Рабочая программа по математике на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка icon

Рабочая программа по математике на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка



НазваниеРабочая программа по математике на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка
страница1/9
Дата конвертации22.07.2013
Размер1.03 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Мбоу «ерсубайкинская основная общеобразовательная школа»

рабочая программа по математике на 2012-2013 уч.г. 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по математике в 4 классе разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Примерной программы начального общего образования, созданная на основе федерального компонента государственного образовательно стандарта;

  • Образовательной программы МБОУ «Ерсубайкинская оош»;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования;

  • Учебного плана МБОУ «Ерсубайкинская оош» на 2012-2013 уч.г.;

  • Положения школы «О рабочей программе педагога»



Рабочая программа по математике рассчитана на 4 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 136 часов в год.

^ Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

- развитие образного и логического мышления, воображения;

- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике.

Начальный курс математики – интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

В теме «Числа, которые больше 1000» предусматривается изучение нумерации и четырех арифметических действий над многозначными числами.

Сейчас, когда дети постоянно слышат не только о миллионах, но и миллиардах, уже нельзя ограничивать их рассмотрением чисел в пределах миллиона. Поэтому предусмотрено ознакомле­ние с классами не только тысяч, но и миллионов, миллиардов. Это дает возможность сформировать и закрепить представления детей о том, как образуются классы чисел, научить их читать, записывать, сравнивать такие числа. Однако выполнение ариф­метических действий ограничено пределами миллиона. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифмети­ческих действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последо­вательности шагов, которые должны быть выполнены. При рас­смотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умноже­ния или деления четко выделены основные этапы, план рассуж­дений, подлежащие усвоению каждым учеником. Это поможет правильно организовать процесс формирования вычислительных умений. В этом процессе должен осуществляться своевременный переход от подробного объяснения каждого шага рассуждений к постепенному свертыванию объяснений, когда выделяются только основные элементы алгоритма. Например: «Делю тысячи, получаю...», «Делю сотни, получаю...», «Делю десятки, полу­чаю...» и т.д.

В процессе работы над задачами дети упражняются в само­стоятельном составлении задач по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал для этого берется как из учеб­ника, так и из окружающей действительности.

Работе над задачей можно придать творческий характер, ес­ли изменить вопрос задачи или ее условие при сохранении во­проса, поставить дополнительный вопрос или снять его, предло­жив учащимся самим определить, что можно узнать из условия задачи.

Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у учащихся интерес к математическим зна­ниям и понимание их практического значения. Решение тексто­вых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторона­ми окружающей действительности.

^ Важным понятием курса является понятие величины. При формировании представлений о величинах (длине, массе, площа­ди, времени и др.) учитель опирается на опыт ребенка, уточняет и расширяет его. Дети знакомятся с изме­рительными инструментами.

Одной из основных задач четвертого года обучения становится пополне­ние и обобщение этих знаний. Необходимо рассмотреть соотно­шения между единицами каждой величины. Эти соотношения усваиваются учащимися при выполнении различных заданий и заучивании соответствующих таблиц. Программой предусмотре­но также изучение сложения и вычитания величин, выражен­ных в одних и тех же единицах (длины, массы, времени и др.), умножение и деление значений величины на однозначное число.

^ Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Это точка, линии (кривая, прямая), от­резок, ломаная, многоугольники различных видов и их элемен­ты (углы, вершины, стороны), круг, окружность и др.

При формировании представлений о фигурах большое значе­ние придается выполнению практических упражнений, связан­ных с построением, вычерчиванием фигур, с рассмотрением не­которых свойств изучаемых фигур (например, свойства противо­положных сторон прямоугольника, диагоналей прямоугольника, в частности квадрата); упражнений, направленных на развитие геометрической зоркости (умения распознавать геометрические фигуры на сложном чертеже, составлять заданные геометриче­ские фигуры из частей и др.).

Рабочая программа составлена с учетом фактических знаний, умений, навыков учащихся 4 класса.

^ Национальный-региональный компонент отражается при изучении тем, связанных со сравнением чисел и величин, решением задач.

Итоговая и промежуточная аттестация проводится в форме контрольной и самостоятельной работы, тестов.


^ II. Учебно-тематический план


№ п\п

Наименование

раздела

Кол-во

часов

Кол-во

конт-х

Кол-во

самост-х

Тест

1

Нумерация

27 ч.

2







2

Величины

19 ч.

1

1




3

Сложение и вычитание

8 ч.

1







4

Умножение и деление

76 ч.

5

3

1

5

Повторение за год

6 ч.

1










Итого

136 ч

10

4

1



III. Содержание тем учебного курса


^ ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 (продолжение)

Арифметические действия


Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия.

Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чи­сел, умножения и деления на однозначное число.

Луч. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.


^ ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000

Нумерация (24 ч)


Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллио­нов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разряд­ных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Числовой луч.

Величины (12 ч)


Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, ки­лометр, соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сан­тиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар, соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотно­шения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.


^ Сложение и вычитание (8 ч)


Сложение и вычитание (обобщение и систематизация зна­ний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свой­ства сложения и их использование для рационализации вычислении; взаимосвязь между компонентами и результатами сложе­ния и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида x + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х-137 = 500-140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.

Сложение и вычитание величин.

Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупо­угольный.


^ Умножение и деление (79 ч)


Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; взаимосвязь между компонентами и результата­ми умножения и деления; деление нуля и невозможность деления на нуль; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения; рационализация вычислений на основе пе­рестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение.

Решение уравнений вида 6-х = 429+120, х: 18 = 270 — 50, 360:а: = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное, двузнач­ное и трехзначное числа (в пределах миллиона).

Умножение и деление величины на однозначное число.

Примеры взаимосвязей между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении и др.).

Диагонали прямоугольника. Свойство диагоналей прямо­угольника (квадрата).

В течение всего года проводится:

— вычисление значений числовых выражений в 2—4 дейст­вия (со скобками и без них), требующие применения всех изучен­ных правил о порядке выполнения действий;

— решение задач в 1 действие, раскрывающих:

а) смысл арифметических действий;

б) нахождение неизвестных компонентов действий;

в) отношения больше, меньше, равно;

г) взаимосвязь между величинами;

— решение задач в 2—4 действия;

— решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2—3 ее частей; изображение изу­ченных фигур на клетчатой и на нелинованной бумаге с по­мощью линейки, чертежного треугольника и циркуля.


^ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ВСЕГО ИЗУЧЕННОГО (13 ч)


IV. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся


Нумерация

Знать:

— названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

— как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в од­ной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность первых трех классов.

Уметь:

— читать, записывать и сравнивать числа в пределах мил­лиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);

— представлять любое трехзначное число в виде суммы раз­рядных слагаемых.


^ Арифметические действия


Понимать конкретный смысл каждого арифметического дей­ствия.

Знать:

— названия и обозначения арифметических действий, назва­ния компонентов и результата каждого действия;

— связь между компонентами и результатом каждого дей­ствия;

— правила о порядке выполнения действий в числовых вы­ражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

— таблицу сложения и умножения однозначных чисел и со­ответствующие случаи вычитания и деления.

Уметь:

— записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);

— находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8-k, b:2; a±b, c-d, k'.n при заданных числовых зна­чениях входящих в них букв; — выполнять устные вычисления в пределах 100 и с больши­ми числами в случаях, сводимых к действиям в преде­лах 100;

— выполнять письменные вычисления (сложение и вычита­ние многозначных чисел, умножение и деление многознач­ных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;

— решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х =1450, x*12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : x = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами дей­ствий;

— решать задачи в 1—3 действия.


Величины


Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Знать:

— единицы названных величин, общепринятые их обозначе­ния, соотношения между единицами каждой из этих ве­личин;

— связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движе­нии и др.

Уметь:

— находить длину отрезка, ломаной, периметр многоуголь­ника, в том числе прямоугольника (квадрата);

— находить площадь прямоугольника (квадрата), зная дли­ны его сторон;

— узнавать время по часам;

— выполнять арифметические действия с величинами (сло­жение и вычитание значений величин, умножение и деле­ние значений величин на однозначное число);

— применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.


^ Геометрические фигуры


Иметь представление о названиях геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус.

Знать:

— виды углов: прямой, острый, тупой;

— определение прямоугольника (квадрата);

— свойство противоположных сторон прямоугольника.

Уметь:

— строить заданный отрезок;

— строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.


^ V. Перечень учебно-методического обеспечения

- М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика. Учебник для 4 класса в 2-х частях – М., Просвещение, 2008г.

- О.А. Мокрушина, О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по математике, 4 класс.- М., Вако,2008г.

- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Мой первый экзамен по математике.- М., АСТ, 2010

- В.Н Рудницкая. 2000 задач по математике. – М., Дрофа, 1999

- Е.В Советова. Контрольные тесты для начальной школы.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2010

- Т.Л. Мишакина, С.А. Гладкова. Тренажер по математике.- М., Ювента, 2010

- Л.Е. Тарасова. Математика. Тесты для подготовки к итоговой аттестации за весь курс начальной школы.- М., АСТ, 2010

- Б.П.Гейдман. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа.2-4 кл.-М.:Айрис-пресс,2008.


Количество часов в год – 136.

Количество часов в неделю – 4.

Количество часов в I четверти – 36.

Количество часов во II четверти – 28.

Количество часов в III четверти – 40.

Количество часов в IV четверти – 32.


тематическое планирование


п/п

Наименование

раздела программы

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид
контроля

Элементы
дополнительного содержания

Домашнее задание

сроки

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

^ Числа от 1 до 1000
(16 ч)


Нумерация. Счет предметов. Разряды

1

Комбинированный

Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Классы и разряды. Арифметические действия с нулем

Знать последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица

Текущий

Логические
задания




04.09.




2




Числовые выражения. Порядок выполнения действий

1

Комбинированный

Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях

^ Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия.

Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях

Текущий

Магический
квадрат

С. 7,

№ 20,

повторить таблицу умножения

05.09.




3




Сложение и вычитание

1

Комбинированный

Названия компонен-тов и результата сложения и вычитания. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений

Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь пользоваться изученной математической терминологией

Арифметический диктант

Нахождение неизвестного компонента арифметических действий

С. 6,

№ 13


06.09.




4




Нахождение суммы нескольких слагаемых


1

Комбинированный

Группировка слагаемых. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия

Текущий.

Самостоятельная работа

Ребусы.

Закономерности

С. 8,

№ 24

07.09.





5




Вычитание трехзначных чисел

1

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них













11.09.




6


Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные

1

Комбинированный

Умножение двух-четырехзначного числа на однозначное

Уметь пользоваться изученной математической терминологией,

решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные

Текущий.

Фронтальный опрос

Ребусы

С. 10,

№ 38


12.09.




7




Приемы письменного умножения однозначных
чисел на трехзначные

1

Комбинированный

Переместительное свойство умножения. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов.

Таблица умножения. Деление с остатком. Построение простейших логических выражений типа «…и/или», «если.., то…», «не только,
но и …»

Уметь выполнять приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные

Самостоятельная
работа
(15 мин)

Логические
задания

С. 11,

№ 48


13.09.




8




Приемы письменного деления на однозначное
число

1

Комбинированный

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление с остатком. Деление трехзначного числа на однозначное

^ Уметь выполнять приемы письменного деления на однозначное число.

Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел

Тематический.

Арифметический
диктант

Задачи-шутки

С. 12,

№ 56


14.09.




9




Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа

1

Комбинированный

Деление трехзначного числа на однозначное. Установление пространственных отношений

Уметь выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа

Текущий

Нахождение неизвестного компонента арифметических действий




18.09.




^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

10




Письменное деление на однозначное число

1

Комбинированный

Деление трехзначного числа на однозначное

^ Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел.

Уметь выполнять письменное деление на однозначное число

Текущий

Комбинаторные задачи

С. 14,
№ 69

19.09.





11




Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль

1

Комбинированный

Деление трехзначного числа на однозначное

Уметь выполнять письменно деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль

Текущий

Задачи-шутки

С. 15,

№ 73

20.09.





12




Входная контрольная работа (40 мин)

1

Контроль и учет знаний

Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь пользоваться изученной математической терминологией,

решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

Контроль-ная работа







21.09.




13




Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур:

Знать свойства диагоналей прямоугольника.


Работа над ошибками

Вершины, стороны многоугольника




25.09.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Похожие:

Рабочая программа по математике на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка iconРабочая программа по математике 6 класс базовый уровень Учитель: Мухаметзянова Джамиля Фатиховна 2012 2013 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Рабочая программа по математике на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка iconРабочая учебная программа по математике 6 класс Учитель 2011-2012 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Рабочая программа по математике на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка iconРабочая программа по математике 6 класс базовый уровень Учитель: Мухаметзянова Джамиля Фатиховна 2011 2012 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Рабочая программа по математике на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка iconРабочая программа по музыке на 2012-2013 уч г. 4 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе разработана на основе
Рабочая программа по математике на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка iconДокументы
1. /рабочая программа 3 класс 2012-2013/~$о пояс.записка.docx
2. /рабочая...

Рабочая программа по математике на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка iconРабочая программа по музыке(7 класс) Тухфатуллиной Фардии Р. 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа по музыке в 7 классе составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по математике на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка iconРабочая программа по музыке(6 класс) Тухфатуллиной Фардии Р. 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа по музыке в 6 классе составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по математике на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка iconРабочая программа по музыке (5 класс) Тухфатуллиной Фардии Р. 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа по музыке в 5 классе составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по математике на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка iconПрограмма по математике 7 (класс) пояснительная записка
Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых...
Рабочая программа по математике на 2012-2013 уч г. 4 класс пояснительная записка iconДокументы
1. /рабочая программа 2 класс 2012-2013/2 изо.docx
2. /рабочая...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы