Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию всероссийский заочный финансово-экономический институт icon

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию всероссийский заочный финансово-экономический институт



НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию всероссийский заочный финансово-экономический институт
страница1/5
Дата конвертации09.06.2013
Размер0.69 Mb.
ТипКурсовая
  1   2   3   4   5





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Статистика» на тему:

Статистические методы анализа среднего уровня и вариации производственных показателей


Выполнила студентка III курса

Специальность «Маркетинг»

Личное дело № 03маб0539


Проверила преподаватель

Литвиненко Л.Т.


Москва 2005

Оглавление

1. Введение...............................................................................................................3

2. Теоретическая часть

2.1. Введение...............................................................................................................4

2.2. Средние величины...............................................................................................5

2.3. Показатели вариации...........................................................................................7

^ 3. Основные производственные фонды.

3.1. Состав и классификация основных фондов.....................................................10

3.2. Показатели эффективности использования средств труда………………… 12

3.3. Пример к теоретической части………………………………………………..15

^ 4. Расчетная часть………… ……………………………………… …………18

5. Аналитическая часть……………………………………………...……….29

6. Заключение………………………………………………………...…………33

^ 7.Список использованной литературы………………...………………..34

8. Приложения

8.1. Приложение 1………………………………………………………………….35

8.2. Приложение 2………………………………………………………………….37

8.3. Приложение 3………………………………………………………………….39

8.4. Приложение 4………………………………………………………………….40


Введение

Настоящая работа имеет своей целью рассказать о применяющихся в статистике методах анализа среднего уровня и вариации производственных показателей предприятий, что на сегодняшний день является актуально для многих специалистов – менеджеров, экономистов-аналитиков, маркетологов, т.к. правильный анализ позволит принять верные решения для дальнейшей деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Статистика предпринимательства в России начала формироваться в конце 80-х – начале 90-х годов с развитием производственных кооперативов, затем малых предприятий и осуществления приватизации. Статистка предпринимательства является одной из статистических дисциплин прикладного характера, в которой решаются вопросы приложения всей совокупности статистических методов к объекту исследования.

В теоретической части будут рассмотрена определения средних величин и вариации, а также основные производственные фонды предприятия, а также показатели эффективности их использования.

В расчетной части будут рассмотрены показатели предприятий одной отрасли: среднегодовая стоимость основных производственных фондов (млн.руб.) и выпуск продукции (млн.руб.), графически построены мода и медиана, а также средняя арифметическая, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, а также средняя по исходным данным.

В аналитической части будет показано применение статистического анализа средней на примере данных по отраслям предприятия Московской области.

При выполнении курсовой работы были использованы программы MS WORD, MS EXCEL, а также современные интернет-ресурсы.


^ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Введение.

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг. Термин “статистика” употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества. Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль значений, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации. Между статистической наукой и практикой существует тесная связь и взаимосвязь. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач. Статистика имеет многовековую историю. Ее возникновение и развитие обусловлены общественными потребностями. История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизни общества. Во всем мире возрастает интерес к статистике. В нашей стране это внимание тем более обострено в связи с осуществлением экономических реформ, затрагивающих интересы всех людей. Статистические методы, позволяющие установить закономерности и причины изменений явлений и процессов, имеющих место на предприятии, являются мощным инструментом обоснования принимаемых решений и оценки эффективности.

Методы экономико-статистического анализа носят универсальный характер и не зависят от отраслевой принадлежности предприятий, позволяют руководителю анализировать положение дел на фирме, разрабатывать варианты управленческих решений, выбирать наиболее эффективные, оценивать влияние этих решений на результаты деятельности.

^ 2. Средние величины и показатели вариации.

2.1. Средние величины

После того, как сгруппируют единицы совокупности по величине варьируемого признака, получают ряды распределения – первичную характеристику массовой статистической совокупности. Средняя величина используется для того, чтобы охарактеризовать такую совокупность в целом.

Средняя величина в статистике – обобщающий показатель, характеризующий типичный уровень явления в конкретных условиях места, времени, отражающий величин варьируемого признака в расчете на единицу качественно однородной совокупности.

Показатели, вычисленные с помощью средних величин, широко используются в экономической практике (например, средняя производительность труда).

Средний показатель способен отражать то общее, что типично для всех единиц изучаемой совокупности и игнорирует различия. Средний показатель помогает выявить закономерность, присущую массовым общественным явлениям, которая незаметна в единичных явлениях. Средняя – это сводная характеристика закономерностей процесса в тех условиях, в которых он протекает, т.е. это реальный уровень явлений.

Анализ средних выявляет, например, закономерности изменения производительности труда, заработной платы рабочих отдельного предприятия на определенном этапе его экономического развития, изменения климата в конкретном пункте земного шара и другое.

Однако для того, чтобы средний показатель был действительно типизирующим, он должен определяться не для любых совокупностей, а только для совокупностей, состоящих из качественно однородных единиц. Это является основным условием научно обоснованного использования средних.

Средняя исчисляется по совокупности, состоящей из достаточно большого числа единиц, так как в это м случае согласно закону больших чисел взаимопогашаются случайные, индивидуальные различия между единицами, и они не оказывают существенного влияния на среднее значение, что способствует проявлению основного, существенного, присущего всей массе.

Каждая средняя характеризует изучаемую совокупность по какому-либо признаку, но для характеристики любой совокупности, описания ее типических черт и качественных особенностей нужна система средних показателей.

Метод средних величин заключается в замене индивидуальных значений варьируемого признака единиц наблюдения, т.е. в замене x1, x2, x3…xn некоторой уравненной величиной .

Выбор вида средней определяется экономическим содержанием определенного показателя и исходных данных. Виды применяемых средних: арифметическая, гармоническая, квадратическая, кубическая и т.д.

Объединяются они общей формулой:



Где - среднее значение исследуемого явления

- показатель степени средней

- текущее значение (вариант) осредняемого признака

- число признаков.


^ 2.2. Показатели вариации

Вариация – это различие в значениях какого-либо признака у разных единиц данной совокупности в один и тот же период или момент времени. Например, сотрудники различаются опытом работы, уровнем образования и владения иностранными языками.

Вариация возникает в результате того, что индивидуальные значения признака складываются под совокупным влиянием разнообразных факторов (условий), которые по-разному сочетаются в каждом случае.

Исследование вариации статистике помогает познать сущность изучаемого явления. Измерение вариации, выяснение ее причин, выявление влияния отдельных факторов дает важную информацию для принятия научно обоснованных управленческих решений.

Поскольку средняя не показывает строения совокупности, расположения около нее вариантов осредняемого признака. Поэтому нельзя ограничиваться вычислением одной средней, нужны показатели, характеризующие отклонения отдельных значений от общей средней.

Например, продажа книги «Домашние рецепты» издательства «ТЕРРА» составила за три месяца соответственно 50, 100, 150 шт. (средняя – 100 книг в месяц), а продажи книги «Саломея» составили соответственно 90, 110 и 100 шт. за май, июнь и июль 2005 года, следовательно, средняя продаж по этой книге тоже составит 100 книг, хотя колеблемость в первой выборке значительно больше, чем во второй. Поэтому и возникает необходимость измерять вариацию признака в совокупностях. Для этой цели в статистике применяют ряд обобщающих показателей вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение (это абсолютные показатели), коэффициент вариации, (относительный показатель).

^ Размах вариации измеряет разность между максимальным и минимальным значениями варьирующего признака – наиболее простой способ измерения колеблемости.

Среднее линейное отклонение представляет собой среднюю из абсолютных значений отклонений отдельных вариантов от их средней арифметической

Для несгруппированных данных

Где - число членов ряда

Для сгруппированных данных

Где - сумма частот вариационного ряда.

Дисперсия признака представляет собой средний квадрат отклонений вариантов от их средней величины, она вычисляется по формулам простой и взвешенной дисперсии (в зависимости от исходных данных):

Для сгруппированных данных


^ Среднее квадратическое отклонение равно корню квадратному из дисперсии

Это обобщающая характеристика размеров вариации признака в совокупности; оно показывает, насколько в среднем отклоняются конкретные варианты от их среднего значения; является абсолютной мерой колеблемости признака и выражается в тех же единицах, что и варианты, поэтому экономически хорошо интерпретируются.

Для осуществления сравнений колеблемости одного и того же признака в нескольких совокупностях с различным средним арифметическим используют показатель вариации – коэффициент вариации. Коэффициент представляет собой выраженное в процентах отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической



Коэффициент вариации используют и как характеристику однородности совокупности. Совокупность считается количественно однородной, если коэффициент вариации не превышает 33%.


^ 3. Основные производственные фонды.

3.1. Состав и классификация основных фондов

Важнейший показатель, характеризующий экономическую мощь страны – национальное богатство – совокупность материальных ресурсов страны, накопленных продуктов прошлого труда, учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных богатств, которыми общество располагает на данный момент времени. Важнейшая часть национального богатства - основные фонды.

^ Основные фонды – производственные активы, часть национального имущества, созданная общественным трудом, которая длительное время неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме используется в экономике, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты и услуги.

В настоящее время в отечественной статистике действует следующая типовая классификация материальных основных фондов:

Здания (кроме жилья)

Сооружения

Жилища

Машины и оборудование

Транспортные средства

Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь

Рабочий и продуктивный скот

Многолетние насаждения

Прочие основные фонды

К нематериальным основным фондам относят затраты на геологоразведочные работы, программное обеспечение и т.д.

Основные фонды делятся на производственные и непроизводственные.

К основным производственным фондам относят средства труда, целиком участвующие в повторяющихся процессах производства и переносящие по частям свою стоимость на готовый продукт по мере износа (здания, сооружения, машины и т.д.)

Основными непроизводственными фондами являются материальные блага длительного пользования, не участвующие в процессе производства и являющиеся объектом общественного и личного потребления. Это – жилые здания, школы, клубы, поликлиники, больницы и т.д.

Основные фонды группируют по формам собственности, территории, отраслям экономики.

Различают оценку основных фондов по первоначальной стоимости и восстановительной. Каждая из них в свою очередь, может быть рассчитана как полная и как остаточная, т.е. стоимость за вычетом износа.

Полная первоначальная стоимость – стоимость основных фондов в фактических ценах на момент ввода их в эксплуатацию.

Полная восстановительная стоимость – сумма затрат, необходимых для воспроизводства в новом виде основных фондов в современных условиях.

Остаточная (или стоимость за вычетом износа) – определяется путем вычитания из полной стоимости суммы износа основных фондов. Эта стоимость дает представление о фактической величине стоимости основных фондов, не перенесенной на готовый продукт.

^ 3.2. Показатели эффективности использования средств труда

Для характеристики эффективности использования основных средств применяют систему показателей, которая включает обобщающие и частные показатели. Обобщающие – отражают использование всех основных производственных средств, а частные – использование отдельных их видов.

Фондоотдача – выпуск продукции в стоимостном выражении на единицу (рубль) стоимости основных производственных фондов является наиболее общим показателем эффективности использования основных средств. Рассчитывается путем деления объема произведенной в данном периоде продукции (Q) на среднюю за этот период стоимость основных производственных фондов ()



Фондоотдача показывает, сколько продукции получено с каждого рубля, вложенного в основные фонды; чем лучше используются основные фонды, тем выше показатель фондоотдачи.

Эффект от улучшения использования основных фондов можно определить индексным методом. Изменение во времени величины основных фондов (по стоимости в постоянных ценах) характеризует общий индекс фондоотдачи



Фондоемкость продукции (показатель обратный фондоотдаче) позволяет судить об использовании основных производственных фондов и рассчитывается путем деления среднегодовой стоимости основных производственных фондов на стоимость произведенной в течение года продукции



Этот показатель характеризует стоимость основных производственных фондов, приходящуюся на 1 рубль произведенной продукции. Снижение фондоемкости означает экономию труда, овеществленного в основных фондах, участвующих в производстве



И индекс средней фондоотдачи исчисляется как индекс фондоотдачи переменного состава:




Где , - средние уровни фондоотдачи в отчетном и базисном периоде соответственно

, - удельные веса стоимости основных фондов в их общей стоимости в отчетном и базисном периодах соответственно.

В аналитических целях наряду с индексом фондоотдачи переменного состава следует рассчитывать индекс фондоотдачи постоянного состава, который характеризует изменение уровней фондоотдачи в целом по совокупности:

-

^ Индекс структурных сдвигов характеризует влияние структурных сдвигов на изменение средней фондоотдачи:



, где .


Взаимосвязь индексов: = * .

Взаимосвязь индексов позволяет определить влияние изменения фондоотдачи и величины стоимости основных фондов на изменение объема продукции отдельного предприятия.


Рост основных производственных фондов означает возрастающую вооруженность труда основными производственными фондами во всех отраслях материального производства.

Фондовооруженность труда – общий показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий или отраслей основными фондами, и она рассчитывается как отношение средней годовой стоимости основных фондов к среднесписочной численности работников:



В экономико-статистическом анализе показатель фондовооруженности труда может выступать как результат взаимодействия

1. Фондоемкости и производительности труда и является произведением этих показателей:



2. Производительности труда и фондоотдачи и измеряется отношением этих показателей

, ИЛИ


^ 3.3.Пример к теоретической части

  1. Имеются данные за отчётный год по 30 малым предприятиям отрасли легкой промышленности, млн. руб. С целью изучения зависимости между среднегодовой стоимостью основных производственных фондов и выпуском продукции произвести группировку предприятий по среднегодовой стоимости основных производственных фондов, образовав четыре группы предприятий с равными интервалами.

Вычислить число предприятий; среднегодовую стоимость основных производственных фондов – всего и в среднем на одно предприятие; выпуск продукции – всего и в среднем на одно предприятие; фондоотдачу. Для измерения тесноты связи между среднегодовой стоимостью основных производственных фондов и выпуском продукции вычислить коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.

Таблица 1. Условия задания.



п/п

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб.

Выпуск продукции,

млн. руб.

1

2

3

1

49

39

2

38

35

3

37

34

4

56

61

5

49

50

6

37

38

7

33

30

8

55

51

9

44

46

10

41

38

11

28

35

12

27

21

13

46

27

14

33

41

15

35

30

16

41

47

17

42

42

18

53

34

19

55

57

20

60

46

21

46

48

22

39

45

23

45

43

24

57

48

25

56

60

26

36

35

27

47

40

28

20

24

29

29

36

30

26

19
  1   2   3   4   5



Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию всероссийский заочный финансово-экономический институт iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агенство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт факультет Учётно-статистический курсовая работа тема

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию всероссийский заочный финансово-экономический институт iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агенство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт факультет Учётно-статистический курсовая работа по дисциплине

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию всероссийский заочный финансово-экономический институт iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное уреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финасово-экономический институт
По теме: Проблемы адаптации западного управленческого учёта к российской теории и практике
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию всероссийский заочный финансово-экономический институт iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агенство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт филиал г. Ярославля
Методологические аспекты бухгалтерского учета движения материально-производственных запасов
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию всероссийский заочный финансово-экономический институт iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованию Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Организация учета незавершенного производства и готовой продукции
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию всероссийский заочный финансово-экономический институт iconФедеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт кафедра финансов, бюджета и страхования курсовая работа
Выбирая тему курсовой работы, я решила остановиться на таком актуальном вопросе в наше время, как «Роль бюджета государства в Российской...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию всероссийский заочный финансово-экономический институт iconФедеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт ярославский филиал
«Сущность и принципы нормативного метода учета затрат и калькулирования»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию всероссийский заочный финансово-экономический институт iconМинистерство образования и науки российской федерации всероссийский заочный финансово-экономический институт кафедра финансов, бюджета и страхования курсовая работа
Объектом данной курсовой работы являются финансы организаций, их организация и особенности функционирования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию всероссийский заочный финансово-экономический институт iconФедеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономической теории курсовая работа по экономической
Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию всероссийский заочный финансово-экономический институт iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию ростовский государственный экономический университет «ринх» Кафедра

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы