Целями и задачами данного учебного курса являются: сформировать icon

Целями и задачами данного учебного курса являются: сформировать



НазваниеЦелями и задачами данного учебного курса являются: сформировать
страница1/3
Дата конвертации12.07.2013
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа курса
источник
  1   2   3

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса химии для 10 класса, разработанная на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 5-е изд., стериотип. и доп. – М.: Дрофа, 2008. и государственного образовательного стандарта

Курс «Органическая химия» в 10 классе (базовый уровень) рассчитан на 2 часа в неделю, общее число часов – 70 и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по химии. Преподавание ведется по УМК автора О.С. Габриеляна. Этот курс развивает линию обучения химии, начатую в основной школе и построен по концентрическому принципу.

Основными целями и задачами данного учебного курса являются:

- сформировать у учащихся представление о важнейших органических веществах и материалах на их основе, таких, как уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

- сформировать у обучаемых на уровне понимания важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- обеспечить усвоение учащимися одной из основных теорий химии – теории строения органических соединений;

- обучить переносу знаний: ранее изученных основных законов химии (сохранения массы веществ, постоянства состава) –в новую ситуацию: применительно к изучению органической химии;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

­           применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

- сформировать следующие умения:

  • использовать международную номенклатуру названий веществ;

  • определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; зависимость свойств органических веществ от их состава и строения;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.

  • примененять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Исходными документами для составления учебной рабочей программы послужили:

- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03. 2004, № 1312

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004,№ 1089;

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2010/2011учебный год,

- авторская программа курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 5-е изд., стериотип. и доп. – М.: Дрофа, 2008.)

Учебный материал начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии. В начале изучения курса учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ, их классификации, изучают основы номенклатуры и типы химических реакций. При дальнейшем изложении материала об основных классах органических веществ используются знания и умения учащихся по теории строения и реакционной способности органических соединений.

Заключительная тема курса «Биологически активные вещества» посвящена знакомству с витаминами, ферментами, гормонами и лекарствами. Ее цель – показать учащимся важность знаний по органической химии, их связь с жизнью, со здоровьем и настроением каждого человека. В ходе изучения курса предусмотрены демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы.

 ^ В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу О.С. Габриеляна внесены следующие изменения:

  1. Увеличено число часов на изучение следующих тем:

  • № 1Теория химического строения органических соединений- до 11 вместо 6

№ 2 - «Углеводороды и их природные источники» - до 20 часов вместо 16;

Эти темы являются наиболее важными в курсе органической химии. Дополнительное время будет потрачено на отработку умений обучающихся составлению формул изомеров и гомологов и написанию уравнений химических реакций с участием углеводородов и кислородсодержащих соединений.

  1. Уменьшено число часов на изучение следующих тем:

  • № 5 - «Биологически активные органические соединения» - до 4 часов вместо 8. Эта тема в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ по химии прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников. Использование при изучении данной темы электронных продуктов по химии позволяет учащимся усвоить необходимый материал в более сжатые сроки

  1. Сокращено число демонстраций и лабораторных опытов, Не предполагается проведение следующих демонстраций и лабораторных опытов.

По теме 5: демонстрации взаимодействия аммиака и анилина с соляной кислотой, реакции анилина с бромной водой, доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Эти опыты не несут никакой информационной нагрузки, при выполнении их отсутствуют видимые признаки химической реакции.

По теме 6: демонстрации иллюстраций с фотографиями животных, с различными формами авитаминозов, коллекции витаминных препаратов.

Сокращение числа демонстраций и лабораторных опытов в данной рабочей учебной программе по отношению к авторской не помешает учащимся выйти на уровень требований стандарта в части достижения требований к уровню подготовки выпускников.

Данная рабочая учебная программа реализуется при использовании в соответствии с Образовательной программой учреждения учебно-методического комплекта О.С. Габриеляна.


^ Методический блок

В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо

(создание кластеров на обобщающих уроках, которые наглядно раскрывают классификацию органических соединений, углеводородов, кислородсодержащих веществ; а также генетическую связь между классами органических соединений);

  • компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT по некоторым темам курса ,использование CD-дисков по предмету;

  • технологии проектной деятельности (создание информационных проектов по достаточно обширным темам курса, на изучение которых отведено мало времени – «Биологически активные органические соединения»).

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная (консультации);

  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

  • парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

Данная программа предусматривает установление межпредметных связей с некоторыми предметами, изучаемыми в 10 класссе: так, при изучении вопросов «Природные источники углеводородов». «Алканы», «Алкены» устанавливаются межпредметные связи с географией (месторождения природных ископаемых); при изучении физических свойств органических соединений – с физикой; при изучении вопросов применения органических соединений и их физиологического действия на организм – с биологией; при решении расчетных задач – с математикой.

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • лекции с использованием презентаций по теме или материалов CD-дисков по органической химии;

  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение расчетных задач разной сложности по индивидуальным карточкам).

Система контроля по курсу 10 класса включает защиту практических работ, проведение самостоятельных работ и 4 контрольных работ по теме 1 «Теория строения органических соединений» и2 «Углеводороды и их природные источники» (контрольная работа №2) «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» (контрольная работа № 3). Итоговую контрольную работу №4 Для отработки навыков составления формул изомеров и гомологов органических веществ, названия веществ по систематической номенклатуре, а также составлении уравнений химических реакций с участием органических веществ применяются дидактические карточки, которые также могут использоваться для оперативного контроля.


Календарно- тематическое планирование.

Курс «Органическая химия» 10 класс (базовый уровень).



дата



урока

Тема урока

Задачи урока

Основные

Понятия

Планируемые

результаты

Эксперимент

Д-демонстрац.

Л- лаборат.

Домашнее

задание

Приме-

чание







1

ВВЕДЕНИЕ Предмет органической химии


Ознакомить уч-ся с составом органических веществ,сравнить с неорган.веществами; предметом изучения орган. химии.

Органическая химия, органические вещества

Уметь разъяснять смысл термина «органическая химия», давать сравнительную хар-ку орган. и неорган. в-вам; знать предпосылки создания теории А.М. Бутлерова.

Д.1. Вещества вода, сахар, мел, серная кислота, растительное масло, уксусная кислота, железо (гвозди), парафин (свеча.

§ 1 упр. №1-7 стр. 9




































^

Тема №1. Теория химического строения органических соединений (11 часов)














1

Основные положения теории хим. Строения.

Ознакомить уч-ся с основными положениями теории А.М. Бутлерова

Химическое строение, структурная формула. углеродный скелет.

Уч-ся должны знать основные положения теории; что такое химическое строение; запивать молекулярные и структурные формулы.

Д. 1. Модели молекул СН42Н2, С2Н5ОН и С6Н6

2. Коллекция полимеров, каучуков, красителей

§2 упр.№1-4 стр. 14










2

Строение атома углерода.

Повторить и расширить имеющиеся у уч-ся знания о строении атома углерода и видах хим. связи, подчеркнув, что ковалентная связь является характерной для орган. в-в;




Уметь писать электрон. и графическую формулу атома углерода; уметь опред-ть вторичный, третичный и четвертичный атом углерода; уметь объяснять три валентных состояния атома углерода.




§ 3,4 упр.










3

Валентные состояния атома углерода

Рассмотреть валентные состояния атома С.


Возбужденное состояние атома, ковалентная связь, гибридизация орбиталей







§ 4 упр. №4 стр. 24










4

Классификация органических соединений.

Дать первоначальное представление о классификации органических веществ познакомить с признаками классификации и названиями различных классов соединений.

Структурные формулы .

Уметь называть признаки классификации органич. веществ (состав веществ, строение углеродного скелета, функциональная группа, молекулярная масса)




¨§ 5. упр. № 1-5 стр. 35.










5

Классификация органических соединений по функциональным группам.

Дать первоначальное представление о классификации органических веществ поззнакомить с признаками классификации и названиями различных классов соединений.

Структурные формулы .

Уметь называть признаки классификации органич. веществ (состав веществ, строение углеродного скелета, функциональная группа, молекулярная масса)




¨§ 5. упр. № 1-5 стр. 35.










6

Основы номенклатуры.

Познакомить учащихся с принципами номенклатуры ИЮПАК

Номенклатура

Уметь давать название веществам по формулам; начать формирование навыков: формула<=>название.




§ 6 упр.№ 1-2 стр. 37










7

Изомерия, её виды

На основе знаний уч-ся о химическом строении молекул органических в-в дать понятие об

изомерии и изомерах; показать как влияет химическое строение веществ на их физические и химичес. свойства

Изомерия, изомер, виды изомерии.

Уметь составлять структурные формулы изомеров бутана, пентана, этанола; давать определение изомерам; учащиеся должны знать, что свойства веществ зависят от их строения




§ 7. упр. № 1-3 стр. 41










8

Типы химических реакций в органической химии.

Рассмотреть четыре типа химических реакций органических веществ: замещения, присоединения, элиминирования и изомеризации.

Реакции: 1.замещения,

2. присоединения, 3.элиминирования,

4. изомеризации

Уметь определять к какому типу реакций относятся предложенные реакции, в чём особенности основных типов реакций; какие реакции характерны для алканов и алкенов.




§8 упр. №1-4










9

Механизм реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов.

Познакомить уч-ся с 3 основными типами реагир. Частиц- свободными радикалами, нуклеофилами, электрофилами и тремя соответствующими типами механизмов реакций.

Ковалентная связь, гомолитический и гетеролитический разрыв связи, нуклеофилы, электрофилы.

Уметь объяснять что такое гомо- и гетеролитический разрыв ковалентной связи; для каких механизмов образования связи они характерны, что называется элекрофилами и нуклеофилами.




§9 упр. 1-4 стр. 55










10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Теория химического строения органических соединений»

Обобщить и закрепить знания учащихся по теме





Уч-ся должны уметь составлять формулы предложенных углеводородов, давать им названия, указывать их принадлежность к определённым классу веществ;
















.11

Контрольная работа №1 по теме «Теория химического строения»

Контроль и учёт знаний по изученному материалу: проверить знания уч-ся о гомологах, изомерах, составлении структурных формул, названий по систематической номенклатуре

























^ Тема № 2 «Углеводороды» ( 20час)













1

Алканы. Состав, строение номенклатура

Познакомить уч-ся со строением, гомологическим рядом, изомерией и номенклатурой предельных углеводородов.

Алканы , общая формула, номенклатура, изомерия, гомологи, тетраэдрического строение метана.

Знать понятия гомолог, гомологический ряд; состав, строение, название углеводородов ряда метана, уметь устанавливать связь

формула<=>название

Л.О.№1. Изготовление моделий углеводородов ряда метана.

§11 стр.67-70

упр.№1-4 стр. 81










2.

Химические свойства алканов

На основе представлений о составе и строениии предельных углеводородов, рассмотреть особенности их химических свойств: реакции замещения, горения в различных условиях, термического разложения и изомеризации алканов, правила тех. безопасн.

в быту и производстве.

Реакции: замещения, изомеризации, горения, эламинирования, углеводородный радикал.

Уметь составлять уравнения реакций, подтверждающие химические свойства алканов; составлять формулы хлорзамещённых метана, давать им названия и области применения; объяснять зависимость между свойствами и практическим применением углеводородов и их производных.

Д.1. Взрыв смеси метана с воздухом.

2. Модели углеводородов и галогенопроизводных.

3. Отношение предельных углеводородов к раствору КмnO4.

§11 упр.№9-12 стр.73-77










3

4.

5.

6.

7.

8.

9.




3

Природные источники углеводородов

Познакомить уч-ся с основными природными источниками углеводородов: нефтью и природным газом; познакомить с продуктами и методами их переработке; экологическими проблемами, Нефть -Ульяновской области

Нефть, фракционная перегонка, крекинг, коксование

Учащиеся должны знать важнейшие месторождения угля, нефти и газа в России; нефти Ульяновск. области; знать о процессах переработки природного сырья фракционной переработке нефти, термического и каталитического крекинга; о продуктах получаемых в результатах получаемых в рез-те этих процессов,

Д 1..Коллекция «Природные источники углеводородов».

2. Коллекция «Нефть и продукты её переработки»

3. Образование нефтяной плёнки на поверхности воды.

§10 упр. 1-8 стр. 66







4

Алкены. Состав, строение, номенклатура.

Познакомить уч-ся с качественном и количественном составом непредельных углеводородов на примере

гом. ряда этилена, закрепить знания о гомологической

разности СН2- постоянной для всех рядов; научить составлять структурные, молекулярные, электронные формулы углеводород. ряда этилена; закрепить и расширить понятие изомерии на примере положения кратной связи

Общая формула, непредельные углеводороды,

двойная связь, изомерия положения

кратной связи

Знать отличие по составу и строению углеводородов алканов и алкенов, уметь составлять структурные и электронные формулы

непредельных углеводородов, указывать изомеры из

предложенного перечня веществ, записывать формулы гомологов ряда этилена и давать им названия ; сравнивать с помощью моделей пространственное строение этана и этилена.

Д. 1. Шаростержневые модели алкенов.

2. Объёмные модели алкенов

Л.О. №2 Получение этилена

из этанола,

§12 стр. 82-85

упр. № 1,2 стр. 98.



















5

Химические свойства алкенов.



На основе представлений о составе и строении алкенов рассмотреть особенности их химических свойств; познакомить уч-ся с понятием полимер ; развивать и совершенствовать знания о химических свойствах углеводородов.

Реакции:

присоединения,

полимеризации,

полимеры,

макромолекула,

Уметь сравнивать по составу и хим. свойствам алканы и алкены; составлять реакции горения, присоединения, полимеризации,

объяснять условия смещения хим. равновесия на примере реакций гидрирования и дегидрирования углеводородов, проводить качественную реакцию на непредельные углеводороды.

Д.1.Показ образцов изделий из поли

этилена и полипропилена.

2. Горение этилена, взаимодействие с бромной водой и р-ром

КMnO4.

§12 стр. 87-96

упр.№ 4-6 стр.99








































6



Практическая работа №1


Качественный анализ органических соединений

Совершенствовать умение учащихся самостоятельно проводить опыты; соблюдать правила техники безопасности; доказывать химические свойства полученных веществ; описывать результаты наблюдений и делать выводы.






















7


Практическая работа №2

Получение этилена и изучение его свойств

Закрепить и совершен-ствовать практические навыки уч-ся проводить химические опыты, углу-бить знания учащихся о составлять план решения эксперимента.






















8.

Алкины. Состав, строение.

Познакомить уч-ся с гомологическом рядом алкинов, общей формулой, изомерией и номенклатурой ацетиленовых углеводородов

способами получения и физическими свойства-ми алкинов.

Общая формула алкенов, ацетилен, тройная связь

Знать отличие алкинов по составу и строению от других углеводородов ; уметь составлять структурные и электронные формулы; указывать изомеры из предложенного перечня веществ и называть их; записывать формулы гомологов ацетилена и называть их.

Д. Получение ацетилена из карбида кальция, ознакомление с его физическими свойствами.

Л.О Изготовление моделей алкинов.

§13 стр. 99 – 102 упр.№ 1-3 стр. 108.










9

Химические свойства алкинов.

Познакомить уч-ся с химическими свойствами алкинов на примере ацетилена: реакции присоединения (галогенирования, гидрогалогенирования, гидротации- реакция Кучерова, гидрирования), тримеризация ацетилена в бензол, окисление алкинов.

Реакции присоеденения, тримеризации.

Учащиеся должны знать и уметь писать реакции, характеризующии основные химические св-ва алкинов: реакции присоединения, окисления, горения и три- меризации ацетилена; конкретизировать знания о применении ацетилена

Д.1. Взаимодействие С2Н2 с бромной водой.

2. Взаимодействие С2Н2 с раствором КmnO4.

3.Горение ацетилена,

Схема№5

«Применение ацетилена».

§ 13 стр. 102-106 упр.№4-8 стр.108






  1   2   3



Похожие:

Целями и задачами данного учебного курса являются: сформировать iconСведения об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием
Мук-1 является многопрофильным образовательным учреждением, целями, задачами и видами основной образовательной деятельности которого...
Целями и задачами данного учебного курса являются: сформировать iconПоложение о конкурсе ученических исследовательских проектов
Целями и задачами конкурса ученических исследовательских проектов «История нашей школы» являются
Целями и задачами данного учебного курса являются: сформировать iconОсновными целями и задачами олимпиады являются: повышение уровня профессиональной подготовки среди молодежи по профессии «Штукатур»
...
Целями и задачами данного учебного курса являются: сформировать iconОсновными целями и задачами олимпиады являются: повышение уровня профессиональной подготовки среди молодежи по профессии «Столяр строительный»
Липецка и Липецкой области по профессии «Столяр строительный». Олимпиада проводится на основе программ начального профессионального...
Целями и задачами данного учебного курса являются: сформировать iconОсновными целями и задачами олимпиады являются: повышение уровня профессиональной подготовки среди молодежи по профессии «Повар, кондитер»
Липецка и Липецкой области по профессии «Повар, кондитер». Олимпиада проводится в соответствии с программой начального профессионального...
Целями и задачами данного учебного курса являются: сформировать iconРабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие
Целями и задачами данного учебного курса являются: сформировать iconОсновными целями и задачами являются
Ресурсного центра сельскохозяйственного профиля, Профессионального училища №9 проводится областная олимпиада среди учащихся нпо,...
Целями и задачами данного учебного курса являются: сформировать icon«Ставропольский государственный университет»
Целями производственной практики студентов 3 курса бакалавриата являются формирование профессиональных умений, необходимых для осуществления...
Целями и задачами данного учебного курса являются: сформировать iconОсновными задачами этого учета являются
Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары...
Целями и задачами данного учебного курса являются: сформировать iconПоложение о конкурсе ученических исследовательских проектов «Моя малая Родина»
Целями и задачами конкурса ученических исследовательских проектов «Моя малая Родина» являются
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы