Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономической теории курсовая работа по экономической  icon

Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономической теории курсовая работа по экономической



НазваниеФедеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономической теории курсовая работа по экономической
Дата конвертации10.06.2013
Размер307.36 Kb.
ТипКурсовая

Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории


КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики.








Содержание:




Введение………………………………………………………………….…….....2




Сущность фискальной политики и ее виды. Встроенные стабилизаторы…...4


Налоги и государственные расходы и их роль в регулировании национального производства. Налоговый мультипликатор и мультипликатор государственных расходов……………………………………………………..15


Особенности современной фискальной политики в РФ…………………...…23


Практикум………………………………………………………………….....…28


Заключение………………………………………………………………….…...31


Список используемой литературы…………………………………………..…33


Введение.


Фискальной политика – так принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

Тема фискальной политики, на сегодняшний день, весьма актуальна, так как экономика переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны.


  1. ^
    Сущность фискальной политики и ее виды. Встроенные стабилизаторы.



Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.


^

Цели фискальной политики






Сглаживание колебаний экономического цикла

Стабилизация темпов экономического роста

Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции



Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов экономическая наука различает два типа фискальной политики госу­дарства:

  • дискреционную;

  • недискреционную.


^

Типы фискальной политики






Дискреционная

Автоматическая/ Недискреционная







^

Активная политика.

Сознательное манипулирование налогами и расходами




Пассивная политика.


Необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически





^

Инструменты:

  • общественные работы,

  • изменение трансфертных платежей,

  • манипулирование налоговыми ставками




^

Инструменты:

  • встроенные стабилизаторы:


  • изменения в налоговых поступлениях,

  • пособия по безработице и другие социальные выплаты,

  • субсидии фермерам






Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное ма­нипулирование налогами и правительственными расходами с целью изме­нения реального объема национального производства и занятости, контро­ля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Выделяют два вида дискреционной политики:

  • стимулирующую,

  • рестриктивную.


Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комби­нирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограни­чительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных рас­ходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада произ­водства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том слу­чае, когда сокращение государственных расходов осуществ­ляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами соз­дает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.

В рамках дискрецион­ной политики рассматриваются различные социальные программы, государ­ственная программа занятости, изменения налоговых ставок.

Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных органов власти. Например, широкое приме­нение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюд­жетных средств организовало различные виды работ для населения по принци­пу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. По­этому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэф­фективны.

Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях мас­сового роста безработицы.

Поскольку эти программы довольно расточитель­ны, гораздо эффективнее проводить регулярную антициклическую политику, чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным способом.

Конечно, эти программы занятости могут модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную заня­тость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.

В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.

Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы позволяют стабилизиро­вать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.

Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффект тинным инструментом в стремлении стабилизировать экономику.

Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада мoжет удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.

Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так как в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.

Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамот­ную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные на­правления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется вре­менной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фис­кальной политики и принятию решений правительства.

Запаздывание действия необходимых рычагов дискреционной политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики.

Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.

Отмеченные запаздывания, временные лаги между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получе­нием ожидаемого положительного эффекта от их применения накладывают­ся друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.

Второй вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономичес­кий механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качест­ве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продол­жительных временных лагов дискреционной фискальной поли­тики, так как эти механизмы "включаются" без непосредст­венного вмешательства парламента.

Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги постро­ены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

Рис. 1 Встроенные стабилизаторы, где:

^ G — государственные расходы;

Т—
налоговые поступления

На графике размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и пра­вительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются про­дажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы эко­номического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо уси­лий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропор­ций во время подъема.

В этот период налоговые поступления превышают государственные рас­ходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие эконо­мические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокраще­нием (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин цикли­ческих колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциаль­ного уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной заня­тости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

В результате возникает структурный дефи­цит (излишек) государственного бюджета - разность между рас­ходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефи­цита и структурным дефицитом.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подо­ходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера .



Ставка налога (К),

в процентах 100


50




Рис. 2 Кривая Лаффера


(общая сумма налогов)


Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую эко­номику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50—70%.

Россия сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в оптимальной позиции. В результате запланированная величина налоговых поступлении, превышающая 50 % ВВП, оказалась не­реальной.

Фактически государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет за собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, усилению напряженности с ростом неплатежей предприя­тий друг другу.

Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережении и тем самым содействовать инвести­ционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расши­рению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:

  • требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;

  • необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;

  • назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний период, когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы, индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией. Данная индивидуализация налоговых ставок возможна лишь и хорошо от­работанной, налаженной налоговой политике.




  1. Налоги и государственные расходы и их роль в регулировании национального производства. Налоговый мультипликатор и мультипликатор государственных расходов.




Одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов. Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.

Назначение налогов проявляется в их функциях – фискальной и экономической. Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция).

«Одной из любопытных подробностей происхождения самих понятий «финансы» и «налоги» является тот факт, что в раннем средневековье данные термины уравнивались в своем функциональном значении. Так, в XI – XIII вв. слова finatio и financia начали впервые употребляться в итальянских городах. Они подразумевали факт обязательной уплаты денег и срок уплаты. Этот термин относился и к налоговым обязательствам. В Германии целых 400 лет с момента появления термина «финансы», в XIV – XVII вв., в слово «финансы» вкладывалось негативное значение – вымогательства и лихоимства. А в прогрессивной Франции уже в XVI в. финансы употреблялись в том же значении, как и в настоящее время, подразумевая совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных групп».

Нормой налогообложения является налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Основной задачей правительства является определение оптимальных размеров налоговых ставок, в соответствии с данными экономическими условиями. Различаются следующие виды налоговых ставок:

  • твердые, которые устанавливаются на единицу объекта независимо от его стоимости (например, автомашину);

  • пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов;

  • прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60-70-е годы в западных странах налогового бремени привело к отрицательным последствиям. Оно вызвало «налоговые бунты», широкое уклонение от налогов, способствовало утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.

Как известно, в 70-е годы неоконсерваторы выдвинули теорию предложения. Ее авторы установили, что рост налогообложения оказывает неблагоприятное воздействие на динамику производства и доходов. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов, а затем это может сопровождаться также сокращением общей суммы бюджетных доходов. В итоге высокие налоги оказывают сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и сбережения.

Основной задачей хозяйственной политики представители теории предложения считают определение оптимальных ставок налогообложения и налоговых льгот и выплат. Снижение налогов рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономический рост и борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать большие доходы, окажет стимулирующее влияние на рост производства и увеличит покрытие денежной массы товарами.

Группа американских специалистов во главе с
А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера.



Ставка налога К, (%)


100


50






(общая сумма налогов)

Рис. 3 Кривая Лаффера.

Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству, т.к. никто не захочет бесплатно работать.

Эффект Лаффера показывает, что в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости, а следовательно и размера совокупного дохода, который подлежит налогообложению. Это приводит к увеличению поступлений в госбюджет, но эффект Лаффера проявляется только в условиях рыночной экономики.

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50-70%. Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

С начала экономических реформ в России Правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до 85-90%), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией явилось активное развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную часть бюджета и половины предусмотренных налоговых поступлений.

Снижение налога на прибыль с 35 до 24% и введение единой ставки подоходного налога в 13% способствовало росту налоговых поступлений в бюджет.

Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога.

Совокупный спрос (AD),E


Y=E




A2 AD2=a+0,640Y+I


AD1=a+576Y+I

A1


Y2 Y1 ВВП(Y)


Рисунок 4. Последствия изменения ставки пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели


Здесь срабатывает эффект мультипликатора.

Экономический смысл этого эффекта следующий. При снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога с t1 до t2 уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вниз. В результате положение равновесия А1 в экономике смещается также вправо и равновесный ВВП увеличивается (с Y1 до Y2). Пусть значение МРС колеблется в пределах 0,8, а ставка налога на прибыль поэтапно снижается с 28 до 20%. Тогда значение функции спроса при ставке t1 = 28% и t2=20% составит соответственно:

АD1 = a + 0,8Y(1-0,28)+ I = a + 0,576Y + I

и АD2 = a + 0,8Y (1-0,20)+ I = a + 0,640Y + I.

Таким образом, благодаря мультипликативному эффекту и падению ставки пропорционального налога, повышается угол наклона линии совокупного спроса, что приводит к росту равновесного ВВП.

Однако это положение касается только пропорциональных налогов. Именно они играют роль автоматических стабилизаторов экономики.

Исследования известного экономиста А. Лаффера по влиянию налоговой ставки на величину ВНП (ВВП) и доходы государственного бюджета показали, что при росте налоговой ставки (t) до 30-40% достаточно высокими темпами растут и ВВП, и доходы государственной казны. Затем темпы прироста доходов бюджета затормаживаются, а при переходе 50%-ного барьера налоговой ставки деловая активность затухает, увеличиваются масштабы теневой экономики, снижаются доходы бюджета. Такая зависимость носит методологический характер и называется кривой Лаффера.

Поступления в

госбюджет от налогов (Т)




Т max




50% 100%




Налоговая ставка (t),%


Рисунок 5. Кривая Лаффера.


На практике трудно дать точную оценку оптимальной ставки налога tА, после которой налоговые поступления начинают падать. Так, было установлено, что в Швеции tА соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80% и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов. В России снижение налога на прибыль с 35 до 24% и введение единой ставки подоходного налога в 13% также способствовало росту налоговых поступлений в бюджет.



  1. Особенности современной фискальной политики в РФ.


Налоговая политика России сформировалась в сложных условиях. Спад производства обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, потому налоговая политика носит преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в применении подавляющих производство методов исчисления и взыскания налогов. В результате распространение теневого сектора в экономике приобретает угрожающий характер, растут масштабы уклонения от налогов. Эти обстоятельства вынудили власти объявить о необходимости налоговой реформы, заставили принять некоторые меры по снижению ставок, отдельных видов налогов.

Сущность налогообложения состоит в законном ограничении права собственности. Все согласны, что государство вправе изымать часть собственности у налогоплательщика для формирования централизованных бюджетных (внебюджетных) фондов и, соответственно, для реализации публичных задач и функций. Однако возникает вопрос о масштабах налогового бремени. Какую часть собственности государство вправе изъять у налогоплательщика, чтобы это было законно и справедливо? Очевидно, здесь должен достигаться эффективный баланс публичных и частных интересов. Как обеспечить, с одной стороны, наполняемость бюджетов всех уровней, а с другой – не отбить у налогоплательщика желания иметь в наличии и воспроизводить соответствующий объект налогообложения? Это один из самых сложных и актуальных вопросов финансово-экономической политики государства.

Фискальные возможности государства формировать бюджеты и внебюджетные фонды путем усиления налогового бремени имеют свои пределы. Этими пределами является достижение такой доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет, при которой ее дальнейшее увеличение влечет за собой резкое обострение социально-экономических противоречий. Чрезмерное, необоснованное повышение налоговых ставок стимулирует налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов, а в крайнем случае – к отказу от объекта налогообложения (например, к отказу от налогооблагаемого имущества или предпринимательской деятельности).

^ Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным. Поэтому налог не должен быть чрезмерно обременительным (а тем более – разорительным), не должен убивать интерес к социально полезной деятельности, а также не должен выталкивать плательщика в "теневые" секторы жизнедеятельности общества.

Доходная часть бюджетной системы России, как известно, на 80-90% формируется за счет налоговых поступлений. Поставленная в Бюджетном послании Президентом Российской Федерации задача по укреплению доходной базы бюджетной системы в целом и, в том числе федерального бюджета, может быть успешно решена только при условии совершенствования налоговой политики и налоговой системы.

Правительством РФ осуществляется ряд мер по реформированию налоговой системы России. Введены в действие первая и вторая части Налогового кодекса РФ, что привело к упорядочению налоговой системы. В России сократилось количество видов налогов, по многим налогам изменился порядок их взимания. За последнее время сократились ставки некоторых налогов: ставка НДС снизилась с 28% до 18%; налога на прибыль организаций с 35% до 24%; ставка ЕСН уменьшилась с 35,6% до 26%; были введены новые ставки по налогу на доходы физических лиц.

Однако ожидаемых позитивных сдвигов в налоговой сфере пока не наблюдается. Спешно введенные современные формы налогов показывают далеко не ту эффективность, которая предполагалась при их внедрении:

  • от общих сборов НДС до половины уходит на возвраты,

  • налог на прибыль, введенный новой главой Налогового кодекса, не дает ожидаемого прироста поступлений (при том, что экономика сохраняет импульс роста);

  • переход на «плоскую» шкалу подоходного налога с физических лиц не привел к выходу «из тени» значительных объемов заработной платы;

  • введение инвестиционной составляющей в составе сборов по пенсионному страхованию создало, похоже, неразрешимую проблему с подбором надежных объектов инвестирования.

  • Одним из наиболее распространенных и часто используемых показателей оценки фискального потенциала действующей налоговой системы является величина налоговой нагрузки на экономику. Как известно, с введением нового Налогового кодекса, в 2001-2002 гг. был предпринят ряд мер, направленных на определенное ее снижение. Прежде всего речь идет о введении плоской шкалы подоходного налога, регрессивной шкалы социальных отчислений, снижении налога на прибыль юридических лиц до 24%, отмене налога с продаж, налогов на покупку иностранной валюты, на операции с ценными бумагами, на содержание автомобильных дорог, а также ряда мелких региональных и местных целевых сборов;

и др.

Кроме того, рассматривается возможность внесения других изменений в налоговое законодательство, в частности:

  • повышение роли налогов, связанных с использованием природных ресурсов, введение налога, призванного обеспечить изъятие сверхдоходов, обусловленных ценовой конъюнктурой мировых рынков;

  • переход к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог;

  • введение системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду.

Однако все эти меры в целом не способны заметно изменить преимущественно фискальный характер налоговой политики. Более того, некоторые из них еще более усугубляют существующие в ней элементы налоговой несправедливости и усложняют действующие налоговые режимы.

С обеспечением экономической стабилизации на смену ей должна прийти налоговая стратегия, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата. В этом и состоит главная цель налогового регулирования.

Как показывает мировой опыт, достижение определенного уровня экономического развития и стабильности позволяет государству усиливать централизацию финансовых средств для решения социальных и других проблем общегосударственного значения. В зависимости от степени социальной ориентированности общества налоговая нагрузка на экономику развитых стран колеблется от 30% (США) до 60% (Швеция). В странах с переходной экономикой уровень налоговой нагрузки в период рыночных реформ достигает 26-28%.

Существует макроэкономическая закономерность, подтвержденная статистикой разных стран – чем выше уровень налоговых изъятий, тем ниже темпы экономического роста. И наоборот, чем меньше налоговая нагрузка, тем больше возможности экономического роста, как на микро-, так и на макроуровне.

При внимательном изучении зарубежного опыта становится очевидным, что России не следует повторять сделанные в других странах ошибки и просчеты.

В июле 2002 г. Налоговый кодекс был дополнен главами об упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности. До этого субъекты малого предпринимательства могли применять положения закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», в соответствии с которым возможен добровольный переход на упрощенную систему налогообложения.

Переход на упрощенную систему налогообложения предполагает замену налога на прибыль, НДС, налога на имущество и единого социального налога одним налогом. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят выплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Изменение упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства снижает налоговую нагрузку с 20-22% до 6-7%, а поступления единого налога от одного налогоплательщика сокращается в 2,7-3,7 раза.

В главе о едином налоге на вмененный доход сохранены основные идеи федерального закона от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Решение о введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход принимается субъектом Российской Федерации. Перечень видов предпринимательской деятельности (оказание бытовых услуг, услуг по ремонту, розничная торговля, общественное питание и др.), облагаемых единым налогом на вмененный доход, а также налоговая база и предельные ставки налога установлены на Федеральном уровне.


Практикум.


Экономика находится в состоянии равновесия при полной занятости всех ресурсов. При этом равновесный уровень дохода составляет 200 млрд. долл. Правительство планирует увеличить государственные расходы на 25 млрд. долл. На сколько нужно увеличить чистые налоговые поступления в бюджет, чтобы избежать при этом инфляции и сохранить прежний уровень дохода, если известно, что предельная склонность к сбережению равна 0,25.


Решение.


Фискальная политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой. Государственные расходы возможны, если предварительно собраны налоги. В свою очередь, разумное направление государственных расходов способно стимулировать производство и обеспечивать последующий рост налоговых поступлений.

Сравнение степени воздействия рычагов фискальной политики на изменение величины чистых налоговых поступлений происходит на основе сопоставления мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора.

1. Государственные расходы подвержены эффекту мультипликатора.

Мультипликатор государственных расходов Мg - это отношение прироста дохода к приросту государственных расходов.

Мg =  ЧНП/ G

2. Доход = 200 млрд. долл.;  G = 25 млрд. долл.; MPS = 0,25

3. Налоговый мультипликатор отражает изменения в экономике, вызванные увеличением или уменьшением налогов.

Мт = МРС *Мg

4.Предельная склонность к потреблению и сбережению в расчете на единицу в сумме должна равняться единице. Следовательно:

МРС +МРS =1

МРС = 1 - МРS

МРС =1-0,25=0,75

5.Сопоставление мультипликатора государственных расходов с налоговым мультипликатором показывает, что мультипликатор государственных расходов дает множительный эффект, а изменение в объеме налогов влияет на динамику дохода лишь частично, в пределах изменений в объеме потребления, ограниченного предельной склонностью к потреблению МРС.

Значит мультипликатор государственных расходов больше чем налоговый м ультипликатор.

Мg больше Мт

6.Для определения прироста чистых налоговых поступлений в бюджет используем формулу:  G =МП* НП, где

МП – мультипликатор Дж.Кейнса

 НП – изменение налоговых поступлений.

Отсюда  НП =  G : МП

7. Величину мультипликатора определяем, учитывая предельную склонность к сбережению (МПS), равную 0,25, по формуле МП = 1: МПS = 1:0,25 = 4.

8.Величина чистых налоговых поступлений составит:

 НП =  G : МП = 25:4 = 6,25 млрд. долл.

ЧНП = 200- (25 *0,25) + (6,25*1) = 200 млрд.долл.

 ЧНП = 25 – (6,25*4) = 0

Таким образом при увеличении государственных расходов превышающем в четыре раза налоговые поступления в бюджет, при учете предельной склонности к сбережению, равной 0,25, фискальная политика получает возможность найти оптимальное сочетание указанных рычагов с целью устранения инфляции и сохранения прежнего уровня доходов.


Заключение.

Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги и государственные расходы. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.

Одним из важных инструментов воздействия на темпы экономического роста, а, следовательно, на уровень безработицы является финансовая, в том числе налоговая система. Налоги выполняют не только фискальную, но и экономическую функцию. Фискальная функция налогов состоит в формировании денежных доходов государства. Являясь важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы, налоги в то же время обеспечивают основную массу доходной части государственного бюджета.

Благодаря мультипликативному эффекту на каждую единицу сокращения пропорционального налога приходится гораздо больше единиц прироста ЧНП.

Дискреционная и недискреционная фискальные политики применяются в комплексе, в зависимости от текущей динамики ЧНП. Наибольший эффект фискальная политика дает при использовании встроенных стабилизаторов одновременно с принятием государственных решений по отдельным вопросам. Но чтобы эффект от фискальной политики был более полным, необходимо согласовывать её с денежно-кредитной политикой.


Список используемой литературы:

1. Ивашевский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр., доп. – М.:Дело, 2002. – 472 с.

2. Астапов К.Л., «Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике», журнал «Финансы» № 10 2002г.

3. Бобоев М., Кашин В., «Налоговая политика России на современном этапе», журнал «Вопросы экономики» № 7 2002г.

4. Налоги и налогообложение // Учебник для вузов. – М.: Инфра – М., 1998.

5. Дёмин В.В., «О соразмеренности налогооблажения», журнал «Финансы» № 6 2002г.

6. Кашин В.А., «Налоговая политика России на современном этапе», журнал «Финансы» № 9 2002г.

7. Экономика // Учебник. 3-е издание. Под редакцией проф. Булатова. – М., 1999.

8. Симановский А., «История налога», журнал «Главный бухгалтер» № 18, май 2002 г.

9. Сердюкова Н.А., «О равновесии бюджетной и налоговой систем России», журнал «Финансы» № 11 2002г.

10. Под ред. Булатова А.С., «Экономика» 2-е издание – М.: Издательство БЕК, 1997 г.




Похожие:

Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономической теории курсовая работа по экономической  iconФедеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт кафедра финансов, бюджета и страхования курсовая работа
Выбирая тему курсовой работы, я решила остановиться на таком актуальном вопросе в наше время, как «Роль бюджета государства в Российской...
Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономической теории курсовая работа по экономической  iconФедеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт кафедра финансов, бюджета и страхования Контрольная работа
Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий...
Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономической теории курсовая работа по экономической  iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агенство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт факультет Учётно-статистический курсовая работа тема

Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономической теории курсовая работа по экономической  iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агенство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт факультет Учётно-статистический курсовая работа по дисциплине

Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономической теории курсовая работа по экономической  iconКурсовая работа по дисциплине: «Информатика»
Всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра автоматизированной обработки экономической информации
Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономической теории курсовая работа по экономической  iconФедеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт ярославский филиал
«Сущность и принципы нормативного метода учета затрат и калькулирования»
Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономической теории курсовая работа по экономической  iconГоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт ОАО «Мясокомбинат «омский» Анализ финансово-экономической деятельности предприятия

Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономической теории курсовая работа по экономической  iconФедеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт кафедра
Актуальность темы исследования также связана с нестабильным состоянием междуна­родных финансовых рынков, неполнотой исследований...
Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономической теории курсовая работа по экономической  iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованию Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Организация учета незавершенного производства и готовой продукции
Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономической теории курсовая работа по экономической  iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агенство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт филиал г. Ярославля
Методологические аспекты бухгалтерского учета движения материально-производственных запасов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы