Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны icon

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны



НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны
Дата конвертации22.07.2013
Размер167.97 Kb.
ТипРабочая программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования администрации Альметьевского муниципального района

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/Н.Г.Исмагилова_/

ФИО

Протокол № 01 от «25 » мая 2012г.

« Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Кульшариповская ООШ »

_________/Х.Х.Ярусова/

ФИО

«28» августа 2012 г.

«Утверждено»

Руководитель МБОУ «Кульшариповская ООШ »

_____________/___Г.Т.Исрафилова/

ФИО

Приказ № 84 от «_31_»_августа___2012___г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству 5 класс

учителя изобразительного искусства

Исрафиловой Айслу Салиховны

35 часов (1 час в неделю)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______200_ г.


2012-2013 учебный год.


^ Пояснительная записка


Планирование составлено на основе:


- п.2.7 ст.32 Закона «Об образовании»

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ ( приказ №1089 от

05.03.2004), содержащая требования к минимальному объему содержания образования по изобразительному искусству

с учетом возможностей классов и условий школы.

-примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству: (Сборник нормативных

документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта.) 

- авторской программы под редакцией М.Б.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»1-9 кл

(М.: Просвещение, 2007г.)

-базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РТ №3934/11 от 02.08.2011;

-учебного плана МБОУ«Кульшариповской ООШ» на 2012-2013, утвержденного приказом №84 от 31.08.2012 г.

-положения школы «О рабочей программе педагога»

-Федерального перечня учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в

образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования


Рабочая программа ориентирована на использование

Учебника -Горяева,Н.А. Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса/Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М.Неменского.-М.: Просвещение,2008


На основании рабочих программ составлено тематическое планирование для 5 класса, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме.


Количество часов в 5 классах всего-35, в неделю 1ч.


Цели: приобщение детей к миру искусства через познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества;

развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

формирование художественно-творческой активности;

овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный, конструктивный.


Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетическое начало декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Поурочное планирование представляет собою систему уроков по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе. Обучение ведется по программе Б.М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем. Предпочтение отдается изучению традиционной русской культуры.

В современном мире нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы. В связи с этим тема приобщения учащихся школы к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому пошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Формирование познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогике сотрудничества.


^ Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса


Учащиеся должны знать:

— истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

— особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

— несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы ХУII века);

— различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

— выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

— умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

— уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

— умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

— создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

— владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).


^ Планирование уроков рассчитано на 1 час в неделю, 35 уроков в год.

1-я четверть. Тема «Древние корни народного искусства» - 9 ч.

2-я четверть. Тема «Связь времен в народном искусстве» - 7 ч.

3-я четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире» - 11 ч.

4-я четверть. Тема «Декор, человек, общество, время» - 8ч.


^ Основное содержание тем учебного курса (35)

Древние корни народного искусства (9ч)

Традиционные образы народного искусства – солярные знаки, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в образном строе избы.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, круг предметов быта. Единство пользы и красоты.

Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Крестьянская вышивка. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментального построения в вышивках полотенец.

Народный праздничный костюм. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимая связь земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.


^ Связь времен в народном искусстве(7ч)

Календарные народные праздники – это способ участи человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое знание.

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промысла. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи игрушек.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптура посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

Из истории развития Городецкой росписи. Рассмотрение произведений Городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Главные герои росписи, основные элементы декоративной композиции. Приемы росписи.

Из истории художественного промысла Хохломы и Жостова. Основные приемы росписи. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности.


^ Декор – человек, общество, время (8ч)

Роль декоративного искусства в жизни общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности.

Декоративное искусство Древненго Египта. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений и цвета. Отличие одежд высших и низших слоев общества.

Одежда – знак положения человека в обществе. Декоративное искусство Древнего Китая и искусства Западной Европы 17 века ( эпоха барроко).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого сообщества – государства, страны, города.=, символизирующий отличие от других.


^ Декоративное искусство в современном мире (11ч)

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства ( керамика, стекло, гобелен, роспись по ткани …)

Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Коллективный творческий проект декоративной работы.


^ Календарно-тематический план по ИЗО 5 класс


1 четверть. Древние корни народного искусства.9ч


№ урока

Название разделов темы

Кол-во часов

Основные понятия

Задание для учащихся

Дата проведения

план

факт

1.

Древние образы в народном искусстве

1

Символы(солнечные диски, древо жизни)

Подбор иллюстративного материала по теме «народное жилище»

06.09.12




2-3

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня»

2

Народное искусство, декор, изба.

Подбор материала по теме «Народные вышивки»

13.09.12

20.09.12




4-5

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка, полотенце

2

интерьер

Подбор материала по современному дизайну

27.09.12


04.10.12




6-7

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

2

интерьер

Подбор материала по современному дизайну

11.10.12

18.10.12




8

Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн

1

Архитектура, дизайн, мода

Подбор материала по современному дизайну

25.10.12




9

Итоговый урок 1 четверти. Дизайн комнаты

1

Архитектура, дизайн, мода

Подбор материала по глиняной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь)

01.11.12





^ 2 четверть. Связь времен в народном искусстве 7ч




1-3

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки

3

Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки

Современные нар. Промыслы. Подбор иллюстративного материала.

15.11.12

22.11.12

29.11.12






4

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово, Городец

1

Промыслы, ремесла, керамика. Жостово, Городец




06.12.12

27.12.12





5

Гжель.Молочница

1

Гжель




13.12.12




6

Жостово.Поднос

1

Жостово




20.12.12




7

Городец

1

Городец

Сбор ил. Материала о русском (татарском) народном костюме

27.12.12





^ 3 четверть. Декоративное искусство в современном мире.11ч.





1

Народная праздничная одежда. Эскиз русского костюма.


1

Народный костюм. Сарафан, рубаха. Шаровары,

Подбор материала по теме «Народные вышивки»

17.01.13





2

НРК Эскиз татарского костюма

1

колфак, тюбетейка




24.01.13




3

Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме

1

Народный костюм. Сарафан, рубаха.

Подбор материала по теме «Народные вышивки»

31.01.13





4

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

1

Символика вышивки, орнамент, мода, дизайн

Подбор материала о татарском орнаменте

07.02.13




5

НРКЭскиз орнамента по мотивам вышивки татарского народного костюма

1

Символика вышивки, орнамент, мода, дизайн

Подбор материала о современной моде

14.02.13




6

Русский костюм и современная мода

1

Мода, дизайн

Сбор ил. Материала по народным праздникам.

21.02.13




7-8

Праздничные народные гулянья. «Наш веселый хоровод»

2

Хоровод, масленица

Поисковая работа «Народные промыслы родного края»

28.02.13

07.03.13





9-10

НРК Народные промыслы Татарстана

2

Художественные промыслы, ремесла

Народные промыслы

14.03.13

21.03.13




11

«Красота земли родной» (обобщающий урок)

1




Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта

04.04.13





^ 4 четверть. Декор, человек, общество, время 8ч




1

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

1

Костюм, символика цвета

Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древней Греции

11.04.13




2-3

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика

2

Чернофигурные и краснофигурные вазы

Подбор ил. материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш. Перро и Братьев Гримм.

18.04.13

25.04.13




4

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья

1

Костюм, стиль

Поисковая работа «Декор, человек, общество, время»

02.05.13




5

О чем рассказывают гербы

1

Символ, эмблема, герб

Поисковая работа «Декор, человек, общество, время»

09.05.13




6

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям

1




Поисковая работа «Декор, человек, общество, время»

16.05.13




7

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1




Поисковая работа «Декор, человек, общество, время»

23.05.13




8

Итоговый урок четверти

1







30.05.13













Итого за год: 35 ч.











^ Учебно-методическая литература

  1. Свиридова О. В. Изобразительное искусство, 5 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского.

  2. Горяева Н. А., Островская О. В.. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

  3. Неменская Л. А.. Искусство в жизни человека. Москва «Просвещение», 2008.

  4. Питерских А. С., Гуров Г. Е.. Дизайн и архитектура в жизни человека, М. «Просвещение», 2008.

  5. Волков И. П.. Художественная студия в школе. Москва «Просвещение», 1993г.

  6. Кузин В. З.. Наброски и зарисовки. Москва «Просвещение», 1981г.

  7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: - учебник для учащихся 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 2001.


Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Этапы оценивания рисунка:

-  как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

-  характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

-  качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

-  владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

-  общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

 

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены




Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны iconРабочая программа по изобразительному искусству 3 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны iconРабочая программа по изобразительному искусству 4 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны iconРабочая программа по изобразительному искусству 6 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны iconРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны iconРабочая программа по литературе для 5 класса учителя русского языка и литературы Исрафиловой Айслу Салиховны
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования мо РФ (приказ №1089 от 05. 03. 2004)
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны iconРабочая программа по литературе для 6 класса учителя русского языка и литературы Исрафиловой Айслу Салиховны
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования морф (приказ №1089 от 05. 03. 2004)
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны iconИсрафиловой Айслу Салиховны по русскому языку 5 класс 105 часов (3 часа в неделю) 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования мо РФ (приказ №1089 от 05. 03. 2004)
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны iconРабочая программа по Изобразительному искусству на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе разработана на основе
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны iconУрок изобразительного искусства 7 класс III четверть Презентация Преподавателя изобразительного искусства моу сош №6
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс учителя изобразительного искусства Исрафиловой Айслу Салиховны iconРабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена по программе для 5-7 классов (Автор Б. М. Неменский)
Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы