Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого icon

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого



НазваниеМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого
Урсан Ирина Викторовна
Дата конвертации08.04.2013
Размер91.49 Kb.
ТипДокументы
источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого


«Выявление и развитие музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения ».


Исполнитель: Урсан Ирина Викторовна,

преподаватель по кл. ф-но


Сургут

2013

Введение.

В настоящее время в наших музыкальных школах осуществля­ется интересная экспериментальная работа по творческому внедре­нию новых музыкально-воспитательных методов в процессе инди­видуального обучения детей.

Но, к сожалению, несмотря на поиски новых путей воспитания музыкантов, продолжают жить устаревшие формы и ме­тоды преподавания, тормозящие музыкальное развитие детей. За­частую ориентация педагогов на воспитание профессионала­-исполнителя тормозит широкое музыкальное развитие детей, снижа­ет интерес к музыке.

Одной из центральных задач современной музыкальной педаго­гики является поиск средств и приемов интенсификаций музыкаль­но-слухового и творческого развития начинающих музыкантов.

Все больше подтверждается важнейшее положение о первосте­пенной необходимости развития музыкально-слуховых способно­стей, как основы для дальнейшего воспитания исполнительных на­выков.

Особое место отводится развитию музыкального мышления ученика, достигаемого систематическим совершенствованием навы­ков музицирования. На видное место выдвигаются вопросы слухо­-творческого воспитания.

Прежде чем начать обучение ребенка игре на музыкальном инструменте, необходимо прове­рить его музыкально-слуховые данные. Полученные в первичном общении сведения ни будут исчерпывающими, однако, помогут в выборе путей начального обучения.

Компонентами музыкально-исполнительного дарования ребен­ка являются, с одной стороны, комплекс природных физических му­зыкально-слуховых данных, и с другой стороны - развивающихся музыкально- исполнительских способностей.

К первому комплексу относятся показатели музыкального слу­ха, ритма, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Второй комплекс объемнее, многограннее и включает в себя музыкально-исполнительские и общие способности. Здесь может идти речь и о таких качествах, как творческая инициатива при вос­питании музыки, эмоционально-слуховая чуткость при прочтении авторского текста, четкость и быстрота исполнительских реакций, организованность в работе, воля к преодолению трудностей и т.д.


^ Как проявляются врожденные слуховые данные на прием­ных испытаниях в первый класс?

Действующие доныне методы обнаружения природных данных, далеко не полностью удовлетворяют требования объективной оценки возможностей ребенка. Опыт показывает, что нередко дети, не выявившие на приемных испытаниях достаточно определивших­ся музыкально-слуховых данных, впоследствии, в процессе обуче­ния, успешно развиваются в музыкальном отношении. И наоборот, наличие хороших слуховых возможностей не всегда означает даль­нейшее успешное музыкальное развитие ученика.

Проверка музыкально-слуховых данных помогает определить лишь начальный, (пока еще не до конца распознанный) уровень музы­кально-слуховых возможностей - первичных предпосылок для будущего обучения игре на инструменте. При этом часто удовлетво­ряются лишь первыми реакциями - ответами ребенка на предложен­ные ему задания по проверке слуха (пение), ритма (отстукивания) и памяти (запоминание мелодии). У детей, имеющих хорошие данные и обладающих достаточной ориентацией, такая проверка чаще всего создает объективную картину имеющихся возможностей.

Дети же не имеющие музыкально-слушательского и певческого опыта и по особенностям своего темперамента робкие и заторможенные в таком схематически проведенном испытании проявляют слабую слуховую ориентацию.

Таким образом, распространенная форма проверки слуховых данных нуждается в совершенствовании и существенном дополне­нии, ибо с помощью современных музыкально-психологических на­блюдений и практического опыта установлено, что один из важней­ших компонентов выпадает из сферы такой проверки.

Наиболее полно слуховые данные детей, их проявление в об­ласти восприятия музыки и оценки ее выразительных возможностей обнаруживаются в обстановке работы подготовительных групп в музыкальных школах. В этих условиях дети выявляют зачатки мно­гогранного комплекса музыкально-слуховых способностей, необхо­димых для будущего обучения игре на инструменте. К этим способ­ностям, кроме эмоциональной отзывчивости на музыку, следует от­нести такие музыкально-психологические свойства, как степень ус­тойчивости слухового внимания, быстрота эмоциональной реакции на разнохарактерные музыкальные образы, четкость двигательной реакции на ритмические образы, чистота и выразительность интони­рования в пении.


^ Как определяются слуховые задатки?

Звуковысотный мелодический слух выявляется с помощью различных форм пения. Какие должны быть требования к подбору пе­сенного материала? Сначала предлагается спеть знакомые мелодии. Нередко это сложные интонационные и ритмические мелодии, которые не дают возможности выявить слуховые данные. В таких слу­чаях следует предложить другие более доступные мелодии на мате­риале знакомых, потом и не знакомых мелодий. Регистр должен быть удобен и к этому следует отнестись особо внимательно. Не­редко в число «гудошников» причисляются дети с «не стандартным» голосовым диапазоном. Структура доступных, легко воспринимаемых малоразвитым слухом мелодий и фраз должна быть поначалу представлена в преобладающем посте­пенном нисходящем движении с устойчивым завершении на тонике («Василек», «Во поле береза»).

Ритмическое чувство устанавливается при проверке слуха в пе­нии. Обычно ясно выраженные слуховые данные проявляются у де­тей не только в чистоте интонирования, но и активном отношении к ритму, в движении. Специальные ритмические задания следует да­вать исходя из восприятия звучащего ритмического образа.

При испытании ритмических способностей, следует особое внимание уделять ощущению пульсации, другими словами равно­мерности ритмических долей.

Испытание слуховой памяти не является самостоятельной обла­стью выявления слуховых задатков. Свойства этой памяти обнару­живаются в процессе пения мелодических построений различной протяжённости. Весьма существенны показатели в области музы­кально-образной памяти, т.е. способности запоминанию музыки ­проверяется на занятиях по слушанию музыки и последующему ее узнаванию.

Первые уроки, на которых начинается общение с инструмен­том, вводят ребенка в мир мелодических образов. Исполнение на протяжении одного - двух месяцев обучения лишь одноголосых ме­лодий можно объяснить не только технической доступностью игро­вого процесса, сколько необходимостью слухового восприятия учеником выразительной сущности мелодики. Если прочтение литера­турного текста ассоциируется у первоклассника с уже приобретёнными понятиями, то при первом «прочтении» даже самой простой

мелодии зарождение музыкально-образных связей происходит не столь непосредственно. Чем ближе ученику интонационный строй мелодии, тем и увлечение быстрее он схватывает и исполняет ее.

Сделать новую для ребенка мелодию доступной его восприятию, можно лишь с помощью приобщения его к ее образно интонацион­ному смыслу, не случайно игра разбираемой мелодии без предвари­тельной подготовки слуха к ее восприятию, у многих детей превра­щается просто в исполнение нот, лишенных музыкального смысла.

Настройка слуха ученика на осмысленное восприятие мелоди­ческих интонаций способствует эмоционально яркому исполнению мелодии. Выразительное интонирование мелодии естественно со­прикасалось с ее ритмическим характером. Однако область ритма не ограничивается ее связью с мелодической интонацией.

Ритм как организация звуков во времени проникает в различ­ные элементы музыкальной ткани произведения. Как выразительное средство музыки, он воспринимается детьми с особой непосредственностью. Это более всего заметно при исполнении ими песенных, плясовых, игровых пьес. В лучшей му­зыкальной литературе для детей так выпукло ощущается ритмиче­ская жизнь музыкальных произведений, что чаще всего именно че­рез ритм ярко воспринимают его образное содержание в целом. Особенно это относится к произведениям моторных жанров, в кото­рых выразительные возможности ритма проявляется с наибольшей силой.


^ Что же должно лечь в основу развития чувства музыкаль­ного ритма с первых шагов обучения ребенка?

Раскрытие образно-эмоциональной сущности ритма - вот ос­новное направляющее начало в воспитании у детей навыков слухо­вого восприятия ритма.

Подобно тому, как живая мелодическая интонация может интерпретироваться лишь в связи с образностью мелодии, живой ритм находит свое индивидуально-характерное воплощение в различных по жанру, форм: фактуре, ритмическому рисунку, произведениях, в то числе и легчайших, разучиваемых детьми.


^ Как же формируется чувство музыкального ритма у детей?

Уже при изучении одноголосых мелодий прививаются началь­ные навыки метрической точности и ритмической выразительности исполнения. В первых песенных отрывках дети соприкасаются с различными длительностями. Зачастую им чисто арифметически объясняют, что такое целая нота, а потом рассказывают о ее дробле­нии на половинные и четвертные. Такое схематическое пояснение никак не согласовывается с главной стороной познания ритмики, ­слышанием разных длительностей в их связи друг с другом. Ведь восприятие ритма детских произведений начинается с одноголос­ных песен, связано в первую очередь со слышанием естественного ритмичного движения при чередовании простейших длительно­стей - четвертей, восьмых, половинных нот. Четвертная нота явля­ется для слуха не частью целой ноты, а самостоятельной метриче­ской единицей, с которой начинается слуховое различие длительно­стей. Звучание длительностей во времени может ассоциироваться у ребенка с такими наглядными временными представлениями: чет­верть - шаг, восьмые - легкий бег, половинные - остановка. Про­стой ритмический рисунок станет близким восприятию ученика, если мы подтекстуем его при­мерно так: «шаг, шаг, шаг, шаг, побежали, побежали, стоп - стоп».

Счет в той форме, в какой он чаще всего применяется, т.е. от­счет буквально всех, в том числе и мелких длительностей, далеко не всегда помогает детям контролировать точность звучания во време­ни различных метрических группировок. Нередко в практике на­блюдается случаи, когда счёт не обеспечивает ритмичности испол­нения, а, следуя за ритмо-техническими неровностями игры учени­ка, сам бывает не ритмичен.

Исходя из того, что слышание четвертой ноты как основной временной единицы, является наиболее естественным способом из­мерения длительности, уже с начального обучения сам счет следует вести по четвертным нотам.

В дополнение к счету полезно использовать другие приёмы ра­боты над ритмом, прочно закрепляющие точность пульсации четвертей. Например, педагог играет одноголосные мелодии с чередованием в них четвертных, восьмых и половинных нот, а ученик хлопками в ладони или счетом отмечает пульс четвертных нот; или еще до исполнения новой мелодии на инструменте ученик предва­рительно глядя на ритмический рисунок мелодии, хлопками отсчи­тывает четвертные ноты и одновременно говорком на слоги «ля» или «та» воспроизводит полностью все длительности.

Ритмически устойчивому исполнителю мелодий, а затем и не­сложных пьес, способствует такая фактура произведений, в которых преобладает равномерное движение повторяющихся метрических группировок. Усвоение учеником элементарных ритмических ком­бинaций в одноголосных мелодиях переходит далее в приобщение его к новой, более сложной области разносторонних проявлений ритма.

Значительное влияние на развитие чувства ритма оказывает иг­ра ученика в ансамбле с педагогом. Первой ступенью такой ансамб­левой игры является исполнение учеником партии правой руки, а педагогом левой и наоборот. Необходимо отметить, что в воспита­нии чувства музыкального ритма и выработке навыков ритмически выразительной игры следует исходить из чуткого слухового воспри­ятия учеником закономерностей ритма в произведении и их естест­венного исполнительского воплощения в доступных детям приемах.

В процессе работы над произведением, следует иногда времен­но видоизменять фактуру сопровождения. Исполняя партии обеих рук одновременно, ученик должен особо внимательно прислуши­ваться к местам перехода на новую гармонию.

Для более развитых учеников в слуховом отношении можно рекомендовать игру гармонического сопровождающего фона при мыс­ленном или явном напевании мелодии.

Таким образом, развитие гармонического слышания уже с пер­вых лет обучения открывает новые горизонты в музыкально­-художественном воспитании юного музыканта.


Используемая литература.

  • Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». Издание 3. М.: «Музыка», 1981.

  • Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста», Изд. Кифара, 2002.

  • Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста». М. «Сов. Композитор», 1989.

  • Цыпин Г.М. «Музыкант и его работа», М. «Сов. Композитор»,1988.




Похожие:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого iconДепартамент культуры молодежной политики и спорта Администрации города Сургута Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого Конспект открытого урока
...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого iconПоложение открытого республиканского конкурса творческих работ, посвященного 180-летию А. П. Бородина
Казанский (Приволжский) федеральный университет; фгоу впо «Казанский государственный университет культуры и искусств»; гаоу дод «Республиканский...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей «Заречье»
Свидетельство о государственной аккредитации – регистрационный номер 0199 от 22. 03. 2010 года. Мбоу дод «Заречье» образовательное...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого iconТема Виды и свойства бумаги Цель
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования для детей...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение мбоу дод"Детская школа искусств им. Ф. Ахмадиева" Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого iconОбщие положения Организация образовательного процесса
«Центр дополнительного образования детей Краснояружского района» переименовано в муниципальное образовательное учреждение дополнительного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого iconПоложение о приеме граждан в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества микрорайона Танкодром»
Настоящее Положение о приеме граждан в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого iconОтчет о результатах деятельности муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Набережные Челны «Детская школа искусств» иоб использовании закрепленного за ним муниципального имущества
Отчет о результатах деятельности муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей города...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого iconМуниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Баганский Дом детского творчества
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы