Программа развития муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения» icon

Программа развития муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения»



НазваниеПрограмма развития муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения»
Дата конвертации07.07.2013
Размер110.76 Kb.
ТипПрограмма
источник

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4 с татарским языком обучения» Кировского района города Казани РТ


«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТАТАРСКИМ КОМПОНЕНТОМ»


Обоснование Программы

Современная социокультурная ситуация ценностных переориентаций подрастающего поколения тесно связана с ухудшением экологических характеристик среды обитания человека. Перспективы разрешения экологических проблем зависят не только от уровня развития науки и техники, но и от уровня экологического образования, понимания истоков, сущности и путей решения современной кризисной экологической ситуации. Преодоление кризиса возможно лишь посредством изменения общественной психологии, воспитания новых ценностей по отношению к природе, поднятия экологических ценностей (уважения к природе и жизни во всех ее проявлениях, природолюбия, внутренней убежденности в необходимости защиты природы) на уровень, соответствующий масштабам и скорости изменения экологической ситуации в современном мире.


Анализ педагогического опыта и философской и психолого-педагогической литературы показывает, что в педагогической науке сложились определенные предпосылки решения этой проблемы.

Проблемам взаимоотношений природы и общества, формирования экологического сознания посвящены работы А.Н. Кочергина, Н.Н. Киселева, Ю.Г. Маркова и др.

Единство знаний, чувств и деятельности в формировании отношений человека к окружающей действительности раскрыто в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Вопросы экологического образования и воспитания рассматриваются такими учеными, как А.В. Гагарин, И.Т. Гайсин, И.Д. Зверев А.Н., И.Т.

Суравегина, З.А. Хусаинов и др. Особенности экологического образования будущих учителей раскрываются в научных работах Н.С. Дежниковой, И.Д. Зверева, А.В. Миронова, Н.С. Назаровой, Е.С. Сластениной, В.Е. Янушевского и др.

Проблемы формирования экологической культуры отражены в исследованиях Э.В. Гирусова, А.Г. Пырина, И.П. Сафронова, В.А. Ясвина и другие. Ряд работ Д.П. Гольневой, Б.Ф. Кваши, И.В. Машковой, З.И. Тюмасевой и др. посвящены проблемам формирования и развития культуры природолюбия.

За последние годы возросло количество исследований, посвященных ценностным ориентациям школьника (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, Н.А. Волкова, И.В. Дубова, В.Д Ермоленко, Э.В. Зауторова, А.В. Зосимовский, А.В. Кирьякова, И.С. Марьенко, И.В. Попова и др.). Ценности рассматриваются в них через формирование жизненной позиции учащихся, непосредственно определяющей будущее.

При разработке ^ Программы развития учитывались работы в области татарской культуры и языка К. Насыри, Ш. Марджани, Г. Тукая, А.Х. Халикова, Ф.Ф. Харисова и др.

Однако несмотря на большую теоретическую и практическую значимость имеющихся исследований по проблеме экологического образования, мы вынуждены констатировать, что вопросы формирования экологических ценностей в процессе профильного гимназического образования не получили достаточного теоретического и практического решения.

Переход к новому образу жизни, который мог бы стать основой долговременного устойчивого развития и гармонизировать отношения с Природой, по всей видимости, представляет величайшую проблему из когда-либо стоявших перед человечеством. В первую очередь, это - проблема новых экологических ценностей, которые должны глубоко проникнуть в культуру, систему взглядов и мировоззрение всех народов.

К этим ценностям относятся уважение к природе и жизни во всех ее проявлениях, внутренняя убежденность в необходимости защиты природы. В этих условиях возрастает роль профильной школы в становлении экологической культуры населения, накапливается опыт профессионального экологического образования. Его можно рассматривать как необходимый элемент в жизни общества. Между тем, состояние экологического образования старшеклассников характеризуется весьма значительными пробелами в обучении, недооценкой многих его граней. Становление экологических ценностей у общества и личности требует выявления таких способов и форм целенаправленного воздействия на сознание и поведение человека, следствием которого станет развитие чувства глубокой любви к природе, чувства личной ответственности за состояние природы, стремление к активной природоохранной деятельности.

Анализ учебных программ средних общеобразовательных и профильных школ показал, что элементы экологического образования разрознены и не составляют единой системы, что затрудняет формирование у старшеклассников экологических ценностей.

Теоретическое осмысление вопроса позволило выявить следующие противоречия между:

- потребностью общества, экономики, производства, образовательных учреждений в специалистах, способных строить свои взаимоотношения с природой на основе любви и уважения и воспитывать соответствующие качества у своих подчиненных, коллег, друзей, и существующим уровнем сформированности экологических ценностей у выпускников общеобразовательных и профильных школ;

- необходимостью совершенствования экологического образования и развития экологических ценностей, ценностных ориентаций у старшеклассников и недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов данной проблемы (особенно в системе профильного гимназического обучения);

- возможностями процесса профильного экологического образования старшеклассников и реализацией этих возможностей в практике функционирования гимназий с этнокультурным татарским компонентом.

С учетом выявленных противоречий и на основании анализа существующих исследований данного направления была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и реализации путей и способов эффективного развития ценностных ориентаций у старшеклассников профильных классов в процессе их экологического образования.

Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливают актуальность обозначенной проблемы и определяют выбор инновационной идеи Программы развития гимназии: «Формирование экологической культуры учащихся в условиях гимназии с этнокультурным татарским компонентом».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать интегративно-содержательную модель развития ценностных ориентаций у

старшеклассников в процессе реализации профильно-ориентированных элективных курсов.
^

Объект исследования: экологическое образование старшеклассников в условиях гимназии с татарским этнокультурным компонентом.

Предмет исследования: педагогические условия формирования и развития экологических ценностей у старшеклассников профильных классов в процессе их экологического образования.


^ Инновационная идея Программы экспериментального поиска заключается в предположении о том, что эффективность развития экологических ценностей в процессе многопрофильного (гуманитарного, социально-экономического) образования учащихся значительно повысится, если будет реализована совокупность концептуальных стратегий, предполагающих:

  • мониторинг ценностных предпочтений учащихся в процессе их многопрофильного и экологического образования;

  • разработку профильно-ориентированного содержания, ориентированного на развитие экологических ценностей старшеклассников в процессе их экологического образования;

  • использование в процессе экологического образования личностно-ориентированных и интегративно-содержательных технологий обучения, раскрывающих нравственное содержание татарской народной педагогики;

  • выявление комплекса организационно-педагогических условий реализации предложенной технологии, включающего:

  • проектирование компонентов экологического содержания, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций учащихся;

  • реализацию авторских программ и элективных курсов с ценностным экологическим содержанием;

  • обеспечение целостности и личностной направленности осуществляемого процесса на основе применения совокупности культурологического, аксиологического и интегративно-деятельностного подходов;

  • усиление практической направленности экологического образования учащихся на основе использования личностно-развивающих технологий;

  • использование педагогического мониторинга для получения объективной информации о результативности осуществляемого процесса и его оперативной коррекции.

В соответствии с целью и инновационной идеей в Программе ставятся следующие поисковые задачи:

  1. Разработать и апробировать личностно-ориентированные и интегративно-содержательные технологии развития экологических ценностей в процессе многопрофильного образования учащихся.

  2. Выявить нравственный потенциал этнопедагогики в контексте развития экологической культуры учащихся.

Обеспечить реализацию инновационного содержания (новых авторских программ, элективных курсов, технологий) современными мультимедийными, интерактивными, дистанционными средствами обучения.

  1. Разработать синергетическую модель перспективного развития гимназии с этнокультурным татарским компонентом, обеспечивающую высокое качество образования.

  2. Подготовить методические рекомендации по развитию экологических ценностей учащихся гимназий с татарским этнокультурным компонентом.

^ Научная новизна Программы развития заключается в следующем:

- разрабатываются личностно-ориентированные, интегративно-содержательные технологии развития экологических ценностей учащихся гимназий в процессе многопрофильного образования, включающие целевой; функциональный, процессуальный, стимулирующий и фасилитационный компоненты;

  • теоретически обосновываются и экспериментально проверяются организационно-педагогические условия эффективного развития экологических ценностей в процессе многопрофильного гимназического образования, включающие: обеспечение целостности и личностной направленности осуществляемого процесса на основе применения совокупности культурологического, аксиологического и интегративно-деятельностного подходов; усиление практической направленности экологического образования учащихся; использование педагогического мониторинга для получения объективной информации о результативности осуществляемого процесса и его оперативной коррекции;

  • разрабатываются авторские программы, элективные курсы, педагогические технологии развития экологических ценностей у учащихся в процессе многопрофильного образования.

^ Практическая значимость реализации инновационной Программы развития заключается в том, что внедрение разработанного нами научно-методического обеспечения (технологий, элективных курсов, дидактических материалов, практических заданий), а также разработка оценочно-критериального инструментария диагностики уровня развития экологических ценностей у учащихся способствуют эффективному осуществлению исследуемого процесса в рамках общеобразовательной практики, повышению качества профильной подготовки учащихся в целом.

Материалы нашего поиска могут быть использованы в практике работы учителей профильных школ, преподавателей педагогических, а также классических вузов при планировании учебных занятий по циклу дисциплин естественнонаучного цикла.

Опыт моделирования синергетических основ перспективного развития гимназии может быть использован школами и гимназиями с этнокультурным компонентом.

^ Этапы реализации программы

На первом этапе (2007-2008 гг.) проводится изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме, определяются основные противоречия и проблемы, цели и задачи. На данном этапе ведется работа по моделированию нового качественного состояния образовательного процесса в условиях модернизации российского образования.

^ На втором этапе (2008-2009 гг.) разрабатывается методика реализации творческих инициативных программ для перехода в новое качественное состояние и проводится формирующий эксперимент, в ходе которого апробируются наши теоретические положения.

^ На третьем этапе (2009-2010г.) предусматривается анализ результатов программы развития, теоретическое осмысление, уточнение и обобщение отдельных положений этого документа, формулировка научных выводов и рекомендаций по их внедрению в педагогическую практику.

^ Основные разработчики программы:

Администрация гимназии; методический Совет гимназии; Институт развития образования Республики Татарстан; Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Попечительский Совет гимназии

^ Источники финансирования:

За счет средств бюджета г.Казани; за счет средств бюджета администрации Кировского района; за счет внебюджетных источников

^ Принципы реализации программы:

Реализация программы строится на следующих принципах:

- программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы.

Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как: замедление внедрения новых образовательных технологий из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения; замедление роста доли детей дошкольного возраста, обучающихся по программам предшкольного образования; сохранение перегрузки детей, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации; рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования.

- преемственности данной программы развития и программы развития гимназии, намеченной и реализованной в 2004-2007 годах; - информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в гимназии;

- вариативности, предполагающей осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития гимназии.

^ Управление программой: Программа корректируется педагогическим советом гимназии. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, научно-методическим советом гимназии, советом гимназии.

^ Программа реализуется в период с сентября 2007 по август 2010 года

Ожидаемые результаты: к августу 2010 года обеспечить полную реализацию Программы с целью предоставления наибольших возможностей для образования и самообразования.

Для чего необходимо достичь:

- расширить сферу и перечень реализуемых общедоступных услуг дополнительного образования детей.

- удовлетворение потребностей в высококачественных образовательных услугах, с одновременным повышением общеобразовательного уровня;

- расширение образовательных услуг;

- удовлетворение потребностей учителей в профессиональном росте, развитие кадрового потенциала специалистов;

- обеспечение охраны здоровья всех участников образовательного процесса;

- единство в обучении и воспитании, укрепление взаимосвязей образования, науки и культуры.

^ Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов, перечня первоочередных работ, возникающих из системы мероприятий Программы.

^ Основные индикаторы успешности достижения целей:

- удельный вес численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе дополнительного образования в вариативных формах (в т. ч. ШКОЛЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ для детей 5-6 лет);

- удельный вес численности учащихся 9 - 11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения;

- реализация инновационных и информационныхпрограмм, включающие в себя требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности;

- удельный вес численности школьников, обучающихся в системе внутришкольного дополнительного образования;

- удельный вес численности учителей гимназии, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку;

- удельный вес численности субъектов образовательного процесса, имеющих доступ к локальной сети гимназии и к глобальным информационным ресурсам;

- повышение рейтинга гимназии по результатам независимых обследований качества образования;

- рост числа учреждений – партнеров гимназии;

- рост привлеченных средств в бюджете гимназии;

- увеличение удельного веса численности учащихся, проходящих обучение по программам с использованием информационных технологий;

- рост числа автоматизированных рабочих мест, предназначенных для работников гимназии (Единая информационная среда).




Похожие:

Программа развития муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения» iconПрограмма развития муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения» Кировского района города Казани...
Программа развития муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №3 с татарским языком обучения» кировского района г. Казани утверждена на заседании научно-методического совета моу «Гимназия №3 с татарским языком обучения»
«музей боевой и трудовой славы 274- ой ярцевской краснознаменной ордена суворова степени стрелковой дивизии»
Программа развития муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения» iconПриложение к договору об оказании платных образовательных услуг
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района
Программа развития муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения» iconРабочая программа по русскому языку моу «Гимназия №12» с татарским языком обучения учителя английского языка
Заместитель директора по увр моу «Гимназия №12 с татарским языком обучения» Вахитовского района г. Казани
Программа развития муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения» iconДоговор об оказании платных дополнительных образовательных услуг г. Казань 2012 г Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №155 с татарским языком обучения»
Министерством образования и науки рт на срок бессрочно и Свидетельства о государственной аккредитации №1491 от 17. 02. 2012 года,...
Программа развития муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №149 с татарским языком обучения»
Социализация детей с высокой мотивированностью к обучению в образовательном пространстве, определённом федеральным государственным...
Программа развития муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Байрашевская основная общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
Данный учебный план разработан для школы с татарским языком обучения, реализующей программы начального общего образования
Программа развития муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения» iconГрафик прохождения адаптационных курсов для будущих первоклассников (детей микрорайона) в мбоу «Гимназия №27 с татарским языком обучения» Вахитовского района
...
Программа развития муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения» iconСписок учителей мбоу «Гимназия №13 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казани

Программа развития муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 с татарским языком обучения» iconПротокол № от 2011 г
Заместитель директора по увр моу «Гимназия №12 с татарским языком обучения» Вахитовского района г. Казани
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы