Элективный курс «Экологические системы России» (10 класс)
Элективный курс «Экологические системы России» (10 класс) icon

Элективный курс «Экологические системы России» (10 класс)



НазваниеЭлективный курс «Экологические системы России» (10 класс)
Бородачева Л.Н
Дата конвертации18.04.2013
Размер100.86 Kb.
ТипЭлективный курс
источник



Элективный курс


« Экологические системы России» (10 класс)


Составитель: Бородачева Л.Н.

Учитель: Волкова Н. В.


Пояснительная записка.

Экологическая проблема является глобальной на современном этапе развития мирового сообщества.

Необходимость решения этой проблемы отражено в программных документах и проектах ООН и ЮНЕСКО.

Важнейшим условием преодоления экологического кризиса является формирование нового мировоззрения и экологической компетентности знаний каждого жителя Земли. При этом в базисном учебном плане отсутствует предмет экологии, что обуславливает необходимость данного элективного курса.

Предлагаемая программа, расширяя базисный курс «Основы экологии», более глубоко рассматривает вопросы, касающиеся экологических систем России, и обогащает учащихся новыми знаниями.

В курсе «Экологические системы России» дается характеристика естественных и антропогенных экосистем, раскрывается их многообразие, характерные признаки, структура. В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность учащихся, которая развивает у них экологическое мышление.

Использование разнообразных форм учебно-воспитательного процесса -лекций, семинаров, практических работ, экскурсий -позволяет связать изучаемый курс с жизнью. Работа учащихся с дополнительной литературой, подготовка и защита рефератов способствуют их саморазвитию, самообразованию, самоопределению.

Курс интегрированный, то есть затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с географией и химией. Рассчитан на 34 часа, предназначен для профильной подготовки учащихся 10 классов.

Цель курса: формирование у учащихся знаний о естественных и антропогенных экосистемах России.

Задачи:

  1. Расширить и углубить знания учащихся о структуре, особенностях, многообразии и значении экосистем России.

  2. Ознакомить учащихся с основными мероприятиями, проводимыми по охране экосистем.

  3. Развивать умение сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой, создавать проекты и защищать их.

Ожидаемые результаты.

  1. Получение учащимися знаний о естественных и антропогенных экосистемах России и мероприятиях по их охране.

  2. Развитие познавательной активности, умение создавать проекты, работать с дополнительной литературой, сравнивать, анализировать и делать выводы.



Формы отчетности.

1. Разработка и защита проектов озеленения своего города (школы, классы, квартиры).

2.Написание и защита рефератов. 3.Итоговое тестирование.


Содержание курса

Введение (З ч)

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды их обитания. Вклад К. Линнея, Ж,-Б. Ламарка, Т. Мальтуса, Ч. Дарвина в развитие экологии. Вклад русских учёных (А. Т. Болотова, Н. И. Вавилова, В. В. Докучаева, В. И. Вернадского, В. Н. Сукачёва и др.) в развитие экологии. Экологические «законы» Барри Коммонера. Причины тяжёлого экологического положения в России. Проблемы экологии России. Методы экологии. Структура экологии: общая экология и прикладные эко­логические науки. Защита рефератов на тему «Экологическая ситуация в моем городе».

Экосистемы (4 ч)

Общая характеристика экосистем. Состав экосистем: живые организмы (автотрофы и гетеротрофы) и абиотические факторы.

Взаимосвязь компонентов экосистемы. Типы экосистем: естественные и антропогенные. Биомная классификация экосистем. Популяция как элемент экосистемы. Биологическая продуктивность экосистем. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем. Почва. Разнообразие почв России. Защита рефератов на тему:

  1. «Основные типы гетеротрофных экосистем в вашей местности»

  2. «Живые организмы накопители различных элементов»

  1. Решение экологических задач и упражнений по теме «Законы биологической продуктивности».

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ^ ЭКОСИСТЕМЫ РОССИИ (11 Ч)

Экологическое равновесие в естественных экосистемах. Взаимодействия между организмами: горизонтальные (конкуренция и взаимопомощь), сигнальные взаимоотношения (зрительные, звуковые, химические), вертикальные взаимоотношения (хищник -жертва, хозяин - паразит); мутуализм. Типы поведения организмов. Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.

^ Биологическая индикация.

Многообразие естественных экосистем, их характерные признаки, особенности, видовое разнообразие, значение. Характеристика экосистем леса, степи, пустыни, луга, тундры, горных экосистем, экосистем пресных


водоёмов и морских экосистем. Мероприятия по охране естественных экосистем. ^ Рациональное использование пресноводных экосистем.

Демонстрация таблиц с изображением различных экосистем; просмотр видеофильма «Экологические системы».

Защита рефератов на тему

  1. «Язык химических сигналов у растений и животных»

  2. «Роль конкуренции в экосистеме»

  3. «Влияние человека на экосистемы и экологические структуры»

  4. «Рациональное природопользование - путь к сотрудничеству человека и природы»

  5. Контрольный тест «Естественные экологические системы»

^ АНТРОПОГЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ (14 Ч)

Сельскохозяйственные экосистемы, их общая характеристика. Факторы, влияющие на структуру экосистем. Ресурсы агроэкосистем, их классификация и значение. Сельскохозяйственное загрязнение: стоками животноводческих ферм, пестицидами, тяжёлыми металлами, загрязнение почвы и продуктов питания нитратами. Мероприятия по охране сельскохозяйственных экосистем. Энергоснабжение в сельском хозяйстве. Зеленые революции.

Городские экосистемы: характеристика и особенности. Промышленное загрязнение среды: химическое, биологическое, тепловое, радиационное, электромагнитное. Мероприятия по охране городских экосистем. Экология автомобильного транспорта. Зелёные насаждения города. Квартира как экосистема.

Экскурсия в Эколого-биологический центр города Камышина с целью ознакомления с экологическими проблемами города и района.

Демонстрация видеофильма «Экология. Охрана природы».

РАЗРАБОТКА И ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ СВОЕГО ГОРОДА (ШКОЛЫ, КЛАССА, КВАРТИРЫ) (2 ч)

^ Решение экологических задач и упражнений Защита рефератов на тему:

  1. «Возможно ли сельское хозяйство при отказе от химии?»

  2. «Роль леса и других естественных экосистем в структуре сельскохозяйственного ландшафта»

  3. «Севообороты и их экологическая роль»

  4. «Природа спасает город. (О роли зеленых насаждений для улучшения городской среды)

  5. «Экология города, в котором я живу»

  6. «Завяжи трубу узлом» (Опыт внедрения малоотходных, экологически безопасных технологий в промышленности)

  7. Тестовый контроль «Агроэкосистемы. Антропогенные экосистемы»



Тематическое планирование курса



п/п

Тема

Оощее кол-во часов



Из них

Теория

Практика

Семинар

Итоговый контроль

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение

3

2

-

1

-

2

Экосистемы

4

2

1

1

-

3

Естественные экосистемы

11

8

-

2

1

4

Антропогенные экосистемы

14

10

1

2

1

5

Закрепление

2

.

-

1

1




Всего

34

22

2

7

3



Рекомендуемая литература

  1. X.Адольф, Т. А. Заповедными тропами. - М.: Просвещение, 1980.

  2. Акимова, Т. А., Хаскин, В. В. Экология. - М.: Юнити, 1999. Ъ.Бопдареико, И. А, Тесты по общей биологии. - Саратов: Линей, 1999. 4. Голубев, И. Р., Новиков, Ю. В, Окружающая среда и ее охрана. - М.:

Просвещение, 1985.

З.Захлебный, А. П., Суравегипа, И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.

б.Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. - М.: Устойчивый мир, 2000.

1.Муравей, Л. А. Экология и безопасность жизнедеятельности. - М: Юнити, 2000.

^.Петров, К. М. Экология человека и культура. - СПб.: Химиздательство, 1999.

9] Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 1981.


Объяснительная записка

В связи с тем, что на реализацию этой программы в учебном плане выделен 1 час в неделю (всего 34 часа в год) содержание программы дополнено следующими теоретическими вопросами:

1. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность
экосистем. Почва. Разнообразие почв России.

  1. Типы поведения организмов (стратегии)

  2. Биологическая индикация

  3. Биологическое разнообразие.

  4. Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.

  5. Рациональное использование природных экосистем.

  6. Энергоснабжение в сельском хозяйстве. Зеленые революции.

А также увеличилось количество часов на практические занятия и семинары, т.к. активные формы обучения способствуют развитию личности учащихся и обеспечивают ее успешную социализацию в современном мире.




Похожие:

Элективный курс «Экологические системы России» (10 класс) iconЭлективный курс «Решение уравнений и неравенств с параметрами». (в рамках предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса)
Этот элективный курс посвящён решению задач с параметрами
Элективный курс «Экологические системы России» (10 класс) iconЭлективный курс по математике, 10 класс Решение уравнений и неравенств с параметрами 2012 2013 учебный год Пояснительная записка
Охватывает весь курс школьной математики
Элективный курс «Экологические системы России» (10 класс) iconЭлективный курс «Химия на приусадебном участке» 10-11 класс
Курс построен в свете современных требований к повышению сельскохозяйственной грамотности населения, нацеленной на развитие агропромышленного...
Элективный курс «Экологические системы России» (10 класс) iconЭлективный курс по химии: «Творим и изучаем вместе на занятиях по химии» для учащихся 9 класса
Элективный курс призван развивать интерес к химии, развивать аналитические способности учащихся, расширять их кругозор, формировать...
Элективный курс «Экологические системы России» (10 класс) iconДокументы
1. /Элективный курс/ЭК 9 кл.doc
2. /Элективный...

Элективный курс «Экологические системы России» (10 класс) iconЭлективный курс "Проценты на все случаи жизни", 10 11 класс
Ловушкина Светлана Николаевна, учитель математики нчоу частная Школа Ювента, г. Санкт – Петербург
Элективный курс «Экологические системы России» (10 класс) iconЭлективный курс «Микробиология 10-11 класс»
Российская академия образования. Библиотека Элективных курсов. Г. Н. Панина, Я. С. Шапиро. «Микробиология 10-11 классы». Издательство...
Элективный курс «Экологические системы России» (10 класс) iconЭлективный курс по информатике и икт, 10 класс Практикум решения задач по информатике
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Элективный курс «Экологические системы России» (10 класс) iconЭлективный курс по информатике и икт, 11 класс Практикум решения задач по информатике
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Элективный курс «Экологические системы России» (10 класс) iconЭлективный курс «офп» по физической культуре для учащихся 9 классов
Календарно-тематическое планирование на элективный курс «офп» по физической культуре для учащихся 9 классов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы