Развитие и воспитание детей раннего возраста icon

Развитие и воспитание детей раннего возраста



НазваниеРазвитие и воспитание детей раннего возраста
страница1/4
Дата конвертации29.05.2013
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Глава 7.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Свое­временно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного

развития.

Для физического и нервно-психического развития детей пер­вых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на пер­вом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуют­ся, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении

родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличива­ется до 200—300, а к трем — до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблаго­приятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное забо­левание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в ран­нем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физи­ческого и психического развития. Крепкий, физически полноцен­ный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвиж­ные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их об­щем самочувствии — они становятся раздражительными и вялы­ми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчиво­стью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведе­ния, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.

120

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобла­дание у них возбуждения над тормозными процессами: малень­кий ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяю­щий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовывать­ся с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни,— сосатель­ный — на положение для кормления. Раннее образование услов­ных рефлексов является убедительным, физиологически обосно­ванным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в при­вычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засы­пать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание — дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.

Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает по­требность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния ок­ружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддержи­вается правильной организацией жизни.

Педагогика раннего детства, основы которой были разрабо­таны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:

соблюдение установленного для детей раннего возраста ре­жима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена раз­ных видов деятельности;

правильное проведение режимных процессов: кормления, ги-

121

гиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, раз­влечений;

создание условий для активной и разнообразной самостоя­тельной деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зави­сит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умствен­ное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержа­ние, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными особенностями малышей'.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыка­ния (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспита­тельных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Глава 8.

^ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

На первом году жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. При правильном уходе, рацио­нальном вскармливании и воспитании он интенсивно развивает­ся. В первом полугодии ежемесячно малыш прибавляет в весе 600—700 г, во втором —400—500 г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2—3 см. К концу года вес его составляет Ю—10,5 кг, а рост—74—75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7—8 мес. начинают прорезываться молочные зубы, к году их вырастает восемь. На протяжении первого года значи­тельно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20—30 мин в первый месяц жизни до 3,5 ч к кон­цу года.

Для успешного воспитания интенсивно развивающегося ма­лыша первый год жизни условно делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга: от рождения до 2,5—3 мес., (включая период новорожденности, т. е. первые 3—4 недели); от 2,5—3 до 5—6 мес., от 5—6 до 9—10 мес., и от 9—10 до 1 года.

Каждый период развития ребенка является фундаментом для

Воспитание и развитие детей раннего возраста. /Под ред. Г. М. Ляминой.-

181 г Ч

М., 1981, с. 7. (22

последующего и отличается ведущими реакциями и изменениями. Ведущими называют такие реакции и умения ребенка, которые определяют его развитие на данном возрастном этапе и являются благоприятными предпосылками для последующего развития. В первые три месяца жизни ведущими, опреде­ляющими развитие ребенка являются зритель­ные, слуховые и эмоциональные реакции. Они дают возможность формировать активное бодр­ствование, обеспечивают сенсорное развитие ребенка, расширя­ют его ориентировку в окружающем, способствуют развитию движений рук, а в дальнейшем и общих движения. Благодаря положительному эмоциональному состоянию улучшаются физио­логические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение), повышается общая активность.

Период от рождения до 2,5—3 месяцев

Ребенок рождается с готовой системой безусловных .рефлек­сов, которые частично обеспечивают его приспособление к внеш­ней среде. Это рефлексы ориентировочные, пищевые, зрительные, слуховые и др. Пищевые безусловные рефлексы выражаются в появлении сосательных движений при раздражении губ и рото­вой полости, в умении глотать и т. д. Основные рефлексы зри­тельного и слухового анализатора проявляются в зажмуривании глаз при ярком свете, вздрагивании при резких звуках. Врожден­ными являются и некоторые рефлексы вестибулярного аппарата, например при покачивании ребенок затихает, успокаивается. У новорожденного нет резкой границы между сном и бодрствовани­ем: 80% времени суток он спит, при пробуждении беспокоится. Движения новорожденного хаотичны. Даже во время сна он со­вершает импульсивные движения. Руки и ноги новорожденного согнуты, прижаты к груди, потому что мышцы-разгибатели раз­виты недостаточно.

Существенно важным в период новорожденности является развитие зрительного и слухового анализатора. В этом возрасте ребенок еще не умеет длительно фиксировать взор на предметах, и он легче воспринимает предмет, если в поле его зрения отсут­ствуют другие раздражители. Поэтому ребенку первого месяца жизни следует показывать одну яркую игрушку, а не гирлянды разноцветных погремушек.

Способность фиксировать взор на предмете, сосредоточивать­ся на нем, прислушиваться к звукам развивается у ребенка при правильном воспитании к концу периода новорожденности. Одновременно формируется и конвергенция — способность сво­дить на предмете зрительные оси обоих глаз. К 2—3 мес. дети привыкают следить за движущимся предметом и за всем, что происходит в поле их зрения, реагируют на невидимый источник звука, например поворачивают голову на голос.

С целью развития зрительных и слуховых реакций у ребенка первых трех месяцев жизни с ним ласково разговаривают, доби­ваясь сосредоточения на лице взрослого; показывают яркую иг-

123

рушку, медленно ее передвигают перед глазами ребенка, чтобы вызвать слежение за движением предмета. Бодрствуют дети обыч­но в манеже; на стойке манежа подвешиваются яркие круп­ные погремушки на расстоянии 40—60 см от глаз ребенка. Вре­мя от времени следует приводить игрушку в движение, чтобы ребенок учился следить за нею.

Развитие зрительного и слухового сосредоточения способ­ствует возникновению у малыша положительных эмоций. Улыбка появляется в конце первого месяца жизни в ответ на ласковый голос взрослого. Вначале она возникает редко, с трудом. В 2,5 мес. ребенок уже часто улыбается, проявляет радость при ви­де взрослого и игрушек. К этому возрасту выражение радости у малыша имеет вид комплекса оживления. В состав комплекса оживления входит ряд реакций: эмоциональная — улыбка, голосо­вые — звуки, двигательные — движения рук и ног. Голосовые реакции ребенка, входящие в комплекс оживления, выражаются в форме гукания — отрывистого произношения согласных звуков гы, кхы. Гукание, возникающее на фоне положительного эмоцио­нального состояния, служит подготовительным этапом развития речи.

В первые 2,5—3 мес. у ребенка начинают развиваться дви­жения. Если малыша 4—6 недель во время спокойного бодрст­вования брать на руки и, поддерживая за спину и головку, придавать ему вертикальное положение, то к 2 мес. он овла­девает умением удерживать голову в этом положении, рассмат­ривает окружающее.

С первых недель жизни следует приучать ребенка лежать на животе. С этой целью перед кормлением или в конце бодрство­вания ребенка кладут на живот, слегка поглаживают по спинке. К 3 мес. он уже хорошо лежит на животе, опираясь на пред­плечья, высоко поднимая голову. Это положение полезно для раз­вития дыхательных движений, кровообращения, а также для под­готовки к ползанию. У ребенка, овладевшего умением удерживать голову в вертикальном положении, следует развивать упор ног:

малыша держат в вертикальном положении так, чтобы его ноги соприкасались с манежем или с пеленальным столом, тем самым вызывая движения подтанцовывания. Однако ставить его на нож­ки еще нельзя.

У детей этого возраста происходит совершен-Периодот2,5—3 ствование зрительных, слуховых и голосовых до 5—6 мес. реакций, возникают и развиваются хвататель­ные движения руки, подготовительные движения к ползанию. Все это служит предпосылкой устойчивого эмоционально-поло­жительного состояния, появления привязанности к взрослым, формирования в дальнейшем разнообразных предметных дейст­вий и основных движений.

В этот период происходят существенные изменения в психи­ческом развитии ребенка: развиваются способности дифферен-

124

цировать звуки, цвет и форму предметов. Различение предметов и явлений внешней среды особенно ярко проявляется в избира­тельном отношении к взрослым. Если активно развивают органы чувств ребенка, то уже трехмесячный малыш начинает узнавать свою мать, а в 6 мес. при виде знакомого человека радуется, при обращении незнакомого — хмурится, отворачивается, иногда плачет.

Ребенок в 5—6 мес. различает интонацию речи взрослого, по-разному реагирует на строгий или ласковый голос. Так, малыш может расплакаться, если с ним заговорят резким тоном.

Для развития у детей способности различать раздражители внешней среды нужно подбирать игрушки разных цветов и от­тенков, различной формы и по-разному звучащие. Побуждая ребенка рассматривать такие игрушки, прислушиваться к издавае­мым ими звукам, взрослые содействуют его сенсорному раз­витию.

Дальнейшее развитие деятельности зрительного и слухового анализаторов происходит в процессе манипуляции ребенка с предметами, эмоционального общения со взрослыми. Однако для того чтобы слух его развивался нормально, в помещении, где бодрствуют дети, необходима благоприятная акустическая обста­новка. Громкий разговор, крик других детей, постоянно рабо-таюший радиоприемник — все это не только мешает развитию слуха, но и тормозит становление речи, нарушает деятельность нервной системы. Малыш, не приученный с первых месяцев жиз­ни прислушиваться к тихому голосу взрослого, будет реагировать только на громкие звуки, повышенный тон.

Развитие слуха ребенка, положительных эмоций, артикуля­ционного аппарата (при произнесении гортанных коротких зву­ков, гукания) способствует возникновению в 4—5 мес. певучего гуления (нараспев произносится гласная а-а-а и сочетание звуков а-гу), а в 6—7 мес.—лепета (так называемые повтор­ные слоги: многократное произнесение одного слога —ба-ба-ба).

Певучие звуки гуления произносятся на продолжительном вы­дохе, что способствует формированию речевого дыхания. Лепет обычно возникает под контролем слуха, поэтому у глухих от рождения детей его нет. Обязательным условием появления зву­ков гуления и лепета у детей является эмоционально-речевое об­щение с ними взрослого. При этом в разговоре с детьми 3— 4 мес. следует употреблять певучие звуки, с детьми 5—6 мес.— слоги. В групповой комнате должна быть относительная тишина, чтобы целенаправленное речевое общение взрослого с ребенком повышало голосовую активность всех детей группы, способство­вало возникновению у них подражания звукам речи.

Предпосылкой своевременного развития речи является форми­рование у ребенка потребности в речевом общении. Уже в 4—6 мес. дети используют свое умение произносить звуки для привлечения внимания взрослого.

125

Занятия по развитию голосовых реакций следует проводить индивидуально, хотя возможно и объединение 2—3 детей с оди­наковым уровнем развития. На занятии последовательно могут быть использованы разные приемы: эмоционально-речевое обще­ние, показ игрушки в сочетании с ласковым разговором, молча­ливое присутствие взрослого, повторное эмоционально-речевое общение. Между каждым используемым приемом надо сделать паузу (примерно в 30 с), чтобы дать возможность ребенку отреагировать. Такое занятие может продолжаться до 6 мин. Если же на занятии воспитатель ограничивается только ласковым разговором, то его продолжительность не должна превышать 3 мин, так как ребенок утомляется от однообразия впечатле­ний.

У детей в возрасте 3—6 мес. постепенно развиваются дви­жения рук. В 3—3,5 мес. ребенок обычно случайно наталкивает­ся на игрушку, подвешенную низко над ним. В 3,5—4 мес. захватывает, ощупывает игрушку, висящую на расстоянии вытя­нутых рук. В 4,5—5 мес. принимает игрушку из рук взрослого. В 6 мес. ребенок уже сам свободно берет игрушку.

Чтобы сформировать у малыша умение брать и удерживать предмет, сначала ему подвешивают некрупные игрушки, удоб­ные для захватывания: погремушки с шариками на кольце. В 4—4,5 мес. взрослый учит ребенка брать игрушку из рук. Для этого он подносит к ребенку погремушку, акцентируя зрительное сосредоточение на ней, затем касается ею руки ребенка, вызывая тактильное ощущение и желание взять игрушку. Побуждая ре­бенка к активным движениям, не нужно вкладывать погремуш­ку ему в ладошку. Следует упражнять ребенка в умении брать игрушку, ''находящуюся сбоку, над лицом, удерживать одновре­менно два предмета.

Обучение действиям с игрушками влияет на развитие у малы­ша некоторых общих движений: переворачиваться со спины на бок (в 4 мес.), на живот (в 5 мес.), с живота на спину (в 6 мес.). Так, ребенок, желая достать игрушку, находящуюся сбоку от него, тянется к ней и часто сам, без помощи взрослого или при незначительной помощи переворачивается на бок или на живот. Умение переворачиваться — это первое движение, по­средством которого ребенок самостоятельно, без помощи взрос­лого изменяет свое положение. Это умение, а также умение лежать на животе опираясь на ладони выпрямленных рук (в 5 мес.), является подготовительным движением к ползанию. В конце первого полугодия ребенок уже ровно, устойчиво стоит при поддержке его под мышки, что является предпосылкой само­стоятельной ходьбы.

Своевременному развитию детей в первом полугодии жизни наряду с непосредственными воздействиями взрослого способст­вует правильная организация условий бодрствования. В этом возрасте дети бодрствуют от 1,5 до 2 ч. Воспитатель заботит-

126

ся, чтобы на протяжении всего этого времени дети находились в активном, деятельном состоянии. На время бодрствования их обязательно помещают в манеж, где для детей в возрасте до 5 мес. подвешивают разные погремушки, затем раскладывают мелкие целлулоидные и резиновые игрушки в манеже.

За время бодрствования следует несколько раз заменить иг­рушки в манеже.

Для этого периода характерно возникновение

Период от 5—6 ползания, совершенствование лепета, развитие

до 9—ю мес. понимания речи окружающих взрослых. Пол­зание как первый вид активного передвижения ребенка способствует развитию в дальнейшем умений садиться, вставать, переступать. Из лепетных звуков на основе понимания речи окружающих возникают первые осмысленные слова.

В 6,5—7 мес. при наличии благоприятных условий для раз­вития движений дети начинают ползать: по-пластунски, на чет­вереньках. Ползание очень полезно для ребенка, так как раз­вивает и укрепляет его костно-мышечную систему, способствует расширению ориентировки малыша в окружающем, делает ре­бенка более самостоятельным.

Чтобы научить ребенка в начале второго полугодия ползать, надо предоставить ему возможность свободно двигаться, т. е. поместить его в манеж. Для детей, научившихся ползать, сле­дует отгородить барьером часть групповой комнаты, утеплить пол.

Обучая ребенка ползанию, взрослый побуждает его к этому движению интересной игрушкой. Если попытка ребенка продви­нуться вперед окажется неудачной, нужно создать опору для его ног, например подставить ладонь, в которую малыш может упереться ножками и оттолкнуться. Если взрослые не помогают ребенку, овладевшему ползанием, передвигаться вперед, он может начать ползать назад, не приближаясь к предметам, а отдаляясь от них.

Научившись ползать, малыш начинает, цепляясь за барьер манежа, вставать, садиться. В 9—10 мес. ребенка надо побуждать вставать на ножки, подвешивая к краям манежа яркие игрушки. Затем ребенок начинает переступать вдоль манежа, держась ' за его барьер. Целесообразно стимулировать ребенка передвигать­ся на ножках, показывая ему интересную игрушку и ласково подзывая к себе.

Нужно стремиться к тому, чтобы, до того как ребенок нач­нет садиться, он научился ползать на четвереньках, вставать на ножки, переступать. Эти движения укрепят его костно-мы-шечную систему. Ребенок, овладевший этими движениями, физи­чески окрепший, в позе “сидя” не будет сутулиться.

Обучать ребенка сидеть раньше в—9 мес. вредно, так как это может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, ран­нее сидение приучает к пассивному бодрствованию; к общей

127

зависимости от взрослых, потому что в этой позе ребенку трудна самому достать откатившуюся игрушку, переменить положение

тела и т. п.

Психическое развитие ребенка второго полугодия первого го- ,

да жизни связано с формированием предпосылок целенаправ- . ленных действий с предметами. Вначале у ребенка появляется в желание повторять действия взрослого: похлопывать рукой по предметам, перекладывать игрушку из одной руки в другую. Интерес к таким движениям связан с усилением ориентировочной деятельности малыша, научившегося к 5—6 мес. рассматривать предметы, воспринимать их цвет, форму, звуки, издаваемые

ими, и другие качества.

Наиболее эффективными приемами обучения малыша различ­ным действиям являются такие, которые подкрепляются други­ми интересными для ребенка раздражителями. Например, воспи­татель, показывая малышу, как вкладывать шарик в коробку, должен положить его так, чтобы раздался звук.

Овладение целенаправленными результативными действиями подготавливает ребенка к выполнению более сложных манипу­ляций с предметами, развивает его внимание, память, нагляд­но-действенное мышление, делает активным, самостоятельным.

К началу второго полугодия наряду с копированием движе­ний (типа постукивания, размахивания) у ребенка появляется стремление многократно произносить некоторые звуки. В основе этого явления лежит развитие интереса к звукам собственного голоса. К 5—6 мес. малыш, находящийся в эмоционально-поло­жительном состоянии, научается произносить повторные слоги, например та-та-та. Многократность произнесения звуков лежит в | основе развития самоподражания, а в дальнейшем — подражания * звукам голоса взрослого.

Формируя у ребенка лепет, нужно учить малыша произносить по подражанию сначала знакомые слоги, те, которые он уже произносит сам, позже — незнакомые, новые для него. В разго­воре с детьми следует четко произносить звуки и следить за тем, чтобы ребенок видел лицо взрослого, артикуляцию звуков. Когда дети научатся подолгу лепетать, можно организовать игры-переклички, т. е. поддерживать лепет отдельных детей, произ­носить звуки вслед за ними.

Тесный контакт ребенка второго полугодия с воспитателем ведет к развитию понимания речи взрослых. Показателем пони­мания слов взрослого является специфическая двигательная ре­акция ребенка: поворот головы в сторону называемого предмета, жест, указывающий на предмет, выполнение названного взрос­лым движения, например сделать ладушки. В начале этого пе­риода ребенок связывает слово с каким-то одним конкретным предметом. Например, слово “ляля” он относит не к любой, а лишь к определенной кукле. Это означает, что слово еще не при­обрело функцию обобщения. Ребенок быстрее начинает понимать

128

.'<

^

названия тех предметов, которые интересны ему, поэтому, обучая его первичному пониманию речи, следует использовать озвучен­ные, красочные, крупные игрушки, приемы сюрпризности — пря-тания и появления игрушек.

В возрасте 6—7 мес. дети на вопрос “где?” (ляля, часы, петушок) поворачивают голову в сторону называемого предмета. Если место расположения предмета меняется, ребенок не может его найти, потому что слово связано для него не только с предметом, но и определенным местом его нахождения. В 9—10 мес. дети находят предметы при назывании независимо от их местоположения. Поэтому сначала предметы всегда должны стоять на определенных местах. Словесно обозначая предметы, взрослые позаботятся о том, чтобы ребенок не только смотрел на них, но и трогал, прислушивался к их звучанию. Чем больше анализаторов включается в восприятие игрушки, тем быстрее ребенок запоминает ее название.

Для развития понимания ребенком слов, обозначающих пред­меты, следует многократно повторять одно и то же слово, от­носящееся к определенной игрушке, подносить ребенка к ней или подносить игрушку к ребенку, дать малышу возможность рассмот­реть ее, ощупать, прислушаться к ее звучанию.

Умение лепетать, а также соотносить слова с предметами и действиями является той основой, на которой в дальнейшем строится весь процесс речевого развития.

  1   2   3   4




Похожие:

Развитие и воспитание детей раннего возраста iconЗрительные нарушения у детей раннего возраста
Печатается по изданию: Л. И. Фильчикова М. Э. Бернадская О. В. Парамей. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и...
Развитие и воспитание детей раннего возраста iconМетодическое объединение воспитателей групп раннего возраста Занятие по сказке «Репка» во 2 группе раннего возраста ( нетрадиционная форма организации в период
Развитие эмоциональной сферы, установление эмоциональных контактов между ребенком и воспитателем
Развитие и воспитание детей раннего возраста iconМетодическое пособие по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста через использование нетрадиционных игр и пособий
Охватывает все стороны сенсорного развития ребёнка раннего возраста, что предаёт данной работе особую значимость
Развитие и воспитание детей раннего возраста iconКонтрольные вопросы по Основам педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста для студентов 1 курса специальности «Дошкольная педагогика и психология» озо
Предмет и задачи педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. Связь с медицинскими, биологическими и психолого-педагогическими...
Развитие и воспитание детей раннего возраста iconВы несете ответственность за воспитание и развитие несовершеннолетних детей
Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом,...
Развитие и воспитание детей раннего возраста iconЛитература по Основам педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста Литература. (основная) Гигиена детей и подростков / Под ред. В. Н. Кордашенко. М.: М., 2005
Крылова Е. Г. Практичнские занятия по курсу «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 2004
Развитие и воспитание детей раннего возраста iconГоршкова Юлия Михайловна, воспитатель по изобразительной деятельности 2007г пояснительная записка
...
Развитие и воспитание детей раннего возраста iconВлияние действий с предметами на умственное развитие детей раннего возраста
Предметная деятельность ведущая в раннем возрасте ребенка. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению...
Развитие и воспитание детей раннего возраста iconРеферат статьи «от внешней регуляции к саморегуляции: ранние родительские прототипы управляющих функций у детей раннего возраста»
«от внешней регуляции к саморегуляции: ранние родительские прототипы управляющих функций у детей раннего возраста»
Развитие и воспитание детей раннего возраста iconПрограмма дистанционного обучения. Гбдоу №18
Оказание психолого-педагогической и коррекционной помощи родителям детей раннего, дошкольного, предшкольного возраста и детей с ограниченными...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zazdoc.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы