Конспект открытого урока по русскому языку в 7-м классе по теме icon

Конспект открытого урока по русскому языку в 7-м классе по теме



НазваниеКонспект открытого урока по русскому языку в 7-м классе по теме
Дата конвертации01.04.2013
Размер99.71 Kb.
ТипУрок
источник


ГОУ ЛО “Мгинская специальная (коррекционная))общеобразовательная школа-интернат”


Конспект открытого урока

по русскому языку в 7-м классе по теме


“Местоимение как часть речи.

Обобщение изученного материала”


Учитель русского языка и литературы

Князева Валентина Васильевна


2012 год

п. Мга



Цель урока: систематизировать и обобщить знания о местоимении.

Оборудование: на доске написана тема урока и разряды местоимений, в руках у каждого выступающего плакат с названием разряда и самими местоимениями.

Учитель: Тема сегодняшнего урока “Местоимение как часть речи. Обобщение изученного материала.”

Вслушайтесь внимательно в слово “местоимение” и вспомните, как оно образовалось.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

Что за “имена” заменяют местоимения? (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное). Местоимение не называет предметы, признаки, количество их, а только указывает на них. Можно назвать ученика Колей, а можно указать, что это  он.

В речи мы постоянно пользуемся местоимениями. И хотя местоимений всего около 70, каждое третье слово в нашей речи – местоимение.

Местоимения удобны, они как запасные игроки на футбольном поле или дублеры в театре заменяют основных игроков или актеров. Без местоимений наша речь была бы длинна и утомительна, так как мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные. Одной из особенностей местоимений является то, что в них много разрядов, и поэтому невозможно вести диалог из одних только местоимений, не зная ситуации речи, кто говорит, кому, о чем.

Послушайте шуточное стихотворение Б. Заходера (Винни-Пух)

^ Антон Астахов:

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось кое с кем

Потолковать о том, о сем.

Я рассказал им, кто, когда,

И почему, и отчего,

Сказал откуда и когда,

И как, и где, и для чего,

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему?

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то “Ах”, то “Эх”

И “так сказать”, и “будь здоров”,

И “ну и ну”, и просто смех!

Когда ж закончил я рассказ,

То кое-кто спросил: “И все?”

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то, ни сё!

В чем же ошибка Винни-Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказывал о своих похождениях, но остался непонятым?

Неизвестно, с кем и о чем разговаривал Винни-Пух, что было раньше, что потом. Винни-Пух не знал, что местоимение только указывает на лица, предметы, события, качества, признаки, но не называет их.

^ Рита Кулешова: Местоимения разделяются на разряды. Первое место по частоте употребления занимают личные местоимения.

Личные местоимения  я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.

Всем на свете буква “я”

Доложить готова:

-А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква я –

Буква, слог, морфема, слово.

Личные местоимения склоняются. При склонении личных местоимений в косвенных падежах появляются иногда совсем новые слова (я –меня, ты – тебя, она –её). Иногда в корне происходит чередование звуков (меня – мне, тебя – тобой). Если добавить предлог, появляется начальная буква “н” (спросил у него). В предложении личное местоимение является подлежащим или дополнением.

Учитель: Ребята, исправьте, пожалуйста, предложения:

а) – Сестра к брату в гости едет, а брат от (она) прячется.

б) – Я укорял меня за невнимательность.

в) - Он хвастун: все время хвалит самого его.

г) – Он обиделся на их.

д) – Мы с ими давно дружим.

е) – Они ждали него.

(ученики устно исправляют предложения)

Юра Михайлов: Следующий разряд – возвратное местоимение СЕБЯ (нет именительного падежа. Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на то лицо, о котором говорят. Оно не имеет именительного падежа. Родительный падеж – себя, дательный падеж – себе, винительный падеж – себя, творительный падеж – собой, предложный падеж – о себе. Местоимения СЕБЯ не имеет форм рода и числа. Я купил себе машину. Ты купил себе машину. В предложении местоимение СЕБЯ является дополнением. Они довольны собой (кем?)

Юра Перевозчиков: Вопросительные и относительные местоимения.

Вопросительные местоимения КТО? ЧТО? КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? КАКОВ? СКОЛЬКО? Используются в вопросительных предложениях

Чьи пальто лежат горою?

Что за сад передо мною?

Кто с утра по саду ходит?

Что такое происходит?

Вопросительные местоимения КТО? И ЧТО? Не изменяются по родам и числам. А если эти местоимения (кто, что, какой, который, чей, каков, сколько) используются для связи частей сложного предложения, то они называются относительными.

Я знаю, чьи пальто лежат горою,

Что за сад передо мною,

Я видел, кто с утра по саду ходит,

Я понял, что такое происходит.

^ Коля Федосенко: Притяжательные местоимения МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, СВОЙ указывают, какому лицу принадлежит предмет. В предложении все притяжательные местоимения являются определениями. Послушайте стихотворение Хайта.

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:

“Так съедите вы у пса весь обед евонный”.

Закричала Хрюшка-мать: “Отойди от будки,

Детям надо наполнять ихние желудки”.

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

“Слушать я уже устал ейные упреки.

Детям все прощают тут, дети хрюшками растут”.

И такая дребедень происходит каждый день.

И у нас во дворе слышал я однажды,

Как ребята говорят: ихний, ейный, кажный.

Чтобы вы никогда не попали в лужу,

Их, его и её говорить вам нужно.

Пели мы про поросят, намекали на ребят.

То, что можно поросятам, непростительно ребятам.

^ Слава Михайлов: Послушайте стихотворение Ю. Коваля “На яхте” и определите его тему: “О чем оно?”

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки,

О чем-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял.

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди

Глядели уплывшему вслед,

И кто-то, наверное, думал:

“Скорей возвращайся назад!”

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти,

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой,

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

Учитель: Это стихотворение о романтике путешествий, о дружбе, о верности. И выразить это автору помогают неопределенные местоимения и наречия. Неопределенные местоимения создают настроение таинственности, загадочности, грусти и надежды. Какие мы знаем неопределенные местоимения?

^ Антон Астахов: Местоимения НЕКТО, НЕЧТО, КТО-ТО, КОЕ-КТО, КТО-ЛИБО, КТО-НИБУДЬ и другие указывают на неопределенные предметы, признаки, количества и поэтому называются неопределенными. Образованы они от вопросительных и относительных местоимений с помощью приставок или суффиксов. Нужно запомнить правило:

ТО, ЛИБО, КОЕ, НИБУДЬ – черточку не забудь!

Если после приставки КОЕ есть предлог, то эта форма пишется в три слова – КОЕ У КОГО.

Если к местоимению КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ, СКОЛЬКО прибавить приставку НЕ, то получим неопределенные местоимения НЕКТО, НЕЧТО, НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО.

^ Рита Кулешова: Три черных собаки на чем-то сидели,

Три черных собаки куда-то глядели,

Три черных собаки увидели что-то,

Три черных собаки вскочили с чего-то,

Три черных собаки к чему-то подкрались,

Три черных собаки за чем-то погнались,

Но кто-то ни капельки не растерялся,

Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.

Учитель: Все загадочно, таинственно и неопределенно. Всего неопределенных местоимений – 25 из 70.

^ Саша Попович: Отрицательные местоимения служат для отрицания какого-либо предмета, признака, количества или для усиления отрицательного смысла предложения: НИКТО, НИЧТО, НЕКОГО, НЕЧЕГО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НИСКОЛЬКО. Отрицательные местоимения образованы от вопросительного местоимения с помощью безударной приставки НИ (никто, ничто, ничего) и ударной приставки НЕ (некто, нечто, нечего).

Учитель: В стихотворении Б. Заходера “Джонни” вы услышите отрицательные местоимения с ударной и безударной приставками.

^ Саша Попович: Жил на свете Джонни. Знаете его?

Не было у Джонни ровно ничего!

Нечего покушать, нечего надеть,

Не к чему стремиться, не о чем жалеть.

Нечего бояться, нечего терять,

Весело живется! – нечего сказать!

^ Рита Кулешова: Отрицательные местоимения обладают рядом особенностей:

  1. местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО не имеют именительного падежа;

  2. в отрицательных местоимениях ЗНАЙ:

под ударением НЕ, а НИ – без ударения.

Вот это выучи старательно!

В местоимениях отрицательных,

Когда предмет стоит внутри,

Слов пишем не одно, а три!

Запомни: никогда, никем, ни с кем.

Учитель: Послушайте еще одно веселое стихотворение Б. Заходера “Никто”

^ Юра Михайлов: Завелся озорник у нас,

Горюет вся семья.

В квартире от его проказ

Буквально нет житья.

Никто с ним, правда, не знаком,

Но знают все зато,

Что виноват всегда во всем

Лишь он один – НИКТО!

Кто, например, залез в буфет,

Конфеты там нашел?

И все бумажки от конфет,

Кто побросал под стол?

Кто на обоях рисовал?

Кто разорвал пальто?

Кто в папин стол свой нос совал?

^ НИКТО, НИКТО, НИКТО!

НИКТО – ужасный сорванец! –

Сказала строго мать!

Его должны мы, наконец,

Примерно наказать.

НИКТО сегодня не пойдет

Ни в гости, ни в кино!

Смеетесь вы?

А гам с сестрой ни капли не смешно!

^ Коля Федосенко: (в руках плакат с указательными местоимениями)

Указательные местоимения – это местоимения ТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО. Они служат для выделения среди других какого-либо определенного предмета, признака, количества и в предложениях употребляются вместо прилагательных, числительных, наречия.

- Хорошо того учить, кто слушает.

- Кто много обещает – тот мало делает.

- Какова яблонька – таковы и плоды.

Наиболее употребительны указательные местоимения ТОТ и ЭТОТ.

Указательные местоимения – это помощники автора, они заменяют не только отдельные слова, но и целые предложения.

ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ – изменяются по родам, числам и падежам.

ТАКОВ – не склоняется (есть род и число) - таковатаковы.

^ Валера Шишолин: (в руках плакат с определительными местоимениями).

Определительные местоимения – это местоимения ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.

Они изменяются по родам, по числам и по падежам, как имена прилагательные. В предложении чаще всего выступают в роли определений. Они служат средством уточнения того предмета, о котором идет речь, они придают ему значение выделения или обобщения.

^ Стихотворение Б. Заходера “Про сома.”

Все приходится сому

С детства делать самому

Даже крошечным сомишкам

Надо жить своим умишком!

Сам еду себе найди!

Сам в беду не попади!

Не пожалуешься маме!

Сам справляйся:

Сам с усами!

Учитель: В каких значениях употребляются данные фразеологизмы?

(Ученики по очереди отвечают)

- Сам с усами – нисколько не хуже других.

- Сам не свой – расстроен, потерял душевное равновесие.

- Сам по себе – самостоятельно, без помощи, отдельно.

- Сам себе хозяин – совершенно независимый, самостоятельный человек, который волен поступать так, как ему захочется.

- Само собой – невольно, без каких-либо усилий.

Учитель: А сейчас проведем грамматическую викторину.

  1. Назовите притяжательное местоимение, которое может быть глаголом (мой).

  2. Между какими местоимениями надо вставить предлог, чтобы получились очень крупные плоды? (ты – к - вы)

  3. Какие местоимения мешают транспорту? (я – мы)

  4. Из каких двух местоимений можно составить приказание – ВЫМОЙ!

  5. Какое местоимение читается одинаково слева направо и наоборот – ТОТ.


Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников и гостей.







Похожие:

Конспект открытого урока по русскому языку в 7-м классе по теме iconКонспект урока по русскому языку, проведенный в 6 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи»

Конспект открытого урока по русскому языку в 7-м классе по теме iconКонспект открытого урока по русскому языку в 3 классе (система Занкова)
Оборудование: сигнальные карточки, словарь С. И. Ожегова, образец письма, мультимедийный проектор
Конспект открытого урока по русскому языку в 7-м классе по теме iconКонспект открытого урока по английскому языку в 3 классе «В» гоу сош №1368 Тема урока «Мой дом» Грамматическая тема «Оборот There is/ there are» Учитель: Гвоздецкая Р. М
...
Конспект открытого урока по русскому языку в 7-м классе по теме iconКонспект открытого урока в 4-м классе По умк «Enjoy English, 4 класс»
Тема урока: Использование лексики по теме «Одежда» в диалогических и монологических
Конспект открытого урока по русскому языку в 7-м классе по теме iconКонспект открытого урока в 3 классе "Рождество"(учебник Биболетовой М. З.) План конспект
Мбоу «Бурметьевская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района рт» по теме «Christmas»
Конспект открытого урока по русскому языку в 7-м классе по теме iconТема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова»
Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида
Конспект открытого урока по русскому языку в 7-м классе по теме iconКонспект открытого урока английского языка в 6 и 7 классе. Тема: present simple
Цели урока: активизация грамматических знаний по теме Past Simple, формирование ууд, развитие иноязычной коммуникативной компетенции...
Конспект открытого урока по русскому языку в 7-м классе по теме iconРазработка урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Обобщение изученного материала по теме: «Имя существительное» (с использованием интерактивной доски)
Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Имя существительное»
Конспект открытого урока по русскому языку в 7-м классе по теме iconКонспект открытого урока по теме
Образовательные: повторение уже изученной лексики по данной теме, первичное закрепление новых ле по теме
Конспект открытого урока по русскому языку в 7-м классе по теме iconВ. Н. и Тимошенко Е. А. Гбс (К) оу №487 Выборгского района с-пб Конспект
Конспект открытого внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе в 7-9-ых классах
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы