Примерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») icon

Примерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)



НазваниеПримерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
Дата конвертации26.07.2013
Размер165.84 Kb.
ТипПримерная программа

МБОУ “Кубянская СОШ” Атнинского района Республики Татарстан



“Рассмотрено”

Руководитель МО

/Садриев Р.М./


28августа 2012 года


“Согласовано”

Заместитель директора школы по УВР МБОУ “Кубянская СОШ”

___________ /Ганиева Л.Ф./


28августа 2012 года

“Утверждено”

Директор МБОУ “Кубянская СОШ”

_____________ /Хакимзянов Х.Г. /


Приказ №53, §4 “29августа 2012 года


Рабочая программа элективного курса

учителя биологии и географии

^ Шариповой Ильзии Минзуфаровны

Избранные главы биологии. Биология растений, грибов и лишайников”

для 11 класса


Кубян-2012

Статус рабочей программы


Рабочая программа элективного курса «Молекулярная биология» для 10 классов составлена на основании следующих документов:

- Закон РФ и РТ «Об образовании»;

- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);

- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19 мая 1998 г. №1236);

- Базисный учебный план (БУП) общеобразовательных учреждений (Приказ МО и Н РФ от 23 августа 2012 года № 4165/12/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»;

- Примерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);

- Программа для общеобразовательных учреждений : Биология. 6 – 11 класс. / Сост. В.В.Пасечник ; В,В.Латюшин ; А.О .Паномарева.- М : Дрофа , рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ

- Учебный план МБОУ – «Кубянская СОШ» Атнинского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1, от 29 августа 2012г.)).


^ Пояснительная записка.


Элективный курс «Избранные главы биологии. Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учащихся 10—11 классов средних школ, для профильных классов гимназий и лицеев биолого-географического, химико-биологического, агротехнологического, медико-биологического и других направлений. В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом современного школьного обучения. Однако это учебное пособие будет полезно не только сегодняшним школьникам, но и абитуриентам, слушателям подготовительных отделений вузов, студентам младших курсов вузов биологического, сельскохозяйственного, медицинского профилей, учителям биологии и естествознания, а также всем интересующимся биологией. Пособие поможет учителю не только организовать и провести интересный элективный курс, но и даст возможность подготовить учащихся к вступительным экзаменам по биологии.

Сегодняшние абитуриенты хуже всего отвечают на вопросы ботанического характера. Как правило, курс биологии растений, или ботанику, в школе изучают в 6—7 классах, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы, знание которых является обязательным для абитуриентов, в основной школе рассматриваются упрощенно или вообще опускаются. Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, первичного и вторичного строения стебля и корня, циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений. Это связано с тем, что в 6—7 классах учащиеся еще не владеют знаниями о половом и бесполом размножении, о чередовании поколений, отсутствуют необходимые базовые знания по другим предметам. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники. При подготовке к единому государственному тестированию и конкурсным экзаменам в вузы учащимся для ответа на вопросы по разделу «Ботаника» необходимо использовать знания курса общей биологии. Однако большинство учащихся не могут спроецировать информацию, полученную в старшей школе, на те основы ботаники, которые они изучали несколько лет назад. Представляемое пособие — это, по сути, ботаника на уровне старшей школы. Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов.

^ Цель курса: углубление и систематизация знаний учащихся по ботанике на базе сформированных понятий обшей биологии.

Задачи курса:

1. формирование системы теоретических знаний и практических умений в области ботаники;

2. создание условий для развития логического мышления, монологичной письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей;

3. ориентация воспитательного процесса на общечеловеческих ценностях, осознание роли природы в жизни человека и человека в дальнейшем существовании природы.

  


^ Содержание курса

 

Введение (1 ч)

Лекция. Предмет ботаники. Краткая история ботаники. Разделы ботаники. Значение растений в природе и жизни человека. Принципы биологической классификации. Отличительные признаки растений.

^ Тема 1. Растительная клетка – целый мир (1 ч)

Лекция. Растительная клетка.

Тема 2. Ткани и вегетативные органы высших растений (12 ч)

Практическая работа. Строение различных клеток растительного организма. Особенности клеток различных тканей.

Лекция. Общая характеристика тканей растений. Образовательные и покровные ткани.

Лекция. Основные, механические и выделительные ткани. Проводящие ткани.

Практическая работа. Строение тканей растительного организма.

Семинар. Особенности строения тканей и органов растительного организма.

Лекция. Органы высших растений. Происхождение органов. Корень. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение корня.

Семинар. Питание и дыхание корня. Функции корней.

Практическая работа. Побег: строение и ветвление. Почки.

Практическая работа. Видоизменения побегов.

Лекция. Стебель. Строение и функции стебля.

Практическая работа. Лист. Строение. Многообразие и видоизменения листьев. Размеры и продолжительность жизни листа.

Семинар. Анатомическое строение листа. Газообмен и транспирация. Листопад.

^ Тема 3. Размножение (1 ч)

Лекция. Размножение высших растений. Бесполое размножение: спорообразование. Вегетативное размножение. Естественное вегетативное размножение. Искусственное вегетативное размножение. Половое размножение. Чередование поколений.

^ Тема 5. Водоросли (2 ч)

Лекция. Водоросли. Общая характеристика. Местообитание. Особенности. Строения. Одноклеточные и колониальные водоросли. Многоклеточные водоросли. Размножение водорослей. Бесполое размножение. Половое размножение. Чередование поколений.

Практическая работа. Многообразие и значение водорослей.

^ Тема 6. Высшие споровые растения (4 ч)

Лекция. Отдел Моховидные.

Лекция. Отдел Папоротникообразные: общая характеристика. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел Папоротниковидные.

Семинар. Строение и многообразие споровых растений. Размножение споровых. Чередование поколений.

Практическая работа. Строение споровых.

^ Тема 7. Семенные растения (9 ч)

Лекция. Семенные растения. Общая характеристика. Происхождение. Особенности строения.

Лекция. Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика. Класс хвойные. Сосна обыкновенная. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Характерные отличия размножения голосеменных от размножения. Споровых растений. Значение голосеменных.

Лекция. Отдел Покрытосеменные или цветковые. Общая характеристика. Появление цветка. Наличие завязи. Редукция гаметофитов. Двойное оплодотворение. Развитие проводящих тканей. Разнообразие жизненных форм. Значение покрытосеменных.

Семинар Общая характеристика и многообразие семенных растений.

Практическая работа. Цветок: строение. Многообразие цветков. Соцветия.

Лекция. Спорогенез и гаметогенез. Микроспорогенез и развитие мужского гаметофита. Мегаспорогенез и развитие женского гаметофита.

Семинар. Цветение. Опыление. Оплодотворение.

Практическая работа. Семя и плод. Строение семени. Ткани семени. Семенная кожура. Прорастание семян. Плод. Классификация плодов Строение плодов. Распространение плодов и семян.

Лекция. Систематика покрытосеменных. Сравнительная характеристика двудольных и однодольных растений. Различия между представителями классов однодольных и двудольных. Характеристика основных семейств.

Тема 8. Грибы (2 ч)

Лекция. Грибы: общая характеристика. Сходство с животными. Сходство с растениями. Строение грибов. Низшие грибы. Высшие грибы. Питание грибов. Размножение грибов.

Семинар. Многообразие грибов. Отдел Хитридиомикота. Отдел Зигомикота. Отдел Аскомикота. Отдел Базидиомикота. Несовершенные грибы. Значение грибов.

^ Тема 9. Лишайники

Лекция. Общая характеристика лишайников. Слоевище. Морфологические типы лишайников: Накипные, листоватые, кустистые. Размножение лишайников. Значение лишайников.

^ Тема 10. Этапы развития растительного мира

Семинар. Развитие растительного мира. Эры и периоды. Основные ароморфозы.





Раздел.

Темы уроков

^ Количество часов

Тип урока.

Вид урока.


Вид деятельности учащихся

Вид контроля

Оборудование.

Дата проведения

план

факт

1

Введение.

Предмет ботаники.


1

Беседа с элементами лекции.

Урок обобщения и системати-зации знании.

Ответы на вопросы.

Устный опрос













Значение растений в природе и жизни человека.




Беседа

Урок обобщения и системати-зации знании.

Работа с гербариями.

Устный опрос

Гербарии.







2

^ Растительная клетка – целый мир. Строение растительной клетки.



1

Беседа с элементами лекции.

Комбинированный урок.

Работа с таблицами.




Таблицы.







3

^ Ткани и вегетативные органы высших растений. Общая характеристика тканей растений. Образовательные и покровные ткани.



4

Лекция

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ответы на вопросы.

Фронталь-ный опрос.

Коллекции.







4

Основные, механические и выделительные ткани. Проводящие ткани.




Беседа с элементами лекции.

Комбинированный урок.

Работа с таблицами.

Устный опрос

Таблицы.







5

Органы высших растений. Происхождение органов. Корень. Корневые системы.




Беседа с элементами лекции.

Комбинированный урок.

Изучение коллекций

Устный опрос

Модели.







7

Стебель. Строение и функции стебля.





Беседа

Урок обобщения и системати-зации знании.

Ответы на вопросы.




Гербарии.







8

Размножение. Размножение высших растений. Бесполое размножение: спорообразование. Вегетативное размножение. Естественное вегетативное размножение. Искусственное вегетативное размножение.


1

Беседа

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа с таблицами.

Устный опрос

Таблицы.







9

Водоросли. Водоросли. Общая характеристика. Местообитание. Особенности. Строения.


1

Беседа с элементами лекции.

Комбинированный урок.

Работа с таблицами.

Фронтальный опрос.

Таблицы.







11

^ Высшие споровые растения. Отдел Моховидные.



5

Беседа

Урок изучения и первичного закрепле-ния новых знаний.

Ответы на вопросы.

Устный опрос

Гербарии.







12

Отдел Папоротникообразные: общая характеристика.




Беседа с элементами лекции.

Комбиниро-ванный урок.

Изучение коллекций




Гербарии.







13

Отдел Плауновидные.




Беседа

Комбини-рованный урок.

Изучение коллекций




Коллекции.







14

Отдел Хвощевидные.







Комбини-рованный урок.

Ответы на вопросы.

Устный опрос

Модели.







15

Отдел Папоротниковидные.

Повторение высших спрровых растений.




Беседа с элементами лекции.

Урок контроля и оценки и коррекций знаний учащихся.

Ответы на вопросы.

Работа с КИМ

Таблицы.







16

^ Семенные растения. Семенные растения. Общая характеристика. Происхождение. Особенности строения.


10

Беседа с элементами лекции.

Урок изучения и первичного закрепле-ния новых знаний.

Работа с гербариями.

Устный опрос

Гербарии.







17

Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика.




Беседа с элементами лекции.

Урок изучения новых знаний.

Работа с макетами.




Макеты.







18

Класс хвойные. Сосна обыкновенная. Жизненный цикл сосны обыкновенной.




Беседа с элементами лекции.

Комбинированный урок.

Ответы на вопросы.

Устный опрос

Гербарии.







19

Характерные отличия размножения голосеменных от размножения.




Лекция

Урок обобщения и системати-зации знании.

Работа с таблицами.




Таблицы.







20

Споровых растений. Значение голосеменных.





Беседа с элементами лекции.

Комбинированный урок.

Ответы на вопросы.

Устный опрос

Коллекции.







21

Отдел Покрытосеменные или цветковые. Общая характеристика. Появление цветка.




Беседа

Урок изучения новых знаний.

Работа с таблицами.




Таблицы.







22

Двойное оплодотворение. Развитие проводящих тканей. Разнообразие жизненных форм. Значение покрытосеменных.





Беседа с элементами лекции.

Урок обобщения и системати-зации знании.

Ответы на вопросы.

Устный опрос

Гербарии.







23

Спорогенез и гаметогенез. Микроспорогенез и развитие мужского гаметофита. Мегаспорогенез и развитие женского гаметофита.





Беседа с элементами лекции.

Комбинированный урок.

Работа с моделями.

Работа с КИМ

Модели.







24

Систематика покрытосеменных. Сравнительная характеристика двудольных и однодольных растений.




Беседа

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ответы на вопросы.

Устный опрос

Гербарии.







25

Различия между представителями классов однодольных и двудольных. Характеристика основных семейств.







Урок контроля и оценки и коррекций знаний учащихся.

Работа с гербариями.




Гербарии







26

Грибы. Грибы: общая характеристика. Сходство с животными. Сходство с растениями. Строение грибов. Низшие грибы.


2

Беседа

Урок изучения и первичного закрепле-ния новых знаний

Ответы на вопросы.

Устный опрос

Таблицы.







27

Высшие грибы. Питание грибов. Размножение грибов.





Беседа с элементами лекции.

Урок обобщения и системати-зации знании.

Ответы на вопросы.

Работа с КИМ

Макеты.







28

Лишайники. Общая характеристика лишайников. Слоевище.



3

Лекция

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ответы на вопросы.

Фронтальный опрос.

Модели.







29

Морфологические типы лишайников: Накипные, листоватые, кустистые.




Беседа с элементами лекции.

Комбинированный урок.

Работа с макетами.




Макеты.







30

Размножение лишайников. Значение лишайников.




Беседа с элементами лекции.

Комбинированный урок.

Работа с таблицами.

Устный опрос

Таблицы.







31

^ Этапы развития растительного мира. Развитие растительного мира.



4

Лекция

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ответы на вопросы.




Коллекции.







32

Эры и периоды. Основные ароморфозы.




Беседа с элементами лекции.

Комбинированный урок.

Работа с макетами.

Фронтальный опрос.

Модели.







33

Дегенерация. Основы эволюционного процесса.




Беседа

Урок обобще-ния и системати-зации знании.

Работа с макетами.




Макеты.







34

Итоговое занятие.




Беседа с элементами лекции.







Итоговая контрольная работа











^ Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

- строение и функции клетки;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

- сведения о таксономических единицах;

- способы размножения бактерий, грибов, растений;

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

- основные растения региона, особенности их возделывания.

^ Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.


Дополнительная литература: http://www.school.edu.ru/images/h_slogan24-2.gif

http://biouroki.ru/test/



Похожие:

Примерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») iconПримерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
Рабочая программа элективного курса «Молекулярная биология» для 10 классов составлена на основании следующих документов
Примерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») iconПримерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
Татарстан Республикасы Әтнә муниципаль районы муниципаль бюджет белем бирү оешмасы “Күәм урта гомуми белем бирү мәктәбе”
Примерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») iconПримерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
Татарстан Республикасы Әтнә муниципаль районы муниципаль бюджет белем бирү оешмасы “Күәм урта гомуми белем бирү мәктәбе”
Примерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») iconПримерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
Татарстан Республикасы Әтнә муниципаль районы муниципаль бюджет белем бирү оешмасы “Күәм урта гомуми белем бирү мәктәбе”
Примерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») iconПримерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
Татарстан Республикасы Әтнә муниципаль районы муниципаль бюджет белем бирү оешмасы “Күәм урта гомуми белем бирү мәктәбе”
Примерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») iconПримерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
Татарстан Республикасы Әтнә муниципаль районы муниципаль бюджет белем бирү оешмасы “Күәм урта гомуми белем бирү мәктәбе”
Примерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») iconПримерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
Татарстан Республикасы Әтнә муниципаль районы муниципаль бюджет белем бирү оешмасы “Күәм урта гомуми белем бирү мәктәбе”
Примерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») iconПримерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
Татарстан Республикасы Әтнә муниципаль районы муниципаль бюджет белем бирү оешмасы “Күәм урта гомуми белем бирү мәктәбе”
Примерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») iconПримерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
Татарстан Республикасы Әтнә муниципаль районы муниципаль бюджет белем бирү оешмасы “Күәм урта гомуми белем бирү мәктәбе”
Примерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») iconПримерная программа по биологии (Письмо министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
Татарстан Республикасы Әтнә муниципаль районы муниципаль бюджет белем бирү оешмасы “Күәм урта гомуми белем бирү мәктәбе”
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы