Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?» icon

Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?»



НазваниеТема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?»
Дата конвертации10.09.2013
Размер35.54 Kb.
ТипУрок

«К тайнам нашего языка»

1-й класс

Какие бывают слова?

Урок 2

Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?».

Оборудование. Учебник «Русского языка», таблицы.

I. Введение в тему урока

До начала урока учитель помещает на доску две таблицы: со с. 15 учебника (с пустыми графами) и со с. 13 (без слов-примеров и вопросов).

Учитель. Вам знакомы эти таблицы?

Дети. Да.

У. Мы заполняли их на прошлом уроке. Как вы думаете, сможем ли мы снова собрать таблицы? Попробуем. Примеры слов ставить не будем, а вот вопросы постараемся вернуть на место. Давайте работать так: вы рассказываете по таблице, называете вопросы, а я вписываю их.

Учащиеся по наводящим вопросам учителя повторяют уже знакомые им сведения. Постепенно таблицы заполняются.

– Теперь, когда таблицы готовы, вернемся к рисунку на странице 16 и поищем примеры слов для наших таблиц.

Устно собираются примеры разных групп слов.

– Сегодня мы продолжим разговор о словах-названиях. А вот какие слова мы будем учиться разграничивать, я думаю, вы скажете сами в конце урока.

II. Разграничение слов, отвечающих на вопросы кто? что?

У. На странице 17 учебника вверху прочитайте хором строчку из известного вам произведения и узнайте его.

Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».

У. Кто ее автор?

Д. Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель показывает книгу Пушкина с этой сказкой.

У. Перечитайте строку из сказки и найдите слово, которым названо животное.

Д. Рыбка.


У. Сколько «опасных» мест в слове? Отметьте их.

Дети выполняют задание.

– Это слово мы будем списывать, но сначала пропишем буквы б,к.

Обсуждают написание и пишут по одному разу.

А теперь напишем те же буквы, правильно их соединяя.

Дети прописывают один раз.

– Готовимся к списыванию. Какие действия нам осталось выполнить?

Дети выполняют задание.

– С кем еще мы встречаемся в сказке Александра Сергеевича Пушкина?

Д. Со стариком и старухой.

У. Запишем эти слова-названия в столбик под словом рыбка.

У. Проговорим и запишем первое слово – старик.

На доске карточки, напоминающие о самодиктовке и проверке.

– Прежде чем записать второе слово – старуха, уточним элементы буквы, которая нечасто встречается, – буквы х.

Буква один раз прописывается на той же строке, где были написаны предыдущие.

– Теперь проговорите и, диктуя себе, запишите слово старуха.

Дети записывают.

– Вспомним, что просила и получила старуха от золотой рыбки. Я буду читать строки из сказки (с. 17 учебника, упр. 21), а вы хором дочитывайте выделенные слова.

Прочитываются все три отрывка.

– Нет ли в отрывках слов, о значении которых вы хотели бы спросить?

Д. Нет.

У. Тогда у меня к вам вопрос: «Что называют слова изба и терем?»

Д. Это дома, где живут.

У. Найдите на рисунке избу и терем. Чем они отличаются?

Д. Терем красивый, а изба не очень.

У. Хотите проверить, точно ли мы объяснили значение этих слов? Это можно сделать, обратившись к странице 135 учебника. Откройте ее, и пока прочитаем только последнюю строчку. Какое уточнение надо сделать?

Д. Терем – красивый дом .

– А про слово изба написано, что не очень красивый.

У. Сейчас мы с вами узнали точные значения слов. Так всегда нужно поступать, встречаясь со словами, которые не понятны или не совсем понятны. Дома прочитайте совет авторов в голубой рамке на странице 18.

А теперь вернитесь к тетради и запишите слова изба и терем во второй столбик. Не забудьте пропустить строку и действовать по правилам списывания.

Пока дети работают, учитель пишет на доске два вопроса: кто? что?

– Прочитайте вопросы. Нам надо решить, к какому столбику слов какой из этих вопросов подходит.

Перечитайте слова первого столбика. Кого они называют? Какой вопрос вы для них выберете?

Д. Кто?

У. А на какой вопрос отвечают слова второго столбика?

Д. Что?

У. Давайте проверим наш выбор.

Правильное ли решение мы приняли? Впишите вопросы на оставленную строку – каждый над своим столбиком. Проговариваем их.

Дети пишут под коллективную самодиктовку.

– Какие же слова-названия отвечают на вопрос кто? А на вопрос что?

III. Формирование умения различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?

У. Я буду называть слова, а вы решайте, на какой вопрос слово отвечает: кто? или что? Если на вопрос кто?, хлопните в ладоши один раз, а если на вопрос что? – два раза. Итак, если слово будет называть вещь, сколько раз хлопнете? А если людей, животных?

Собака,книга.кот,лента,водолаз,кружка.

Посмотрите на рисунок на странице 19 и сами подберите как можно больше слов-названий, которые отвечают на вопрос кто?

Д. Мальчик, корова.конь.ёжик,мама,кошка.

У. А теперь – на вопрос что?

Д. Трава,торт,соль.

У. Как вы думаете, а слово хвост на какой вопрос будет отвечать? А слова лапа, ушки?

Выслушиваются ответы детей.

Вот какой хитрый русский язык! Слово котенок отвечает на вопрос кто?, а слова хвост и лапа – что?

Переверните страницу. Прочитайте слова в первой строчке и найдите одно, отвечающее на вопрос кто?, которое мы, рассматривая рисунок, не назвали.

Д. Малыши.

У. Отметьте в нем «опасные» места, подготовьтесь и запишите в тетрадь. В какой столбик вы его поместите?

Д. В первый.

У. Посмотрите вокруг. Назовите еще слова, которые можно было бы записать в тот же столбик. Какие слова вы будете искать?

Д. Те, которые отвечают на вопрос кто?

Были названы слова: ученики, учительница, Сережа. К последнему слову, естественно, пока особое внимание не привлекалось, поскольку понятие «имена собственные» еще не обсуждалось.

У. А теперь приведите примеры слов-названий, которые отвечали бы на вопрос что?

IV. Подведение итогов урока

У. Какие же слова-названия мы сегодня учились разграничивать?

Дети отвечают.

– Дома выполните совет авторов, выделенный желтой рамкой.




Похожие:

Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?» iconСлова, отвечающие на вопросы кто? что?, которые пишутся с большой буквы

Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?» iconКонспект урока Различение слов отвечающих на вопросы какой? какая? какое? Фио (полностью ) Козякова Елена Владимировна Место работы мбоу воротынская сош
Цель урока: сформировать у учащихся умение различать слова, отвечающие на вопрос какой? какая? какое?
Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?» iconМетодическая разработка урока русского языка Тема: Корень слова. Однокоренные слова. 2 класс умк «Школа России»
Цель: способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные...
Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?» iconУрок русского языка во 2 классе. (Учитель: Симашева Л. Н) Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Ребята, посмотрите на эти слова. Есть ли здесь «лишнее» слово? Какое? (белоствольная)
Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?» iconП/п Содержание (разделы, темы)
Различать родовидовые понятия. Правильно употреб­лять в речи слова-названия отдельных предметов (ра­нец, учебник; кукла, мяч, кубик)...
Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?» icon1. Организация класса. Дети стоят и расшифровывают слова на таблице. Кто смог прочитать 2 слова садятся. На таблице зашифрованы слова: сельскохозяйственные млекопитающие
Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних лошадей
Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?» iconТема : «Что такое существительное?»
Цели: формирование грамматического понятия «имя существительное»;ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных...
Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?» iconСамостоятельная работа №1
Лена допускает ошибки, определяя, что называет слово. Объясни ей, пожалуйста, как различать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки...
Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?» iconИстория Деда Мороза Дед Мороз появился у нас очень давно. По одной версии
Почему он является самым любимым? Не потому ли, что нас ждет встреча с Дедом Морозом? Кто он такой? Когда появился? Существует ли...
Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?» icon"Ни кто не забыт, ни что не забыто"
Наша школа участвовала в оформление фойе, подготовив выставку детских работ на тему "Ни кто не забыт, ни что не забыто"
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы