Роль сказок в воспитании детей icon

Роль сказок в воспитании детей



НазваниеРоль сказок в воспитании детей
Дата конвертации06.09.2013
Размер90.16 Kb.
ТипДокументы




Роль сказок в воспитании детей.

Что за чудо эти сказки!

Каждая из них – поэма!

А. С. Пушкин

Право же, трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Эти проблемы я пытаюсь разрешить с помощью сказок.

Присутствие вымысла, фантастичности в сказке делает ее более ценной с методической точки зрения по сравнению с другими литературными жанрами. Сказка, наполненная зачаровывающими описаниями чудес, необычными событиями, происшествиями, встречами с волшебниками, феями, ведьмами, обладающими чудодейственной силой, невольно приковывает к себе внимание детей. Истоки привязанности детей к сказкам в том, что сказки удовлетворяют определенные потребности возраста: потребность к перевоплощению, интерес ко всему необычному, таинственному, которое ребенок ощущает в сказке как



обыденное. Ребенок дошкольного возраста, слушая сказку и ощущая существование фантастического героя как реальное, сочувствует ему и переживает то, что описано в сказке. Способность к сопереживанию и воображению рождает самостоятельную творческую деятельность детей, фантазию. Вымысел, всегда присутствующий в сказке, предоставляет ребенку широкие возможности для реализации своей богатой фантазии. При работе со сказкой воспитатель может опереться не только на опыт детей, но и на их фантазию, что способствует расширению содержательной стороны общения. Сказка — это прежде всего поэтический вымысел. Однако этот основной принцип художественного метода сказки отнюдь не отрицает ее связь с действительностью, определяющей идейное содержание сказки, характер ее сюжета, образов, деталей повествования, ее язык. Вымысел в сказке строится, как правило, на совершенно определенной, основанной на действительности почве. Каждая сказка, каким бы фантастическим содержанием она ни наполнялась, рисует реалистичные картины народной жизни. За приключениями сказочных героев встают человеческие судьбы, сказочные конфликты передают сложные бытовые и социальные отношения. Неназойливо автор сказки говорит с маленьким слушателем о трудном выборе честного пути, о горечи одиночества и радости дружбы, о фантомах страха, разъединяющих людей разных стран, и об искренности и доверии как основе мира и счастья на земле. В сказке дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, но высота проявлений, нравственный смысл остаются "взрослыми", подлинными.



Неразрывная связь сказки с жизнью позволяет детям через ситуации, предметы обсуждения, которые присутствуют в сказке, получить опыт, как речевой, так и социальный, который им понадобится в жизни.

Какие же возможности представляет сказка как содержательная основа воспитания, и как она способствует решению задач воспитания.


Сказка является прекрасным материалом для решения развивающих задач. Американский психолог Б.Баттельхайм, отмечая потенциальные возможности сказки для решения развивающих задач, пишет, что детям нужны сказки, ибо они являются необходимой пищей для развития личности.

Сказка — это всегда ненавязчивое воспитание. В лучших своих образах она открывает ребенку мир, суть человеческих отношений, нюансы человеческих чувств — доброты, уважения, сочувствия, товарищества, справедливости, отзывчивости, взаимопонимания, и тем самым несет в себе богатый нравственный потенциал. Важная роль сказки в развитии человеческой души, конечно же, не исчерпывается прямыми учениями. Сказка дает юным читателям на редкость яркий, широкий, многообразный образ мира.

Сказка — это прежде всего иносказание. Хотя в сказках говорится про необычных сказочных героев или про животных, почти всегда, однако, подразумеваются люди, с их реальными жизненными проблемами. Хотя в сказке форма представления явлений особая, сказочная, проблемы, которые стоят за этими явлениями, оказываются тесно связанными с реальностью. Знакомясь со сказкой, ребенок находит ответы на важные для себя вопросы. Что



такое "хороший человек"? В чем красота человека? Как оставить после себя добрый след на земле?

Сказка формирует у ребенка глубоко осознанную необходимость нравственного поведения во всех без исключения видах деятельности. На основе сказок эффективно осуществляется трудовое воспитание. Они формируют готовность и способность творчески трудиться, воспитывают любовь и уважение к труду — своему и чужому, формируют потребность в творческом труде, вырабатывают такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность.

Как же сказка способствует воспитанию красивой речи?

Это, во-первых, умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки «Курочка Ряба» (деду, бабе, курочке или мышке). Попробуйте!

Далее, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет

конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:- придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);



  • - срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

  • - составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.

До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, автор почти к каждому произведению предлагает специально подобранные фразеологизмы и пословицы. Одни из них точно соотносятся с основным смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, мы помогаем ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. К примеру, такая пословица как «Не все коту масленица» дает повод к разговору о древнем славянском празднике масленицы как празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота - быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица. Так, разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, мы расширяем кругозор малыша, его представление о народных традициях и обрядах.




Теперь, когда ясен для ребенка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием.

Для развития речи детей я часто прибегаю к испытанному методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Рукавичка». Предлагаю следующие новые названия - «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т.д.

На опыте я убедилась, что со сказками работа идет в нетрадиционном ключе. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа. Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец, создать элемент неожиданности, загадочности, я прибегаю к довольно редко используемому приему - «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Конечно, я не ввожу для детей столь сложную терминологию (глаголы, существительные), я предлагаю детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: «Жи - бы - де - ба - бы - у ни - ку - ря - сне - ку - ря - и т.д.»




Сказка играет важную роль во взаимосвязи речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаю задания типа «Определите лишнее слово». Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов:

лиса, заяц, избушка, собака, петух - дошкольник определяет, что лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

Сказка должна способствовать и общению. Для этого использую игру-задание «Интервью». Для большей достоверности советую взять в руки «микрофон» (заменитель - ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу - все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.

Нет необходимости убеждать, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека - любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки:



  • дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.



Возвращаясь к сказке, хочу отметить, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

  • учит детей сравнивать, сопоставлять;

  • формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;

  • ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

  • упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

К примеру:

  • «Докажи, что Аленка лучше всех»;

  • «Кого тебе жалко в этой сказке»;

  • «Как бы ты поступил на месте...»;

  • «Как движениями похвалить петушка». Нередко здесь используется игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.



Периодически я как бы показываю ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Буратино. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.

Сказка развивает руки. И это не нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Напомню некоторые приемы, наиболее часто повторяемые:

  • - объемная аппликация - мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;

  • - пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками;

  • - рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;

  • - волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;

  • - монотопия - рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;

  • - «живая» капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;

  • - коллаж - в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природный материал.

Таким образом, сказка является незаменимым материалом для использования ее в качестве содержательной основы ранней ступени обучения. Никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как сказка.






Похожие:

Роль сказок в воспитании детей iconРоль музейной педагогики в воспитании дошкольников
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь...
Роль сказок в воспитании детей iconУчебники на предмет выявления воспитательного содержания сказок; использовать их воспитании чуткости детей
Охватывают в андерсеновских сказках весь мир. Прогрессивная взаимопомогающая сила разлита в окружающий нас жизни и в конечном счете...
Роль сказок в воспитании детей iconСовременное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа
Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение...
Роль сказок в воспитании детей iconРоль воспитателя в музыкальном воспитании детей
Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную...
Роль сказок в воспитании детей iconКонсультация для родителей «Роль отца в воспитании детей»
«Как слово наше отзовётся…» Казалось бы и папа и мама говорят детям одинаковые слова, соответственно и результат должен быть идентичным....
Роль сказок в воспитании детей iconКонсультация Роль сказки в воспитании детей
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь...
Роль сказок в воспитании детей iconСценарий развлечения для детей 2-й младшей группы
В музыкальном зале оформлена выставка «Поляна сказок»: созданы сюжеты из знакомых детям сказок и мультфильмов («Маша и Медведь»,...
Роль сказок в воспитании детей iconТема: «В гости к сказкам»
Побуждать имитировать движения героев сказок. Участвовать в драматизации знакомых сказок
Роль сказок в воспитании детей iconРодительское собрание «Роль семьи в формировании личности»
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья...
Роль сказок в воспитании детей iconПринципы работы
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы