двигательную активность детей.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети в кругу. Ведущий бросает по очереди мяч и говорит одно из 4 слов: земля, вода, небо, огонь. Кому сказано слово «земля», называет животных, растения, цветы, кусты, деревья. «Вода» - название рыб, «небо» - название птиц, «огонь» - всем повернуться кругом. Не правильно выполнившие задания пропускают один тур игры.


Игра ^ «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ» учит правильно употреблять глаголы настоящего времени.

Оборудование: предметные картинки одушевленных предметов.

Ход игры: Педагог показывает изображение животных, птиц, насекомых и спрашивает: «Как они передвигаются?» (например, бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает). За правильно полученный ответ дается картинка.


Игра ^ «КТО ИНТЕРЕСНЕЙ ПРИДУМАЕТ?» учит детей составлять предложения по заданному глаголу.

Ход игры: Педагог произносит одно слово (глагол), например, учится. Дети придумывают с этим словом предложения (Мой брат учится. Ваня учится отлично). У кого самое интересное предложение, тот получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. (За основу можно взять любую часть речи: прилагательное, наречие, в зависимости от цели занятия).


Игра ^ «НАЗОВИ СКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ» поможет детям освоить согласование числительного с существительным.

Оборудование: коробки с ячейками, в которых наклеены предметные картинки, кубик с точками от 1 до 6.

Ход игры: Ребенок бросает в одну из ячеек, смотрит количество точек на кубике и называет предмет, который в ячейки с числом, указывающим количество точек: три машинки, пять шаров и т.д.


Игра ^ «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ» помогает ребенку закрепить правильное употребление наречий с временными значениями.

Ход игры: Педагог показывает картинки на все времена года или частей суток и спрашивает: «Когда собирают овощи?» (Когда сгребают снег, желтеют листья и др.). Дети отвечают предложением. За правильный ответ получают картинку.

Когда понятие «слово» уже знакомо, детей знакомят с понятием «предложение». В этих играх делается акцент на составление предложения и определения количества слов в предложении. Предложение составляется с опорой на картинку и дается его схема. Ребенок должен научиться, не только определять количество слов и их порядок в предложении, но и ставить к каждому слову вопрос: кто? что делает? Работа с предложением должна быть для ребенка осознанной, а игровая форма помогает варьировать задание и ситуацию при сохранении одного и того же речевого действия. В процессе обучения ребенок должен овладеть умением развертывать, распространять предложение. Это свойство подчеркивает и становится наглядным при выкладывании схемы из полосок бумаги. В этом упражнении закрепляются понятия: начало, конец, первое слово ...


Для примера приведем игру ^ «КАК СЛОВА ДРУЖАТ» Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги.

Ход игры: Ведущий: - Послушайте предложение: «Девочка рисует». Сколько в предложении (два слова). Чтобы вы не забыли эти слова, вместо первого слова поставим карточку - девочка, а второе слово заменим полоской. Теперь повторим эти два слова - девочка рисует. Кто рисует? - девочка. Девочка что делает? - рисует. Что мы узнали о девочке? - девочка рисует. Если слова дружат, то они помогают нам что-то узнать. Это и будет предложение. В предложении может быть 2, 3, 4 и более слов. Сейчас я вам буду говорить предложения, а вы сосчитайте сколько в них слов. «Дети гуляют» - сколько слов? - 2. Сколько полосок нужно положить? - две. А теперь я проверю - хорошо ли вы запомнили слова в предложении. Какое это слово? - гуляют, и т.д.

Часто дети с нарушением речи опускают предлоги или воспринимают их как часть слова, а предлоги, как известно помогают выразить многообразие отношений между предметами, при их помощи достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Важно помочь ребенку понять что предлог, хотя и маленькое, но самостоятельное слово. И если заменить один предлог другим, то изменится смысл высказывания. В играх ребенку легче овладеть умением пользоваться различными предлогами.


Например, игра ^ «У КОГО КАКИЕ ДЕТЕНЫШИ» учит детей пользоваться в речи предлогом «У» с существительным в родительном падеже.

Оборудование: изображение животных и их детенышей.

Ход игры: Карточки с животными у детей. Ведущий спрашивает: «У кого лисенок?» Ребенок должен ответить: «Лисенок у лисы». Правильно ответивший получает детеныша.


Игры обучающие детей составлять связным текстом. Составляются предложения материал или действие.

Игра ^ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» учат составлять сложносочиненные предложения.

Оборудование: муляжи фруктов и овощей.

Ход игры: Педагог берет два муляжа и начинает предложение, дети его заканчивают и повторяют целиком.

- Лимон кислый, а слива ... (сладкая).

- Банан сладкий, а апельсин ... (кислый) или сочетание (кисло-сладкий).


Игра «ПОЧЕМУЧКА» поможет научить ребенка составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».

Оборудование: предметные картинки (варежки, шуба, врач, зонт, птица ...).

Ход игры: Сегодня вы будете почемучками, будете задавать мне вопросы, а я на них постараюсь ответить. Затем поменяемся ролями.

Вопросы: Почему пришел врач? Почему люди берут зонты? Почему зимой надевают варежки? Почему улетают птицы? Почему зимой нельзя купаться? Почему летом не носят шубу? Почему нельзя есть снег? (Следить, чтобы отвечая на вопросы дети употребляли союз «потому что»).

Формирование связной речи начинается с материала, который легко поддается инсценировки. В играх-диалогах действуют и разговаривают зверюшки, маски которых раздают детям. Игры требуют быстрого включения в ситуацию и речь. Маски вводят ребенка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивления, обиду. Диалоги можно проводить в виде различных игр и инсценировок. После первого прочтения текста уточняется смысл диалога, отношение между действующими лицами. Уточняется понимание детей отдельных слов и всего текста.

^ «СОРОКА И МЕДВЕДЬ».


- Эй, мишка-медведь, на вопрос ответь!

- Какой вопрос, стрекатуха?

- Почему тебя медведем зовут? Глухарь - он весной глухой, понятно. Заяц-беляк - он зимой белый, понятно. А вот медведь - непонятно.

- Ха-ха-ха! Бестолковая ты птица. Мед-ведь, значит - мед ведающий. Знаю, где в лесу мед спрятан.

- А где он, мед-то?

- Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу. Все вы в лесу тогда медведями станете.

(Селиверстова стр. 252 – 253).

Для обучения детей пере сказу берутся короткие рассказы. После прочтения текста каждое предложение разбирается по вопросам. Устанавливаются причинно-следственные и временные связи, определяется значения отдельных слов. Дети учатся отвечать на вопросы одним словом и целым предложением, взятым из текста. Желательно подобрать к каждому тексту картинку или серию картинок. Серия картинок создает план рассказа, опираясь на который, дети могут воспроизвести текст. Можно предложить детям план-схему пересказа. Он также значительно облегчит ребенку задачу передать текст последовательно.

«СПОР ЖИВОТНЫХ» (стр.257 Селиверстов). ^ «РАССКАЗ НЕЗНАЙКИ»

Цель: работать с деформированным текстом. Оборудование: Незнайка, конверт с письмом.

Ход игры: Посмотрите, Незнайка прислал нам рассказ. Но я ничего не могу понять. Я вам его прочитаю: «Она занозила руку. Врач вытащил занозу. Лиза мыла розу». Получился рассказ у Незнайки? Почему? (Он рассказал все не по порядку). Давайте исправим этот рассказ. Расскажем все по порядку. Как вы думаете, что было сначала? (Лиза мыла розу) Что случилось потом? (Лиза занозила руку) Чем кончился рассказ? (Врач вытащил занозу) А теперь вы сами перескажите текст в правильной последовательности.

Для формирования связной речи следует использовать рассказы по серии сюжетных картинок. Берется три сюжетные картинки и предлагается детям внимательно их рассмотреть, а затем разложить картинки по порядку. Далее предлагается придумать к каждой картинки предложение, придумать имена персонажам, еще раз рассмотреть картинки по порядку поэтапно, а затем предлагается рассказать про героев по порядку.

Составлять связной рассказ по сюжетной картинке сложнее. Поэтому предлагается сначала учить детей рассматривать картинку, отмечать детали, Т.е. тренировать внимание, память.

Например, игра ^ «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ?»

Оборудование: сюжетные картинки, фишки

Ход игры: Вывешивается картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено. Кто больше увидит? Игра продолжается до тех пор, пока не названо все существенное. Момент соревнования мобилизует активность детей. Дети называют не только предметы и лица, но и их действия или состояния. И, наконец, составляют связной рассказ.

Можно варьировать эту игру. Рассмотреть картинку, затем она убирается, и дети по памяти рассказывают, затем проверяют рассказанное по картинке.

При обучении детей описательному рассказу, необходимо научить рассказывать о том, что они не раз видели и хорошо знают. Желательно, чтобы тема рассказа была понятна и близка, чтобы ребенок мог больше рассказать о предмете, выразить свое отношение к нему.

Игра «ВАМ ПОСЫЛКА».


Цель: составить описательный рассказ.

Оборудование: игрушки, упакованные в пакеты (каждому по одной)

Ход игры: Нам сегодня принесли посылку для каждого из вас и мне тоже. Давайте я вам расскажу, что я получила. Это персик, он овальный, ворсистый, розово-оранжевый, румяный, сочный, сладкий. Это фрукт. Он растет на дереве. Он очень вкусный и полезный. Из него варят компот, варенье, джем, сок, повидло. Расскажи, что получили вы?




Похожие:

Речевые игры для развития связной речи (семинар) iconПрактикум для родителей Тема: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию...
Речевые игры для развития связной речи (семинар) iconИгры и упражнения для развития речи младших дошкольников
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая...
Речевые игры для развития связной речи (семинар) iconДидактические игры в логопедической работе. /из опыта работы
Дидактические игры — одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в...
Речевые игры для развития связной речи (семинар) iconРазвивающая интегрированная образовательная деятельность по теме «Профессии» педагога-психолога Арсентьевой Л. А
...
Речевые игры для развития связной речи (семинар) iconСеминар-консультация для родителей детского сада Причины возникновения речевых нарушений у детей. Семинар-консультацию для родителей проводит: Иванова
Заботиться о своевременном развитии речи, внимания, мышления, слуха основная задача родителей. И начинать надо с первых дней жизни...
Речевые игры для развития связной речи (семинар) iconПредшествующая работа: рассматривание иллюстраций, подвижные игры на координацию речи и движений, пальчиковые игры, словесные игры, заучивание стихов о космосе и космонавтах, о планете Земля. Ход занятия
Систематизировать знания детей по теме «Космос», активизировать в речи слова: космос, космонавт, ракета, планета, комета, метеорит,...
Речевые игры для развития связной речи (семинар) iconИгры для развития звуковой культуры речи у дошкольников «Придумай слово»
Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение подбирать слова на заданный звук
Речевые игры для развития связной речи (семинар) iconОсень встречаем сказки сочиняем. Скурихина наталья викторовна воспитатель шмдоку д/с «Солнышко»
Мониторинг образовательного процесса в нашем доу также выявил проблемы развития связной речи детей. Речевая задача была включена...
Речевые игры для развития связной речи (семинар) iconМетодические рекомендации по методике развития речи для студентов озо
Основные понятия: язык, речь, национально-культурная функция речи, эстетическая функция речи, языковое сознание
Речевые игры для развития связной речи (семинар) iconСеминар с элементами тренинга для педагогов
Участники игры свободно передвигаются по помещению. Педагог-психолог предлагает каждому участнику поприветствовать друг друга рукопожатием....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы