Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе icon

Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе



НазваниеВведение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе
страница1/3
Дата конвертации07.09.2013
Размер0.61 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3

Содержание

Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно - педагогической литературе………………………3-6

Глава 1. Теоретический и исторический аспекты патриотического воспитания в научно- педагогической литературе

    1. Содержание и технология ознакомления детей с родным краем……7-12

    2. Содержание патриотического воспитания дошкольников…………13-14

    3. Особенности ознакомления детей с родным краем…………………15-20

    4. Формы, методы и приемы патриотического воспитания…………..21-32

    5. Краткие выводы по главе 1………………………………………………33

^ Глава 2. Реализация в практике работы детского сада системы патриотического воспитания

2.1. Итоги констатирующего этапа исследования………………………..34-36

2.2. Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня патриотического воспитания в практике работы детского сада…………37-42

2.3. Итоги заключительного этапа исследования………………………..43-44

Заключение……………………………………………………………………….45

Методические рекомендации…………………………………………………46

Список использованной литературы………………………………………….47

Приложения…………………………………………………………………48-93


-3-

^ Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно - педагогической литературе.

Маленькая Родина все равно,

Большая, ведь она единственная.

Ж. Ренар

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человек, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, та как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача родителей и педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны, любовь и

-4-

уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы детского сада по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является участие его в общественно- полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.

Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре- навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются ценностное восприятие окружающего мира, наглядно- образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

-5-

В разное время вопросами патриотического воспитания занималось много педагогов, таких как, А. Д. Жариков, Р.И.Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С. Козлова и многие другие.

В наше время проблеме нравственно- патриотического воспитания уделяют внимание такие педагоги, как Е.Ю.Александрова, Н. Г. Комратова, М.Ю.Новицкий, Н. А. Арапова – Пискарева и многие другие.


^ Параметры исследования:

Объект: воспитательный процесс в ДОУ

Предмет: патриотическое воспитание дошкольников

Цель: определить пути и охарактеризовать условия повышения уровня патриотического воспитания

Задачи:

  1. Дать теоретический анализ проблеме патриотического воспитания дошкольников в научно- педагогической литературе

  2. Выявить и применить в практике работы детского сада наиболее эффективные методы и приемы патриотического воспитания

  3. Разработать методические рекомендации для педагогов

Гипотеза: Повышение уровня патриотического воспитания будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

- использования разнообразных методов и приемов в работе с детьми;

- создания условий для патриотического воспитания дошкольников;

- тесного сотрудничества с родителями;

Новизна: дан теоретический анализ проблеме патриотического воспитания, отражена взаимосвязь воспитательной и образовательной работы, разработано перспективное планирование по работе с детьми пи родителями.

^ Практическая значимость: данную систему работы можно использовать в практике работы любого дошкольного учреждения.


-6-

План исследовательской работы:

  1. Констатирующий этап - выявить уровень патриотического воспитания дошкольников при помощи методов - анкетирования, беседы, диагностики. Сроки - сентябрь 2008 года.

  2. Формирующий этап - реализация в практике работы детского сада системы мероприятий, направленной на повышение уровня патриотического воспитания. Сроки – октябрь 2008 – май 2009 года.

  3. Заключительный этап - повторное выявление уровня патриотического воспитания при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе. Сроки - июнь 2009 года.



-7-

Глава 1. Теоретический и исторический аспекты патриотического воспитания в научно- педагогической литературе

    1. Содержание и технология ознакомления детей с родным краем

Изучение социокультурных основ проблемы потребовало опреде­ления методологии, на базе которой возможно разработать содержа­ние и технологию ознакомления детей с родным краем. Методология ознакомления с родным краем основывается на научных подходах:

1. ^ Системный подход — важнейшее условие разработки и реали­зации содержания и технологии — представлен на разных уровнях:

Деятельность человека

Мир природы Мир людей Предметный мир

Практическая Преобразующая Результат

ценность роль деятельности деятельности

природы человека человека

  • окружающий мир — как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром ;

  • усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окру­жающего мира, наглядно представленных в виде особенностей при­родного и культурного ландшафта (системообразующий фактор — деятельность человека);

  • усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

Особое значение имеет используемый нами принципиально новый подход, рассматривающий систему знаний, которая вклю­чает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых от­ношениях (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, идет непрерыв­ный процесс развития неопределенных знаний в знания опреде­ленные, ясные и точные, чему уделяется основное внимание на занятиях, с другой — постоянно идет и противоположный про­цесс превращения ясных и четких знаний в знания неопределен­ные, неясные, которые проявляются в форме догадок, предпо­ложений и вопросов. Эта неопределенность представляется как своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом позна­вательной активности ребенка в процессе усвоения обществен­ного опыта, общечеловеческой культуры, что служит, в конеч­ном итоге, основой саморазвития и творчества детей.

Исходя из этого, нами за основу был взят новый фундамен­тальный принцип построения программ воспитания и обучения дошкольников, сформулированный

-8-

Н.Н. Поддьяковым: принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития, который явился основополагающим при разработке содержания и технологии ознакомления с окружающим миром.

Реализация данного принципа позволяет установить гармония-ное соотношение между процессами развития, обусловленными дей­ствиями взрослого и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.

2. ^ Диалектический подход — обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружаю­щих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвя­зях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). Удошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь куль­тур в разные исторические эпохи. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей — способность прогнозирования

изменений предметов и явлений окружающего мира. Этот подход фор­мирует у ребенка особый взгляд на мир: он наделяет окружающие предметы гипотетическими свойствами. Таким образом, овладение детьми начальными формами диалектического подхода к анализу окружаю­щих предметов и явлений служит предпосылкой для формирования у детей так называемых «методологических» знаний, на основе которых в дальнейшем складывается мировоззрение.

3. Культурологический подход — подчеркивается ценность уникаль­ности пути развития каждого региона (своего родного края) на ос­нове не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлия­ния. В связи с этим были определены функции образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного «педагогического филь­тра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информа­ции, с другой — хранителя культуры, способного транслировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.

В соответствии с этими подходами содержание зна­ний о родном крае условно также было разделено на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города), олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуще­ствляемая через взаимодействие человека с миром природы и куль­туры.


-9-

Так, при ознакомлении детей с родным краем подчеркивается, что Нижегородская область славится своими народными промысла­ми, объясняется, почему Нижний Новгород издавна назывался «кар­маном» России (хорошо была развита торговля). Этому способство­вало удачное расположение города на слиянии двух рек — Оки и Волги (особенности ландшафта), где впоследствии образовалась Нижегородская ярмарка (перенесена из Макарьева).

Развитие народных промыслов (хохломская, городецкая роспи­си и др.) также уходит своими корнями в глубь истории и связано с особенностями природного ландшафта этих мест (наличием лесов прежде всего).

Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и бу­дущего. В соответствии с этим был определен один из основных кри­териев отбора знаний исторического характера для дошкольников, образно названный нами «принцип айсберга». Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью (по «принципу айсберга»): наличие памятников архитектуры и других достопримечательностей определяет необходимость исторического эк­скурса в прошлое. Исходя из этого, мы посчитали целесообразным познакомить детей с историей возникновения Нижегородского крем­ля, ярмарки, с биографиями многих замечательных людей, просла­вивших наш город, в честь которых были воздвигнуты памятники (К. Минин, В. Чкалов, М. Горький, И. Кулибин и др.).

В основу разработки содержания и технологии ознакомления де­тей с родным краем были положены конкретные принципы.

  1. Энциклопедичностъ — обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.).

  2. ^ Уникальность места — как выразитель краеведческого подхо­да в социокультурном аспекте. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономи­ческой уникальности края, связи с предшествующими поколения­ми (народные традиции, творчество) является важным условием

формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изу­чение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона (Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина). Значение прин­ципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности бу­дущего гражданина.

-10

3. ^ Интеграция знаний (Н.Ф. Виноградова) — установление соот­ношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого прин­ципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания деть­ми целостной картины мира.

^ 4. Единство содержания и методов - работа с детьми, которая нашла свое отражение в структурном построении занятий .

5. Динамика преемственных связей — на каждой возрастной сту­пени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их посте­пенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

Ознакомление детей с родным краем ведется по нескольким направлениям. В соответствии с этим создана организацион­ная модель методической службы в ДОУ

Особое внимание уделено технологическому блоку. При разра­ботке технологии ознакомления с окружающим за основу взяты методы, предложенные С.А. Козловой, а также методы обучения и развития творчества Н.Н. Поддьякова.

Методы, повышающие познавательную активность:

  • элементарный и каузальный анализы (причинные связи);

  • сравнение;

  • моделирование и конструирование;

  • экспериментирование и опыты.

Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

  • игровые: воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры -драматизации;

  • сюрпризные моменты;

  • элементы новизны;

  • юмор и шутка.

Методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности:

— предложение и обучение способу установления связи между
разными видами деятельности;


  • перспективное планирование;

  • развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую.

Методы обучения и развития творчества: ~ эмоциональная насыщенность окружения;

-11-

  • мотивирование детской деятельности;

- исследование предметов и явлений живой и неживой приро­ды;


  • прогнозирование (обобщенное умение рассматривать предме­ты и явления в движении — прошлое, настоящее, будущее);

  • игровые приемы;

  • юмор, шутка;

  • детское экспериментирование;

  • проблемные ситуации и задачи;

  • вопросы, задаваемые детьми;

  • неясные знания, догадки, предположения.


В соответствии с этими методами разработан алгоритм техноло­гии ознакомления детей с окружающим миром, представленный в таблице. Во вступительной части важно заинтересовать детей, со­здав такую ситуацию, чтобы им самим хотелось узнавать новое.

Особого внимания педагога требует информационная часть за­нятия. Поскольку детям даются достаточно сложные знания, чтобы избежать перегрузки, адаптированные рассказы должны отвечать определенным требованиям.

Следующая структурная часть — проблемная. Важно, чтобы на этом этапе произошло как бы «перераспределение» знаний — из четких и ясных в область неопределенных и неясных (в виде дога­док, предположений и наоборот). Следует помнить, что проблематизация — важнейшее условие поддержания высокого уровня ум­ственной активности детей — должна осуществляться по основ­ным, существенным линиям и направлениям.

Принципиально важным структурным компонентом является часть технологии, предполагающая стимулирование детей к поста­новке вопросов как основного показателя их познавательной ак­тивности. Именно на это обращается особое внимание при проведе­нии занятий, так как при традиционном подходе вопросы в основ­ном задает педагог, и дети привыкают лишь отвечать. С этой целью разработаны серии дидактических игр и упражнений по типу «Что в волшебном сундучке?», где основной задачей является научение детей умению формулировать вопросы, причем к вопросам предъяв­ляются определенные требования. Включение детских вопросов в процесс познания окружающей действительности также создает оп­ределенную проблематизацию, которая проявляется в виде дога­док, предположений, что служит основой формирования способ­ности прогнозирования и творческого видения мира детьми.


-12-

В заключительной части, условно названной нами «символиза­ция» (по Л.А. Венгеру), важно предоставить детям возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее ин­формации, проявив себя в разных видах деяте льности (песня, та­нец, изобразительная деятельность и т.д.).


-13-

1.2. Содержание патриотического воспитания дошкольников

Основные цели и задачи образования:

Система образования призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, рас­пространение и развитие национальной культуры, воспитание бе­режного отношения к историческому и культурному наследию на­родов России;

  • воспитание патриотов России, граждан правового, демокра­тического государства, способных к социализации в условиях гра­жданского общества, уважающих права и свободы личности, обла­дающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

  • формирование культуры мира и межличностных отношений;

  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразо­вания, самореализацию личности и т. д.

Целью подпрограммы является создание системы патриотиче­ского
и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для
формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданско­го достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разра­ботка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реа­лизация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколе­нием. Исходя из целевых ориентиров ступеней дошкольного образо­вания, которые представлены в виде возрастных характеристик ре­бёнка и отражают идеальные социокультурные ожидания, для детей на этапе завершения дошкольного образования характерно:

- проявление доброжелательного внимания к окружающим,
стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

  • уважение к достоинству других;

  • стремление к познанию окружающей действительности;

  • решение вопросов о далёком прошлом и будущем, об устрой­стве мира;

- бережное отношение к окружающей природе, результатам
труда других людей, чужим и своим вещам.

Термин «гражданское воспитание» является относительно но­вым для нашей страны в целом и совершенно новым для дошколь­ного воспитания и образования России. До начала реформ про­граммы включали раздел


-14-

«Ознакомление с явлениями обществен­ной жизни» (как часть направления «Ознакомление с окружаю­щим»), в рамках которого выдвигалась только задача патриотиче­ского воспитания детей.

В настоящее время в дошкольном воспитании и образовании используется несколько терминов, области значений которых пере­секаются, но не являются идентичными. Это – патриотическое вос­питание, нравственное воспитание и социальное развитие.

Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отече­ству, гордость за его культуру и т. П., то есть определённое отно­шение к собственной стране, в то время как гражданское воспита­ние состоит в формировании у ребёнка активной социальной пози­ции участника и созидателя общественной жизни. Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отноше­ния к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором она существу­ет в данный исторический момент. С психологической точки зрения, быть гражданином – более конкретная и менее идеологически нагруженная способность, чем быть патриотом. Безусловно, пат­риотическое воспитание создаёт определённые предпосылки граж­данского поведения. Однако это лишь предпосылки – необходимое, но недостаточное его условие. Гражданское поведение предполага­ет сформированность определённых черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, - активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативно­сти.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определённой воз­растной категории: то, что может быть приемлемо в старшем до­школьном возрасте, может совершенно не восприниматься млад­шим дошкольником. И наоборот, тот уровень восприятия, который свойственен для малышей, совершенно неодинаков с уровнем вос­приятия мира детьми старшего дошкольного возраста.


-15-
  1   2   3




Похожие:

Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе iconАктуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика как один из видов исполнительской деятельности является средством музыкального воспитания и развития дошкольников
С 2007 года в журнале «Музыкальный руководитель» печатается новый проект для дошкольников «Танцы народов мира», авторами которого...
Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе iconПлан мероприятий по проведению месячника гражданско – патриотического воспитания с целью реализации государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015г г.»
«Патриотическое воспитание детей и молодёжи рт на 2011-2013г г.» и школьной программы гражданско – патриотического воспитания учащихся...
Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе iconПрограмма патриотического воспитания «Мое Отечество»
В современных условиях очевидна неотложность решения проблем в системе гражданского патриотического воспитания молодежи как основы...
Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе iconПрограмма героико – патриотического воспитания
Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов...
Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе iconПлан проведения месячника военно-патриотического воспитания в мбоу кичкетанской сош агрызского района рт
Составление плана мероприятий по проведению месячника патриотического воспитания "Память зажигает сердца"
Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе iconПрограмма гражданско-патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества»
Программа патриотического воспитания муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы...
Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе iconПлан Мероприятий в рамках месячнику оборонно-массовой и военно-патриотической работы в средней группе «Звёздочки»
Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического...
Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе iconПроект Патриотизм родного края через театрализацию дошкольников
...
Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе iconОтчет о проведении городской научно-практической конференции (24 июня, 2009 г., Волгму)
Волгоградского государственного медицинского университета была проведена городская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы...
Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе iconПротокол от №
Стаж научно-педагогической работы, стаж работы в вузе. Основные этапы трудовой и научно-педагогической деятельности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы