Программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое) icon

Программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое)



НазваниеПрограммные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое)
Дата конвертации07.09.2013
Размер103.78 Kb.
ТипПрограммные требования

МДОУ д/с «Черемушки»

города Балашова Саратовской области


КОНСУЛЬТАЦИЯ


«Самостоятельная музыкальная деятельность»


музыкальный руководитель Степанова Т.Н.


Самостоятельная музыкальная деятельность - одна из сложных форм музыкальной деятельности, так как возникает она не только при условии интереса ребёнка к музыке, его стремления выразить свои художественные пе­реживания от встречи с ней, но и от наличия ус­тойчивых певческих, музыкально-ритмических, двигательных навыков, навыков восприятия и игры на детских музыкальных инструментах.

Сложность возникновения активной самосто­ятельной музыкальной деятельности и в том, что, в отличие от доступности рисования, пересказа, художественного моделирования, которые к то­му же оснащены соответствующими средствами, музыкальная деятельность детей предполагает высокое качество воспитывающего и развиваю­щего обучения на музыкальных занятиях, диф­ференцированный подход к индивидуальному обучению детей со стороны музыкального руко­водителя и умелое косвенное руководство этой деятельностью воспитателя.

^ Что же обеспечивает и предопределяет само­стоятельную музыкальную деятельность?

1. Наличие устойчивых умений, навыков де­тей, полученных на музыкальных занятиях, в области восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музы­кальных инструментах.

Особое внимание педагог должен уделять вос­питанию инициативы, самостоятельности, творческой активности детей, последовательно реализуя программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое).

Решая задачи по восприятию музыки на музыкальных занятиях (слушание), особое внимание рекомендуется уделять умению самостоятельно слушать музыкальное произведение, различать характер музыки, ориентироваться в форме музыкального произведения (вступление, части, припев, запев), в жанрах.

С целью воспитания у детей устойчивого интереса к музыке, обогащения их музыкальных впечатлений, расширения музыкального кругозор необходимо систематически использовать на музыкальных занятиях аудиозаписи произведений. Это даёт возможность познакомить детей оркестровым звучанием, звучанием различных музыкальных инструментов.

Необходимо подводить детей к тому, чтобы они могли называть свои любимые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться почему они им нравятся, самостоятельно определять характер, настроение произведения.

В пении самостоятельность детей проявляется в активном восприятии песни, в определении ее характера, настроения, в выборе любимой песни и осознанном отношении к этому выбору. Главное, дети учатся петь без музыкального сопровождения, вначале с поддержкой голоса взросло­го, а затем самостоятельно.

Дети к шести годам способны не только само­стоятельно исполнять несложные песни, но и контролировать слухом качество пения сначала товарищей, а затем и своё собственное.

Помимо этой воспроизводящей певческой де­ятельности большое место на музыкальных заня­тиях отводится песенному творчеству (особенно со старшими дошкольниками). Творческие зада­ния, связанные с песенными импровизациями, в большой степени способствуют проявлениям са­мостоятельности. Уже в младшей группе дети пробуют пропеть имя куклы, своё имя, спеть, как петушок, воробушек и т. д. В средней и старшей группе умеют отвечать в песенной форме на му­зыкальный вопрос, заканчивать песню, начатую педагогом, свободно импровизируя. В подгото­вительной к школе группе дети сочиняют собст­венные простые мелодии (без слов, со словами, в жанре марша, танца и т.д.).

В музыкально-ритмической деятельности (в плясках, играх, хороводах) дети используют на­выки, усвоенные в результате специальных уп­ражнений. Педагог приучает их действовать не только по показу, но и самостоятельно опреде­лять способ действия в соответствии с музыкаль­ным образом. Особенно это характерно для игр, в процессе разучивания которых необходимо развивать у детей творческое воображение.

Задания на развитие танцевально-игрового творчества способствуют развитию детской ини­циативы и творческой активности, что непре­менно скажется в их самостоятельной деятель­ности вне занятий.

Первоначальным навыкам игры на детских му­зыкальных инструментах дети обучаются на за­нятиях, начиная со средней группы. Свой пер­вый опыт, полученный в результате непосредст­венного показа педагога (приёмов игры), многократных упражнений, ребёнок переносит в быт. Вначале он закрепляет полученные навы­ки, затем пробует самостоятельно играть знако­вые мелодии (пробует подбирать) и, наконец, сочиняет собственные несложные мелодии, рит­мы (но это уже в самостоятельной деятельности).

Таким образом, во всех видах музыкальной де­ятельности проявление способов самостоятель­ных действий связано непосредственно с обуче­нием, с выполнением того или иного действия, задания (воспроизводящего или творческого) под руководством педагога.

2.Запас музыкальных впечатлений, полученных детьми не только на музыкальных за­нятиях, но и на праздниках, развлечениях, в результате прослушанных и увиденных радио и телепередач, музыкальных спектаклей.

В связи с этим необходимо тщательно проду­мывать (составлять) сценарии праздничных ут­ренников и развлечений в детском учреждении, предполагая активные самостоятельные дейст­вия всех детей в различных эпизодах.

Учитывая впечатляющую силу развлечений, особенно зрелищных, необходимо планировать и проводить их регулярно, желательно ежене­дельно в каждой возрастной группе. Проводят развлечения и воспитатели, и музыкальный ру­ководитель. Последний - один раз в месяц в каж­дой группе.

^ 3.Создание условий в семье.

Родители не всегда заботятся о создании усло­вий для художественного развития своего ребён­ка вообще и музыкального развития в частности, не ощущают «дозу» художественно-музыкальных впечатлений, их эмоционально-эстетической

окрашенности, не знают возможности своих де­тей, не предполагают, в чём их (родителей) роль.

Для самостоятельной музыкальной деятельно­сти необходимы следующие условия: правиль­ный подбор игрушек и пособий для каждой груп­пы с учётом возрастных особенностей детей, це­лесообразное их размещение, периодичность внесения.

Какие игрушки и пособия понадобятся

  • Детские музыкальные инструменты: со зву­ком неопределённой высоты (погремушки, буб­ны, барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треу­гольники, кастаньеты, трещотки, деревянные па­лочки); с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон).

  • Неозвученные музыкальные игрушки: пиа­нино, балалайка, гармошка; игрушки-инстру­менты: трёхступенчатая, пятиступенчатая, восьмиступенчатая лесенка с дополнительным мел­ким игровым материалом (матрёшки, солдатики, птицы, животные).

  • Озвученные музыкальные игрушки: музы­кальная книжка, музыкальный молоточек, орган­чики, музыкальная шкатулка, музыкальные волч­ки, музыкальные колокольчики.

  • Настольные музыкально-дидактические иг­ры-. «Музыкальное лото», «Кто в домике живёт», «Учитесь танцевать», «Сколько нас поёт» и др.

  • Атрибуты: шапочки и маски, детские костю­мы в соответствии с содержанием хороводных музыкально-дидактических игр, игр с пением; с теми персонажами, которые были введены на праздничных утренниках, развлечениях и т. д.

• Различные виды театра: театрально-игровая деятельность детей стимулирует «музицирова­ние» (синтез пения, декламации, игры на детских музыкальных инструментах).

Как лучше разместить игрушки и посо­бия в игровой комнате

Основной принцип размещения - целесооб­разность. Каждую музыкальную игрушку, посо­бие должны использовать по назначению: му­зыкально-дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры; игруш­ки-инструменты (озвученные, неозвученные) -в игровом уголке, туда же целесообразно поме­стить такой игровой материал, как CD-плейер (бутафорский) с дисками, телевизор с кинолен­тами и т. д.; атрибуты, шапочки-маски для игр с пением, хороводных музыкально-дидактичес­ких игр - в физкультурном уголке; детали кос­тюмов - в уголке ряжения или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализо­ванных игр.

Следует определить место для детских музы­кальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку (на высоте, удобной для детей). При этом «уголок детских музыкальных инструментов» мо­жет быть размещён как в игровой комнате, так и в спальне, в раздевалке, холлах (при соответству­ющих условиях конкретного дошкольного уч­реждения).

Какие детские музыкальные инструмен­ты могут быть использованы в каждой возрастной группе

Младшая группа: бубен, барабан (с кожаной основой), погремушки, колокольчики, деревян­ные палочки (бамбуковые, например).

^ Средняя группа: деревянные палочки, деревян­ные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года).

Старшая группа: металлофоны, румба, треу­гольник, трещотка, бубны.

^ Подготовительная к школе группа: маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др.

Кроме названных детских музыкальных инст­рументов могут быть использованы и другие в соответствии с имеющимся в конкретном до­школьном учреждении ассортиментом инстру­ментов и с учётом предпочтений музыкального руководителя.

Одновременно в «Уголке детских музыкальных инструментов» могут помещаться инструменты трёх-четырёх видов. В течение года они заменя­ются другими, убираются и вносятся вновь.

Важно, чтобы каждый инструмент вносился только после того, как дети освоили способ звукоизвлечения на нём и приобрели минималь­ный запас умений, навыков игры на данном му­зыкальном инструменте.

В «Уголок детских музыкальных инструментов» могут быть внесены озвученные и неозвученные музыкальные лесенки в старшей и подготови­тельной к школе группе, портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомились на за­нятии (в течение года в группу вносится пять-шесть портретов на две-три недели каждый).

Духовые детские музыкальные инструменты (по соображениям гигиены) не используются в самостоятельной деятельности, поэтому в эти уголки их помещать не следует.

Какие формы организации самостоя­тельной музыкальной деятельности мож­но выделить?

Прежде всего, эти формы определяются типа­ми самостоятельной музыкальной деятельности: исполнительской и творческой.

Исполнительская деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети со­вершенствуются в каком-либо умении (например, в игре на детском музыкальном инструменте).

В творческой деятельности дети импровизиру­ют, ищут свой вариант, свой способ действий и т. д. (например, сочиняют мелодию, наигрывая её на металлофоне, придумывая новое танцеваль­ное движение или целую сценку).

Для творческой деятельности характерны следующие организационные формы:

• сюжетно-ролевые игры («Наш оркестр», «Ищем таланты» и др.);

• импровизирование на детских музыкальных инструментах;

• песенное и танцевальное импровизирова­ние;

• театрализованные представления (импрови­зированного характера). -

Для исполнительской деятельности дети пользуют такие формы, как:

  • игры с пением;

  • настольные музыкально-дидактические игры;

  • хороводные музыкально-дидактические игры;

  • игра на детских музыкальных инструментах (закрепление, повтор выученных с педагогом мелодий);

  • сюжетно-ролевые игры («Музыкальные заня­тия», «Музыкальный магазин», «Концерт» и т. п.);

  • театрализованные представления с включе­нием отдельных видов музыкальной деятельнос­ти по готовым сюжетам («Репка», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка» и т. д.);

  • игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности;

концерты детской художественной самодеятельности - развлечения, организованные стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом («Музыкальная карусель», «Музыкальный будильник», «Вертушка», «Музыкальный телефон» и

^ Роль воспитателя в организации самостоя­тельной музыкальной деятельности детей

Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребёнка, но она может косвенно управляться воспитателем и стимули­роваться им.

Именно воспитатель создаёт в группе поиско­вую ситуацию для детей, а иногда, перемещая все пособия в другое место, меняет способ их пред­ставления в группе. Воспитатель, внеся в группу детали костюмов, элементы декорации, предла­гает детям вспомнить, что было на праздничном утреннике, развлечениях, предлагает воспроиз­вести отдельные эпизоды. Наблюдая за детскими играми, воспитатель может ненавязчиво повли­ять на их ход вскользь сказанным замечанием (например, игру в «Магазин-булочная» дети пере­строили сначала в игру «Универсам», а потом - в «Музыкальный магазин»), озадачить детей нео­жиданной информацией (например: «А знаете ли вы, ребята, что у куклы Алёны сегодня день рождения?»), а иногда и включиться в игровое действие и т. д.

Ребёнок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом разные виды самостоятельной и худо­жественной деятельности: художественно-рече­вое, изобразительное и музыкальное творчество.

Каждый вид художественной деятельности мо­жет выступать как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности.

Художественно-продуктивная деятельность, те­атрально-игровая, художественно-речевая, музы­кальная могут выступать во взаимосвязи, пред­ставляя собой единую синтетическую художественную деятельность, и деятельность эта должна представлять собой ряд законченных (завершён­ных) действий. Например, дети в «Уголке ручного труда» изготавливают самодельный театр: на­стольный, пальчиковый, бибабо и др.; в изоуголке оформляют этот материал, используя различные изобразительные средства, обыгрывают его в не­больших театрализованных представлениях, опираясь на имеющиеся навыки, впечатления.
Как и другая театрально-игровая деятельность, эти действия сопровождаются пением, напеванием, музицированием. :

Такой синтез видов художественной деятель­ности детей является показателем эффективной воспитательно-образовательной работы данно­го педагогического коллектива и показателем высокого уровня развития детей в целом и худо­жественного, музыкального их развития. Творче­ская атмосфера в детском коллективе в этом слу­чае подчёркивает хорошую организацию детей, их инициативность, самостоятельность, способ­ность к творческой производительности. Имен­но эти качества определяют готовность детей к успешной учебной деятельности в школе.




Похожие:

Программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое) icon«Узнаем – познаем – развиваемся». «Эксперимент как возможность познания окружающего мира»
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных...
Программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое) iconВ. А. Сухомлинский пишет: Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога...
Программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое) iconКонтрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр
Мсфо в правовое поле России, и, во-вторых, придать официальный статус такому виду бухгалтерской отчетности российских организаций,...
Программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое) iconНегативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале
В дореволюционной школе для переложения предлагались тексты как духов­ного, так и светского содержания, а сре­ди них — лирические...
Программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое) iconКурсовая работа по дисциплине «Информатика»
Первая проблема при этом как выбрать подходящие программные продукты? Желательные свойства информационной системы сильно зависят...
Программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое) iconДетское речевое творчество, как условие полноценного общения Народная мудрость гласит: «Уметь общаться – в счастье купаться»
Эти действия и умения общения важны для ребенка в школе. Задача детского сада – сформировать коммуникативные навыки детей при подготовке...
Программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое) iconТема: «Создание и организация условий, инициирующих детское творчество через проектную деятельность»
Требуемая аппаратура: мультимедийное оборудование для показа презентации (компьютер, проектор)
Программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое) iconМузыкальное развитие ребенка
В связи с этим основными направлениями данного раздела программы является развитие личности ребенка и приобщение его к общечеловеческим...
Программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое) iconТема: «Музыкальная культура барокко»
Закрепить в сознании особенности музыкальной культуры эпохи Барокко. Сравнить творчество двух великих композиторов: А. Вивальди,...
Программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, и хоровое) icon«Молодые солдаты» Интеграция: «Художественное творчество»
Конспект организации интегрированной непосредственно – образовательной деятельности (Образовательная область «Художественное творчество»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы