Основная общеобразовательная программа icon

Основная общеобразовательная программа



НазваниеОсновная общеобразовательная программа
страница1/55
М.И.Анашкина
Дата конвертации01.08.2013
Размер9.57 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


Заместитель Руководителя Заведующий МАДОУ

Исполнительного комитета «Детский сад № 77 «Теремок»

__________ Халимов Р.М. _________М.И.Анашкина

«_____»_________ 20___г. «____»_______________20___г.


Введено в действие Рассмотрено и принято

Приказом заведующего МАДОУ на педсовете

«Детский сад № 77 «Теремок» от «04» июня 2012г.

«04» июня 2012г.№ 47/4 протокол № 6


Основная

общеобразовательная программа


муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

№ 77 «Теремок»


г. Набережные Челны

2012 год

^ Оглавление образовательной программы


Пояснительная записка………………………………………………………………......3

1.Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в ДОУ. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников ДОУ. Материально-техническое обеспечение………………………………………………………………...3

2.Содержание образовательного процесса……………………………………………..8

3.Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования……………….....................................................8

4.Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы……………………………………………………………………………….10

5.Особенности осуществления образовательного процесса программы……………………………………………………………………………….11

ЧАСТЬ 1(обязательная)………………………………………………………………...12

1.1 Возрастные особенности детей………………………………………………….....12

1.2. Организация режима пребывания детей в ДОУ…………………………….........21

1.3. Примерный режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности…………………………………………………………………………….29

1.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей………………………………………………………………………………….58

1.5. Примерное комплексное тематическое планирование………………………....131

ЧАСТЬ 2. Региональный компонент…………………………………………….......149

2.1.Пояснительная записка……………………………………………………………149

2.2. Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)……………………………………………………………………………………149

2.3 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения части «Программы, разработанной с учетом национально- регионального компонента»………………………………………………………………………….. 186

2.4 Диагностика уровня сформированности интегративных качеств, в процессе освоения……………………………………………………………………………… 191

2.5 Обучение детей плаванию………………………………………………………..302

2.6 Взаимодействие ДОУ с семьей………………………………………………….. 346

2.7 Преемственность в работе ДОУ и школы ……………………………………….352

2.8 Пособия по образовательным областям………………………………………….356

2.9 Диагностические задания по основной общеобразовательной Программе …………………………………………………………………………………………..373

2.10 Особенности проведения мониторинга по разделам………………………......420

2.11 Список используемой литературы……………………………………................422


Пояснительная записка


  1. Общие сведения об учреждении


Деятельность МАДОУ осуществляется на основе документов:


1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266 – I «Об образовании».

2.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.10.2011г. №2562).

3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 65/23-16 от 14.03.00г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

4. СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 № 19342 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г №164.

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1.05.2007 №03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

1.2 Возрастные особенности детей

МАДОУ обеспечивает развитие детей в возрасте от 2 лет до 7 лет. Приём детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

^ Комплектование групп на 2012 год




возраст

Количество групп

Количество детей

1

2-3

1

20

2

3-4

3

68

3

4-5

3

72

4

5-6

3

72

5

6-7

2

50

Взаимоотношения между МАДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором.


    1. Режим работы детского сада


Детский сад работает 5 дней в неделю с 06.00 до 18.00.


^ 1.4 Кадровый потенциал:


    • обеспеченность педагогическими кадрами (укомплектованность, наличие вакансий) - укомплектован, вакансий нет;

    • средний возраст педагогических работников - 38 лет;

    • образовательный уровень педагогических работников:




Всего педагогов

Высшее образование

Средне-специальное образование

32

20

12




  • уровень профессиональной компетентности педагогов (наличие квалификационных категорий);



Всего педагогов

Высшая квалификационная категория

Первая

квалификационная категория

Вторая квалификационная категория

Без квалификационной категории

32

5

9

6

12


Большую часть педагогического коллектива составляют воспитатели, имеющие наиболее продуктивный стаж работы от 15 до 25лет.


Категория

Стаж работы

1-5

5-10

10-15

15-20

20-25

25 и выше

Заведующий
















1

Старший воспитатель










1







Воспитатели

8

2




3




10

Инструктор ФИЗО
















1

Воспитатель по обучению татарскому языку




1







1




Педагог-психолог

1
















Музыкальный руководитель







1

1








^ Сведения о семьях воспитанников


Детский сад большое внимание уделяет изучению контингента родителей на основе социальных паспортов, анкетирования. В результате проведенного анализа мы получили следующие результаты:


Содержание

2009-2010уч. г.

2010-2011 уч. г.

2011-2012 уч. г.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

^ Количество детей в ДОУ

310

100%

309

100%

287

100%

^ Количество родителей

545




544




503




^ Состав семьи:

полные

неполные

многодетные


257

53

10


82,9%

17,1%

3,2%


257

52

11


83,1%

16,9%

3,5%


240

47

12


83,6%

16,4%

4,1%

^ Образовательный ценз:

высшее

средне-специальное

среднее(общее)



310

201

34



56,8%

36,8%

6,4%



309

201

34



56,8%

36,9%

6,3%



302

177

24



60%

35,1%

4,9%

^ Социальный состав семей:

служащие

рабочие

безработные

студенты

предприниматели



376

120

24

-

25



68,9%

22%

4,4%


4,7%



376

109

30

-

29



69,1%

20%

5,5%


5,4%



360

89

28

-

26



71,5%

17,6%

5,5%


5,4%


Из анализа видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада. Поэтому основная задача ДОУ – создание условий для личностного развития с учетом возможностей, способностей и потребностей воспитанников.


^ Материально-техническое обеспечение


В МАДОУ имеется:

- 12 групповых помещений с приёмными и туалетными комнатами;

- музыкальный зал;

- физкультурный зал;

- кабинет педагога-психолога;

- методический кабинет;

- медицинский кабинет;

- сенсорный кабинет;

- татарский кабинет;

- игровые площадки для прогулок;

- спортивная площадка;

-зимний сад;

-бассейн.

Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования.


^ Учебно-материальное обеспечение


Оборудование групповых помещений, кабинетов специалистов, медицинского кабинета, музыкального зала, игры, игрушки и дидактический материал подобраны в соответствии с реализующейся в МАДОУ комплексной «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы», требованиями СанПиН и возрастными особенностями контингента воспитанников.


^ Медико-социальное обеспечение


Медицинское обслуживание детей осуществляется на основании «Договора на медицинское обслуживание воспитанников муниципального образовательного учреждения» между МАДОУ и «Детской поликлиникой № 2 ».

Медицинский персонал осуществляет работу по сохранению и укреплению здоровья и физического развития детей, проведению профилактических мероприятий, соблюдению санитарно-гигиенических норм, режима дня и качества питания.

Организации питания в детском саду уделяется особое внимание, т.к. здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания. Снабжение детского сада продуктами питания осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками ООО «Школьное питание».

Для осуществления выполнения Типового рациона питания детей в МАДОУ имеется пищеблок, оснащенный современным техническим и электрооборудованием, полностью укомплектован штатный состав работников.

Питание 5-х разовое, максимальное разнообразие рациона, адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания – соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд. Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 2 до 3-х лет и от 3-х до 7 лет.

Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания, осуществляет старшая медсестра детского сада.

Организация питания в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне МАДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью для родителей ежедневно предоставляются сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня в ДОУ, для чего вывешиваются в группах ежедневный рацион питания (меню). В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной и окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. Количество групп в МАДОУ определяется учредителем, предельная наполняемость устанавливается в соответствии с требованиями «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» и СанПиН.

^ Информационно-методическое обеспечение

Программно-методическое обеспечение соответствует реализующейся в МАДОУ комплексной программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией « От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.

^ Психолого-педагогическое обеспечение

Предметно-развивающая среда в МАДОУ создана на основе методических рекомендаций комплексной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

^ Взаимодействие детского сада с другими учреждениями

МАДОУ осуществляет совместную работу с различными организациями города:

- МБОУ № 31 – осуществляет совместную деятельность в целях реализации системы непрерывного образования, обучения и воспитания детей;

- Детская поликлиника №2 - осуществляет профилактические и оздоровительные мероприятия;

- ИМЦ – осуществляет оказание научно-методической помощи педагогам, организация семинаров, курсов повышения квалификации педагогов, аттестация педагогических работников;.

- НИСПТиР – осуществляет оказание научно-методической помощи педагогам и родителям в решении проблем воспитания и обучения дошкольников;

- Набережночелнинский театр кукол – организация и проведение театрализованных представлений;

- Музей экологии и охраны природы - осуществляет экологическое воспитание дошкольников через организацию экскурсий, конкурсов; - Гимназия «Золотая горка» - интеллектуальное развитие дошкольников;

- «Городской дворец творчества детей и молодежи» - участие воспитанников и педагогов в городских и республиканских конкурсах.

^ Финансово-экономическое обеспечение

Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование в МАДОУ «Детский сад №77 «Теремок» осуществляется через бюджетные и внебюджетные средства. Средства, выделенные на финансирование детского сада, распределяются на следующие статьи:

- питание

- заработная плата сотрудникам

- коммунальные услуги

- транспортные услуги

-услуги связи, работы по содержанию помещения

- оплачиваются все расходы, связанные с обслуживанием здания и прилегающей территории. Приобретаются технические средства и мягкий инвентарь. Развивается информационная система.


2. Содержание образовательного процесса

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Москва Мозайка-Синтез. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ).

^ Основным приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения является: познавательно-речевое.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.


3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе и к обучению в школе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

^ Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми и любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельному творчеству;

  • максимальное использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

  • Творческая организация воспитательно-образовательного процесса;


  • Задачи:

    1. Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепления здоровья и эмоционального благополучия.

    2. Организовать насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ для благоприятной социализации детей и заложения основ для формирования базовых компетентностей дошкольника.

    3. Систематизировать работу над совершенствованием профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации образовательного процесса на основе личностно – ориентированного подхода с использованием современных образовательных технологий.

    4. Создать условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы всех участников образовательного процесса, установление сотрудничества с родителями, заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки.

    5. ^ Совершенствовать систему подготовки детей к обучению в школе в соответствии с планом по преемственности между начальной школой и детским садом.

    6. Привлекать дополнительные ресурсы для развития детского сада путём создания родительского благотворительного фонда.

    7. ^ Ввести экспериментальную деятельность по внедрению в практику работы новых вариативных форм дошкольного образования
    Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • Единство подходов в воспитании детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

  • Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

В соответствии с ФГТ Программа опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования его фундаментальность:

  • комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей;

  • всестороннее воспитание;

  • обобщение, развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.


4. Принципы и подходы Программы


  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

^ Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обу­чения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Чтобы отвечать принципу системности, Основная образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

  • формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

  • формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

  • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.


Условия реализации образовательной программы ДОУ

  • управление реализацией программы;

  • создание и обновление предметно-развивающей среды;

  • постановка инновационной или экспериментальной работы;

  • использование различных форм сотрудничества с семьей;

  • преемственность в работе ДОУ и школы;

  • взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.


5. Особенности образовательного процесса.

Структура программы:

  1. Возрастные особенности детей

  2. Организация режима пребывания детей в ДОУ

  3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

    • «Физическая культура»

    • «Здоровье»

    • «Безопасность»

    • «Социализация»

    • «Труд»

    • «Познание»

    • «Коммуникация»

    • «Чтение художественной литературы»

    • «Художественное творчество»

    • «Музыка»

  4. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки)

  5. Планируемые итоговые результаты освоения детьми освоения детьми основной общеобразовательной программы в соответствии с Федеральными государственными требованиями:

  6. Портрет выпускника

  7. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

  • Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы

  • Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы детьми

  1. Условия реализации образовательной программы ДОУ

  2. Работа с родителями.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55




Похожие:

Основная общеобразовательная программа iconПрограммах мдоу «Вязовской детский сад» № Программы Численность обучающихся Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»
Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Основная общеобразовательная программа iconНа 2010 2011 учебный год Образовательная программа мбоу «Салдакаевская основная общеобразовательная школа»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Салдакаевская основная общеобразовательная школа»
Основная общеобразовательная программа iconПрограммам: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С....
Основная общеобразовательная программа iconОбразовательная программа моу берлибашская основная
«Берлибашская основная общеобразовательная школа» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан
Основная общеобразовательная программа iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Мбоу «Верхне Альмурзинская основная общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района рт
Основная общеобразовательная программа iconПрограмма информатизации моу «Чуракаевская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района рт на 2010 -2015 годы
Программа информатизации моу «Чуракаевская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района рт
Основная общеобразовательная программа iconПрограмма по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новокиреметская основная общеобразовательная школа»
Основная общеобразовательная программа iconПрограмма по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новокиреметская основная общеобразовательная школа»
Основная общеобразовательная программа iconПрограмма по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новокиреметская основная общеобразовательная школа»
Основная общеобразовательная программа iconПаспорт программы наименование Образовательная программа структурного подразделения муниципального бюджетного образовательного учреждения «Зубаировская основная общеобразовательная школа»
«Зубаировская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан дошкольное образовательное...
Основная общеобразовательная программа iconПрограмма по изобразительной деятельности в детском саду Г. С. Швайко
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы