Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников. Никишева Г. Е., Тверь, мдоу детский сад №155 icon

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников. Никишева Г. Е., Тверь, мдоу детский сад №155



НазваниеДидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников. Никишева Г. Е., Тверь, мдоу детский сад №155
Дата конвертации07.09.2013
Размер38.03 Kb.
ТипДокументы

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников.

Никишева Г.Е., Тверь, МДОУ Детский сад № 155




Дошкольный возраст – важный этап в развитии психики ребенка, в котором закладываются основы для формирования новых психических образований

Оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности является дошкольный возраст. В этом возрас­те ребенок начинает соотносить себя в окружающей среде, у него развива­ется эмоционально-ценностное отношение к окружающему, фор­мируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому по­является возможность формирования экологических знаний у де­тей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопе­реживания к ней, активности в решении некоторых экологиче­ских проблем.

Экологическое содержание в образовательной системе дошкольных образовательных учреждений включает взаимоотношения человека и общества, совокупность экологического сознания, экологических чувств и деятельности. Это может служить главной целью экологического воспитания дошкольников в ДОУ.

В исследованиях отечественных психологов Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б. было показано, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Позиция понимания целесообразности дидактической игры в обучении дошкольников раскрывали в своих трудах А.К.Бондаренко, Ф.Н.Блехер, Г.Г.Григорьева и другие. В игре ребенок не только уточняет и закрепляет свои знания, но и эмоционально развивается, воздействует на окружающий его мир.

В теоретических основах экологического воспитания дошкольни­ков, представленных в психолого-педагогических исследо­ваниях И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на необходимость максимально использовать дошкольный возраст для воспитания у детей осознанного и правильного отношения к природе, которое рассматривается не только, как сово­купность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием.


Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Структура дидактической игры по А.К.Бондаренко:

1. Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результа­том дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач — показатель эффективности игры.

2. Игры с предметами: в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сход­ство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помо­щью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

3. Игры с природным материалом: Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессю­жетные игры с природным материалом, которые максимально при­ближают детей к природе, т.к их желательно проводить в естествен­ных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотри­тельность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидак­тических игр этого вида.

4. Настольно-печатные игры: интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки».

5. Словесные игры: дети самостоятельно решают мыслительные, выделяют взаимосвязи. Описывают предметы, выделят признаки того или иного предмета или явления.

Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, роль дидактической игры в обучающем процессе дошкольного образовательного учреждения определяется тем, что игра позволяет ребенку получить собственный опыт.

В завершении исследуемой темы, мы можем сказать, что дидактическая игра в экологическом развитии дошкольников ДОУ – многоплановое, педагогическое явление, являющее игровым методом обучения, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью детей дошкольного возраста и средством всестороннего воспитания личности ребенка.




Похожие:

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников. Никишева Г. Е., Тверь, мдоу детский сад №155 iconСпецифика работы по экологическому воспитанию дошкольников в мдоу детский сад №10 «Теремок» Детский сад общеразвивающего вида второй категории работает с осуществлением приоритетного направления «Познавательно-речевое развитие»
Детский сад общеразвивающего вида второй категории работает с осуществлением приоритетного направления «Познавательно-речевое развитие»...
Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников. Никишева Г. Е., Тверь, мдоу детский сад №155 iconI часть Сообщение «Обучение плаванию детей – средство повышения двигательной активности дошкольников»
Муниципальное дошкольное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №161 г. Твери
Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников. Никишева Г. Е., Тверь, мдоу детский сад №155 icon«Использование акватерапии в период адаптации дошкольников» подготовил: воспитатель мдоу «Краснояружский црр – детский сад»
Мастер – класс в рамках опытно – экспериментальной работы «Формирование компетентности здоровьесбережения у дошкольников»
Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников. Никишева Г. Е., Тверь, мдоу детский сад №155 iconОтчет по экспериментально-исследовательской работе мдоу «Краснояружский детский сад общеразвивающего вида» за 2011-2012 учебный год
Мдоу «Краснояружский детский сад общеразвивающего вида «с первого сентября 2010 года участвует в эксперименте по теме: «Организационно-педагогические...
Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников. Никишева Г. Е., Тверь, мдоу детский сад №155 iconТема самообразования: «игра как средство воспитания, обучения и развития личности». Игра
Оздаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности....
Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников. Никишева Г. Е., Тверь, мдоу детский сад №155 iconРазвитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания
На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны....
Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников. Никишева Г. Е., Тверь, мдоу детский сад №155 iconСтруктура мдоу «Краснояружский Центр развития ребенка – детский сад»

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников. Никишева Г. Е., Тверь, мдоу детский сад №155 icon1 Официальное наименование мдоу«Чувашско-Шаймурзинский детский сад»
Мдоу «Чувашско-Шаймурзинский детский сад», созданного в 1990 году по решению Старошаймурзинского сельского Совета народных депутатов...
Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников. Никишева Г. Е., Тверь, мдоу детский сад №155 iconКак подготовить ребенка к детскому саду (школе раннего развития)?
Эту помощь ребенку родители должны «организовать» задолго до поступления в детский сад. И подготовиться к этому сложному периоду...
Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников. Никишева Г. Е., Тверь, мдоу детский сад №155 iconКак организовать работу по самообразованию
Самостоятельная работа педагогов по изучению теории воспитания и обучения дошкольников – основа повышения их профессиональной квалификации,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы