Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования icon

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования



НазваниеПояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования
Дата конвертации28.07.2013
Размер213.08 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «Об охране окружающей природной среды»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О гражданской обороне»;

– «О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по четырем линиям:

1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;

2. Основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

3. Основы здорового образа жизни;

4. Оказание первой медицинской помощи;

Цели и задачи курса:

  • воспитание ответственного отношения к окружающей природ­ной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечива­ющих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; разви­тие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подго­товку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Рос­сийской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и го­сударства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоро­вом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при не­отложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области бе­зопасности жизнедеятельности;

овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различ­ных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реаль­ной обстановки и своих возможностей.


Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществля­ется в виде тестирования.


В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жиз­ни, о чрез­вычайных ситуациях природного и техногенного харак­тера, их последствиях и мероприятиях, проводимых го­сударством по защите населения. Большое значение прида­ется также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.


^ Место предмета в базисном учебном плане

Программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в VIII классе в течение 35 часов, из расчета 1 час в неделю.


В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;

  • Урок-лекция;

  • Урок-практикум;

  • Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:

  1. Тематические зачеты;

  2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;

  3. Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;

  4. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;

  5. Итоговые контрольные работы;

  6. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • творческое решение учебных и практических задач;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.


Содержание учебного материала


Раздел 1.

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (20 часов)

Глава 1. Производственные аварии и катастрофы (2 часа)

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

^ Глава 2. Взрывы и пожары (4 часа)

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Причины возникновения пожаров в жилых и обще­ственных зданиях. Меры пожар­ной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного по­ведения в случае возникновения пожара на транспорте.

^ Глава 3. Аварии с выбросом химически опасных веществ (3 часа)

Промышленные аварии с выбросом опасных хими­ческих веществ. Химически опасные объекты произ­водства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характе­ристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

^ Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 часа)

Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Понятие о радиационно-опасном объекте. Классификация аварий на радиационно-опасных объектах. Производственный и научно-технологический потенциал атомной энергетики в Российской Федерации.

Последствия радиационных аварий. Свойства радиоактивных веществ. Вредные последствия радиационного воздействия на людей и животных. Классификация возможных последствий облучения людей. Особенности радиоактивного загрязнения местности при аварии на объекте ядерной энергетики.

Характер поражения людей и животных при авариях на ядерных энергетических установках и при транспортировке радиационно-опасных веществ. Понятие о степени лучевых (радиационных) поражений. И их зависимость от полученной дозы и времени облучения. Однократное и многократное облучение. Последствия острого однократного и многократного облучения организма человека.

Характеристика радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных растений и продуктов питания при авариях на ядерных энергетических установках. Механизм загрязнения. Допустимые значения загрязнения продуктов питания и воды.

Что должно знать население, проживающее в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов? Действия населения по сигналу оповещения об аварии на радиационно-опасных объектах: при эвакуации; при отсутствии убежища и средств защиты. Подготовка к эвакуации. Правила безопасного поведения во время эвакуации по зараженной местности. Действия населения по прибытии в район размещения эвакуированных. Правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности.

Защита населения при радиационных авариях. Мероприятия защиты населения. Режим радиационной защиты. Использование средств индивидуальной защиты. Элементы герметизации одежды. Проведение йодной профилактики. Защитный эффект в результате проведения йодной профилактики. Контроль за потреблением продуктов питания.

^ Глава 5. Гидродинамические аварии (2 часа)

Гидродинамические аварии. Виды гидродинамических аварий. Понятие о гидродинамически опасном объекте. Понятие о зоне катастрофического затопления. Классификация гидродинамических объектов: постоянные, временные, основные, второстепенные. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий.

Причины аварий, сопровождающиеся прорывом гидротехнических сооружений и затоплением территорий. Особенности поражающих факторов при гидродинамических авариях. Вторичные поражающие факторы в зоне затопления. Последствия аварий на гидродинамически опасных объектах.

Мероприятия, направленные на предотвращение или ограничение масштабов катастрофического затопления. Мероприятия по защите населения от поражения при авариях на гидродинамически опасных объектах .

Правила без­опасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

^ Глава 6. Нарушение экологического равновесия (5 часов)

Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность.

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о пре­дельно допустимых концентрациях загрязняющих ве­ществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

Правила безопасного поведения в экологически небла­гоприятных районах.


^ Раздел 2. Основы медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи (9 часов)

Глава 1.Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами (8 часов)

Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование. Пути проникновения химических веществ в организм человека, характерные общие признаки химического отравления. Общие принципы неотложной помощи при поражении опасными химическими веществами при:

поступлении СДЯВ через дыхательные пути; попадании СДЯВ на кожу; поступлении СДЯВ через рот.

Поражение СДЯВ удушающего действия. Периоды развития поражения. Признаки поражения. Первая медицинская помощь.

Поражение СДЯВ общеядовитого действия. Признаки отравления синильной кислотой. Степени поражения. Первая медицинская помощь. Признаки отравления оксидом углерода и первая медицинская помощь. Признаки отравления мышьяковистым водородом и первая медицинская помощь.

Поражение СДЯВ удушающего и общеядовитого действия. Общие признаки отравления и первая медицинская помощь. Признаки отравления сероводородом и первая медицинская помощь.

Поражение СДЯВ нейротропного действия. Общие признаки отравления и первая медицинская помощь. Признаки отравления сероуглеродом и оказание первой медицинской помощи.

Поражение удушающими и нейротропными СДЯВ. Признаки отравления аммиаком и первая медицинская помощь.

Поражение солями тяжелых металлов и мышьяка. Признаки острых отравлений. Особенности отравлений соединениями тяжелых металлов, мышьяка, ртути, свинца, меди. Признаки ингаляционных отравлений парами ртути и соединений тяжелых металлов. Оказание первой медицинской помощи.

^ Глава 2. Первая медицинская помощь при отравлениях препаратами бытовой химии (1 час)

Химические ожоги и их причины. Первая медицинская помощь при ожогах. Особенности оказания первой медицинской помощи при ожогах кислотами и щелочами.

^ Раздел 3. Основы здорового образа жизни ( 5 часов)

Занятия физической культурой и спортом. Закаливание организма.

Глава 2. Основы репродуктивного здоровья подростков (2 часа)

Влюбленность и эротика. Половая система человека.


^ Межпредметные связи:

География, химия, биология.


Знать и уметь:

(минимальные требования к уровню подготовки учащихся)

  • Уметь правильно оценить ситуацию во время техногенных аварий, пожаров и взрывов;

  • Знать правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях;

  • Знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в старшем школьном возрасте;

  • Уметь применять знания по оказанию первой медицинской помощи;

  • Знать основы здорового образа жизни;

  • Объяснять и применять на практике правила дорожного движения, знать об ответственности за их нарушение.



Критерии оценивания:

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.


^ Календарно-тематическое планирование.

Количество часов:

Всего – 35 часа, в неделю- 1 час, практических работ- 4.


Практические работы


№ п/п

Тема практической работы


Время работы

№ урока п/п

1

Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

15 мин.

5

2

Правила поведения и действия населения при авариях на ХОО

15 мин.

9

3

Правила поведения и действия населения при радиационных авариях

15 мин.

13

4

Меры по защите населения. Правила поведения при гидродинамических авариях

15 мин.

15



Темы сообщений, рефератов:

1. Состояние природной среды и жизнедеятельности человека

2. Изменение состава атмосферы

3. Изменение состава гидросферы

4. Изменение состава суши

5. Занятия физкультурой и спортом

6. Закаливание организма подростка


УМК:

1. Примерная программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы.

2. С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для 8 класса, М: Дрофа, 2009 г.

3. Методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательский дом «Дрофа» 2001г.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Календарно-тематическое планирование по курсу




Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Домашнее задание

ИКТ

Примечание

План

Факт

^ Раздел I. Безопасность и защита человека в ЧС техногоненного характера (20 часов)

Глава 1. Производственные аварии и катастрофы (2 часа)

1

ЧС техногенного характера и их классификация

1
















2

Опасности аварий и катастроф. Обеспечение личной безопасности при техногенных катастрофах.

1



















3

Аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах. Общие сведения о взрыве.

1
















4

Общие сведения о пожаре. Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия.

1
















5

Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

1
















6

Пожары и паника.

1
















^ Глава 3. Аварии с выбросом химически опасных веществ (3 часа)




7

Виды аварий на химически опасных объектах. Опасные химические и аварийно-химические опасные вещества и их поражающее действие на организм человека.

1
















8

Причины и последствия аварий на Х.О.О. Защита населения от аварийно опасных химических веществ.

1
















9

Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно -химически опасных веществ.

1
















^ Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 часа)




10

Радиация вокруг нас. Виды аварий на радиационно-опасных объектах

1
















11

Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Последствия радиационных аварий

1
















12

Особенности радиоактивного заражения (загрязнение) местности. Характер поражения людей и животных. Загрязнение с/х растений и продуктов питания.

1
















13

Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Защита населения.

1
















^ Глава 5. Гидродинамические аварии (2 часа)

14

Виды аварий на гидродинамически опасных объектах. Причины и последствия.

1
















15

Меры по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах.

1
















^ Глава 6. Нарушение экологического равновесия (5 часов)

16

Состояние природной среды и жизнедеятельности человека

1
















17

Изменение состава атмосферы

1
















18

Изменение состава гидросферы

1
















19

Изменение состава суши

1
















20

Показатели предельно допустимых воздействий на природу.

1
















^ Раздел II. Основы медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи (9 часов)

Глава 1.Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами (8 часов)

21

Воздействие химических веществ на человека

1
















22

1МП при поражении химически опасными веществами удушающего действия

1
















23

1МП при поражении АХОВ общеядовитого действия

1
















24

1МП при поражении АХОВ удушающего и общеядовитого действия

1
















25

1МП при отравлении АХОВ нейротропного действия

1
















26

1МП при поражении удушающим и нейротропном АХОВ

1
















27

1МП при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка

1
















28

1МП при ожогах химическими веществами.

1
















^ Глава 2. Первая медицинская помощь при отравлениях препаратами бытовой химии (1 час)

29

1МП при отравлении бытовыми химикатами и минеральными удобрениями

1







2







^ Раздел III. Основы здорового образа жизни (5 часов)

Глава 1. Физическая культура и закаливание (3 часа)

30

Занятия физкультурой и спортом

1
















31

Закаливание организма

1
















32

Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма.

1
















^ Глава 2. Основы репродуктивного здоровья подростков (2 часа)

33

Влюбленность и эротика

1
















34

Половая система человека. Обобщение изученного.

1
















35
























Похожие:

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности. 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования iconРабочая программа курса природоведения (разработана на основе Примерной программы основного общего образования и государственного образовательного стандарта) пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению (базовый уровень),...
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования iconРабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования и государственного образовательного стандарта) пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый...
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования iconПояснительная записка Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования
Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования iconПрактическая работа по географии рт. При составлении программы использованы мной примерная программа основного общего образования по географии от 2008 года
Рабочая учебная программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений с учетом базисного учебного...
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования iconПояснительная записка Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
Документов: рабочей программой основного общего образования по математике, федеральным компонентом госстандарта основного общего...
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования iconПрограмма основного общего образования по природоведению 5 класс
Плешакова, Н. И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.), составленной в...
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования iconПрограмма основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования iconРабочая программа по искусству 8-9 класс учитель: А. Р. Будаева
Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования рф, в соответствии с федеральным компонентом...
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования iconРабочая программа по истории 11 класса на 2012-2013 учебный год учителя истории и обществознания
Рабочая программа по истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне и в соответствии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы