|
Содержание Список использованной литературы |
Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста Г.В. Иванюта «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». А.Н.Колмогоров Глобальные изменения, происходящие в последние годы практически во всех сферах жизни общества, обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска сегодня становится важнейшей задачей современного образования. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Известный специалист в области исследовательского обучения Дж. Брунер подчеркивал, что «умственная деятельность ученого, сделавшего эпохальное открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике» [3,26], этот факт подтверждают и исследования известных российских ученых, таких как А.В. Хуторской, Ю.И. Дик и др. Исследование – это универсальный тип мыслительной деятельности, адекватно соответствующий социокультурным задачам образования. «Исследование – способ производства нового знания, характерный для науки как специализированная форма познавательной деятельности. В отличие от непосредственного восприятия, осознания, размышления и т.п., исследование предполагает явную фиксацию цели и средства познания, ориентируется методологическими формами воспроизводимости результатов, их доказательности и объективности». [5, 38] Уже в начальной школе встречаются такие ученики, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов. Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что «на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию». [2,112] Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Мотивационной основой любой исследовательской деятельности младших школьников является их любознательность, познавательная активность, потребность в новых впечатлениях и знаниях. Факторами, запускающими исследовательскую мотивацию являются:
Продуктом исследовательской деятельности младшего школьника являются не столько знания, которые он приобретает, сколько «способы познавательной деятельности, которые воздействуют на интеллектуальное развитие его личности».[4, 46] Ведь сформировать у учащихся необходимые умения познавательной целенаправленной деятельности можно лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого ученика. Все сказанное означает, что «предметом познания в процессе обучения должна стать не только содержательная сторона знания, но также и структурная, и операционная». [6,15] И только тогда, когда усвоенная информация и способы деятельности становятся не только предметом познания, но и инструментом для самостоятельного приобретения нового знания, мы можем говорить о развивающем характере познавательной деятельности. Под специальными исследовательскими знаниями следует понимать «специфические знания о проведении исследований и действии механизмов исследовательского поиска». [1, 18] В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение младшего школьника предполагает следующее: - умение видеть проблему - умение выдвигать гипотезу - умение задавать вопросы - умение давать определение понятиям - умение классифицировать - умение наблюдать - умение проводить эксперимент - умение делать выводы и умозаключения - умение структурировать материал - умение работать с текстом - умение защищать и доказывать свои идеи. Самостоятельная исследовательская практика младших школьников рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. При этом знание дается не как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим материалом. Учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, направляемого учителем. Таким образом, из всего вышесказанного следует, что исследовательская деятельность младших школьников характеризуется их собственной познавательной потребностью, самоконтролем и представляет собой высшее проявление их самостоятельности. Для организации учебно-исследовательской деятельности в нашей гимназии существует современное научно-техническое обеспечение, позволяющее знакомить учащихся с методами поиска научной информации, использования компьютерных технологий, возможностями мультимедийных программ, средой Интернет. В гимназии также было создано научное общество «Импульс», главная задача которого – дать гимназисту возможность развить свой интеллект и творческие способности через участие в научно-исследовательской работе. Изучив методику организации исследовательской работы с младшими школьниками, группе учащихся второго класса было предложено заняться исследовательской деятельностью в рамках кружка «Младший школьник – юный исследователь». Для начала была сформирована небольшая группа учащихся из 15 человек. С детьми наметившейся группы во внеурочное время мы начали проводить занятия, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. Программа учебно-исследовательской деятельности кружка «Младший школьник – юный исследователь» включает три относительно самостоятельных части: 1) «тренинг» (занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска); 2) «исследовательская практика» (направлена на проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов); 3) «мониторинг» (направлен на организацию мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защита исследовательских работ и творческих проектов и др.). Благодаря концентрической системе построения, один и тот же вид творческого мышления и исследовательской деятельности, одна и та же интеллектуальная операция отрабатывается на занятиях периодически, многократно. Причем содержание занятий постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами, за счет углубленной проработки каждого действия, каждой операции. Для самостоятельных исследований школьникам понадобятся карточки с символическими изображениями методов исследования, карточки с темами исследований, специальная литература по теме (словари, справочники, энциклопедии), папки исследователя с кармашками из плотной бумаги с изображениями методов «исследования». Кроме того, каждый ребёнок должен получить неограниченное количество маленьких листочков для фиксации информации. Начинается занятие с выбора тем. Карточки с их «изображениями» раскладываются на столе. Выбрав тему, каждый ученик получает папку исследователя. Задача – собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации; обобщить их и подготовить доклад по результатам исследования. Найденную информацию, учащийся фиксирует на небольших листочках, которые вкладывает в кармашки папки. Например, если сведения найдены в книге, то листок с записями по этому поводу кладётся в кармашек со значком «Книга». Собранные листочки, в последствие вынимаются из карманов папки. На их основании составляется краткое сообщение по итогам исследования. Сообщение по результатам исследования целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения. Докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам. Как показывает практика, учащиеся легко включаются в спор, задают вопросы, вносят свои поправки. Необходимо учить ребят говорить кратко и точно, рационально использовать время, отводимое на выступление. Данную технологию можно также использовать как на уроках по разным учебным дисциплинам, так и в ходе различных внеклассных мероприятий. Исследовательская работа обучающихся в рамках кружка «Младший школьник – юный исследователь» является продолжением базового образования в начальной школе, а также способствует общему развитию младших школьников. Наблюдения за учащимися показывают, что процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение младших школьников и является одним из условий эффективного обучения. Таким образом, исследовательская тактика младшего школьника – это не просто один из способов познания окружающего мира, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. ^
|