Программа героико – патриотического воспитания icon

Программа героико – патриотического воспитания



НазваниеПрограмма героико – патриотического воспитания
Дата конвертации04.07.2013
Размер183.7 Kb.
ТипПрограмма
источник


           Пестречинский районный отдел образования

Кулаеская средняя общеобразовательная школа


«Утверждаю»

Директор школы: ________С.В.Осипова

Приказ №6 от 1.09.10

«1» сентября 2010г.


ПРОГРАММА

Героико – патриотического воспитания

«Родники»

для учащихся

МОУ Кулаевская СОШ

Пестречинского муниципального района РТ

на 2010-2015г.г.


Содержание


Аналитическая записка

Обоснование актуальности

Концептуальные основы

Цели и задачи

Содержание деятельности – программа патриотического воспитания «Родники»

Характеристика основных ресурсов реализации программы

Ожидаемый результат

План реализации программы
^

Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.


Список литературы


Аналитическая записка

Мы Отечество не выбираем,

потому что Отечество в нас.

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.

Этим и определяется необходимость создания целевой программы патриотического воспитания учащихся МОУ Кулаевская СОШ.

Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Наша модель ориентированна на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Так как стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, то в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Поэтому все содержание обучения и воспитания в школе направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.

^ Обоснование актуальности

Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.

В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает в себя разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни общеобразовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

Поэтому наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Способность легко и ответственно вписываться в новые условия проявляется в готовности личности выпускника к социальному взаимодействию, в адекватном отношении к себе, к окружающим. Таким образом, нельзя не согласиться с В.В.Давыдовым, который, говоря о школе, подчеркивает, что если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей, то для этого необходимо создать такую систему воспитания и обучения, которая организует эффективное функционирование новых типов воспроизводящей деятельности.

Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, направлен к созданию долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь.

В основу целевой программы патриотического воспитания МОУ Кулаевская положены требования государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 — 2015 годы», Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка", Закона РФ "Об образовании", Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г., Концепции модернизации Российского образования на период до 2015 года, Национального проекта «Образование»

На основе указанных выше документов разработана и реализуется данная программа.

Центральное место в МОУ Кулаевская СОШ занимает гражданско-патриотическое воспитание, которое состоит в воспитании высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, выполнения гражданского долга в мирное и военное время, формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма, развития познавательных интересов и потребностей.

Обновление содержания образования в МОУ Кулаевская СОШ направлено на развитие детей, повышение их интеллекта и престижа духовных ценностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому в МОУ Кулаевская СОШ создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развитие гражданско-патриотической позиции.

Концептуальные основы

  • формирование ведущих качеств личности;

  • непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;

  • практическую деятельность педагогов и воспитанников;

  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;

  • неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешколь­ными воспитательными учреждениями, производственными и обслу­живающими объектами микрорайона.

^ Цели и задачи.

Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи патриотического воспитания:

Цель программы патриотического воспитания МОУ Кулаевская СОШ

Создание эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.

^ Основные задачи программы:

  • формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну;

  • воспитать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

  • совершенствовать нравственные качества, воспитывать достойных патриотов и защитников Отечества;

  • формировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

^ Содержание деятельности – программа «Родники»

Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.

В МОУ Кулаевская СОШ процесс образования и воспитания осуществляется на идее личностного подхода, на принципе природосообразности, преемственности, непрерывности, толерантности.

Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству.

Основные направления реализации Программы

  • Совершенствование процесса патриотического воспитания

  • Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания

  • Координация деятельности ДО в интересах патриотического воспитания

  • Информационное обеспечение в области патриотического воспитания

  • Использование государственных символов России в патриотическом воспитании

Учитывая психологические и физиологические возрастные особенности детей и подростков, единый образовательный процесс, в МОУ Кулаевкая СОШ созданы условия для обеспечения полноценности сегодняшней жизни ребенка на каждом из возрастных этапов (в детстве, отрочестве, юности), поэтому в программе определили три ступени.

На I ступени педагогический коллектив начальной школы призван:

  • заложить основные моральные ценности, нормы поведения;

  • сформировать у детей желание и умение учиться;

  • гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;

  • помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;

  • мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;

  • сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;

  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия, беседы.

На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:

  • продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;

  • заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;

  • создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.

^ Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:

  • определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;

  • продолжать начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

  • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;

  • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.

С учетом этого в школе работают ДО: «Техническое творчество», Волейбол, Шахматы, «Спортивные танцы».

Школьные ДО посещают 38% учащихся.

Связующим звеном в системе воспитательной работы являются традиционные «ключевые» дела: день самоуправления, неделя добра, месячник ПДД, фестиваль патриотической песни «Славься Отечество», праздники первоклассников «Мы теперь не просто дети, мы теперь совет друзей!», совместный «последний урок» 1 и 11 классов, выставки технических творчеств, смотр силовой подготовки учащихся «Если ты мужчина», эстафета «Сильный, смелый, ловкий», конкурсная программа «Один день армейской жизни», митинг Памяти у мемориала павшим героям ВОВ, Военно – спортивная программа «А ну- кА парни», Конкурсы сочинений и рисунков «День защитника Отечества», Дни Здоровья, День народного единства, День памяти жертв ДТП, День футбола, День борьбы со СПИДом,, День борьбы с коррупцией, День Героев Отечества, в районном фестивале художественной самодеятельности ФОРПОСТ «Ты с нами», «Зарничка» для нач. классов, военно – патриотическая игра «Зарница» для среднего и старшего звена,, операция «Забота», участие во всех спортивных состязаниях района.

В педагогической копилке учителей имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий, методические запасы постоянно пополняются, наиболее интересные находки обобщаются.

^ Основные направления работы

Базовые мероприятия по направлениям

Реализация образовательных программ патриотического воспитания обучающихся в урочное время

Уроки ОБЖ

музыки,

МХК,

истории и права,

литература и

ИЗО

Формирование гражданско – патриотического сознания

декада «Мои года – мое богатство»

праздничные мероприятия, посвященные дню Матери, дню пожилых людей, месячник Защитника Отечества

Привлечение общественности к решению проблем

патриотического воспитания детей и молодежи

Уроки мужества;

Торжественные линейки, посвященные открытию месячников;

Встреча с ветеранами труда и тыла«Как это было»;

Праздничные концерты:

«Восславим женщину - мать!»,

«Не стареют душой ветераны»,


Создание системы гражданско – патриотического воспитания детей


Школьный фестиваль патриотической песни

4-11 классы «Служу Отечеству»;

Школьный Смотр строя и песни 1- 4классы; игра «Зарничка» Праздники первоклассников «Мы теперь не просто дети, мы теперь совет друзей!», Смотр силовой подготовки «Если ты мужчина», Эстафета «Зарничка», конкурсная программа «Один день армейской жизни» ,военно – спортивная программа «А ну- кА парни»,

Повышение уровня работы школьного пресс-центра по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи

Оформление тематических стендов, выставки книг в школьной библиотеке;

Детская картинная галерея;

Конкурс рисунков «Война – жесточе нету слова»;

Вернисаж портретов «Мой папа», «Моя мама»;

Тематические фоторепортажи и видеорепортажи


Патриотическое воспитание через различные формы экскурсионной работы


походы выходного дня:

обзорные экскурсии по селу, в музей школы «Жизнь нашего села».

лекционно-туристические поездки

Сотрудничество с родителями и педагогами

Родительские собрания

Система воспитательной работы направленная на благотворительность

Операция «Забота». Поздравление учителей и учителей-пенсионеров с днем учителя, 23 февраля, 8 марта

Операция «Ветеран»- изготовление сувениров, встречи,

поздравления ветеранов ВО в с Днём Победы

Акция «Я здесь живу и потому за всё в ответе»

Социальный проект «Неделя добра»


В патриотическом и гражданском воспитании педагогический коллектив видит мощный и эффективный потенциал формирования и развития коммуникабельности, деловой и нравственной культуры учащихся, воспитание личности гуманной, креативной, способной не только мыслить, но и творить, созидать, сострадать.

Таким образом, изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования в целом и организации учебно-воспитательного процесса нашей школы, важнейшей задачей которого является успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе – это одно из базовых направлений деятельности школы.

В соответствии с этим развитие системы образования и воспитания в школе предопределяет необходимость реализации ряда приоритетных направлений:

  • формирование чувства патриотизма и сознания учащихся, сохранение и развитие у них чувства гордости за свою страну;

  • формирование нравственных ценностей, основанных на исторических традициях, нравственности, культурном наследии своего Отечества;

  • воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения, желание достигнуть поставленной цели, удовлетворённости от выполнения своего долга;

  • формирование здорового образа жизни на основе бережного отношения каждого ребенка к своему здоровью

  • подготовка учащихся к осознанному служению обществу, к жизни, законам и требованиям этого общества;

  • социализация детей и подростков на основе педагогического сотрудничества учащихся, учителей и родителей в системе ученического самоуправления, расширения межведомственных связей с внешкольными учреждениями.

^ Характеристика основных ресурсов реализации программы

1. Интеллектуальные:

В школе сложился высококвалифицированный педагогический коллектив, который отличается стабильностью творческой способности к восприятию и реализации новых программ развития, стремлением дать учащимся хорошее знание. Учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.
- координатор проекта – Ковязина С.В., зам. директора по воспитательной работе

- соисполнители проекта
Луканихина О.Н., педагог-организатор

Качмашев В.Д., педагог-организатор ОБЖ

2.Технические:

Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы: учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотека, спортивных зала, специально оборудованный и оформленный кабинет органов ученического самоуправления; компьютерное оборудование и ТСО.

3. Информационно-аналитические:
- организация выставок по проблемам патриотического воспитания в школьной библиотеке;
- оформление банка данных статей периодической печати по проблематике проекта;

- организаций информационных стендов

^ Ожидаемый результат

Реализация целевой программы патриотического воспитания «Родники»:

  • конкретизирует цели воспитательной работы;




  • содействует решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;

  • поможет воспитать чувства верности конституционному и воинскому долгу;

  • создаст систему работы педагогического коллектива по данной проблеме;

  • повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;

  • позволит создать условия для преемственности поколений.

Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству.

Автор программы стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.

^ Сроки реализации программы: с сентября 2010г. по август 2015г.

Этапы реализации программы:

Организационный (с сентября 2010 г. по август 2011г.).

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.

Основной этап (сентябрь 2011 г. – май 2014 г.).

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Обобщающий (2014 – 2015 гг.).

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.

^ План реализации программы.

Деятельность по созданию

системы патриотического воспитания

Участники

деятельности

Сроки

^ I этап (проектный)

1. Создание и программирование работы творческой группы.

администрация, педагоги,

сентябрь

2010 г.

2. Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете.

администрация, педагоги,

учащиеся

ноябрь

2010 г.

3. Изучение научно-методической литературы

администрация, учителя,

ноябрь – май

2010–2011г.

4. Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса.

администрация

декабрь–февраль

2010–2011 г.

5. Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания.

администрация

2011 г.

6. Проектирование модели личности выпускника.

администрация, кл. руководители

январь-июнь 2012г.

7. Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»

администрация, кл. руководители

2011г.

8. Кадровое обеспечение реализации воспитательной системы школы.

администрация

2012 г.

II этап (практический)

1. Создание мониторинга развития личности.

администрация, учителя

2012–2013г.

2. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника.

администрация, педагоги

2012-2013г.

3. Ежегодное исследование эффективности программы

кл. руководители

2012-2013г.

4. Проведение на базе школы районных праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов

администрация, учителя, учащиеся

2010-2015г.

5. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию школьников

администрация, руководители МО

2014-2015г.

6. Обсуждение на пед. советах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся.

администрация, учителя,

2010-2011 г.

7. Внедрить воспитательную программу «Родники»

администрация, кл. руководители

2011 г.

8. Организовать поисковую работу по сбору материалов о выпускниках школы

администрация, кл. руководители

2011- 2013г.

9. Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся через систему традиционных дел:

- экскурсии по городу;

- конкурс гражданско-патриотической песни;

- выставки рисунков «Моё село», «Армия и профессия военного глазами детей»;

праздники «День знаний», «День защитника Отечества», «Последний звонок»,

администрация, кл. руководители

2011– 2014г.

^ III этап (обобщающий)

1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения школьников.

администрация, учителя

2012-2013 г.

2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания

администрация, руководители МО, учителя

2010-2015 г.

3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы.

администрация, учителя

2013–2015г.

4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ.

администрация

2015г.



^

Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.





  • Наличие плана воспитательной работы по данному направлению

  • Система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик)

  • Участие в работе творческой по проблемам патриотического воспитания.

  • Объективные статистические показатели:

  • Участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, районных конкурсах и проектах.

В школе разработана система педагогических диагностик, которые направлены на выявление:

  • уровень воспитания ученика и класса в целом («Уровень воспитанности»);


Литература.

1. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62

2. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 1997. С. 68 - 75

3. Вершинин В. Н. Педагог меняющейся школы//Открытая школа. 2000, № 1. С. 16 - 18

4. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. С. 45 - 52

5. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.

6. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62

7. Краткий справочник по педагогическим технологиям/Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 1997

8. Орлова Т. В. Перспективное планирование развития школы. М. 2000

10. Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2000, № 6. С. 19 - 43

11. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 1996









Похожие:

Программа героико – патриотического воспитания iconПрограмма гражданско-патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества»
Программа патриотического воспитания муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы...
Программа героико – патриотического воспитания iconПрограмма патриотического воспитания «Мое Отечество»
В современных условиях очевидна неотложность решения проблем в системе гражданского патриотического воспитания молодежи как основы...
Программа героико – патриотического воспитания iconПлан мероприятий по проведению месячника гражданско – патриотического воспитания с целью реализации государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015г г.»
«Патриотическое воспитание детей и молодёжи рт на 2011-2013г г.» и школьной программы гражданско – патриотического воспитания учащихся...
Программа героико – патриотического воспитания iconПлан проведения месячника военно-патриотического воспитания в мбоу кичкетанской сош агрызского района рт
Составление плана мероприятий по проведению месячника патриотического воспитания "Память зажигает сердца"
Программа героико – патриотического воспитания icon«Патриотическое воспитание учащихся в школе-интернате I и II вида»
Рф определила стратегические цели государства и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан. Эта программа...
Программа героико – патриотического воспитания iconПрограмма Патриотического воспитания «Живые голоса истории»
Таким образом, программа формирует методы научного, объективного познания действительности
Программа героико – патриотического воспитания iconДокументы
1. /Программа патриотического воспитания в.doc
Программа героико – патриотического воспитания iconПрограмма гражданско-патриотического воспитания учащихся в мбоу «Тат. Суксинская сош»
Данная программа позволит целенаправленно развивать гражданско-патриотическое воспитание, с учетом социального заказа общества школе,...
Программа героико – патриотического воспитания iconГ. Усмань Местный исторический материал в учебном процессе как фактор воспитания и развития творческого потенциала у школьников
Одним из важнейших средств патриотического воспитания школьников, развития у них творческих способностей является краеведение
Программа героико – патриотического воспитания iconВведение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы