Контрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр icon

Контрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр



НазваниеКонтрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр
Рахимова А.Х
Дата конвертации13.06.2013
Размер300.56 Kb.
ТипКонтрольная работа


Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Уфимский филиал


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Международные стандарты учета и финансовой отчетности»


Выполнила: Рахимова А.Х.

курс VI гр.


Приняла: Шарипова Г.Т.


СОДЕРЖАНИЕ


ВАРИАНТ 8 5

Определение консолидированной отчетности 5

Понятие контроля при определении круга консолидации 7

Дополнительные критерии 9

Разъяснения существующей практики консолидации 10

Перечень возможных исключений из общего правила консолидации 12

Освобождение от обязанности составлять и представлять
консолидированную финансовую отчетность 14

Требования к раскрытию информации 15

ВВЕДЕНИЕ


Правительство РФ на протяжении последних лет работает над реформированием отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности в направлении сближения ее с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). В 1998 году была принята программа, заложившая основу движения к МСФО, в последующие годы правительство и Банк России неоднократно делали программные заявления по этому поводу. Сейчас работа по реформированию системы учета и отчетности вышла на такой этап, когда необходимо, во-первых, установить механизм введения МСФО в правовое поле России, и, во-вторых, придать официальный статус такому виду бухгалтерской отчетности российских организаций, как консолидированная финансовая отчетность.

Эта отчетность имеет неоценимое значение в первую очередь для инвесторов и акционеров. Консолидированная отчетность, в отличие от индивидуальной отчетности юридического лица, дает объемное представление о том, как работают деньги инвестора или акционера, как менеджмент компании распоряжается предоставленными ему ресурсами. Именно в такой отчетности отражается финансовое положение и результат деятельности компании и всех контролируемых ею организаций. При этом все они рассматриваются как единое хозяйственное образование.

Многие российские компании сейчас составляют консолидированную финансовую отчетность по МСФО. Предают же ее гласности далеко не все. К сожалению, многие компании используют эту отчетность исключительно для контактов с западными инвесторами и партнерами. Российские же акционеры, инвесторы, партнеры не имеют доступа к этой отчетности, которая, по существу, является единственным источником надежной финансовой информации для важнейших экономических решений.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что консолидированная финансовая отчетность раскрывает информацию о финансовом положении и результатах деятельности группы в целом. Консолидация - это сведение финансовых отчетов всех компаний группы в единую финансовую отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность необходима для представления достоверной и справедливой информации о хозяйственной деятельности группы.

Целью контрольной работы является изучение основных правил объединения компаний в соответствии с МСФО в сравнении с РСБУ.

ВАРИАНТ 8



РАЗДЕЛ 1. Основные правила объединения компаний в соответствии с МСФО. Сравнительный анализ российских правил формирования консолидированной отчетности и МСФО.


В результате слияний и поглощений создаются новые и расширяются существующие группы компаний, основанные на отношениях контроля. Компании, входящие в группы, проводят согласованную производственную, финансовую и маркетинговую политику, что дает основание рассматривать группу как единый хозяйствующий субъект. И пользователей интересует информация о финансовых показателях не отдельной компании, а группы в целом. Единственный источник такой информации - консолидированная финансовая отчетность [1].

^

Определение консолидированной отчетности



Консолидированная финансовая отчетность постепенно завоевывает свои позиции и в России. В ответ на пожелания пользователей экономической информации все большее число крупных российских компаний начинает составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность, что в свою очередь неизбежно ставит вопрос о разработке соответствующей нормативной базы, которая позволит обеспечить прозрачность и сопоставимость представленных в отчетности данных.

В настоящее время в российских нормативных документах консолидированная финансовая отчетность рассматривается в качестве самостоятельного вида финансовой отчетности. Подобная позиция, в частности, нашла свое отражение в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Согласно указанному документу консолидированная финансовая отчетность представляет собой разновидность бухгалтерской отчетности и предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля.

Однако до сих пор Минфин России не имеет четкой позиции в отношении того, как же следует именовать отчетность группы компаний, рассматриваемой в качестве единого хозяйствующего субъекта. В Методических рекомендациях указанная отчетность названа сводной; в Порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы - сводной (консолидированной); в Концепции и проекте федерального закона "О консолидированной отчетности" - консолидированной. Отсутствие единой методологической основы приводит к тому, что на практике крупные российские компании все чаще используют понятие "сводная отчетность", в то время как термин "консолидированная отчетность" используется для обозначения отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.

В связи с этим остается актуальным вопрос разделения понятий "сводная" и "консолидированная" отчетность.

Сводная отчетность в традиционном ее понимании - отчетность министерств и ведомств, основной целью которой является предоставить государству в лице соответствующих органов исполнительной власти возможность оценить результаты деятельности подчиненных организаций. Как правило, такая отчетность:

-отражает средние показатели финансово-хозяйственной деятельности определенной отрасли;

-содержит значительное количество статистических показателей. Основными методами подготовки отчетности являются статистические методы группировки и сводки (сводка по ряду показателей деятельности отрасли и группировка внутри отраслей по видам деятельности);

-является материалом для составления отраслевых и народнохозяйственных государственных планов экономического развития.

Консолидированная финансовая отчетность адресована широкому кругу пользователей финансовой информации: инвесторам, кредиторам, аналитикам, государственным органам (например, в лице налоговой службы и службы статистики) и т.д. Цель данного вида отчетности - предоставить полную и достоверную информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы компаний, необходимую пользователям для принятия обоснованных экономических решений. Отличительные черты консолидированной отчетности:

-отчетность составляется группой компаний, не являющейся юридическим лицом, в то время как каждая из компаний группы является юридическим лицом;

-все компании группы прямо или косвенно принадлежат одному собственнику (группе собственников);

-отчетность характеризует финансовое положение и финансовые результаты деятельности группы компаний как единого хозяйствующего субъекта;

-основными методами подготовки отчетности являются построчное суммирование и последующее исключение статей, характеризующих внутри-групповые операции [4,c.151].

Принимая во внимание существующие различия между консолидированной и сводной отчетностью, представляется целесообразным разграничить указанные понятия, сохранив термин "сводная отчетность" за отчетностью министерств и ведомств, а термин "консолидированная отчетность" - за отчетностью группы компаний, основанной на отношениях контроля. В этом случае в основе разделения будет лежать методика, применяемая в процессе подготовки отчетности. В свою очередь разделение консолидированной отчетности по типу стандартов, в соответствии с которыми она подготовлена, может проводиться путем добавления соответствующей расшифровки в наименование отчетности.

Проект федерального закона "О консолидированной отчетности" во многом призван внести определенность в вопросы, связанные с составлением и представлением консолидированной финансовой отчетности. Согласно предложенному законопроектом порядку группы компаний должны будут ежегодно представлять консолидированную финансовую отчетность, составленную в соответствии с положениями МСФО, если головные общества указанных групп являются открытыми акционерными обществами и их ценные бумаги допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом, указанный документ предлагает рассматривать понятие "консолидированная финансовая отчетность" в терминах МСФО.

Понятие "консолидированная финансовая отчетность" в том виде, как его трактуют МСФО, требует дополнительного разъяснения, поскольку существующие литературные источники преимущественно ссылаются либо на переводной текст МСФО, в котором допущен ряд неточностей, либо на старую редакцию МСФО, утратившую силу 1 января 2005 г., в то время как новая редакция МСФО во многом изменила требования к порядку составления и представления консолидированной финансовой отчетности [3,c.124].

^

Понятие контроля при определении круга консолидации



В соответствии с абз. 2 п. 4 МСФО 27 "Консолидированная и индивидуальная (отдельная) финансовая отчетность" консолидированная финансовая отчетность представляет собой отчетность группы компаний, представленную как отчетность единой компании. При этом под группой понимается головная (материнская) компания (организация) (parent) и все ее дочерние компании (subsidiary). Для того чтобы компания была признана дочерней, необходимо, чтобы ее деятельность находилась под контролем (прямым или косвенным) другой компании, признаваемой головной. Таким образом, понятие контроля (control) является ключевым при определении круга компаний, входящих в группу, или определении круга консолидации.

В соответствии с абз. 3 п. 4 МСФО 27 контроль представляет собой полномочия головной компании по управлению финансовой и хозяйственной политикой дочерней компании с целью получения выгод от ее деятельности. Предполагается, что головная компания контролирует дочернюю, если она владеет прямо или косвенно (через другие дочерние компании) более чем половиной голосующих прав (voting power) указанной компании, за исключением отдельных случаев, когда может быть четко продемонстрировано, что такое владение не обеспечивает контроля. Контроль существует даже тогда, когда головная компания владеет менее чем половиной голосующих прав дочерней компании, если одновременно она обладает следующими полномочиями:

-по соглашению с другими инвесторами управляет более чем половиной голосующих прав дочерней компании;

-управляет финансовой и хозяйственной политикой дочерней компании на основании устава или соглашения;

-назначает и смещает большинство членов совета директоров или аналогичного органа управления при условии, что указанные органы управления осуществляют контроль за деятельностью дочерней компании;

-подает большинство голосов на заседаниях совета директоров или аналогичного органа управления при условии, что указанные органы управления осуществляют контроль за деятельностью дочерней компании (п. 13 МСФО 27).

Аналогичные признаки контроля выделяются и в российской экономической литературе, посвященной вопросам составления консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Однако в официальном переводе МСФО на русский язык, а также в целом ряде литературных источников английский термин voting power ("голосующие права") заменен понятием "голосующие акции".

По мнению автора, использование термина "голосующие акции" приводит к искажению смысла МСФО, поскольку в самих стандартах, в частности МСФО 27, речь идет не о любых голосующих правах головной компании. Указанные права в свою очередь во многом определяются организационно-правовой формой дочерней компании.

В настоящее время в Российской Федерации основными организационно-правовыми формами компаний, входящих в группу, являются акционерное общество (АО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО).

В соответствии со ст. 96 Гражданского кодекса РФ акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. В данном случае термин "голосующие права" по сути тождествен термину "голосующие акции".

Однако указанное тождество нарушается, если речь идет об обществах с ограниченной ответственностью. Согласно определению, приведенному в ст. 87 ГК РФ, обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Следовательно, голосующие права каждого из участников ООО определяются его долей в уставном капитале. Если доля головной компании превышает 50% и нет обстоятельств, свидетельствующих о том, что подобное владение не обеспечивает контроля либо указанный контроль носит временный характер, подобное общество следует признать дочерней компанией для целей МСФО.

Использование термина "голосующие акции" в отношении ООО следует признать некорректным. В связи с этим предлагаем отказаться от получившего распространение термина "голосующие акции", заменив его более уместным термином "голосующие права". Использование данного термина представляется целесообразным, потому как в МСФО наряду с голосующими правами в традиционном понимании выделены еще так называемые потенциальные права голоса.

Потенциальные права голоса (potential voting rights) представляют собой подписные сертификаты, опционы на приобретение акций, а также иные долговые и долевые инструменты, которые могут конвертироваться в обыкновенные акции или другие аналогичные инструменты, обладающие потенциалом, и в случае исполнения или конвертирования дать компании право голоса или уменьшить право голоса другой стороны в вопросах, касающихся определения финансовой или операционной политики. Таким образом, наличие потенциальных прав голоса может существенно повлиять на итоговый вывод о том, находится ли компания под контролем другой компании. В связи с этим МСФО требуют, чтобы наличие и воздействие потенциальных прав голоса, которые могут быть реализованы или конвертированы в настоящее время (т.е. до наступления определенной будущей даты или будущего события), принимались в расчет при оценке того, находится ли компания под контролем другой компании. Во внимание следует принять все факты и обстоятельства, влияющие на потенциальные права голоса, за исключением намерений руководства и финансовых возможностей компании по реализации или конвертированию инструментов, обладающих потенциальным правом голоса. Несмотря на то что в российской экономике указанные инструменты не используются, вопрос о потенциальных правах может стать актуальным для любой российской компании, составляющей отчетность в соответствии с МСФО, при включении в эту отчетность данных о дочерней компании, зарегистрированной за рубежом.

Рассматривая другие признаки, говорящие о наличии контроля, несмотря на формальное отсутствие у головной компании большинства голосующих прав, следует подчеркнуть, что, как правило, ни один из указанных в п. 13 МСФО 27 признаков не встречается в чистом виде. Несмотря на то что эти признаки контроля являются не менее важными, чем наличие большинства голосующих прав, на практике им редко отводится сколько-нибудь значимая роль. Отчасти это обусловлено тем, что другие признаки контроля не всегда очевидны, что осложняет процесс их обнаружения. По мнению автора, игнорирование подобных моментов противоречит логике международных стандартов, поскольку МСФО 27 не проводит никаких различий между наличием большинства голосующих прав и другими признаками контроля, рассматривая указанные признаки как равноценные. Исходя из этого, компаниям при составлении консолидированной финансовой отчетности необходимо принимать во внимание все аспекты, которые могут оказать влияние на итоговый вывод о том, находится ли другая компания под их контролем, а не только формальный признак в виде наличия большинства голосующих прав [5].

^

Дополнительные критерии



Понятие контроля является ключевым при определении круга компаний, подлежащих консолидации. Несмотря на это, в тексте МСФО можно обнаружить целый ряд дополнительных критериев, которые также следует принимать во внимание.

Дополнительные критерии по сути представлены двумя основными блоками вопросов. Первый включает в себя разъяснения существующей практики консолидации, а второй представляет перечень возможных исключений из общего правила консолидации.

^

Разъяснения существующей практики консолидации



Данный блок затрагивает вопросы, связанные с консолидацией компаний, деятельность которых сильно отличается от деятельности других компаний, входящих в группу, а также компаний, которые действуют в условиях строгих долгосрочных ограничений, существенно сокращающих их способность переводить средства головной организации. Согласно сложившейся мировой практике подобные компании исключаются из числа консолидируемых компаний. Данный подход, в частности, нашел свое отражение в Седьмой директиве ЕC. Позиция, закрепленная в указанном документе, основана на том, что информация, представленная в консолидированной финансовой отчетности, должна давать полное и достоверное представление о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы. Включение в отчетность данных о компании, деятельность которой существенно отличается от деятельности других компаний, входящих в группу, может привести к нарушению концепции справедливой и достоверной оценки.

В свою очередь исключение из консолидированной финансовой отчетности данных о компании, действующей в условиях строгих долгосрочных ограничений, которые существенно снижают ее способность переводить средства головной организации, базируется на концепции контроля. В соответствии с положениями Седьмой директивы ЕС наличие подобных ограничений сужает возможности головной компании по контролю за деятельностью дочерней компании. Следовательно, для обеспечения полной и достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы подобную дочернюю компанию необходимо исключить из числа консолидируемых.

Практика применения специальных правил отчасти нашла свое применение и в России. Согласно п. 7 Методических рекомендаций головная компания вправе отражать стоимостную оценку своего участия в дочерней компании, являющейся банком или иной кредитной организацией, в порядке, установленном для отражения вложений в зависимое общество. Обоснованность указанного подхода должна быть подтверждена независимым аудитором (аудиторской фирмой).

Согласно МСФО подобный подход к определению круга консолидируемых компаний недопустим. Для обоснования указанного тезиса обратимся к цели консолидированной финансовой отчетности.

В соответствии с Принципами подготовки и представления финансовой отчетности отчетность (в том числе консолидированная финансовая отчетность) должна удовлетворять потребности широкого круга пользователей в информации, необходимой для принятия обоснованных экономических решений. Чтобы быть полезной, представленная в отчетности финансовая информация должна обладать следующими базовыми качественными характеристиками.

Понятность - требование того, чтобы информация предоставлялась в форме, доступной для пользователя, обладающего определенным уровнем знаний.

Сопоставимость - требование того, чтобы информация, содержащаяся в финансовой отчетности, была сопоставима во времени и сравнима с информацией, предоставленной другими компаниями. Очевидно, что базовой предпосылкой сопоставимости информации является наличие единой методологии учета и единого подхода к отражению аналогичных событий и операций как в рамках одной компании на протяжении ее существования, так и в рамках разных, не связанных между собой компаний. Поскольку МСФО в ряде случаев допускают применение различных подходов к отражению аналогичных событий и операций, информация о выбранном компанией подходе (т.е. об учетной политике компании) должна быть раскрыта в примечаниях к финансовой отчетности. Более того, при изменении учетной политики компании требуется пересчет данных финансовой отчетности за все предыдущие отчетные периоды, которые включены в отчетность текущего периода.

Уместность. Требование определяет значимость представленной в отчетности информации для экономических решений, принимаемых пользователями. Информация считается уместной, если она влияет на экономические решения пользователей и помогает им оценивать прошлые, настоящие или будущие события либо подтверждать или корректировать ранее сделанные оценки. Основным фактором, влияющим на уместность информации, является ее существенность. Существенной считается информация, отсутствие или искажение которой способно повлиять на экономические решения пользователей.

Надежность. Финансовая информация является надежной, если она не содержит существенных ошибок или пристрастных оценок и правдиво отражает финансовое положение и финансовый результат деятельности компании (группы компаний). Требование надежности зачастую дополняют такими характеристиками, как достоверность, нейтральность, осмотрительность, полнота, преобладание экономического содержания над юридической формой [2].

Принимая во внимание рассмотренные характеристики, можно сделать вывод, что исключение из круга консолидации компаний, деятельность которых существенно отличается от деятельности других компаний, входящих в группу, приводит к нарушению требований уместности и надежности информации, т.е. противоречит цели финансовой отчетности. В частности, следствием исключения из консолидированной финансовой отчетности данных о подобной компании является искажение итоговых показателей деятельности группы, а также искажение показателей, раскрытых в составе примечания "Информация по сегментам" (данных о межсегментных операциях; активах, обязательствах, выручке, операционных расходах, капитальных вложениях и т.д. в разрезе сегментов). Соответственно нарушенными оказываются требования достоверности и полноты информации (требование надежности). Кроме того, если финансовые показатели компании, деятельность которой отличается от деятельности других входящих в группу компаний, являются существенными, исключение подобной компании из круга консолидации приведет к нарушению требования существенности информации (требования уместности). Несоблюдение указанных качественных характеристик в конечном счете негативно отразится на экономических решениях, принимаемых пользователями.

Вопрос, связанный с консолидацией компаний, действующих в условиях строгих долгосрочных ограничений, носит не столь однозначный характер.

До недавнего времени МСФО требовали исключать из консолидации такие компании при условии, что долгосрочные ограничения существенно снижали способности дочерней компании переводить средства головной организации. В последней редакции МСФО 27 (вступившей в силу 1 января 2005 г.) подход к консолидации компаний, действующих в условиях строгих долгосрочных ограничений, был пересмотрен: стандарт более не допускает исключения подобных компаний из консолидации. Единственным основанием для исключения является утрата контроля.

Решая вопрос о том, находится ли компания, действующая в условиях строгих долгосрочных ограничений, под контролем головной организации, следует принимать во внимание все аспекты, характеризующие возможность головной организации извлекать выгоду (в том числе в неденежной форме) от деятельности такой компании. Если по результатам проведенного анализа будет установлено, что управление финансовой и операционной политикой компании не приносит головной организации экономических выгод, можно будет говорить об отсутствии контроля над такой компанией, что в свою очередь будет служить основанием для исключения ее из круга консолидации.

^

Перечень возможных исключений из общего правила консолидации



Международные стандарты финансовой отчетности предусматривают три случая, когда дочерние компании допускается либо следует исключать из консолидации (исключения из общего правила консолидации):

-дочернюю компанию допускается исключать из консолидации, если высока стоимость предоставления информации, необходимой для процедуры консолидации, и (или) велика вероятность значительной задержки в предоставлении указанной информации;

-дочернюю компанию допускается исключать из консолидации, если показатели ее финансового положения и финансовых результатов деятельности не являются существенными для группы;

-дочернюю компанию следует исключить из консолидации, если предполагается, что контроль над ней будет носить временный характер (т.е. компания приобретена исключительно с целью ее перепродажи в течение срока, не превышающего 12 месяцев с момента приобретения, и менеджмент головной организации активно занят поисками нового покупателя).

Формально первые два из названных требований нигде не прописаны, однако они непосредственно следуют из Принципов подготовки и представления финансовой отчетности. В соответствии с указанным документом информация, представленная в финансовой отчетности, должна отвечать требованиям понятности, сопоставимости, уместности и надежности. Соблюдение перечисленных требований должно одновременно сочетаться со следующими ограничениями:

-своевременность - один из факторов, ограничивающих уместность и надежность информации. Суть его заключается в том, что в случае неоправданной задержки в предоставлении информации она может потерять свою уместность. В связи с этим при подготовке финансовой отчетности может потребоваться сбалансировать относительные достоинства своевременности с представлением надежной информации;

-баланс между затратами и выгодами - выгоды от полученной информации должны превышать затраты на ее получение;

-баланс между качественными характеристиками - нахождение баланса или компромисса между качественными характеристиками информации, когда они вступают в противоречие. Основным критерием, позволяющим достичь компромисса, должна стать цель финансовой отчетности - предоставление информации, способной наилучшим образом удовлетворить потребности пользователей для принятия ими обоснованных экономических решений.

Очевидно, что требование исключения из консолидации компаний, в отношении которых выгоды от включения их в круг консолидации превышают затраты на получение информации, необходимой для процедур консолидации, непосредственно вытекает из такого ограничения, как баланс между затратами и выгодами. В свою очередь исключение из консолидации компаний, в отношении которых велика вероятность значительной задержки в предоставлении информации, необходимой для процедур консолидации, базируется на требовании своевременности.

Требование уместности в совокупности с требованием баланса между затратами и выгодами - определяющие факторы для исключения из консолидации данных о компании, показатели которой не являются существенными для группы в целом. Однако необходимо иметь в виду, что оценку существенности показателей финансового положения и финансовых результатов деятельности следует проводить не только отдельно по каждой дочерней компании, но и по совокупности данных обо всех неконсолидируемых дочерних компаниях. Когда в совокупности информация становится существенной, необходим соответствующий пересмотр (в сторону расширения) круга консолидируемых компаний.

Третье требование - исключать из числа консолидируемых дочерние компании, контроль над которыми носит временный характер, - непосредственно предусмотрено МСФО. Инвестиции в такие компании классифицируются как инвестиции, имеющиеся в наличии для продажи, и учитываются в соответствии с МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка".

Однако, если дочерняя компания, в отношении которой предполагалось наличие временного контроля, не будет продана в течение 12 месяцев с момента ее приобретения, ее необходимо будет консолидировать начиная с того периода, в котором она была приобретена. В этом случае потребуется соответствующий пересчет финансовых показателей группы, отраженных в отчетности за все периоды начиная с момента приобретения такой компании. Исключение может быть сделано, только когда сделка по реализации такой дочерней компании хотя и не завершена, однако ведется процесс по ее оформлению и нет оснований полагать, что данная сделка не будет завершена вскоре после отчетной даты [1].

^

Освобождение от обязанности составлять и представлять
консолидированную финансовую отчетность



Вопросы, связанные с освобождением от обязанности публиковать консолидированную финансовую отчетность, представляют наибольший интерес для компаний со сложной организационной структурой. Наличие собственных дочерних компаний у компании, входящей в группу и являющейся дочерней по отношению к другой компании, неизбежно поднимает вопрос о том, следует ли рассматривать подобную подгруппу в качестве самостоятельной группы компаний и должна ли такая подгруппа составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность. При ответе на данный вопрос Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности предпринял попытку найти компромисс между интересами головной компании, стремящейся минимизировать затраты своих дочерних компаний на подготовку финансовой отчетности, и интересами пользователей, стремящихся получить наиболее полный объем сведений о деятельности группы.

В соответствии с п. 9 МСФО 27 обязанность по составлению и представлению консолидированной финансовой отчетности возложена на головную компанию. В общем случае любая головная компания, даже если она является дочерней по отношению к другой компании, должна представлять консолидированную финансовую отчетность, в которой будут обобщены данные о финансовом положении и его изменениях, о финансовых результатах деятельности группы. Правом на освобождение от обязанности составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность может воспользоваться та головная компания, которая одновременно соблюдает следующие условия:

является дочерней по отношению к другой компании, и владельцы доли меньшинства уведомлены и не возражают против того, что головная компания не представляет консолидированную финансовую отчетность;

ее долговые и долевые ценные бумаги не торгуются на открытом рынке, в частности на национальной и (или) международной бирже по ценным бумагам или на рынке незарегистрированных ценных бумаг, включая местный и региональный рынки;

не представляет финансовую отчетность комиссии по ценным бумагам или иному регулирующему органу для целей выпуска финансовых инструментов любого вида;

компания, которая является материнской (непосредственно либо через свои дочерние компании) по отношению к данной головной компании, публикует консолидированную финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с требованиями МСФО (п. 10 МСФО 27).

Более ранняя редакция МСФО 27 (действовавшая до 1 января 2005 г.) предусматривала всего два условия (первое и последнее в приведенном списке) для освобождения от обязанности составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность. Очевидно, что наличие всего двух критериев, ни один из которых не являлся объективным, а относился по сути лишь к компетенции самой компании, не способствовало защите интересов пользователей финансовой информации.

^

Требования к раскрытию информации



В соответствии с положениями МСФО 27 полное и достоверное представление информации о финансовых показателях группы компаний возможно, лишь когда пользователям будет дополнительно предоставлен целый блок информации о дочерних компаниях (как консолидируемых, так и неконсолидируемых). В связи с тем что вступление в силу новой редакции МСФО привело к серьезному пересмотру требований к раскрытию информации о дочерних компаниях, представляется целесообразным сопоставить существующие требования с теми, которые действовали до 1 января 2005 г. (см. таблицу).

Таким образом, новая редакция МСФО 27 не меняет, а уточняет и дополняет существовавшие требования к раскрытию информации. Единственное требование, не претерпевшее изменений, - требование предоставления информации о характере отношений между головной компанией и консолидируемой дочерней компанией, в которой головная компания владеет менее чем половиной голосующих прав.

Однако некоторые изменения, на наш взгляд, можно подвергнуть критике. В частности, это касается требования о раскрытии информации о дочерней компании, если головной компании принадлежит более половины голосующих прав, но информация о дочерней компании не включается в консолидированную финансовую отчетность в силу отсутствия контроля над этой компанией. Согласно прежней редакции МСФО 27 раскрытию в консолидированной финансовой отчетности подлежало только название такой компании. Новая редакция изменяет это требование: в консолидированной финансовой отчетности не требуется раскрывать название такой дочерней компании, но следует раскрывать причины, по которым владение (прямое либо косвенное) более чем половиной голосующих прав дочерней компании не формирует контроля.

Новая редакция МСФО 27 вводит новые требования к раскрытию информации, обусловленные изменением порядка включения в отчетность данных о дочерних компаниях, а также требования, не связанные с изменением этого порядка. Введение таких требований направлено в первую очередь на защиту интересов пользователей, поскольку предоставление подобной информации должно способствовать большей прозрачности финансовой отчетности. В частности, введение требования об отражении агрегированных финансовых показателей по неконсолидируемым дочерним компаниям уменьшает возможности манипулировать кругом консолидируемых компаний, что в конечном счете увеличивает ценность финансовой отчетности для пользователей.

Наряду с введением дополнительных требований к раскрытию информации в новой редакции МСФО не предусмотрены требования раскрытия перечня существенных дочерних компаний, а также информации о влиянии приобретения или выбытия дочерней компании на финансовое положение группы на отчетную дату, результаты деятельности за отчетный период, а также на соответствующие данные за предшествовавший период. Однако непредставление в консолидированной финансовой отчетности перечня существенных дочерних компаний приводит к нарушению требований уместности и надежности финансовой информации, что существенно снижает полезность самой отчетности [4,c.154].


Раздел 2. Практическая часть


Консолидированная промежуточная сокращенная финансовая отчетность подготовлена в соответствии с требованиями Международного стандарта финансовой отчетности 34 «Промежуточная финансовая отчетность» (МСФО 34).

Компании Группы ведут бухгалтерский учет и составляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету Российской Федерации (РСБУ) или стандартами учета страны, где зарегистрирована конкретная компания Группы. Финансовая отчетность Группы была подготовлена на основе данных бухгалтерского учета согласно РСБУ с внесением поправок и проведением переклассификаций для целей представления финансовой информации в соответствии с МСФО 34.

Для составления консолидированной промежуточной сокращенной финансовой отчетности в соответствии с МСФО 34 руководство должно производить осмотрительную оценку стоимости отражаемых в финансовой отчетности активов, обязательств, доходов и расходов, а также тех активов и обязательств, стоимость которых на дату составления отчетности зависит от возможности наступления определенных событий в будущем. Оценка в основном производилась в отношении справедливой стоимости финансовых инструментов, резервов на снижение стоимости, отложенного налога на прибыль и резервов по обязательствам. Фактические результаты могут отличаться от сделанных оценок.

С целью приведения показателей финансовой отчетности предыдущего отчетного периода в соответствие с формой представления данных, принятой в текущем отчетном периоде, были проведены переклассификации отдельных показателей, включая переклассификации, указанные ниже:

• В предыдущие отчетные периоды Группа отражала все прибыли и убытки по курсовым разницам в составе доходов (расходов) по финансированию в консолидированном промежуточном сокращенном отчете о прибылях и убытках. За три месяца, закончившихся 31 марта 2004 г., сумма чистых убытков по курсовым разницам, относящихся к нефинансовой деятельности и переклассифицированных в состав операционных затрат, составила 6 324 млн. руб. Руководство считает, что включение прибылей и убытков по курсовым разницам, относящимся к нефинансовой деятельности, в состав операционных расходов консолидированного промежуточного отчета о прибылях и убытках является более достоверным отражением деятельности Группы.

• Группа также отражала отток денежных средств, относящихся к НДС по объектам незавершенного строительства, в составе операционной деятельности в консолидированном промежуточном сокращенном отчете о движении денежных средств. За три месяца, закончившихся 31 марта 2004г., общая сумма оттока денежных средств, относящихся к НДС по объектам незавершенного строительства, переклассифицированных в состав инвестиционной деятельности, составила 6 915 млн. руб. Руководство считает, что представление оттока денежных средств, относящихся к НДС по объектам незавершенного строительства, в составе капитальных вложений раздела инвестиционной деятельности консолидированного промежуточного сокращенного отчета о движении денежных средств является более достоверным отражением деятельности Группы.

В состав инвестиций в ассоциированные компании включен кредит, предоставленный АБ «Газпромбанк» (ЗАО), дочерним обществом Группы, компании АО «СТГ ЕвРоПол ГАЗ» в размере 21 194 млн. руб. и 21 494 млн. руб. по состоянию на 31 марта 2005 г. и 31 декабря 2004 г. соответственно под процентную ставку ЛИБОР + 2,6%.

В состав краткосрочной дебиторской задолженности и авансов включена

задолженность ассоциированных компаний Группы на сумму 17 037 млн. руб. и 14 032 млн. руб. по состоянию на 31 марта 2005 г. и 31 декабря 2004 г. соответственно.

В состав долгосрочной дебиторской задолженности и авансов включена задолженность ассоциированных компаний Группы на сумму 22 145 млн. руб. и 23 191 млн. руб. по состоянию на 31 марта 2005 г. и 31 декабря 2004 г. соответственно, в том числе долгосрочная дебиторская задолженность компании АО «СТГ ЕвРоПол ГАЗ», номинированная в долларах США и евро, составившая в рублевом эквиваленте 6 673 млн. руб. и 7 053 млн. руб. по состоянию на 31 марта 2005 г. и 31 декабря 2004 г. соответственно.

Также в состав долгосрочной дебиторской задолженности и авансов включен предоставленный «ВИНГАЗ ГмбХ» займ, номинированный в евро, на сумму 13 802 млн. руб. и 14 474 млн. руб. по состоянию на 31 марта 2005 г. и 31 декабря 2004 г. соответственно. Процентные ставки варьируются в зависимости от транша кредита. Средневзвешенная процентная ставка по кредиту, выданному «ВИНГАЗ ГмбХ», составляла ЛИБОР + 1,25% по состоянию на 31 марта 2005 г. и 31 декабря 2004 г.

В сентябре 2004 года было принято решение об увеличении доли государства в уставном капитале ОАО «Газпром». Для выполнения этого решения в июне 2005 г. Совет директоров одобрил вариант сделки, в соответствии с которым Группа продала 10,7399% акций ОАО «Газпром», находящихся на балансе дочерних обществ Группы, ОАО «Роснефтегаз», компании со 100% участием государства в уставном капитале, за 203 502 млн. руб. с оплатой денежными средствами, которая должна быть осуществлена до конца 2005 г. Сумма дополнительного налога на прибыль по данной операции составит приблизительно 22 573 млн. руб. Соответствующие соглашения были подписаны сторонами в июне 2005 г. В июле 2005 г. Группа получила 16 236 млн. руб. в счет общей суммы платежа. В результате этой операции государству принадлежит контрольный пакет акций ОАО «Газпром», составляющий более 50%. После передачи акций государству величина акционерного капитала Группы увеличилась, при этом соответствующая дебиторская задолженность государства была отражена по текущей стоимости ожидаемых потоков денежных средств. Операция не оказала существенного влияния на консолидированный отчет о прибылях и убытках.

В июле 2005 г. ОАО «Газпром» получило займы от «Газстрим С.А.» в сумме 400 млн. долл. США со сроком погашения в 2012 году и процентной ставкой 5,065%, а также в сумме 283,2 млн. долл. США со сроком погашения в 2010 году и процентной ставкой 5,625%. Данные займы были предоставлены для рефинансирования существующих обязательств в связи со строительством наземной части трубопровода «Голубой поток». «Газстрим С.А.» также предоставило займы в сумме 1 185,3 млн. долл. США «Трубопроводной компании «Голубой поток» Б.В.» для рефинансирования части существующих обязательств, в отношении которых ОАО «Газпром» было предоставлено поручительство. Рефинансирование существующих обязательств с использованием «Газстрим С.А.» может потребовать консолидации «Газстрим С.А.», в результате чего долгосрочные займы и долгосрочная дебиторская задолженность могут увеличиться на 1 185,3 млн. долл. США. В настоящее время руководство анализирует необходимость консолидации «Газстрим С.А.» в соответствии с МСФО.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Международное и российское законодательство предъявляют жесткие требования к качеству информации, раскрываемой в финансовой отчетности корпоративного объединения. Проведенный сравнительный анализ качественных характеристик, представленных в рамках МСФО и российского законодательства позволил определить сходства и различия в моделях подготовки консолидированной отчетности зарубежными и российскими группами компаний. Процедуры подготовки консолидированной отчетности не являются едиными для всех созданных групп компаний, как в России, так и за рубежом.

Формирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется на основе агрегирования показателей финансовых отчетов компаний группы. Принципиальное значение при этом играет качество отчетной информации, которую представляет каждая компания, входящая в объединение. Данная информация должна быть достоверна, достаточна и прозрачна для того, чтобы подготовить консолидированную финансовую отчетность группы компаний в полном соответствии с требованиями, принятыми МСФО. При этом существенным является тот факт, что учетная информация внутри каждой компании группы должна формироваться согласно международным стандартам финансовой отчетности, чтобы конечная финансовая отчетность группы была составлена на базе всех принципов, лежащих в основе МСФО.

Соблюдение требований соответствующих стандартов способствует раскрытию концептуальных основ, на которых базируются существенные характеристики и цель формируемой группами компаний финансовой отчетности.

В международной практике используется классическая консолидированная отчетность, формируемая посредством применения метода полной консолидации и предоставляющая информацию о группе компаний, основанных на материнско-дочерних отношениях. Помимо материнско-дочерних отношений предприятия взаимодействуют на основании соглашения, в котором оговариваются условия ведения совместного бизнеса, т.е. экономической деятельности под совместным контролем. Данные взаимосвязи строятся на основании совместной деятельности, результаты которой отражаются в отчетности посредством применения пропорциональной консолидации. Один из вариантов построения консолидированной отчетности основан на методе долевого участия, применимого к ассоциированным компаниям.

Принципиальным вопросом консолидации является определение периметра консолидации, представляющего собой совокупность компаний, являющихся объектом консолидации. В его состав входят:

- консолидирующая компания, на которую возложена обязанность проведения процедур консолидации и формирования консолидированной финансовой отчетности (материнская компания);

- консолидируемые компании, над которыми правом контроля (прямого или косвенного) или существенного влияния обладает консолидирующая компания (все остальные компании, отчетности которых входят в консолидируемую отчетность группы).

МСФО ориентированы большей частью на цели формирования консолидированной финансовой отчетности, определяют, что консолидированную отчетность должны составлять материнские компании, контролирующие (прямо или косвенно) деятельность других фирм.

Для российских компаний определение периметра консолидации является первоочередной задачей. Это обусловлено тем фактом, что у головной компании могут быть дочерние компании второго уровня, «внучатые», ассоциированные, которые должны быть включены в периметр консолидации в целях построения полной и достоверной консолидированной финансовой отчетности объединения в соответствии с МСФО.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Бочкарева М.В. Составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО. - "Финансовые и бухгалтерские консультации", № 7, июль 2006 г.

2. Губко А. Особенности применения МСФО в РФ. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

3. Мощенко Н.П. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. // М.: «Экзамен», 2005. – 224 с.

4. Рожнова О. В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 256 с.

5. www.accountingreform.ru

6.www.gazprom.ru






Похожие:

Контрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр iconКонтрольная работа по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» Вариант №1 Исполнитель
Выполнение контрольной работы направлено на развитие теоретических знаний и закрепление практических навыков по анализу финансовой...
Контрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр iconКонтрольная работа по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» Вариант №3. Преподаватель Логинова Тамара Валенитиновна
Выполнение данной контрольной работы направлено на развитие теоретических знаний и закрепление практических навыков по анализу данных...
Контрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр iconКонтрольная работа по анализу финансовой отчетности
Оценка достоверности и правильности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Контрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр iconКонтрольная работа по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» Вариант №2 Исполнитель: Специальность: Группа
Провести счетную проверку показателей форм бухгалтерской отчетности с целью обеспечения их достоверности и охарактеризовать качественный...
Контрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр iconКонтрольная работа по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» Вариант №1 Москва 2007 г. Задание 1
Провести счетную проверку показателей форм бухгалтерской отчетности с целью обеспечения их достоверности и охарактеризовать качественный...
Контрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр iconКонтрольная работа по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» Вариант 1 Исполнитель: Специальность: буаиа группа
Провести счетную проверку показателей форм бухгалтерской отчетности с целью обеспечения их достоверности и охарактеризовать качественный...
Контрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр iconКурсовая работа По дисциплине «Анализ финансовой отчетности»
Назначением анализа финансовой отчетности с позиции пользователя является рассмотрение и оценка информации, имеющейся в отчетности,...
Контрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр iconДокументы
1. /Экзаменационные вопросы/АУДИТ часть1.doc
2. /Экзаменационные...

Контрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр icon12. Федеральное правило (стандарт) Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Общие принципы и объем аудита. Ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Аудиторская деятельность, аудит
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского...
Контрольная работа по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» Рахимова А. Х. курс VI гр iconДокументы
1. /Рабочие программы по плану 2000/Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы