Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования введение icon

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования введение



НазваниеПояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования введение
страница1/8
Дата конвертации26.07.2013
Размер1.69 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГо ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

Программа составлена для обучения в начальных классах МОУ Большеатнинской средней общеобразовательной школы Атнинского муниципального района РТ. Авторы программы: учителя начальных классов данной школы. Образовательная программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2009.

  2. УМК «Перспектива», 2007.

  3. Примерные программы по учебным предметам. М.: Просвещение, 2010.

  4. Устав МОУ Большеатнинской средней общеобразовательной школы Атнинского муниципального района РТ, 2011.

  5. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. М.: Академкнига, 2011.

Цели и задачи реализации Образовательной программы, конкрети­зированные в соответствии с требованиями Стандарта к результа­там образования.

Образовательная программа предусматривает достижение сле­дующих результатов образования:

— личностные результаты: всестороннее гармоничное развитие личности(духовно- нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.

Развитие коммуникативной компетентности – умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение понимать партнера.

метапредметные результаты: общекультурное развитие – формирование целостной картины мира на основе интеграции культурного опыта в единстве научной и образно – художественной форм познания мира.

Познавательное развитие – развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка.

  • предметные результаты: формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности; формирование учебной деятельности – формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения.

  • Целью реализации Образовательной программы является обе­спечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, зна­ний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивиду­альными особенностями его развития и состояния здоровья.

Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Пер­спектива», является личностное развитие – формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его инди­видуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организован ной учебной дея­тельности. Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Инновационные подходы нашли свое отражение и в целевой установке УМК «Перспектива» — обеспече­ние планируемых результатов основной образовательной програм­мы, к числу которых относятся:

личностные результаты: знание моральных норм, умение со­относить свои поступки с принятыми этическими нормами, уме­ние выделять нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться;

  • метапредметные результаты: освоение обучающимися в про­цессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);

  • предметные результаты: освоение обучающимися в ходе из­учения того или другого предмета (в условиях урочной и внеуроч­ной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразова­нию и применению в практике повседневной жизни.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззре­ния обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к орга­низации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следо­вать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педаго­гом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравствен­ных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Задачи образовательного учрежде­ния:

- развитие обучающихся овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Реализация в школе мо­дели краеведческого образования предусматривает формирование у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей региона на основе первичных пред­ставлений о его природе, истории, населении, быте, культу­ре; гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории и культуры, сохранения традиций народов, проживаю­щих в регионе. Приоритетное внимание школы к экологическо­му образованию предполагает формирование' общих сведений о природном потенциале региона, путях его рационального ис­пользования и охраны; воспитание основ культуры общения с природой; практическое овладение элементарными умениями и навыками экологически целесообразного поведения в природе,

^ Принципы (требования) и подходы к формированию Образова­тельной программы.

Стандарт направлен на обеспечение:

  • равных возможностей получения качественного начального общего образования;

  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающих­ся, становление их гражданской идентичности;

  • преемственности основных образовательных программ;

  • сохранения и развития культурного разнообразия и языко­вого наследия многонационального населения Российской Феде­рации, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурами разных народов России;

  • единства образовательного пространства Российской Феде­рации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

  • демократизации образования, в том числе посредством раз­вития форм государственно-общественного управления, расшире­ния права выбора педагогическими работниками методик обуче­ния и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспи­танников, использования различных форм образовательной дея­тельности обучающихся;

  • формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися Образовательной программы, деятельности педа­гогических работников, образовательных учреждений, функцио­нирования системы образования в целом;

  • условий для эффективной реализации и освоения обучаю­щимися Образовательной программы, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в осо­бенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, — одаренных детей и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья.

УМК «Перспектива» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного на­чального общего образования всем обучающимся с учетом раз­новозрастного зачисления детей в первый класс (с 6, 7, 8 лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); топографической принадлежности детей (городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества, что, безусловно, это должно сказаться на подбо­ре учебного материала); разного уровня владения русским языком (нередко это дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы); особенно­стей мировосприятия городских и сельских детей; наполняемости классов (полные и малокомплектные); разновозрастные и разноу­ровневые и др.

Основными принципами (требованиями) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспектива» являются:

1. Гуманистический принцип предполагает:

— всестороннее развитие личности ребенка на основе за боты о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;

— защиту прав учащихся, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;

— усвоение учащимися нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;

- равноправное общение детей с взрослыми и сверстниками на основе свободы высказывания, уважения к собеседнику и его мнению.


2. Принцип историзма предполагает:

— изучение предметных дисциплин в культурно историческом контексте;

— структурирование содержания учебной дисциплины учетом логики и истории развития предметного знания;

— восстановление единства культурного пространства образования, учет взаимосвязи и взаимопроникновения культур;

- интеграция естественно научного и гуманитарного знания;

— персонификацию знаний и увязывание их с жизненным опытом ребенка.


3. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:

— как предмет специального изучения. Особое внимание в программ уделяется развитию устной и письменной речи,

овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;

— как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;

— как организационная форма обучения. Все познавательные и учебные задачи решаются учащимся в условиях совместной деятельности, кооперации сотрудничества с учителем и сверстниками.


4. Принцип творческой активности предполагает:

— стимулирование и поощрение творческой активности учащихся, инициирование постановки новых познавательных и художественно творческих задач;

— участие в проектных коллективных формах работы;

— создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.


^ Учебно-методический комплект «Перспектива».

Указанные выше задачи и принципы обучения нашли отражение в программах, учебниках, учебных и методических пособиях.

УМК «Перспектива».

Особенности содержания и методов обучения раскрываются в пояснительных записках к программам учебных предметов. В программах очерчен круг знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в первые четыре года обучения каждому предмету.

В учебники включены блоки, связанные с обобщением, интеграцией и применением знаний на практике («За страницами учебника»).

Отличительной особенностью УМК является то, что основой всех учебных предметов выступают понятия «культура», «общение», «познание», «творчество».

Важным условием успешности реализации программы «Перспектива» является индивидуальный подход к каждому ученику. Учебники содержат задания разной степени сложности, обеспечивая возможность варьировать задания с учетом уровня подготовленности ученика. Выбор заданий, лежащих в зоне ближайшего развития ребенка (т. е. заданий, выполнение которых предполагает совместную с учителем работу и одновременно требует мобилизации собственных усилий, позволяющих учащемуся пережить чувство успеха и гордости за свои достижения), делает обучение поистине развивающим. Обучение в зоне ближайшего развития формирует такие личностные качества, как целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, готовность к преодолению трудностей.

Обучение по комплекту учебников «Перспектива» позволит каждому ученику сохранить самоуважение и интерес к познанию и открытию нового. Познавательная активность и инициатива учащегося приветствуются. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы оживить познавательную активность, любознательность и познавательный интерес ребенка. Новая система направляет активность ребенка в сферу культуры и свободного творчества.

Еще одно преимущество УМК «Перспектива» в том, что, обучаясь по этой программе, ученик на каждом уроке приоткрывает для себя будущие темы обучения. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их детальному изучению.

Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления, воображения, интуиции ребенка, формирование ценностного мировоззрения и нравственной позиции личности.

Развитие чувства прекрасного, понимания эстетической ценности изучаемых объектов и событий является важнейшей составляющей УМК «Перспектива». Способность переживать красоту, гармонию, единство с миром и природой является не менее значимой, чем способность читать, писать и считать без ошибок. УМК «Перспектива» открывает новые возможности для интеграции познавательного и личностного развития ребенка.


^ Общая характеристика Образовательной программы

Образовательная программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения Образова­тельной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и ин­дивидуализации обучения и воспитания;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, включая одаренных детей, через секции и круж­ки, организацию общественно полезной деятельности;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревновании, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей, педагогических работ­ников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

  • использование в образовательном процессе современных об­разовательных технологий деятельностного типа, и в первую оче­редь личностно-ориентированного развивающего обучения;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучаю­щихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи уроч­ной и внеурочной деятельности;

^ Состав участников образовательного процесса. В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогиче­ские работники общеобразовательного учреждения, родители (за­конные представители) обучающихся.


Концепция

РАЗВИТИЯ поликультурного образования


^ Общие положения

Система образования – важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Обеспечить гражданский мир, социальную стабильность и информационную защиту общества, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на этапе общероссийской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Образовательная политика Российской Федерации отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.

Эффективность политических и гражданских институтов, целостность территории, социальная мотивированность населения, успех экономических реформ, а в конечном счете – будущее нашего государства в значительной степени определяется необратимостью и темпами формирования общероссийской гражданской идентичности. Самым надежным, действенным и универсальным инструментом культурной и политической интеграции остается система образования. Поэтому модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, с необходимостью должна отражать интересы становления единой гражданской нации.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного и полилингвального образования в России – становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Предлагаемая концепция поликультурного образования разработана с учетом национальных, региональных, этнокультурных потребностей многонационального народа России. Концепция формулирует цели, основные направления и стратегии развития поликультурного образования в начале XXI века.

Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и развивает основные принципы образовательной политики государства.

Концепция разработана на основании:

– Конституции Российской Федерации;

– Закона Российской Федерации «Об образовании»;

– Закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

– Закона Российской Федерации «О языках народов РФ»;

– Концепции государственной национальной политики Российской Федерации;

– Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;

– Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025 года;

– Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ.


^ Социально-политические и социокультурные ориентиры

Россия исторически объединила в своем составе множество стран и потому является родиной многих народов, различающихся по языку, культуре, вероисповеданию. В то же время Российская Федерация не составляет исключения по полиэтничности и мультикультурности – это условия, в которых сегодня живет большая часть человечества. Действительное отличие России от большинства других стран заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, находящихся на различных стадиях социального и культурного развития. В пределах единого государства наряду с постиндустриальными мегаполисами мы имеем образцы догосударственной эгалитарной организации общества, а также все промежуточные стадиальные формы и соответствующий им веер социокультурных стереотипов в общественном сознании.

Предлагая образовательные (и любые социальные) проекты и технологии, необходимо учитывать, что Россия представляет собой живую «хрестоматию», иллюстрирующую непреложный закон неравномерности исторического развития человечества. Утопическая программа синхронного перехода от различных уровней социальной организации к единообразному обществу нового типа и унитаристский проект создания «советской нации» во многом предопределили распад СССР. Опасность унификаторских подходов в социальной и культурной политике, вполне подтвержденная суровым отечественным опытом, отнюдь не преодолена и современной Россией.

Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к окончательному отказу от утопических идей этнокультурной унификации. Одним из результатов победы международно-правовых принципов гуманизма и демократии стало утверждение идеала культурного многообразия человечества. Общепризнанно, что подлинную культуру можно строить лишь в соответствии со своим собственным прошлым, имея при этом в виду свое собственное будущее. В то же время укрепление культурной самостоятельности народов благоприятствует расширению контактов и сближению культур.

Идейно-содержательные, технологические и языковые составляю­щие поликультурного (полилингвального) образования согласуются с общими тенденциями развития единой российской цивилизации, которая ис­торически объединила и интегрировала в своей структуре национальные культуры народов России. Российская цивилизация в принципе полиэтнична, полилингвальна, поликультурна и не может быть сведена к русской национальной культуре. Однако именно русская культура является ее центральным компонентом и играет глав­ную роль в выработке путей цивилизационного развития страны.

Наряду с единством культурного и образовательного пространства России Закон РФ «Об образовании» постулирует защиту и развитие школой национальных культур и региональных культурных традиций.

Национально-культурные интересы субъектов Российской Федерации в сфере образования предполагают восстановление этнокультурных и этносоциальных функций школы. Однако система образования, вырастающая из культурно-исторических традиций народа, обращенная к его насущным потребностям и устремлениям в будущее, с необходимостью должна развиваться в трехмерном пространстве национально-региональной, общероссийской и мировой культуры. Поэтому гражданский императив поликультурной школы подчинен актуальным интересам общественного развития, исходит из стратегии сохранения культурного многообразия и нацелен на социализацию новых поколений в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Таким образом, сохраняя национально-культурную самостоятельность субъектов Российской Федерации, общероссийская гражданская идентичность должна обеспечить социализацию подрастающих поколений в условиях поликультурной российской цивилизации, подготовить их к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба.


^ Конструкция российской идентичности

Сформировавшийся в ходе становления российской государственности многоэтничный состав населения, свободное сосуществование и активное взаимовлияние разных этнических традиций и языков придают общему культурно-цивилизационному потенциалу России особую устойчивость и открытость.

Имея собственную этнополитическую историю и конкретный этносоциальный контекст, реальная Россия не имеет альтернативы в выборе естественно складывающейся структуры своей гражданской идентичности. Единственной гарантией существования демократического государства и гражданского общества в Российской Федерации является становление полиэтнической (в этнокультурном смысле) и многонациональной (в смысле федерализма) по составу, но единой по национально-государственному сознанию нации россиян. Поэтому магистральный культурно-политический ориентир и долговременная культурно-психологическая сверхзадача российского образования – формирование гармоничной гражданской идентичности, соответствующей историческим традициям, современному устройству и перспективам укрепления федеративного государства. Только адекватное современным условиям и подлинно национальное (то есть поликультурное по определению) образование, в отличие от унитарной школы, способно обеспечить для этого культурную основу.

Этнополитическая модель российской гражданской нации включает три основных уровня (этажа):

– субнациональный (базовый этнокультурный), складывающийся как сообщество всех народов, этнических и субэтнических групп, диаспор, конфессиональных общин, проживающих в России;

– национально-территориальный (базовый политический), состоящий из субъектов Российской Федерации;

– супернациональный (гражданский, государственный), объединяющий граждан России в единую национальную общность.

Этнокультурное самосознание группы и этнокультурная идентичность индивида должны быть органично встроены в национально-культурный организм на базовом политическом уровне субъекта федерации, а этнокультурные интересы всех групп и отдельных граждан должны быть обеспечены и защищены на этом национально-территориальном этаже гражданской нации. В свою очередь, национальное (отнюдь не всегда совпадающее с этнокультурным) самосознание жителей российских республик, областей, краев закладывает основу и непротиворечиво встраивается в супернациональную общероссийскую гражданскую идентичность.

Опорой и органическим ядром естественной национально-гражданской идентичности призвано стать несовпадающее с ней этнокультурное самосознание. Многоуровневую конструкцию идентичности, адекватной нашим условиям, можно представить в образе матрешки. Единая российская гражданская нация так же полиэтнична, как и нации, складывающиеся в рамках национальных субъектов Российской Федерации. Сбой «вертикально-горизонтальной» структуры гражданского сознания провоцируется маргинализацией так называемых нетитульных этнических групп в российских республиках. Если представители этих нетитульных групп (например: русские, чуваши, армяне в Осетии-Алании, в Татарстане, в Чечне) не занимают позицию экстерриториальности, а наравне с осетинами, татарами, чеченцами встроены в осетинское, татарстанское, чеченское (от слов «Осетия», «Татарстан», «Чечня») национальное сообщество, то можно добиться непротиворечивого национально-государственного сознания федерального масштаба. Вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности конкретных граждан все население республики должно осознавать себя единой сегментарной гражданской нацией, которая вместе с тем является неотъемлемой частью великой российской нации.

  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования введение iconОбразовательная программа начального общего образования мбоу «Фоминовская основная общеобразовательная школа» Бавлинского муниципального района пояснительная записка
Образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования введение icon1. Раздел Целевой Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 10-44
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования введение icon2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной...
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования введение iconПояснительная записка образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоузеевская основная школа»
«Новоузеевская основная школа» (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования введение iconСодержание разделов
Пояснительная записка образовательной программы начального общего образования мбоу кулаевской сош
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования введение iconДокументы
1. /ООП начального общего образования.doc
2. /Планируемые...

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования введение iconПояснительная записка раздел целевой 3
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования введение iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования введение iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. 7стр
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования введение iconПрограмма начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы