Моу ветлужская средняя общеобразовательная школа Проект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. icon

Моу ветлужская средняя общеобразовательная школа Проект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака.



НазваниеМоу ветлужская средняя общеобразовательная школа Проект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака.
Дата конвертации03.04.2013
Размер262.05 Kb.
ТипДокументы
источник

МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа


Проект

группового логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи


Тема занятия: Обозначение мягкости согласных

на письме при помощи мягкого знака.


Группа: Акустическая дисграфия, обусловленная

фонетико-фонематическим недоразвитием

речи, 2 класс.

Выполнила: учитель-логопед МОУ ВСОШ

Ягилева Светлана Леонидовна


г. Ветлуга

2008-2009 учебный год

1

  1. Диагностика уровня развития и обученности детей.


Диагностика уровня развития речи (фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи) проводилась по методике Фотековой Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников».

Результаты диагностики показали уровень развития:

  1. Фонематическое восприятие:

  • в соответствии с нормой – 2 человека (28%),

  • ниже нормы – 5 человек (72%).




  1. Артикуляционная моторика:

  • в соответствии с нормой – 5 человек (72%),

  • ниже нормы – 2 человека (28%).




  1. Звукопроизношение:

  • в соответствии с нормой – 6 человек (86%),

  • ниже нормы – 1 человек (14%).




  1. Слоговая структура слова:

  • в соответствии с нормой – 6 человек (86%),

  • ниже нормы – 1 человек (14%).




  1. Грамматический строй речи:

  • в соответствии с нормой – 5 человек (72%),

  • ниже нормы – 2 человека (28%).




  1. Словарный запас и навыки словообразования:

  • в соответствии с нормой – 5 человек (72%),

  • ниже нормы – 2 человека (28%).




  1. Развитие связной речи:

  • в соответствии с нормой – 5 человек (72%),

  • ниже нормы – 2 человека (28%).

Уровень развития данных сторон устной речи каждого ребенка отражен на речевых профилях (приложение).


Диагностика нарушений письменной речи проводилась в форме диктанта, который выявил типологию специфических ошибок письменной речи.


Диагностика мотивации, саморегуляции (умение принимать и удерживать учебную задачу), словесно-логического мышления, уровня внимания, зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти проводилась классными руководителями в сотрудничестве с психологом.


2


  1. Психолого-педагогическая характеристика группы.


Это группа детей – учащихся 2-х классов - с нарушениями письменной речи, обусловленными фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В группе 7 человек.

Группа сформирована в мае 2007-2008 учебного года по результатам контрольных работ по русскому языку и чтению (контрольное списывание, диктант, проверка навыка чтения). Некоторые дети посещали логопедические занятия по коррекции звукопроизношения в детском саду (3 человека) и в течение года в школе (2 человека).

Дети данной группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы по русскому языку и чтению вследствие недостаточной сформированности ре­чевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Это проявляется в:

^ I. Нарушениях фонетико-фонематического компонента ре­чевой системы.

1. Произношение звуков в пределах нормы (4 чел.) или недостаточно внятное, «смазанное» (2 чел) и ниже нормы (1 человек).

2. Недостаточная сформированность фонематических процессов (не сформированы навыки звукового анализа и синтеза).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента рече­вой системы.

1. Лексический запас без грубых нарушений. У некото­рых детей возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыс­лу и т.п.

2. Грамматический строй в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтакси­ческих конструкций.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.


Вследствие этого по данным диагностического диктанта и проверки навыка чтения у детей данной группы наблюдаются:

а) трудности овладения письмом и чтением - наличие специфических (дисграфических) ошибок на фоне большого количества разнообразных других. В основном это

ошибки звукового анализа:

    • пропуски (снки- санки, кичат- кричат, девча- девочка) – 6 человек,

    • перестановки (чунал- чулан, корвом- ковром, нагалух- на лугах) – 1 человек,

    • вставки (шекола- школа, ноябарь- ноябрь, сахахрный, Аавгуст) - 1 человек;

ошибки фонематического восприятия:

    • смешение букв по акустико-артикуляционному сходству (дедошка, клёква, самолют, тавно, деди, долко) – 4 человека,

    • ошибки при обозначении мягкости согласных при письме: при помощи гласных букв – 2 человека, при помощи Ь – 4 человека;

смешение букв по кинетическому сходству ( тетродь, рыдоловы, стешил, дорохки, февраяь, Габота над ошибками) – 5 человек;

3

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе);

в) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;


По данным диагностик классных руководителей и психолога детей можно разделить на две группы:

- средний уровень (3 человека),

- низкий уровень (4 человека).

Дети среднего уровня не всегда сразу могут сосредоточиться на учебной задаче и решать её, не отвлекаясь. Они не обладают навыками целеполагания. Иногда учителю нужно несколько раз повторить свои требования, чтобы учащиеся могли их выполнить. При возникновении трудностей прибегают к помощи учителя или других учащихся.

Эти учащиеся не всегда способны отделить существенные признаки от несущественных, выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания, осуществить простейшие мыслительные операции без опоры на наглядность. Ответы их бывают неполные, неточные, не всегда хватает словарного запаса, чтобы связно выразить свои мысли. Недостаточно развита мелкая моторика.

Это дети, у которых процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Внимание неустойчивое. Объём внимания средний. Произвольное внимание развито недостаточно. Преобладает механическая память.

Эти дети не сразу усваивают учебный материал. Для усвоения нужно повторять правила, определения, рассуждения несколько раз.

Не всегда верно выделяют признаки, анализируют, сравнивают, находят различия, классифицируют, обобщают.

Эти дети в основном уравновешены, способны к волевому усилию, соблюдают правила поведения, любят учиться и трудиться.

Дети низкого уровня пришли в школу неподготовленными: имели низкий словарный запас, не могли ориентироваться в пространстве, отсутствовали элементарные представления об окружающем мире, была очень плохо развита мелкая моторика.

Несмотря на проведенную работу, в настоящее время эти дети с трудом усваивают учебный материал по русскому языку и чтению. Часто не могут сосредоточиться на учебной задаче, отвлекаются в ходе её решения. Требования учителя выполняют не всегда. При возникновении трудностей могут оставить задание, не выполняя его. Обобщать свои знания не могут. Не способны выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания. Простейшие мыслительные операции выполняют с опорой на наглядность. Работоспособность низкая, работать в одном темпе с классом во время урока не могут.

У этих детей непроизвольное внимание, объем, концентрация, устойчивость внимания низкие. Отсутствует способность к длительной и стойкой сосредоточенности. Быстро появляется утомление. У этих детей кратковременная память. Этой группе детей необходимы упражнения с комментированием, частое повторение правила, большой объем практической работы над ним.


В целом дети данной группы охотно посещают логопедические занятия, активно работают.


4

^ III. Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся.


1) При наборе в группу:

    • 6 человек не разграничивали, путали понятия «слог, слово, звук, буква»,

    • 4 человека не знали, чем отличаются гласные и согласные звуки,

    • 3 человека не дифференцировали на слух твердый и мягкий согласные звуки,

    • 6 человек допускали ошибки при определении порядка звуков в слове, особенно в словах со стечением согласных ( стол, Мурзик, утро),

    • 2 человека допускали ошибки при определении порядка звуков в слове в словах без стечения согласных (работа, сорока) – пропускали гласные звуки,

    • все дети при письме под диктовку допускали специфические ошибки письменной речи (ошибки, не регламентируемые правилами орфографии),

    • все дети имели лексический запас в пределах возрастной нормы, допуская ошибки, выражающиеся в смешении слов по смыслу,

    • у всех детей грамматический строй речи в пределах возрастной нормы,

    • 2 человека не умели обозначать при письме под диктовку границы предложений.

2) В настоящее время:

  • дети знают и различают понятия «слово, звук, буква»,

  • 1 человек путает понятия «звук – буква»,

  • 3 человека не разделяют понятия «слог – слово», хотя умеют делить слова на слоги,

  • все дети знают, чем отличаются гласные и согласные звуки,

  • 2 человека не всегда правильно определяют, какой звук: гласный или согласный,

  • все дети дифференцируют на слух твердые и мягкие согласные звуки,

    • 2 человека допускают ошибки при определении порядка звуков в словах со стечением согласных,

    • 1 человек допускает ошибки при определении порядка звуков в словах без стечения согласных,

    • 1 человек не умеет обозначать границы предложений (заглавная буква),

    • все дети по-прежнему допускают специфические ошибки при письме под диктовку, но количество таких ошибок уменьшилось.


3) Знания и умения по данной теме.

Дети знают:

  • понятия:

- слово,

- слог,

- звук,

- буква,

- гласный и согласный звук,

- твердый и мягкий согласный звук,

  • различные способы обозначения мягкости согласных звуков на письме:

- с помощью гласных букв второго ряда (я, ё, е, ю, и),

- с помощью Ь.

5


Дети умеют:

  • различать гласный и согласный звуки,

  • различать твердые и мягкие согласные звуки,

  • обозначать мягкость согласного с помощью букв я, ё, е, ю, и,

  • составлять слово из отдельных звуков (владеют навыками звукового синтеза),

  • делить слова на слоги (владеют навыками слогового анализа),

  • определять порядок звуков в слове (владеют навыками звукового анализа).



6


IV. Тема, цели, задачи, оборудование занятия.


Тема занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака.


Цели и задачи занятия:

  1. закреплять умение различать на слух твердые и мягкие фонемы;

  2. учить обозначению мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака;

  3. развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу;

  4. развивать слуховую память и слуховое восприятие;

  5. расширять словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Зима».


Тип занятия: коррекционное занятие.

Оборудование:

    • для учителя: плакат «Мягкий знак – показатель мягкости», предметные картинки КОНЬКИ, ГОЛУБЬ, ЕЛЬ, КАЛЕНДАРЬ, схемы слов, карточки со словами «декабрь, январь, февраль, морозы, метель, оттепель».

    • для учащихся: звукобуквенные линейки, карточки с деформированным текстом, карточки – смайлики.



^ V. План занятия с хронометражем.


I этап: Организационный момент – 1 минута.

II этап: Постановка целей и задач занятия – 3 минуты.

III этап: Актуализация ранее полученных знаний – 2 минуты.

IV этап: Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов – 13 минут.

V этап: Физкультминутка – 1 минута.

VI этап: Работа со словосочетаниями – 7 минут.

VII этап: Работа с текстом – 7 минут.

VIII этап: Подведение итогов занятия – 1 минуты.


7


^ VI. Конспект занятия с теоретическим обоснованием.



Ход занятия

Обоснование деятельности учителя

^ Прогнозирование деятельности учащихся


Организационно-мотивационный этап


I. Оргмомент

- Здравствуйте! Начнем наше занятие. Дополните предложение:

- На занятии наши глазки внимательно смотрят и все… (видят), ушки внимательно слушают и все…(слышат), голова хорошо…(думает).

- Молодцы, а сейчас сядет тот, чье имя начинается

- с гласной буквы;

- с мягкого согласного звука;

- с твердого согласного звука.


- Сядьте правильно, откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.


^ II. Постановка целей и задач занятия

- Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетради:

У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдет – гвоздь упадет.

(Сосулька)

- Назовите в этом слове мягкий согласный звук ( [л,] )

- Где в слове находится этот звук?

(В середине слова)

- Запишите слово.

- Как обозначена мягкость согласного [л,] на письме?

(С помощью Ь)

- Подчеркните Ь.


- Что за дерево:

И лето, и зиму зелено? (Ель)

- Назовите в этом слове мягкий согласный звук ( [л,] )

- Где в слове находится этот звук?

(В конце слова)

- Запишите слово.

- Как обозначена мягкость согласного [л,] на письме?

(С помощью Ь)

- Подчеркните Ь.


- Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

- Какой звук вы слышите на конце слова? (Мягкий согласный [р,] )

- Запишите слово.

- Как обозначена мягкость согласного [р,] на письме?

(С помощью Ь)

- Подчеркните Ь.


- Как вы думаете, о какой букве пойдет речь сегодня на занятии? (Ь)


- Что мы будем делать?

- Какую цель мы перед собой поставим? (Учиться писать Ь в словах и предложениях).

- Да, мы будем учиться писать Ь в словах, обозначать с помощью Ь мягкость согласных на письме.


^ III. Актуализация ранее полученных знаний

- Рассмотрите таблицу, которую мы составили на прошлом занятии, и вспомните правило, которое мы с вами сформулировали.




Методы стимулирования и мотивации. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности.

^ Цель: - создание положительного эмоционального климата;

- развитие слухового восприятия;

Форма работы: фронтальная.

Созданию положительного эмоционального настроя способствует то, что дети с первых минут включаются в активную деятельность.


Задания помогают плавно перейти к теме занятия.

Цель: - формирование мотивационного компонента учебной деятельности,

-стимулирование мыслительной деятельности детей,

- привлечение внимание детей к изучаемой букве,

- пробуждение у детей интереса к занятию.


^ Форма работы: фронтальная.


Методы организации познавательной деятельности: частично-поисковые (практические действия учащихся по выделению буквы занятия).


Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения


^ Цель: текущая проверка ЗУНов учащихся.

Форма работы: индивидуальная.


Таблица составлена детьми под руководством учителя на предыдущем занятии. Она помогает осуществить дифференцированный подход к учащимся: дети, достаточно хорошо усвоившие эту тему, рассказывают правило самостоятельно, остальные - по опоре.



Дети дополняют фразы логопеда.


Тот ребенок, чьё имя начинается с заданного звука или буквы, поднимает руку, называет звук (букву) и садится на место.

Дети открывают тетради, записывают дату.


Дети слушают загадки; отвечают на вопросы логопеда;

записывают слова-отгадки в тетрадь.


Дети сравнивают записанные слова, выделяют букву, встречающуюся во всех словах


Дети отвечают на вопросы логопеда, формулируют цель занятия.


Дети рассказывают правило с опорой на таблицу «Мягкий знак – показатель мягкости»:

- Мягкий знак может стоять в конце слова и в середине слова. Он не обозначает звука и служит для обозначения мягкости согласных.



Операционно-исполнительский этап



^ IV. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.

1) развитие фонематического синтеза

- Отгадайте слово: сначала [л,], потом [д,], потом [и], потом [н], потом [а]. (Льдина)

- Запишите слово в тетрадь с комментированием.


2) развитие фонематического анализа

  • Отгадывание слова.

- Это слово – часть суток.

- Какие части суток вы знаете? (Утро, день, вечер, ночь)

- Чтобы отгадать, какую часть суток я загадала, вы можете задать мне вопросы о звуках и буквах этого слова.


- Запишите слово в тетрадь с комментированием.



  • Работа со звукобуквенной линейкой.

- Послушайте слово и покажите на линейке:

Сколько звуков в этом слове?

Сколько букв в этом слове?

На каком по счету месте нужно писать Ь?

Почему?

( Логопед по очереди называет слова ДЕНЬКИ, ДЕКАБРЬ, ГУСЬ)


- Запишите слова в тетрадь самостоятельно.


  • Развитие позиционного анализа.

На доске картинки: коньки, голубь, ель, календарь.

- Возьмите картинку, название которой состоит из одного слога. (Ель)

- Какой согласный звук на конце слова? ( [л,] )

- Как он обозначается на письме?

( С помощью букв Л и Ь)

- Возьмите картинку, в названии которой после звука [а] слышится [р,].

( Календарь)

- Какую букву вы напишите в конце слова? (Ь)

- Почему?

- Возьмите картинку, в названии которой звук [у] слышится перед звуком [п,]. (Голубь)

- Какие буквы вы напишите в конце этого слова?

- Почему?

- Назовите оставшуюся картинку. (Коньки)

- Как мы обозначим на письме мягкость согласного звука [н,]?

( с помощью Ь)

- Запишите слова в тетрадь самостоятельно.



  • Развитие фонематических представлений

- Рассмотрите схемы слов.

На доске схемы слов:

1-я схема – Ь в конце слова,

2-я схема – Ь между мягкими согласными,

3-я схема – Ь между мягким и твердым согласным.

- Подберите слова к 1-й схеме.

- Запишем придуманные слова с комментированием.

- Подберите слова ко 2-й схеме.

- Запишем придуманные слова с комментированием.

- Подберите слова к 3-й схеме.

- Запишем придуманные слова с комментированием.


^ V. Физкультминутка.

- Встаньте, поднимите левую руку, опустите.

- Поднимите правую руку, опустите.

- Показываем правой рукой.

- Игра «Носик, ушко, макушка»

^ Логопед называет части тела, дети слушают его и выполняют верно движения.

Логопед в это время выполняет движения неверно, стараясь запутать детей.

^ VI. Работа со словосочетаниями.

- О каком времени года напоминают вам слова: КОНЬКИ, МЕТЕЛЬ, СОСУЛЬКИ? (О зиме)

- После какого времени года наступает зима? (После осени)

- А какое время года наступает после зимы? (Весна)

- Назовите зимние месяцы.

(Декабрь, январь, февраль)

- Какие мягкие согласные слышатся на конце этих слов?

(декабрь – [р,], январь – [р,], февраль – [л,])

- Запишите названия зимних месяцев в столбик.

- Проверьте по записи на доске.


В декабре уже наступают морозы, правда, еще не такие сильные, как в январе. Как можно по-другому сказать МОРОЗЫ В ДЕКАБРЕ? Какие морозы? (декабрьские морозы)

- В слове ДЕКАБРЬСКИЕ после какой буквы вы напишите Ь? (после Р)

- Если метель метет в январе, то она какая? (Январская метель)

- Какие мягкие согласные есть в слове ЯНВАРСКАЯ? (Их нет)

- Надо ли писать Ь после Р? (Нет)

- Почему? (Р – твердый звук)

- В феврале уже становится теплее, иногда даже бывают оттепели. Как мы назовем ОТТЕПЕЛЬ В ФЕВРАЛЕ? Какая? (Февральская оттепель)

- Надо ли писать Ь в слове ФЕВРАЛЬСКАЯ? (Да)

- После какой буквы? (Л)

- Почему? (Звук ЛЬ – мягкий)

- Итак, какие словосочетания у нас получились?

^ (ДЕКАБРЬСКИЕ МОРОЗЫ,

ЯНВАРСКАЯ МЕТЕЛЬ,

ФЕВРАЛЬСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ)


- Запишите полученные словосочетания рядом с названиями месяцев.


VII. Работа с текстом.

- Прочитайте рассказ на листочках. Вставьте Ь там, где это нужно.

Солнечным зимним днем Игор_ и Сергей пошли в лес. Мал_чики принесли в лес_ сол_ для лося. Лос_ - лес_ной жител_. Ему нужна сол_. Мал_чики кладут_ ее на пен_, на камен_. Лоси приходят_ лизат_ сол_.

- Прочитайте полученный рассказ.

- Объясните написание Ь.





^ Цель: - овладение простыми формами звукового синтеза,

- развитие слухового восприятия и слухового внимания.

Форма работы: фронтальная.


Цель: - овладение простыми и сложными формами звукового анализа,

- развитие слухового восприятия и слухового внимания,

- закрепление умения обозначать мягкость согласных на письме при помощи Ь.


Методическое пособие «Звукобуквенная линейка» обеспечивает активность каждого ребенка на занятии (каждый включается в активную мыслительную деятельность), обратную связь «ученик – учитель», кроме того, формирует самооценку детей.

^ Форма работы: фронтальная.


Методы организации учебной деятельности: частично-поисковые (дети самостоятельно выбирают картинку для записи по заданным параметрам, объясняют и комментируют свои действия).

^ Форма работы: фронтальная в сочетании с индивидуальной.

Расширение и уточнение словарного запаса.


Смена деятельности во время этого этапа позволяет детям восстановить работоспособность.


Самостоятельная работа учащихся – применение умения обозначать мягкость согласного на письме при помощи Ь на уровне слова.


Методы организации учебной деятельности: поисковые.

^ Цель: - развитие фонематического анализа и синтеза,

-расширение и уточнение словарного запаса.


Форма работы: фронтальная в сочетании с индивидуальной.


Цель: - снять усталость и напряжение,

- внести положительный эмоциональный заряд,

- совершенствовать общую моторику,

- развивать слуховое восприятие.

^ Форма работы: фронтальная.


Цель: - расширение и уточнение словарного запаса,

- установление лексико-грамматических отношений в словосочетании (образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных и существительных в роде),

- закрепление умения обозначать мягкость согласных на письме при помощи Ь.


^ Форма работы: фронтальная в сочетании с самостоятельной.


Методы организации учебной деятельности: частично-поисковые.


Дифференцированный подход: сильный ученик образовывает прилагательные сам, более слабый - в соответствии с образцом.


Дифференцированный подход: подводит итог данного этапа (повторяет получившиеся словосочетания) более сильный ученик.


Самостоятельная работа учащихся.


Цель: - развитие умения обозначать мягкость согласных на письме при помощи Ь на уровне текста,

- расширение знаний детей об окружающем мире.


^ Форма работы: самостоятельная работа с последующей проверкой.




Дети внимательно слушают звуки и составляют из них слово.

Слово записывается в тетрадь, комментирует один ребенок:

- В слове «льдина» после буквы «Л» пишу Ь, так как звук [л,] - мягкий.


Дети задают вопросы:

- Сколько букв в этом слове?

- Сколько звуков?

- В этом слове первый согласный твердый или мягкий?

- Это слово – ДЕНЬ.

Дети записывают слово в тетрадь, один ученик комментирует.


При работе с этим пособием дети работают молча, самостоятельно определяя и показывая ответы на поставленные вопросы.


Дети записывают названные слова в тетрадь.


Дети, по очереди выходя к доске, выбирают нужную картинку. Отвечают на вопросы учителя.


Самостоятельная запись слов в тетради по картинкам на доске.


Дети сами подбирают слова в соответствии со схемами:




зел.

Ь







зел.

Ь

зел.










зел.

Ь

син.






Дети выполняют движения в соответствии со словесной инструкцией учителя, без опоры на показ.


Дети уточняют названия времен года, их последовательности, названия зимних месяцев.


Дети сами записывают названия месяцев в тетрадь.


Дети по вопросам образовывают имена прилагательные, устно составляют словосочетания.


Дети вспоминают получившиеся словосочетания, самостоятельно записывают их в тетрадь по опорным словам на доске.


Самостоятельная работа учащихся: дети читают рассказ, вписывают Ь там, где это необходимо.


Дети читают полученный рассказ, по очереди объясняют написание Ь.


^ Рефлексивно-оценочный этап


VIII. Подведение итогов занятия.

- Ребята, мы с вами молодцы. Мы все успели сделать и многому научиться.

- А теперь давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили? (Учиться писать Ь в словах и предложениях).

- Как вы думаете, достигли мы цели?

- Повторите, пожалуйста, правило о правописании Ь.

- Посмотрите в свои тетради на то, как вы работали. Оцените свою работу с помощью смайлика: выберите смайлик, покажите его мне.

- Я вижу, что все работали хорошо. Вложите смайлик в тетрадь, тетради закройте.

- Молодцы! Занятие окончено, до свидания.


^ Цель: - подвести итоги занятия,

- обобщить знания о написании Ь для обозначения мягкости согласных.


Форма работы: фронтальная.


Формирование самооценки, развитие умения оценивать свою работу.

Использование смайликов помогает закончить занятие на высоком эмоциональном уровне.





Дети вспоминают цель занятия, рассказывают правило.


Дети оценивают свою работу на занятии с помощью карточек – смайликов.



13

^ VII. Самоанализ занятия.


Тема проведенного занятия – «Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака». Это второе занятие по данной теме. Эта тема является продолжением работы по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков на письме и в то же время является подготовкой к дифференциации Ь – показателя мягкости согласных и Ь – разделительного.

Ранее на занятиях дети учились различать твердые и мягкие фонемы на слух, а также обозначать мягкость согласных звуков на письме при помощи гласных букв второго ряда (я, е, ё, ю, и). На прошлом занятии дети познакомились со вторым способом обозначения мягкости согласных на письме – при помощи мягкого знака.

Основной целью является формирование умения обозначать мягкость согласных на письме при помощи Ь.

Кроме того, на занятии я решала следующие образовательные коррекционные задачи:

  • закреплять умение различать на слух твердые и мягкие фонемы;

  • учить обозначению мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака;

  • развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу;

Развивающие:

  • развивать слуховую память и слуховое восприятие;

  • расширять словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Зима».

Воспитывающие:

  • формировать навыки самоконтроля и самооценки;

  • продолжать формировать умение принимать учебную задачу.

При планировании данного занятия я опиралась на уровень развития и уровень обученности детей, на их психологические особенности, которые отражены в характеристике группы.

Эти особенности создают определенные трудности при овладении школьными навыками.

Коррекционная программа при работе с такими детьми рассчитана на 1 год работы. Материал в основном направлен на коррекцию фонетико-фонематических представлений (развитие фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия и других фонематических представлений), не исключая работу по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Все эти особенности детей учитывались при отборе материала для данного занятия.

Работа над правописанием Ь в словах проходила поэтапно:

  • организационно – мотивационный этап, включающий в себя выделение буквы Ь в словах и актуализацию имеющихся у детей знаний,

  • операционно - исполнительский этап, на котором формировалось умение писать Ь в словах, словосочетаниях и предложениях через упражнения различного вида,

  • рефлексивно – оценочный этап, на котором были подведены итоги занятия, и дети сами имели возможность оценить свою работу.

Для каждого этапа подобран демонстрационный и речевой материал, соответствующий целям занятия, а также психологическим, возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Основными целями организационно – мотивационного этапа были:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности,

- стимулирование мыслительной деятельности детей,

- привлечение внимание детей к изучаемой букве,

- пробуждение у детей интереса к занятию.

14

Для достижения этих целей дети были включены в активную деятельность с первой минуты, подобран речевой материал, соответствующий лексической теме занятия и методы (частично-поисковые), при которых дети сами путем сравнения выделяют общую букву в словах, сами вспоминают теоретический материал по таблице, составленной на предыдущем занятии.

Основная цель операционно – исполнительского этапа:

- формирование умения правильно употреблять Ь – показатель мягкости в письменной речи.

Эта цель достигалась через систему упражнений, направленных на развитие фонематического анализа и синтеза, развитие позиционного анализа и фонематических представлений, развитие умения писать Ь в словах, словосочетаниях и тексте.

Задания и упражнения подобраны от простого к сложному. Если в начале этапа дети ориентировались на произношение учителя, затем других учащихся, то к концу этапа – на внутреннее проговаривание и самостоятельное произношение слов и предложений; в начале этапа слова для анализа и записи предъявлялись учителем, к концу этапа дети сами подбирали слова к схемам, составляли словосочетания.

Для достижения цели использовались поисковый и частично-поисковый метод и различные приемы работы. Пособие «звукобуквенная линейка» широко используется практически на каждом занятии, обеспечивая не только активность учащихся, но и обратную связь «учитель – ученик».

Основной целью рефлексивно – оценочного этапа было:

- подведение итогов занятия,

- развитие навыков самоконтроля и самооценки.

Цель была достигнута через возвращение к таблице, используемой в начале занятия, и карточки – смайлики, которые помогли детям оценить свою работу.

На занятии использовала практические, наглядные и словесные методы логопедического воздействия:

  • практические:

- творческие во время работы над подбором слов и составлением словосочетаний,

- моделирование при работе по схеме «Ь – показатель мягкости», при подборе слов к данным схемам,

- самостоятельная работа,

  • наглядные:

- предметные картинки, работа со звукобуквенной линейкой, слова – опоры для составления словосочетаний,

  • словесные:

- предварительная и итоговая беседа.

На последнем этапе – самооценка.

За счет сочетания разных методов и приемов и смены деятельности в течение всего занятия была обеспечена высокая активность учащихся.

Считаю, что в течение всего урока старалась поощрять детей за их ответы, направлять их деятельность в нужном направлении, удалось реализовать все поставленные задачи, достичь прогнозируемого результата. Никаких изменений и отклонений от задуманного плана по ходу занятия не было.

Думаю, что в дальнейшей работе нужно больше внимания уделять совершенствованию грамматического строя речи учащихся, в частности, как показало данное занятие, работе над словообразованием, учить формулировать собственные мысли.




Похожие:

Моу ветлужская средняя общеобразовательная школа Проект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. iconОбозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака
Оборудование: слайдовое сопровождение занятия, сигнальные карточки; предложения для составления связного текста; фонограмма «Паучина»,...
Моу ветлужская средняя общеобразовательная школа Проект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. iconОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Разминка Задание: постройте схемы предложений
В этих словах мягкий знак служит не для обозначения мягкости (звуки [ш], [ж] всегда твердые), а для того, чтобы показать принадлежность...
Моу ветлужская средняя общеобразовательная школа Проект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. iconКонспект открытого логопедического занятия. Тема: «Предлоги»
Преодоление аграмматизмов как в импрессивной, так и в экспрессивной речи учащихся
Моу ветлужская средняя общеобразовательная школа Проект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. iconКонспект открытого логопедического занятия. Тема: «Предлоги»
Преодоление аграмматизмов как в импрессивной, так и в экспрессивной речи учащихся
Моу ветлужская средняя общеобразовательная школа Проект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. iconКонспект логопедического занятия во 2-м классе (VII вид) Тема. Развитие фонематических процессов на основе дифференциации артикуляторно-акустических признаков парных звонких и глухих согласных ([б] [п])
Тема. Развитие фонематических процессов на основе дифференциации артикуляторно-акустических признаков парных звонких и глухих согласных...
Моу ветлужская средняя общеобразовательная школа Проект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. iconПрактикум Семинар-практикум проводит
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи»
Моу ветлужская средняя общеобразовательная школа Проект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. iconЛексическая тема «Почта»
Совершенствование навыков рассматривания картины, форми­рование целостного представления об изображенном на ней. Со­вершенствование...
Моу ветлужская средняя общеобразовательная школа Проект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. iconМоу «Графовская средняя общеобразовательная школа»
Оформление: две дорожки сходятся в центре зала, в этом месте стоит обозначение «Erfolg»
Моу ветлужская средняя общеобразовательная школа Проект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. iconРазвлечение в подготовительной к школе группе, с элементами логоритмики Учитель – логопед: Хафизова Л. Р., II кв категория Музыкальный Закирова Л. З.,I кв кат. Цель занятия
Цель занятия: преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические...
Моу ветлужская средняя общеобразовательная школа Проект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. iconПредмет: русский язык Тема: Непроизносимые согласные в корне. Класс: 3 Время реализации занятия
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы