Технология использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет на музыкальных занятиях в детском саду icon

Технология использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет на музыкальных занятиях в детском саду



НазваниеТехнология использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет на музыкальных занятиях в детском саду
г.п. Излучинск
Дата конвертации07.09.2013
Размер311.32 Kb.
ТипРеферат


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка

ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»


ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА 5 – 7 ЛЕТ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ


Автор:

музыкальный руководитель

Подковыркина Л.А.

г.п. Излучинск, 2007 г.




Содержание


Введение…………………………………………………………………………2


Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы аудиального развития ребенка для сохранения и совершенствования творческого потенциала детей 5-7 лет на музыкальных занятиях.


1.1. Аудиальное развитие как метод адаптации ребенка к звуковому и шумовому миру……………………………………………………………..……5


1.2.Педагогическая технология…………………….. ………………………...10


Глава 2. Технология использования аудиального развития для сохранения и совершенствования творческого потенциала детей 5-7 лет на музыкальных занятиях

2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………………11


2.2. Формирующий эксперимент………………………………………………17


2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...27


Заключение …………………………………………………………………….30


Библиография……………………………………………………………….....32


Приложение…………………………………………………………………….33


Введение

Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой – одна из основных задач программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки». Программой предусматривается подготовка детей к восприятию музыкальных образов и представлений; заложение основ гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей); приобщение детей к русской, народно-традиционной и мировой музыкальной культуре; подготовка детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям; развитие коммуникативных и творческих способностей.

Для развития ребенка, как творческой личности, важно предоставить ему возможность самовыражения, что не в полной мере предоставляет программа музыкального воспитания.

Обучение музыке в детском саду, в основном, носит репродуктивный характер. Педагог обучает пению, слушанию, ритмике, то есть дает музыкальные стандарты, а ребенок воспроизводит услышанное, увиденное. Профессиональный и репродуктивный характер обучения лишает детей естественности, самобытности.

Другая причина снижения природной творческой активности детей заключается в погружении их в готовый мир вещей, предметов, правил, норм, истин.

Ребенку в данных условиях приходится либо смириться с социальной данностью и потерять чувство естественного открытия мира, потребность в новизне, то есть в творчестве; либо разрушить созданный человеком вещный и духовный мир, чтобы постичь таинства многовекового творчества мастеров.

Задача педагога – не давать готовые социальные шаблоны, которые присутствуют в обучении музыке детей дошкольного возраста, а развивать детей по законам природы, то есть каждый ребенок должен пройти путь естественного освоения социального, в том числе художественного пространства, времени, темпа, ритма.

Актуальность данной проблемы и определила цель исследования: разработать технологию аудиального развития детей для более полного раскрытия творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет.


^ Задачи исследования:

1. Обосновать особенности использования аудиального развития детей

для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет.

2. Выявить уровень творческой активности детей в ее индивидуальных проявлениях.

3. Разработать и апробировать технологию аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет.

^ Объект исследования: педагогический процесс развития творческих способностей детей 5 – 7 лет.

Предмет исследования: педагогическая технология использования аудиального развития для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет.

^ Гипотеза исследования: заключается в том, что сохранение и совершенствование творческого потенциала посредством аудиального развития у детей 5 – 7 лет будет эффективным, если:

  • целенаправленно усложнять систему работы по сохранению и развитию высокой чувствительности ребенка к шумовому, звуковому и музыкальному миру, как средства наиболее полного раскрытия творческого потенциала детей;

  • систематически использовать импровизацию, в виде фантазирования (вербального, пластического, графического, ритмического, тембрового), оптимально сочетая познание техники фантазирования и новые знания об окружающем звуковом мире:

  • повысить у детей интерес к творчеству, как созиданию, пробудить у них желание импровизировать.

Методологическую и психолого-педагогическую основу исследования составили теории развития творчества детей Лобовой А.Ф., Каплуновой И., Новоскольцевой И., Дубровской Е.А., Комаровой Т.С.


^ Методы исследования: теоретический анализ музыкально – педагогической литературы; педагогический эксперимент; математическая обработка результатов.


^ Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет.


Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Одним из эффективных средств достижения этой задачи является музыкальное воспитание ребенка в детском саду. В процессе знакомства с мировой музыкальной культурой, у детей дошкольного возраста начинает формироваться музыкальный вкус, развивается творческий потенциал.

У каждого ребенка могут проявиться те или иные творческие способности, важно ему помочь их обнаружить, сохранить, а в дальнейшем развить.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих повышение творческой активности ребенка, является его аудиальное развитие. Аудиальное развитие – это предмузыкальное развитие. Это фундаментальный уровень, без которого не могут полноценно развиваться музыкальные способности ребенка. Более того, именно аудиальные способности помогают ребенку адаптироваться к невидимому миру, защититься от негативного и вредного звукового потока, что не способна сделать даже музыка. Научившись восстанавливать энергетический баланс в процессе качественного аудиального развития, человек может восстановить свое здоровье.

На музыкальных занятиях ребенок сразу попадает в мир музыки, который ему еще не понятен, так как он (мир музыки) создавался веками и находится далеко от природы человека. Это значит, что систематической музыкальной работе должен предшествовать предмузыкальный период развития, который позволяет полноценно развиваться музыкальным способностям ребенка.

Методы и приемы аудиального развития позволяют ребенку адаптироваться к социальной и учебной среде, легче усваивать материал, свободнее и естественнее общаться со сверстниками и взрослыми. Внутренняя свобода ребенка – огромный резерв его саморазвития и совершенствования.

Окружающий нас мир наполнен невидимой материей, которая вибрирует, перемещается, концентрируется, поэтому неслучайно существуют такие понятия, как аура, энергетическое поле. Эта тонкая среда воздействует на нас, и мы должны учитывать ее воздействие. Музыка, звуки, шумы имеют энергетическое происхождение, это прежде всего физические явления, которые представляют собой колебания воздуха. Они способны непроизвольно вызвать вибрацию мышц тела. Такое воздействие должно быть благоприятным для человека.

Научить детей различать положительное и отрицательное воздействие звукового фона, помочь понять, а значит, и корректировать это воздействие является одной из задач аудиального развития. Обращение к музыке, в том числе и классической, не самоцель, а всего лишь средство, так как лишь музыка из всего звукового фона воздействует ритмически организованно, мелодически выверенно, а значит, гармонически целостно.

Используя материалы технологии аудиального развития, музыкальный руководитель будет создавать необходимые ситуации, которые направляют внимание ребенка на восприятие звукового мира, углубляют его представления о звучащей среде. Это поможет ребенку в обычном мире увидеть, а точнее услышать необычное.

Аудиальная система человека развивается под воздействием не только облагороженных звуков музыкальных произведений, но и не контролируемого потока шумов и звуков окружающего мира. Ребенок теряет природную естественную остроту слуха: шумы, звуки, громкая музыка могут отрицательно сказаться на его чувствительности. Только тонкое, слабое, нежное прикосновение звуков позволят дифференцировать звуковой поток, оценить его с позиций значимости и полезности.

Музыка играет огромную роль в развитии ритмичности ребенка и может влиять на восстановление нарушенных соматических, психических и ментальных ритмов. Но без специальной работы над восстановлением ритмичности как качества личности, развивать музыкальные способности ребенка и осуществить его общее развитие очень сложно. Техника аудиального развития предлагает для этого ритмическое фантазирование.

Важным аспектом в аудиальном развитии детей является понятие паузы. Необходимо научить ребенка слушать и слышать тишину в обычной жизни и музыке. Молчание помогает человеку научиться оставаться с самим собой, слушать себя, получать удовольствие от общения с собой. Осмысление молчания – возможность избавиться от одиночества. Слушая тишину, передаваемую в музыке, и прислушиваясь к паузам в любом музыкальном произведении, дети учатся познавать себя.

Голос – единственный живой музыкальный инструмент, который от природы обладает интонацией. Интонация, то есть духовное начало музыки, зависит от исполнителя. Каждый звук неповторим по интонации и тембру. Интонация – это индикатор состояния человека, она постоянно меняется. Тембр - это качество живого голоса и всего звучащего. Тембровое развитие является условием управления внутренним состоянием, эмоциональными процессами человека и основой предмузыкального образования детей. Развивать крепкие, интонационно богатые голоса можно лишь при пении без сопровождения. Начинать работу в этом направлении нужно с прислушивания к собственному голосу. Специальные упражнения позволяют развивать выразительность голоса (тембровое и мелодическое фантазирование).

Внутреннее состояние ребенка нередко выражается в жестах, мимике, интонации, в употреблении слов. По движениям и жестам можно определить, насколько ребенок в данный момент свободен или зажат, активен или пассивен, опечален или радостен, открыт или замкнут. Чтобы улучшить интонирование, развить слух и голосовые возможности ребенка, музыкальному руководителю необходимо помочь ему избавиться от напряжения и мышечных зажимов. Любой зажим в теле может стать причиной немузыкальности ребенка. Пластическое фантазирование, сопровождающее идеомоторной деятельностью, поможет снять мышечные зажимы и комплексы у ребенка. Своеобразная слитность движения, пения и слова дает ту гармонию тела, души и разума, которая называется духовностью. Создание особой вдохновенной атмосферы в процессе пения и слушания музыки – необходимое условие полноценности восприятия и исполнения музыки. Прежде всего, необходимо детям сидеть на музыкальном занятии свободно. Педагогу нужно серьезно подходить к выбору текста песен для исполнения детьми.

В аудиальном развитии детей немаловажное значение имеет импровизация, которая позволяет включать воспитанников в различные виды фантазирования (ритмическое, графическое, вербальное, мелодическое) которое в свою очередь ведет к сохранению и развитию творческого потенциала каждого ребенка.

При выраженном интересе к музыкальному миру, ребенок дошкольного возраста не владеет адекватными средствами получения необходимой информации, поэтому музыкальный руководитель призван помочь ему в овладении средствами аудиального развития, позволяющими самостоятельно открывать новое.

Таким образом, теоретический анализ и данные практики обусловили создание технологии использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка. Работа в этом направлении проводилась на базе ИМДОУ ЦРР детский сад «Сказка» городского поселения Излучинск. Экспериментом было охвачено 44 ребенка старшего и дошкольного возраста (22 человека – экспериментальная и 20 – контрольная группы). В процессе опытно – экспериментальной работы был определен алгоритм последовательных шагов: исходная диагностика уровня сформированности музыкальных навыков детей старшего возраста; определены задачи по дальнейшей апробации содержания форм и методов работы по аудиальному развитию детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка.


^ 1.2. Педагогическая технология

В понимании Г.К. Селевко педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогическая технология» рассматривается как компонент педагогической системы, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

  1. научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогический процессы;

  2. процессуально – описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

  3. процессуально – действенным: осуществление технологического педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов , применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

В образовательном процессе выделяются личностно - ориентированные технологии, которые характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Глава 2. Технология использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет.


^ 2.1 Констатирующий эксперимент

Констатирующий этап эксперимента был направлен на реализацию следующих задач:

  • определение уровня музыкального развития детей на начало эксперимента.

  • выявление творческой направленности.

При определении уровня музыкального развития и творческой направленности детей были взяты следующие критерии, выделенные И. Новоскольцевой и И. Каплуновой в программе музыкального воспитания детей «Ладушки»:

  1. Движение:

  • Умение двигаться ритмично, чувствовать смену частей музыки

  • Способность проявлять творчество

  • Умение выполнять движения эмоционально

  • Умение проявлять инициативу в движении

  1. Чувство ритма:

  • Способность правильно и ритмично прохлопывать ритмический рисунок

  • Умение составлять ритмические рисунки, проигрывать на музыкальных инструментах

  • Умение держать ритм в двухголосии

  • Способность принимать участие в играх

3. Слушание:

  • Способность эмоционально воспринимать музыку

  • Умение передавать в движении характер музыки

  • Умение различать двух частную форму

  • Умение различать трех частную форму

  • Способность отображать свое отношение к музыке в рисунке

  • Способность придумывать сюжет к музыкальному произведению

  • Умение музицировать

4. Пение:

  • Способность эмоционально исполнять песни

  • Умение придумывать движения для обыгрывания песен

  • Умение сочинять попевки

  • Умение проявлять инициативу в пении

  • Умение узнавать песни по любому фрагменту.


На основе данных критериев мною были разработаны следующие показатели:

Движение:


Высокий уровень – (3 балла):

Ребенок хорошо чувствует ритм и меняет движения в соответствии со сменой частей музыки; одним из первых придумывает интересные движения в танцах и играх; эмоционально и образно выполняет танцевальные движения; постоянно выражает желание выступать самостоятельно.


Средний уровень – (2 балла):

Не всегда движения ребенка совпадают с ритмом произведения; на смену частей музыки реагирует при помощи других детей; танцевальные движения показывает однообразные; без особых эмоций выполняет движения; редко выражает желание выступать самостоятельно.


Низкий уровень – (1 балл):

Ребенок практически не чувствует ритм; не реагирует на смену частей музыки; не может без посторонней помощи показать танцевальные движения; двигается без желания и эмоций; отказывается выступать самостоятельно, пассивен на занятиях.


^ Чувство ритма:


Высокий уровень – (3 балла):

С высокой точностью ребенок способен отхлопать заданный ритмический рисунок; знает и умеет его составить и проиграть на музыкальном инструменте; хорошо держит ритм в двухголосном произведении; эмоционально передает игровые образы; всегда выражает желание быть ведущим.


Средний уровень – (2 балла):

Ребенку не всегда удается правильно передать хлопками ритмический рисунок; иногда может составить простейшую ритмическую цепочку и проиграть его на шумовом музыкальном инструменте; сбивается с ритма в двухголосном произведении; без особых эмоций передает игровые образы.


Низкий уровень – (1 балл):

Ребенок не способен правильно передать ритмический рисунок в хлопках; не умеет составлять ритмические цепочки и проигрывать их детских музыкальных инструментах; способен играть только на шумовых музыкальных инструментах в одноголосном произведении; не выказывает желания принимать участие в играх.


Слушание:


Высокий уровень – (3 балла):

Ребенок знает, что такое «авторская» и «народная» музыка, хорошо их различает; одним из первых узнает по фрагменту любое произведение; хорошо различает двух и трех частную форму произведения; умеет вербально (до 10 слов) и графически охарактеризовать произведение.


Средний уровень – (2 балла):

Ребенок путает определения «народная » и «авторская музыка», отвечает с помощью подсказки педагога; не всегда уверен в названии прослушанного произведения; плохо различает одночастную и двух частную форму произведения; умеет охарактеризовать произведение тремя или двумя словами;


Низкий уровень – (1 балл):

Ребенок не может отличить народную музыку от авторской; не может вспомнить, как называется прослушанное произведение; не чувствует смену частей произведения; не имеет своего мнения о прослушанном произведении.


^ Пение:

Высокий уровень – (3 балла):

Ребенок способен правильно интонировать мелодию песни в диапазоне октавы; умеет петь эмоционально, с динамическими оттенками; может придумать 3 –4 движения для обыгрывания песни; способен досочинить предложенную музыкальным руководителем попевку; узнает песню по любому фрагменту, сыгранному или пропетому без слов; постоянно проявляет желание солировать.


Средний уровень – (2балла):

Ребенок способен интонировать мелодию в пределах кварты; умеет петь эмоционально, но без динамических оттенков; может показать одно – два движения для обыгрывания песни; способен повторить мелодию, сочиненную кем-либо из детей; может узнать фрагмент песни, исполненной со словами; не часто проявляет желание солировать.


Низкий уровень – (1 балл):

Ребенок не может правильно интонировать мелодию (поет на одном – двух звуках); не способен эмоционально передавать характер мелодии; не проявляет инициативу в обыгрывании песен, не способен не только досочинить попевку, но и повторить за другим ребенком; практически не узнает песни по фрагменту; отказывается солировать.


Педагогическое обследование детей по разделу «Музыкальное воспитание дошкольников проводилось на основе исследований И.Каплуновой и И. Новоскольцевой.

^ ЦЕЛЬ: выявление уровня развития детей старших групп на начало эксперимента.


Задачи:

1. Выявить уровень сформированности двигательных навыков и умений у детей в контрольной и экспериментальной группах

2. Выявить уровень развития музыкально – ритмического слуха.

3. Выявить качественные характеристики творческой направленности детей.

4. Выявить уровень развития певческих навыков детей.


Время проведения: сентябрь 2004 год.

Форма работы: индивидуальная и групповая.


Методика проведения: ребенку предлагалось повторить ритмический рисунок, предложенный педагогом; спеть знакомую песню; прослушать двух частное музыкальное произведение и ответить на вопросы, касающиеся формы и характера произведения; исполнить пластическую или ритмическую импровизацию.


Результаты обследования каждого ребенка были занесены в протоколы, после чего обработанные результаты были оформлены в диагностические таблицы: таблица №1 (контрольная группа) и № 2 (экспериментальная группа).


Таким образом, в результате констатирующего эксперимента было выявлено следующее:

Сентябрь 2004 год




Вид музыкальной деятельности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

1

Движение


13

17

73

74

14

9

2
^

Чувство ритма


12

15

74

65

14

20

3

Слушание


17

15

67

70

16

15

4

Пение


19

20

63

68

18

12



Результаты обследования представлены в диаграмме

экспериментальная группа контрольная группа




Качественный и количественный анализ данных исследования позволил выделить некоторые особенности музыкального развития детей 5 – 7 лет. При невысоком развитии ритмического и интонационного слуха у детей наблюдались хорошие показатели в эмоциональном исполнении песен и танцев. При слушании музыки определился слаборазвитый словарный запас, (дети могли охарактеризовать прослушанное произведение 1 - 2 словами, при норме до 5- 6 слов). При инсценировании песен, театрализованной деятельности, дети практически не проявляли своего творчества.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод:

В существующей практике музыкального воспитания особенно выделялись проблемы развития интонационного и ритмического слуха, развития творческих способностей и обогащения словарного запаса детей.



    1. Формирующий эксперимент


На этапе формирующего эксперимента решались следующие задачи:

^ 1. Разработать технологию использования аудиального развития для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет, учитывая следующие условия:

  • последовательно усложнять систему работы по предмузыкальному развитию, как средства познания аудиального мира, развивать умения слушать и слышать самого себя и окружающий мир

  • использовать разнообразные виды фантазирования с детьми на заданную тему, (то есть импровизацию), как стремление к творчеству, созиданию

  • накапливать опыт познания аудиальной информации посредством знакомства с различными шумами, звуками и музыкой для дальнейшего благоприятного использования в повседневной жизни

  • повысить интерес к познанию, пробудить желание экспериментировать, импровизировать, самовыражаться.

^ 2. Апробировать данную технологию в старшей – подготовительной группе детского сада.

При разработке технологии я опиралась на работы А.В. Лобовой, Асафьева А.Б., Бахтиярова Б., Зайцева Г.Б, Кандинского В.В и др.

Технология состояла из трех этапов работы. Первый этап был подготовительный.

Цель первого этапа состояла в ознакомлении детей с предметами, издающими шумы, звуки; их отличием. Для этого был разработан комплекс занятий по ознакомлению с шумами и звуками.

Были проведены такие занятия: «Деревянные звуки», «Стеклянные звуки», «Металлические звуки», «Шуршащие звуки», «Часы», «Гроза, гром и молния», «Ветер, шелест листьев», «Звуки природы», «Звуки вселенной». В ходе этих занятий дети не только знакомились с шумами и звуками, но и учились их описывать.

У детей заметно расширился словарный запас. Дети познакомились со многими музыкальными и шумовыми инструментами, пробовали на них играть, импровизировать. Так музыку дождя один ребенок изобразил шуршанием бумаги, второй сыграл на металлофоне, группа детей изобразила дождь хлопками в ладоши в разном ритме и силе звучания.

Так же в подготовительный этап включалась работа с родителями. Была проведена консультация «Мир звуков», цель которой являлось знакомство родителей с окружающей нас аудиальной информацией.

На втором – основном этапе работы были проведены музыкальные занятия с включением упражнений на развитие чувствительности ребенка к шумовому, звуковому и музыкальному миру разработанных А.Ф.Лобовой.

Детям предлагались такие игровые упражнения как «Комната – коридор - улица», где они учились различать три звуковых зоны, описывать звуки, которые они слышат в зале, коридоре, на улице и давать им сравнительную характеристику.

Упражнение «Кто я?» помогло определить ребенку место, время, состояние самого себя, например – «я девочка, ребенок, нахожусь в музыкальном зале детского сада». В упражнении - хороводе «Передай другому» дети, передавая по кругу игрушку, учились описывать свои ощущения, касаясь предмета. Так, беря в руки плюшевого мишку, дети говорили, что он бархатный, ласковый, теплый, мягкий, пушистый, привлекательный, сердитый, живой, смелый и т.д. А когда передавали друг другу смятый лист бумаги, давали уже другие характеристики – колючая, грубая, крепкая, изломанная, чужая и т.д. Так происходило у детей развитие словарного запаса.

Упражнение «Скорлупочка» помогала ребенку учиться слушать самого себя, а затем описывать свои ощущения. На вопрос – «Что ты ощущаешь, слышишь, когда закрываешься в «Скорлупочку?», дети сначала ничего не отвечали, затем начали говорить, что слышат, как что-то шумит, бурчит, бьется сердце и т.д.

Такие упражнения как «Поцелуй любимой мамы», «Собачка», «Поцелуй великана» помогали развивать ребенку артикуляционный аппарат, что в дальнейшем положительно сказалось на звукообразовании пре пении песен.

Материалом для игр и упражнений выступали привычные игрушки, камушки в стакане или мешочке, лист бумаги, карандаши и т.д. Вареативность игр, необычность форм, забавные задания вызывали неподдельный интерес к занятиям у всех детей. Желание самостоятельно ощутить, определить, ответить на вопрос, показать, как он умеет, возникало у каждого ребенка.

Так в игре «Прикоснись ко мне», когда один ребенок садился на стул, закрыв глаза, а остальные дети по очереди подходили и касались его, не было отбоя от желающих описать свои ощущения. Что примечательно, разные дети вызывали у одного и того же ребенка совершенно разные ощущения от прикосновения. Если прикосновение одних детей он называл теплым, дружным, ласковым, добрым, то касание других – злым, колючим, сердитым.

Для развития тембрового слуха использовались следующие игры:

- «Узнай голос» - водящий становится в круг, закрыв глаза, один ребенок произносит его имя, водящий отгадывает, кто его позвал, (сначала детям было объяснено, что голоса у всех людей разные, что они имеют разный тембр, что означает – разную окраску звука, голоса).

- «Сонная тетеря» - дети произносят это словосочетание жалобным, ласковым, грозным, сердитым голосом, и т.д.

- «Волна» - дети имитируют рокот волн в разных звуковых диапазонах, сначала небольшие волны – глухой звук голоса, затем средние волны – голос звучит в среднем регистре, чем больше волны, тем выше звук голоса, в самом высоком регистре – крик чаек.

Для развития интонационного слуха использовались такие упражнения, как - «Пропой слово» (дети нараспев проговаривали слово «вес-на-вес-на-вес»), - «Спой руками» (детям были показаны пластические обозначения гласных звуков руками, затем они пропевали четверостишье из знакомой песни с использованием пластических движений рук).

Для развития ритмического слуха были использованы упражнение «Прохлопай свое ласковое имя», игры «Дирижер», «Музыкальные шаги».

Для успокоения детей в конце занятия использовала упражнение «Комочек – тряпочка» (дети ложатся на ковер, сжимаются, собираются, затем полностью расслабляются).

Для восстановления психического и соматического здоровья детей мною были проведены сеансы музыкотерапии.

Музыкотерапия – это полное погружение в музыкальный поток и автономия, отстранение от окружающих.

О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в терапевтических целях. Пагубное воздействие агрессивной и мощной музыки на организм человека очевидно. Поэтому важно оберегать детей от сильного воздействия музыки на неокрепшую психику ребенка. В момент мощного звукового потока освобождается подсознание от наслоения условностей, комплексов и мышечных зажимов. Но терапевтическую функцию может выполнить лишь организованный, негромкий звуковой поток. Благоприятное воздействие могут оказывать природный звуки и классическая музыка. Установлено, что полезны для человека некоторые произведения Грига, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Баха. Гармонизирующее действие музыки на психические процессы можно использовать в работе с детьми. Так, раздражение, гнев можно снять музыкой Вагнера («Хор пилигримов»), от угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Бетховена («К радости»). При нервном истощении можно использовать музыку Грига («Утро»). Произведения Чайковского «Времена года», «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы Шумана можно использовать для улучшения памяти и сосредоточения.

Во время проведения сеанса музыкотерапии нужно предложить детям принять удобную позу, закрыть глаза, полностью расслабиться и постараться ни о чем не думать. Время прослушивания музыки – до 5 минут. Можно сочетать с графическим фантазированием, так как во время рисования под музыку дети прорисовывают все свои страхи и комплексы на бумаге.

^ Третий этап работы был направлен на развитие у детей творческой активности через импровизацию, а так же на сохранение и укрепление своего психического, физического и ментального здоровья.

Для этого мною были использованы различные виды фантазирования: тембровое, ритмическое, графическое, пластическое, вербальное.

Основные условия, которые мы выполняли при проведении фантазирования:

  • детям был дан минимальный объем знаний, кратко и образно объяснена суть процесса фантазирования.

  • После объяснения сразу же переходили к выработке слухового навыка, постепенно усложняя задачи.

  • Постепенно, по мере закрепления навыка я передавала право решения поставленной задачи (создать образ, передать настроение, сочинить мелодию на тему и т.д.) самим детям.

  • Допускались самые невероятные версии, ассоциации, формы проявления фантазии.

  • Главное требование к исполнению – исполнять красиво, выразительно, четко, мягко, т.е. музыкально.

  • Работа проводилась на музыкальных занятиях по 3 –5 минут.

При тембровом фантазировании, на развитие тембрового и интонационного слуха, мы использовали звукоподражание, придумывали музыкально – шумовые картинки на любой сюжет, например:

- «Грозовой дождь» (начало дождя, гром, гроза, шумящий лес, тревожные крики животных, завершение грозы)

- «Лесная симфония» (изображение звуков природы с сюжетной картинкой - ссора, нападение, «разговор» зверей, шумы, шорохи леса, звукоподражание птицам, животным, насекомым).

- «Конница» (цокот приближающихся и удаляющихся всадников с гиканьем, возгласами, напеванием).

- «Веселый концерт» (изображение игры на музыкальных инструментах с использованием простого мотива и ясного, определенного ритма, как в музыкальных произведениях)

При ритмическом фантазировании детям давались задания на ритмизацию их имен. Детям предлагалось всем вместе в различных ритмах отхлопать или простучать свои имена. Придумывали ритм к природным явлениям (дождь), животным, птицам, насекомым, представляя конкретную ситуацию («Заяц в огороде», «Лев в жаркий полдень», «Корова и теленок», «Собака на охоте» и т.д. Например, корова щиплет траву и передвигается медленно: та та та-а та-а, теленок прыгает вокруг: ти ти - ри ти ти – ри та).

Научившись свободно использовать динамические (временные) ритмы, дети смогут свободнее управлять ритмами собственной жизни, то есть сберегут такое важное качество человека разумного, как ритмичность. Ощущать воздействие ритмов окружающей среды – значит легко адаптироваться к ней.

^ Графическое фантазирование. Ребенок в дошкольном возрасте не всегда может вербализовать свое отношение к услышанному. Бессознательные процессы, которые происходят под воздействием звуков, речи, не управляются человеком, но могут быть выражены графически.

Слушание музыки и ее свободное изображение является средством, с помощью которого ребенок должен почувствовать прилив сил, энергии, ощутить удовольствие, активизировать умственную деятельность, выплеснуть накопившуюся энергию и решить мучавшую его проблему.

Графическое фантазирование может состояться при условии использования методов музыкотерапии, которые применяются для снятия напряжения, для расслабления. Музыкальный репертуар используется тот же, что и при музыкотерапии.

^ Пластическое фантазирование. Чем меньше ребенок, тем естественнее, пластичнее его движения. Его умственная активность зависит от свободы тела: сообразительным ребенок становится в момент физической активности, свободы действий. Ребенок с комплексами неполноценности зажат, невыразителен, находится в напряжении, его умственная деятельность затруднена. Расслабиться, получить удовольствие от ощущения свободы помогает детям пластическое фантазирование, которое сопровождается идеомоторной деятельностью. Это позволит ослабить или снять комплексы у ребенка. Ребенку предлагается передать в движении характер, например, птицы, которая свободно, радостно, вольно, сильно размахивает крыльями. Выполняя задание, ребенок мысленно «поглаживает», расслабляет свои внутренние органы, мышцы, суставы. Упражнения под музыку мы начинали с крупных движений всего тела, корпуса, ног, рук, головы. Амплитуда движений остается большой и полной, каждый суставчик в это время должен работать и быть подвижным. Это создает ощущение красоты, гибкости, выразительности, пластичности.

Я предлагала детям варианты разнообразных движений рук: к себе, от себя, в сторону, вверх, вниз, назад, волнообразно, с легкими изгибами в суставах, винтообразно. Такое же разнообразие движение были использованы и для ног: медленные приседания, разведение ног в стороны, выразительные движения на цыпочках, пружинистые шаги, летящие шаги и т.д. разным движениям, позам и жестам мы придумывали образные названия.

Например «Добрый пингвин» - это ладони, повернутые внутрь, заведенные назад руки, вытянутая шея и расслабленный корпус. Этот этюд мы исполняли под «Вальс – шутку» Д.Шостаковича.

После выполнения крупных движений предлагала детям упражнения на разминку мелкой мускулатуры, которая оказывает благоприятное действие на мыслительную деятельность детей. Мышечные ощущения помогают развивать ловкие, точные движения. Для этого на занятиях использовала пальчиковую гимнастику или специальные упражнения, такие как «Порхание мотыльков» (быстрое движение пальцев), или «Забавный арлекин» ( вращение предплечьями с неподвижными локтевыми суставами), «Курочка на насесте» (хватательные движения пальцев ног).

Для развития пластики использовали этюды «Волна» (волнообразные движения рук перед собой), «Крылья» (волнообразные движения рук, разведенных в стороны), «Змея» (извивающиеся движения всего тела), «Хвост павлина» (плавные движения расходящихся за спиной рук). Движения – образы мы создавали в этюдах «Назойливая муха», «Пружинки», «Когти» и т.д. Ребята показывали, как они идут на цыпочках, чтобы не разбудить маму, «проходят по узкой дощечке», «по острым камням», «перепрыгивают через «лужи», пролезают в «узкое отверстие». Дети с удовольствием импровизировали, изображая полет снежинок, Чебурашку, Вини – Пуха и т.д. Главное условие пластического фантазирования – слушать и слышать самого себя в музыке, эмоционально сопереживать и выразительно, легко, свободно, пластично передавать в движении услышанную внутри себя музыку.

Вербальное фантазирование прежде всего связано с пением. Самым сложным для детей является переход от речи к пению. При этом проблемы интонирования, малый диапазон голоса, плохое певческое дыхание, отсутствие четкой дикции напрямую связаны с качеством речевого голоса.

Любые музыкальные занятия проходят только с инструментом. Звук фортепиано заглушает детский голос. Поэтому песни мы разучивали с голоса, а при итоговом исполнении добавляли сопровождение. В этом случае интонации были естественнее, а тембр голоса богаче, выразительнее. Дети становились естественнее, пропадало напряжение, которое постоянно присутствовало при их попытках интонировать, как музыкальный инструмент.

Чтобы справиться с проблемами интонирования, слабого дыхания, мы проводили с детьми вербальное фантазирование. Сначала я предложила детям прочитать знакомое стихотворение «Наша Таня» А.Барто выразительно в разных регистрах. Слова песни В.Калинникова «Тень-тень» мы прочитали следующим образом: первую часть рассказали в среднем регистре, выразительно, как рассказывают сказки сказительницы. Затем голосом в среднем регистре изображали хитрую лису и трусливого зайца. Медведь изображался в низком регистре, в медленном темпе громким голосом. Текст ежей произносился колюче в высоком регистре, блохи изображались пискливым голосом, а коза – неприятным, блеющим в среднем регистре. Во время исполнения подобных упражнений дети производили выразительные движения руками, корпусом, головой (жесты производятся только на ударный слог или долю). Для этих упражнений подойдут стихи А. Барто, С.Михалкова, Б. Заходера и др.

Так же я предлагала детям досочинить две строчки к предложенному мною стиху, например:

М.Р. – за окошком снег идет

Дети:- скоро, значит, Новый год.

Затем к этим слов мы придумываем мелодию, получается песенка. Есть дети, которые считают, что не умеют рифмовать слова. Таким я предлагала совсем простой вариант задания, например «лю-лю-лю, лю-лю-лю, я тебя люблю» и др.

Конечно, не нужно серьезно относиться к этим стихам и песенкам. Пусть они воспринимаются как шутка. Умение шутить, веселиться, свободно петь поможет детям в будущей взрослой жизни организовывать веселый отдых для себя и близких.

Вербальное фантазирование помогает детям лучше заучивать стихи и точнее интонировать мелодию, развить артикуляционный аппарат и легче вжиться в звуковой образ.

Последовательность игр и упражнений, усложнения их содержания, вареативность форм проведения, разнообразие дидактического материала дали возможность дошколятам не только лучше усвоить материал по музыкальному воспитанию в детском саду, но и совершенствовать свой творческий потенциал.

На протяжении всего эксперимента в течение двух лет проводилась промежуточная диагностика (на начало и конец учебного года), результаты которой представлены в таблицах №№ 3,4,5,6

Проверку эффективности разработанной технологии предполагает контрольный этап эксперимента.


^ 2.3 Контрольный эксперимент


После формирующего эксперимента был проведен контрольный срез. При этом ставились следующие задачи:

1.Выявить уровень развития детей по разделу «Музыкальное воспитание» с использованием технологии аудиального развития

2. Выявить эффективность разработанной технологии аудиального развития для сохранения и совершенствования творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Методика контрольного обследования аналогична той, которая проводилась на констатирующем этапе эксперимента.

При характеристике данных обследования детей были использованы те же критерии, что и при диагностирующем эксперименте:

  1. Движение:

  • Умение двигаться ритмично, чувствовать смену частей музыки

  • Способность проявлять творчество

  • Умение выполнять движения эмоционально

  • Умение проявлять инициативу в движении

  1. Чувство ритма:

  • Способность правильно и ритмично прохлопывать ритмический рисунок

  • Умение составлять ритмические рисунки, проигрывать на музыкальных инструментах

  • Умение держать ритм в двухголосии

  • Способность принимать участие в играх

3. Слушание:

  • Способность эмоционально воспринимать музыку

  • Умение передавать в движении характер музыки

  • Умение различать двух частную форму

  • Умение различать трех частную форму

  • Способность отображать свое отношение к музыке в рисунке

  • Способность придумывать сюжет к музыкальному произведению

  • Умение музицировать

4. Пение:

  • Способность эмоционально исполнять песни

  • Умение придумывать движения для обыгрывания песен

  • Умение сочинять попевки

  • Умение проявлять инициативу в пении

  • Умение узнавать песни по любому фрагменту.

Для выявления количественных результатов обследования были использованы показатели, аналогичные констатирующему этапу эксперимента.

После анализа протокола обследования были составлены таблицы

№№,7,8

Таким образом, в результате контрольного эксперимента было выявлено, что высокий уровень общего музыкального развития в контрольной группе, занимавшейся без применения технологии аудиального развития, составил 41%, соответственно высокий уровень общего музыкального развития детей экспериментальной группы, занимавшейся с использованием технологии, составил 89%, что на 48% выше.

Результаты представлены в диаграммах, приведенных ниже

Экспериментальная группа



Контрольная группа





Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента наглядно свидетельствуют об эффективности разработанной мной технологии аудиального развития для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка дошкольного возраста. Очевидна целесообразность использования технологии для лучшего усвоения знаний, умений и навыков на музыкальных занятиях с детьми старшего возраста в детском саду.


Заключение


Аудиальное развитие – это предмузыкальное развитие, это фундаментальный уровень, без которого не могут полноценно развиваться музыкальные способности ребенка.

Проведенное исследование показало, что для успешного овладения материала по музыкальному развитию ребенка 5-7 лет необходимо:

- подготовить ребенка к восприятию различной аудиальной информации через собственные ощущения.

  • последовательно усложнять систему работы по аудиальному развитию

  • использовать разнообразные виды музыкальной деятельности,

оптимально сочетая их с техникой аудиального развития

- накапливать опыт познания аудиального мира через слушание и определение звуковой, шумовой и музыкальной информации.


Условия реализации технологии:

1. Длительность музыкальных занятий с применением технологии аудиального развития не должна превышать 25 – 30 минут, в зависимости от возраста детей.

2. Поэтапное введение игр и игровых упражнений по аудиальному развитию.

3. Использование только качественной записи музыки, звуков и шумов.

4. Использование дидактического и яркого наглядного материала.

5. Доброжелательная и непринужденная обстановка на занятиях.

Виды музыкальной деятельности на занятиях могут варьироваться в зависимости от поставленных задач.


Рекомендации по проведению фантазирования были даны выше.

В контрольном и формирующем эксперименте была проделана работа по:

- выявлению уровня развития музыкальных способностей детей контрольной и экспериментальной группы;

- разработана технология использования аудиального развития для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка дошкольного возраста.

- данная технология была успешно апробирована в старшей и подготовительной группе № 16 МДОУ ЦРР детский сад «Сказка».

Вывод:

Использование технологии аудиального развития в музыкальном воспитании детей позволяет ребенку дошкольного возраста:

  • сохранить и развить высокую чувствительность к шумовому, звуковому и музыкальному миру, адекватно реагировать на его качество

  • полноценно развить музыкальные способности

  • развить творческие и коммуникативные способности

  • сохранить и развить субсенсорность (сверхчувствительность) и галографичность (целостное восприятие)



Библиографический список:

1. Асафьев Б. О народной музыке. М., 1987.

  1. Бахтияров Б. Магия звуков. Минск,1984.

  2. Владимиров А.В. золотые струны. М.,1991.

  3. Внеклассная работа по искусству: методические рекомендации. Свердловск, 1991

  4. Грубер Р.И. всеобщая история музыки. М., 1960.

  5. Домрина Е.Н. Беседы о музыке. Л.,1982.

  6. Дошкольное образование. №6. М., 2002.

  7. Дружинин Н.Г. Звучащий свет и светящийся звук. М., 1989.

  8. Зайцев Г.Б. Зарубежное изобразительное искусство Х1Х – ХХ вв.: Взгляд на развитие.

  9. Кок У.Е. Видимый звук. М., 1974.

  10. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа воспитания в детском саду. СПб., 2000.

  11. Левашева Г. Твой друг музыка. Л., 1977.

  12. Лобова А.Ф. Школа самовыражения. Екатеринбург,1998.

  13. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. Екатеринбург, 1998.

  14. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. СПб., 1992.

  15. Музыкальное путешествие /Сост. Е.Л. Даттель. М., 1978.

  16. Расторгуев Б.П. Окно в мир звуков. М., 1978.

  17. Хей Л. Сила внутри нас. М.,1990.

  18. Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского. М.,1987.






Похожие:

Технология использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет на музыкальных занятиях в детском саду iconРежим дня в детском саду. Консультация для родителей Режим дня в детском саду должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию
В разновозрастных группах общие режимные моменты следует начинать на 5-10 мин раньше с более младшими детьми. Режим дня в разновозрастной...
Технология использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет на музыкальных занятиях в детском саду iconПрограмма развития и воспитания детей в детском саду «Детство»
Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной и др...
Технология использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет на музыкальных занятиях в детском саду iconДиагностика художественно-творческого развития детей в детском саду
Интеграция позволяет педагогам и воспитателям формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства,...
Технология использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет на музыкальных занятиях в детском саду iconДорогие Родители!
Для обеспечения преемственности питания в детском саду и дома информируем вас об ассортименте питания ребенка в течении дня, вывешивая...
Технология использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет на музыкальных занятиях в детском саду icon«День здоровья в детском саду». Здоровью цены нет
За окном трескучие январские морозы, а у нас уютно и тепло. Ведь сегодня в мдоу детском саду №35 «Зёрнышко» отмечают День здоровья....
Технология использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет на музыкальных занятиях в детском саду iconТема Содержание работы
У детей вызвана познавательная мотивация, интерес о детском саде. Продолжено знакомство с детским садом как ближайшим социальным...
Технология использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет на музыкальных занятиях в детском саду iconАдаптация ребенка к детскому саду
Огромное значение имеют первые два месяца в жизни ребенка в детском саду. Мы их называем адаптационными
Технология использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет на музыкальных занятиях в детском саду iconК. Е. Тимирязев Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-образным и наглядно-действенным. Поэтому мы стараемся строить в детском саду педагогический процесс на наглядных и пр
Поэтому мы стараемся строить в детском саду педагогический процесс на наглядных и практических методах. Для большей эффективности...
Технология использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет на музыкальных занятиях в детском саду iconКурсовая работа проблемы раннего развития ребенка
Ранее детство (1 – 3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования...
Технология использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка 5 – 7 лет на музыкальных занятиях в детском саду iconКонспект занятия по физической культуре в детском саду
Физкультурные занятия являются одной из основных форм организации двигательной деятельности ребенка в детском саду. Физкультурное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы