Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования icon

Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования



НазваниеПримерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Дата конвертации26.07.2013
Размер133.95 Kb.
ТипПримерная программа

Химия 8 класс

Учебно-тематическое планирование


Количество часов:

Всего __70_часов, в неделю _2___часа

Плановых контрольных работ 5 ч.

Административных контрольных уроков ___ч_

Практических работ ___6 ч_

Лабораторных опытов ____10 __


Планирование составлено на основе примерной программой департамента образовательных программ МОиН РФ, разработанной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования


Учебник «Химия, 8 кл», Г. Е. Рузитис, Ф. Г. Фельдман, М., Просвещение, 2008 г.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

^ Общая характеристика учебного предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Учебное содержание базируется на содержании примерной программы, которое структурировано по блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии.

^ Цели

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

^ Место предмета в базисном учебном плане

Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

^ Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
^

В результате изучения химии ученик должен


знать / понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь: называть: химические элементы, соединения изученных классов; объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ; определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена; составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы; вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде;оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)

^ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ ( 7 час).

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

^ Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ.

Горение магния.

Растворение веществ в различных растворителях.
^

Лабораторные опыты


Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

Разделение смесей.

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
^

Практические занятия


Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Очистка загрязненной поваренной соли.

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

^ ВЕЩЕСТВО ( 32 час).

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. ^ Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. ^ Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

Модель молярного объема газов.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
^

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.


Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Возгонка йода.

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Образцы типичных металлов и неметаллов.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.


^ ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (9 час).

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
^

Демонстрации

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты


Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
^

Практические занятия

Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.


Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

^ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (20 час).

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.


Демонстрации

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Распознавание соединений хлора.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Лабораторные опыты

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами).

Распознавание хлорид--анионов

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода).

РЕЗЕРВ СВОБОДНОГО УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ – 2 ч.


^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема урока

Кол-во ча­сов

Тип урока

Элементы

минимума

содержания

образования




Умения и виды деятельности

Контроль­но-оце­ночная деятель­ность

Демонстра­ции, опыты

Интернет-

ресурсы. Средства мульти­медиа

Домаш­нее зада­ние



















общеучебные

специальные

вид

фор­ма










1

2

3

4

5




7

8

9

10

11

12

13




1

^ Предмет хи­мии. Вещества и их свойства

1

Урок полу­чения и пер­вичного закрепле­ния новых знаний

Химия как часть естест­вознания. Химия -наука о ве­ществах, их строении, свойствах и превраще­ниях. Наблюде­ние, описа­ние, измере­ние, экспе­римент




Учебно-организа­ционные: определе­ние учебных задач; учебно-информа­ционные: работа с основными компо­нентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление при­чинно-следственных связей;

учебно-коммуника­тивные: выслушива­ние мнения других, владение различны­ми формами устных и публичных выступ­лений, оценка разных точек зрения

^ Знать важнейшие химические понятия: вещество, тело.

Уметь описывать фи­зические свойства веществ

Т

ПР

^ Лабора­торный опыт№ 1.

Рассмот­рение ве­ществ с различ­ными фи­зическими свойствами




§1

2

Знакомство с лаборатор­ным оборудо­ванием. Пра­вила безопас­ной работы

1

Практиче­ская работа

Знакомство с лаборатор­ным обору­дованием. Правила безопасной




Учебно-организа­ционные: вести позна­вательную деятель­ность в коллективе; учебно-информа­ционные: работа

^ Знать правила работы в школьной лаборато­рии, безопасного об­ращения с реактивами и приборами. Уметь обращаться

Т

ПР

Практи­ческая работа № 1. Знакомство с лабора­торным




с. 48-50, с. 51-52











Похожие:

Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного
Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего...
Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов...
Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПротокол № от 20 г
Примерная программа по искусству для VIII-IX классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение –Берескинская средняя общеобразовательная школа
Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников
...
Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПрограмма основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
О разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
О разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПрограмма для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы